Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов.
план-конспект урока экологии (5 класс) по теме
Цель урока: раскрыть значение пресной воды в жизни человека, познакомить учащихся с негативным влиянием деятельности человека на пресноводные водоемы и методами охраны водоемов Республики Хакасия.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- повторить названия обитателей пресноводного водоёма, понятие «биогеоценоз»;
- показать значение пресной воды;
- формировать навыки работы с картой-схемой;
- познакомить уч-ся с пресноводными водоёмами Республики Хакасии;
- рассказать о губительном влиянии деятельности человека на пресноводный водоём;
- рассмотреть методы охраны водоёмов и их обитателей.
2. Развивающая:
- развивать у школьников умение выделять главное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли;
- развивать у уч-ся стремление самостоятельно добывать знания;
- развивать интерес к предмету, используя интересные факты из жизни животных и растений, игровые моменты, творческие задания, иллюстрации.
3. Воспитательная:
- воспитывать любовь к родному краю;
- формировать бережное отношение к природе.
На данном уроке целесообразно дать определение биогеоценоза, составить цепи питания, показать значение пресной воды в жизни человека в беседе с учащимися. Рассмотреть какие реки и пресные озера встречаются в Республике Хакасия используя мультимедия. Необходимо познакомить учащихся с негативным влиянием деятельности человека на пресноводные водоемы и методами охраны водоемов на прФорма урока: комбинированный урок с применением мультимедийной презентации.имерах из жизни самих детей и их родителей.
Форма урока: комбинированный
Оборудование: компьютер и диск с презентацией, карта-схема Республики ХаФорма урока: комбинированный урок с применением мультимедийной презентации.касия (для рассмотрения рек и озер).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоёмы. Охрана водоёмов»
Класс: 5
Форма урока: комбинированный урок с применением мультимедийной презентации.
Цель урока: раскрыть значение пресной воды в жизни человека, познакомить учащихся с негативным влиянием деятельности человека на пресноводные водоемы и методами охраны водоемов Республики Хакасия.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- повторить названия обитателей пресноводного водоёма, понятие «биогеоценоз»;
- показать значение пресной воды;
- формировать навыки работы с картой-схемой;
- познакомить уч-ся с пресноводными водоёмами Республики Хакасии;
- рассказать о губительном влиянии деятельности человека на пресноводный водоём;
- рассмотреть методы охраны водоёмов и их обитателей.
2. Развивающая:
- развивать у школьников умение выделять главное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли;
- развивать у уч-ся стремление самостоятельно добывать знания;
- развивать интерес к предмету, используя интересные факты из жизни животных и растений, игровые моменты, творческие задания, иллюстрации.
3. Воспитательная:
- воспитывать любовь к родному краю;
- формировать бережное отношение к природе.
На данном уроке целесообразно дать определение биогеоценоза, составить цепи питания, показать значение пресной воды в жизни человека в беседе с учащимися. Рассмотреть какие реки и пресные озера встречаются в Республике Хакасия используя мультимедия. Необходимо познакомить учащихся с негативным влиянием деятельности человека на пресноводные водоемы и методами охраны водоемов на примерах из жизни самих детей и их родителей.
Оборудование: компьютер и диск с презентацией, карта-схема Республики Хакасия (для рассмотрения рек и озер).
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке мы познакомились с обитателями озер. Давайте мы вспомним, кого можно встретить в озере и на его берегах и разгадаем кроссворд. (Слайд 2)
- улитка, живущая в озере.
- маленькие, плавающие растения.
- растения, полностью погруженные в воду.
- рыба.
- мелкие рачки.
- красивое насекомое с крупными сетчатыми крыльями.
- не зверь, не птица, в носу спиц, собой тонок, голосом звонок, кто его убьет – свою кровь прольет.
8. насекомое, которое может бегать по воде.
9. животные, которых называют «инженеры – строители».
1 П | Р | У | Д | О | В | И | К | |||||
2 Р | Я | С | К | А | ||||||||
3 Э | Л | О | Д | Е | Я | |||||||
4 К | А | Р | А | С | Ь | |||||||
5 Д | А | Ф | Н | И | И | |||||||
6 С | Т | Р | Е | К | О | З | А | |||||
В | ||||||||||||
7 К | О | М | А | Р | ||||||||
8 В | О | Д | О | М | Е | Р | ||||||
Н | ||||||||||||
9 Б | О | Б | Р | Ы | ||||||||
Й | ||||||||||||
В | О | Д | О | Ё | М |
Ученик делает сообщение в рубрике «Это интересно» (Слайд 3-4) об одной оригинальной рыбке живущей, как и полагается всем рыбам, в воде, но добывающей насекомых, сидящих на берегу. Речь идёт о ярко окрашенной рыбке-брызгуне, обитающей в водах Ост-Индии и Полинезии. Плавая у берега, эта рыбка высматривает сидящих на прибрежных растениях насекомых и, заметив добычу, выпускает изо рта струйку воды, сбивающую насекомое в воду. Наблюдателя поражает удивительная меткость брызгуна, выпускающего совершенно соразмерную струю прямо в цель — на насеко мое. Полинезийцы устраивают с этой рыбой следующую игру. В большой таз с водой пускают брызгуна, а по краю таза устанавливают палочки, к которым каждый из играющих слабо прикрепляет насекомое или какую-нибудь другую добычу.
Чья приманка, за какой срок и как часто будет сбита рыбкой, тот и выигрывает. Игра эта очень увлекательна.
- Ребята, скажите, а почему мы говорим, что озеро является биогеоценозом? (ответы уч-ся). (Слайд 5).
- Мы говорим, что организмы биогеоценоза связаны между собой цепями питания. Давайте составим такие цепи. (Работа с рисунками) (Слайд 6).
3. Изучение нового материала
А как вы думаете, каково значение пресной воды? (Ответы)
Человек не может прожить без воды и 3-х дней. Ведь сам он на 65-90% состоит из воды. В 523 г. При переходе через Ливийскую пустыню в Африке от жажды погибло 50-тысячное войско шаха Камбиза. Это войско не мог победить ни один враг.
Давайте попробуем представить, как выглядела бы наша планета, если бы с неё исчезла бы внезапно вода (горные породы распались бы в прах, пустые глазницы опустевших водоемов, безжизненные пустыни, безоблачное небо).
И так, какой мы можем сделать вывод о значении воды? (вода для жизни – вещество номер один).
А какие пресноводные водоемы вы знаете? (ручьи, родники, реки, озера).
Давайте найдем и назовем пресноводные водоемы Республики Хакасия по карте схеме (озера: Иткуль, Черное (В Ширинском и Алтайском районах), Фыркал, Ошколь, Бугаево, Дикое, и.т.д.,; реки: Енисей, Абакан, его притоки – Таштып, Тея, Есь, Аскиз. Камышта, Уйбат и др., реки Обского стока – Белый и Черный Июсы, Сарала, Юзик. Печищеи др.). (Слайды 7-21).
Озера за свою красоту люди называют «глазами земли». Земля – мать. Озера – глаза матери.
К сожаленью люди не только любуются красотами водоемов, но и загрязняют их продуктами своей деятельности. Веками люди сбрасывали в водоемы остатки промышленного производства, домашние отбросы, мусор, полагаясь на способности водоемов к самоочищению. Давайте посмотрим, к чему может привести такая деятельность человека. Работа учащихся в тетради.
Таблица 1. Влияние человека на пресные водоемы
1. Деятельность человека | Методы охраны водоемов |
| 1. Очистные сооружения и замкнутый цикл производства. 2. Запрет на свалку мусора. 3. Водоохранные зоны (300м) 4. Запрет на вырубку леса. 5.Рациональное использование воды. |
2. Последствия | Охрана обитателей водоемов. |
| 1.Ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы. 2. Проруби. |
А теперь подумайте, как вы можете помочь охране водоемов? (Закрывать кран, не использовать для полива водопроводную воду, не мусорить самим и убирать уже имеющийся мусор, ит.д.).
Если вы всегда будете помнить и соблюдать эти правила, то наши реки и озера будут чистыми.
4. Задание на дом.
5. Итог урока.
И так, о чем мы говорили сегодня на уроке, и какой вывод мы можем сделать?
Человек должен помнить, что от его деятельности зависит будущее водоемов и всей планеты. Сохраним мир прекрасным!
Литература:
1. Гавич. И. К. Методы охраны внутренних вод от загрязнения и истощения / И. К. Гавич. - М.: Агропромиздат, 1985. – 75 с.
2. Голубев И. Р., Новиков Ю. В. «Окружающая среда и ее охрана» / И. Р. Голубева. – М.: 1998. – 213 с.
3. Данилов-Данильянов В. И. «Экологические проблемы: Что происходит, кто виноват и что делать.» / В. И. Данилова-Данильянова. – М.: 2003. – 167 с.
4. Лысогорский К. В. Гос. доклад о состоянии водных ресурсов Республики Хакасия / Гл. ред. К. В. Лысогорский. Абакан, 2004. – 50 с.
5. Протасов В. Ф. «Экология, здоровье и природопользование в России» / В. Ф. Протасова. - М.: 1995. – 145 с.
6. Шурхал. Л. И., Самкова В. А., Козленко С. И. Экология. Живая планета: Учебное пособие для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Л. И. Шурхала,— М.: Академкнига, 2010. - 128 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Рыба-брызгун охотится
Брызгун, сбивающий струей насекомое
БИОГЕОЦЕНОЗ ВОДОЕМА
Некоторые озера Хакасии
Озеро Иткуль
Чёрное озеро (Ширинский район)
Озеро Фыркал
Озеро Ошколь
Озеро Дикое
Озеро Баланкуль
г. Абаза - река Абакан
Река Белый Июс
Река Черный Июс
Река Ташеба
Река Уйбат в районе ст. Капчалы.
Река Аскиз
Река Таштып
Река Тея
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов».
Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов». Формат Word (ZIP-архив, размер 300 Кб)Задачи: Развивать инте...
Влияние деятельности человека на состояние биосферы
Тема урока: Влияние деятельности человека на состояние биосферы (ролевая игра)Цель урока: обобщить знания учащихся по теме: "Влияние деятельности человека на состояние биосферы"План урока:1. орг. моме...
Исследовательская работа. Влияние деятельности человека на почву.
Влияние деятельности человека на почву. Работа проводилась учениками 9-10 классов. Требует подготовки и длительного времени выполнения....
Влияние деятельности человека на окружающею среду
Цель работы заключается в том, чтобы обосновать и изучить влияние человека на окружающую среду путем изучение теоретического материала и практической деятельности....
Урок биологии в 6 классе. "Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений"
Урок биологии в 6 классе. "Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений"Урок проводится по учебнику Пасечника В.В. "Биология: Многообразие покрытосем...
Влияние деятельности человека в природе (задание 15)
Подготовка к ОГЭ по географии: объяснение материалла и разбор задания 15...
Конкурс «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра» Тема работы: «Влияние деятельности человека на экологическое состояние живой и неживой природы г.Краснодона и Краснодонского района»
Эта конкурсная работа раскрывает основные источники загрязнения природы и влияние деятельности человека на экологическое состояние живой и неживой природы г.Краснодона и Краснодонского райо...