Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов.
план-конспект урока экологии (5 класс) по теме

Головушкина Алена Валерьевна

 

Цель урока: раскрыть значение пресной воды в жизни человека, познакомить учащихся с негативным влиянием деятельности человека на пресноводные водоемы и методами охраны водоемов Республики Хакасия.

Задачи урока:

1. Образовательная:

- повторить названия обитателей пресноводного водоёма, понятие «биогеоценоз»;

- показать значение пресной воды;

- формировать навыки работы с картой-схемой;

- познакомить уч-ся с пресноводными водоёмами Республики Хакасии;

- рассказать о губительном влиянии деятельности человека на пресноводный водоём;

- рассмотреть методы охраны водоёмов и их обитателей.

2. Развивающая:

- развивать у школьников умение выделять главное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли;

- развивать у уч-ся стремление самостоятельно добывать знания;

- развивать интерес к предмету, используя интересные факты из жизни животных и растений, игровые моменты, творческие задания, иллюстрации.

3. Воспитательная:

- воспитывать любовь к родному краю;

- формировать бережное отношение к природе.

На данном  уроке  целесообразно дать определение биогеоценоза, составить цепи питания,  показать значение пресной воды в жизни человека в беседе с учащимися. Рассмотреть какие реки и пресные озера встречаются в Республике Хакасия используя мультимедия. Необходимо познакомить учащихся с негативным влиянием деятельности человека на пресноводные водоемы и методами охраны водоемов на прФорма урока: комбинированный урок с применением мультимедийной презентации.имерах из жизни самих детей и их родителей.

Форма урока: комбинированный

Оборудование: компьютер и диск с презентацией, карта-схема Республики ХаФорма урока: комбинированный урок с применением мультимедийной презентации.касия (для рассмотрения рек и озер).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоёмы. Охрана водоёмов»

Класс: 5

Форма урока: комбинированный урок с применением мультимедийной презентации.

Цель урока: раскрыть значение пресной воды в жизни человека, познакомить учащихся с негативным влиянием деятельности человека на пресноводные водоемы и методами охраны водоемов Республики Хакасия.

Задачи урока:

1. Образовательная:

- повторить названия обитателей пресноводного водоёма, понятие «биогеоценоз»;

- показать значение пресной воды;

- формировать навыки работы с картой-схемой;

- познакомить уч-ся с пресноводными водоёмами Республики Хакасии;

- рассказать о губительном влиянии деятельности человека на пресноводный водоём;

- рассмотреть методы охраны водоёмов и их обитателей.

2. Развивающая:

- развивать у школьников умение выделять главное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли;

- развивать у уч-ся стремление самостоятельно добывать знания;

- развивать интерес к предмету, используя интересные факты из жизни животных и растений, игровые моменты, творческие задания, иллюстрации.

3. Воспитательная:

- воспитывать любовь к родному краю;

- формировать бережное отношение к природе.

На данном  уроке  целесообразно дать определение биогеоценоза, составить цепи питания,  показать значение пресной воды в жизни человека в беседе с учащимися. Рассмотреть какие реки и пресные озера встречаются в Республике Хакасия используя мультимедия. Необходимо познакомить учащихся с негативным влиянием деятельности человека на пресноводные водоемы и методами охраны водоемов на примерах из жизни самих детей и их родителей.

Оборудование: компьютер и диск с презентацией, карта-схема Республики Хакасия (для рассмотрения рек и озер).

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке мы познакомились с обитателями озер. Давайте мы вспомним, кого можно встретить в озере и на его берегах и разгадаем кроссворд. (Слайд 2)

  1. улитка, живущая в озере.
  2. маленькие, плавающие растения.
  3. растения, полностью погруженные в воду.
  4. рыба.
  5. мелкие рачки.
  6. красивое насекомое с крупными сетчатыми крыльями.
  7. не зверь, не птица, в носу спиц, собой тонок, голосом звонок, кто его убьет – свою кровь прольет.

8. насекомое, которое может бегать по воде.

9. животные, которых называют «инженеры – строители».

1 П

Р

У

Д

О

В

И

К

2 Р

Я

С

К

А

3  Э

Л

О

Д

Е

Я

4  К

А

Р

А

С

Ь

5  Д

А

Ф

Н

И

И

6  С

Т

Р

Е

К

О

З

А

В

7  К

О

М

А

Р

8  В

О 

Д

 О

М 

Е 

Р 

Н

9  Б

О

Б

Р

Ы

Й

В

О

Д

О

Ё

М

Ученик делает сообщение в рубрике «Это интересно» (Слайд 3-4) об одной оригинальной рыбке живущей, как и полагается всем рыбам, в воде, но добывающей насекомых, сидящих на берегу. Речь идёт о ярко окрашенной рыбке-брызгуне, обитающей   в водах Ост-Индии  и   Полинезии. Плавая   у   берега,   эта    рыбка    высматривает сидящих на прибрежных растениях насекомых и, заметив добычу, выпускает изо рта струйку воды, сбивающую насекомое в воду. Наблюдателя поражает удивительная меткость брызгуна, выпускающего совершенно соразмерную струю прямо в цель — на насеко мое. Полинезийцы устраивают с этой рыбой следующую игру. В большой таз с водой пускают брызгуна, а по краю таза устанавливают палочки, к которым каждый из играющих слабо прикрепляет насекомое или какую-нибудь другую добычу.

Чья приманка, за какой срок и как часто будет сбита рыбкой, тот и выигрывает. Игра эта очень увлекательна.

- Ребята, скажите, а почему мы говорим, что озеро является биогеоценозом? (ответы уч-ся). (Слайд 5).

- Мы говорим, что организмы биогеоценоза связаны между собой цепями питания. Давайте составим такие цепи. (Работа с рисунками) (Слайд 6).

3. Изучение нового материала

А как вы думаете, каково значение пресной воды? (Ответы)

Человек не может прожить без воды и 3-х дней. Ведь сам он на 65-90% состоит из воды. В 523 г. При переходе через Ливийскую пустыню в Африке от жажды погибло 50-тысячное войско шаха Камбиза. Это войско не мог победить ни один враг.

Давайте попробуем представить, как выглядела бы наша планета, если бы с неё исчезла бы внезапно вода (горные породы распались бы в прах, пустые глазницы опустевших водоемов, безжизненные пустыни, безоблачное небо).

И так, какой мы можем сделать вывод о значении воды? (вода для жизни – вещество номер один).

А какие пресноводные водоемы вы знаете? (ручьи, родники, реки, озера).

Давайте найдем и назовем пресноводные водоемы Республики Хакасия по карте схеме (озера: Иткуль, Черное (В Ширинском и Алтайском районах), Фыркал, Ошколь, Бугаево, Дикое, и.т.д.,; реки: Енисей, Абакан, его притоки – Таштып, Тея, Есь, Аскиз. Камышта, Уйбат и др., реки Обского стока – Белый и Черный Июсы, Сарала, Юзик. Печищеи др.). (Слайды 7-21).

Озера за свою красоту люди называют «глазами земли». Земля – мать. Озера – глаза матери.

К сожаленью люди не только любуются красотами водоемов, но и загрязняют их продуктами своей деятельности. Веками люди сбрасывали в водоемы остатки промышленного производства, домашние отбросы, мусор, полагаясь на способности водоемов к самоочищению. Давайте посмотрим, к чему может привести такая деятельность человека. Работа учащихся в тетради.

Таблица 1. Влияние человека на пресные водоемы

1. Деятельность человека

Методы охраны водоемов

  1. Отходы бытовые промышленные

  1. Мусор
  2. Сток с сельскохозяйственных полей (удобрения, ядохимикаты)
  3. Вырубка леса по берегам
  4. Небрежное использование воды (1 житель большого города тратит в сутки 400 л. Воды)

1. Очистные сооружения и замкнутый цикл производства.

2. Запрет на свалку мусора.

3. Водоохранные зоны (300м)

4. Запрет на вырубку леса.

5.Рациональное использование воды.

2. Последствия

Охрана обитателей водоемов.

  1. Обмеление
  2. Отравление воды
  3. Гибель обитателей водоема
  4. Нарушение пищевых связей.

1.Ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы.

2. Проруби.

А теперь подумайте, как вы можете помочь охране водоемов? (Закрывать кран, не использовать для полива водопроводную воду, не мусорить самим и убирать уже имеющийся мусор, ит.д.).

Если вы всегда будете помнить и соблюдать эти правила, то наши реки и озера будут чистыми.

4. Задание на дом.

5. Итог урока.

И так, о чем мы говорили сегодня на уроке, и какой вывод мы можем сделать?

Человек должен помнить, что от его деятельности зависит будущее водоемов и всей планеты. Сохраним мир прекрасным!

Литература:

1. Гавич. И. К. Методы охраны внутренних вод от загрязнения и истощения / И. К. Гавич. - М.: Агропромиздат, 1985. – 75 с.

2. Голубев И. Р.,  Новиков Ю. В. «Окружающая среда и ее охрана» / И. Р. Голубева. – М.: 1998. – 213 с.

3. Данилов-Данильянов В. И. «Экологические проблемы: Что происходит, кто виноват и что делать.» / В. И. Данилова-Данильянова. – М.: 2003. – 167 с.

4. Лысогорский К. В. Гос. доклад о состоянии водных ресурсов Республики Хакасия / Гл. ред. К. В. Лысогорский. Абакан, 2004. – 50 с.

5. Протасов В. Ф.  «Экология, здоровье и природопользование в России» / В. Ф. Протасова. - М.: 1995. – 145 с.

6. Шурхал. Л. И., Самкова В. А., Козленко С. И. Экология. Живая планета: Учебное пособие для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Л. И. Шурхала,— М.: Академкнига, 2010. - 128 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоёмы. Охрана водоёмов» Головушкина Алёна Валерьевна Учитель биологии и экологии МБОУ «Сапоговская СОШ»

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 3

Рыба-брызгун охотится

Слайд 4

Брызгун, сбивающий струей насекомое

Слайд 5

БИОГЕОЦЕНОЗ ВОДОЕМА

Слайд 7

Некоторые озера Хакасии

Слайд 8

Озеро Иткуль

Слайд 9

Чёрное озеро (Ширинский район)

Слайд 10

Озеро Фыркал

Слайд 11

Озеро Ошколь

Слайд 12

Озеро Дикое

Слайд 13

Озеро Баланкуль

Слайд 14

г. Абаза - река Абакан

Слайд 15

Река Белый Июс

Слайд 16

Река Черный Июс

Слайд 17

Река Ташеба

Слайд 18

Река Уйбат в районе ст. Капчалы.

Слайд 19

Река Аскиз

Слайд 20

Река Таштып

Слайд 21

Река Тея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов».

Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов».  Формат Word (ZIP-архив, размер 300 Кб)Задачи: Развивать инте...

Влияние деятельности человека на состояние биосферы

Тема урока: Влияние деятельности человека на состояние биосферы (ролевая игра)Цель урока: обобщить знания учащихся по теме: "Влияние деятельности человека на состояние биосферы"План урока:1. орг. моме...

Исследовательская работа. Влияние деятельности человека на почву.

Влияние деятельности человека на почву. Работа проводилась учениками 9-10 классов. Требует подготовки и длительного времени выполнения....

Влияние деятельности человека на окружающею среду

Цель работы заключается в том, чтобы обосновать  и изучить влияние человека на окружающую среду путем изучение теоретического материала и практической деятельности....

Урок биологии в 6 классе. "Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений"

Урок биологии в 6 классе. "Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений"Урок проводится по учебнику Пасечника В.В. "Биология: Многообразие покрытосем...

Влияние деятельности человека в природе (задание 15)

Подготовка к ОГЭ по географии: объяснение материалла и разбор задания 15...

Конкурс «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра» Тема работы: «Влияние деятельности человека на экологическое состояние живой и неживой природы г.Краснодона и Краснодонского района»

Эта конкурсная работа раскрывает основные источники загрязнения природы  и влияние деятельности человека на экологическое состояние живой и неживой природы г.Краснодона и Краснодонского райо...