Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов».
план-конспект урока (экология, 5 класс) по теме

Борзунова Валентина Викторовна

 

Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов».  Формат Word (ZIP-архив, размер 300 Кб)Задачи: 

  • Развивать интерес к предмету, используя занимательные факты из жизни животных и растений, игровые моменты, творческие задания, иллюстрации.
    • Повторить названия обитателей пресноводного водоёма, понятие «биогеоценоз»;
    • Показать значение пресной воды;
    • Формировать навыки работы с картой-схемой;
    • Познакомить уч-ся с пресноводными водоёмами Багаевского района;
    • Рассказать о губительном влиянии деятельности человека на пресноводный водоём;
    Рассказать о методах охраны водоёмов и их

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ekol5.zip305.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по экологии в 5 классе.

«Влияние деятельности человека на пресноводные водоёмы. Охрана водоёмов»

Цель урока:

раскрыть значение пресной воды в жизни человека, познакомить учащихся с негативным влиянием деятельности человека на пресноводные водоемы и методами охраны водоемов.

Задачи:

Учебные:

  1. развивать у школьников умение выделять главное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли;
  2. Развивать у уч-ся стремление самостоятельно добывать знания;
  3. Развивать интерес к предмету, используя интересные факты из жизни животных и растений, игровые моменты, творческие задания, иллюстрации.

Образовательные

  1. Повторить названия обитателей пресноводного водоёма, понятие «биогеоценоз»;
  2. Показать значение пресной воды;
  3. Формировать навыки работы с картой-схемой;
  4. Познакомить уч-ся с пресноводными водоёмами Багаевского района;
  5. Рассказать о губительном влиянии деятельности человека на пресноводный водоём;
  6. Рассказать о методах охраны водоёмов и их обитателей

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к родному краю;
  2. Формировать бережное отношение к природе.

Эпиграф

«Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы»

С.Аксаков.

План урока.

  1. Повторение.
  2. Изучение нового материала:
  1. Значение пресной воды
  2. Пресноводные водоемы Багаевского района
  3. Деятельность человека
  4. Последствия деятельности человека
  5. Методы охраны водоёмов и их обитателей
  6. Как мы можем помочь охране водоемов
  7. Это интересно
  1. Итог урока.

Ход урока.

1.Повторение.

На прошлом уроке мы познакомились с обитателями озера. Давайте мы вспомним, кого можно встретить в озере и на его берегах и разгадаем кроссворд.

  1. улитка, живущая в озере
  2. маленькие, плавающие растения
  3. растения, полностью погруженные в воду
  4. рыба
  5. мелкие рачки
  6. красивое насекомое с крупными сетчатыми крыльями
  7. Не зверь, не птица,

В носу спица,

Собой тонок,

Голосом звонок.

Кто его убьет –

Свою кровь прольет.

8.насекомое, которое может бегать по воде

9.животные, которых называют «инженеры – строители».

1

п

р

у

д

о

в

и

к

2

р

я

с

к

а

3

э

л

а

д

е

я

4

к

а

р

а

с

ь

5

д

а

ф

н

и

и

6

с

т

р

е

к

о

з

а

в

7

к

о

м

а

р

8

в

о

д

о

м

е

р

9

б

о

б

р

ы

й

в

о

д

о

ё

м

  1. Ребята, скажите, а почему мы говорим, что озеро является биогеоценозом? (ответы уч-ся)
  2. Мы говорим, что организмы биогеоценоза связаны между собой цепями питания. Давайте составим такие цепи. (Работа с рисунками)

2. Изучение нового материала

Воскресный день делами занят…

А где–то в отчей стороне

Живет себе лесная заводь,

Совсем не помня обо мне.

Над ней сейчас парят стрекозы,

И с крутизны береговой

Спускаются к воде березы

Известной им одним тропой.

Там караси жируют в иле,

Слетают с неба облака,

И чашечки прибрежных лилий

Покачиваются слегка.

Мы начали изучение нового материала строками из стихотворения А.Азовского в, которых показана красота родной природы.

А как вы думаете, каково значение пресной воды? (Ответы)

Человек не может прожить без воды и 3-х дней. Ведь сам он на 65-90% состоит из воды. В 523г. При переходе через Ливийскую пустыню в Африке от жажды погибло 50-тысячное войско шаха Камбиза. Это войско не мог победить ни один враг.

  1. Давайте попробуем представить, как выглядела бы наша планета, если бы с неё исчезла бы внезапно вода (горные породы распались бы в прах, пустые глазницы опустевших водоемов, безжизненные пустыни, безоблачное небо).
  2. И так, какой мы можем сделать вывод о значении воды? (вода для жизни – вещество номер один)
  3. А какие пресноводные водоемы вы знаете? (ручьи, родники, реки, озера)
  4. Давайте найдем и найдем и назовем пресноводные водоемы Багаевского р-на по карте схеме (озера: Песчаный Лиман, Лиман Западенский, Артуган, Долгое, Макарово, Попово; реки: Дон, Подпольное, Маныч, Сусат.)

Озера за свою красоту люди называют «глазами земли». Земля – мать. Озера – глаза матери.

К сожаленью люди не только любуются красотами водоемов, но и загрязняют их продуктами своей деятельности. Веками люди сбрасывали в водоемы остатки промышленного производства, домашние отбросы, мусор, полагаясь на способности водоемов к самоочищению. Давайте посмотрим, к чему может привести такая деятельность человека.

Работа в тетради.

1.Деятельность человека

3.Методы охраны водоемов

  1. Отходы бытовые промышленные (Ростов ежедневно сбрасывает в Дон и Темерник около 80 тыс.м3 неочищенных вод)
  2. Мусор
  3. Сток с сельскохозяйственных полей (удобрения, ядохимикаты)
  4. Вырубка леса по берегам
  5. Небрежное использование воды (1 житель большого города тратит в сутки 400 л. Воды)

1. Очистные сооружения и замкнутый цикл производства.

2.Запрет на свалку мусора.

3. Водоохранные зоны (300м)

4. Запрет на вырубку леса.

5.Рациональное использование воды.

2.Последствия

4.Охрана обитателей водоемов.

  1. Обмеление
  2. Отравление воды
  3. Гибель обитателей водоема
  4. Нарушение пищевых связей.

1.Ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы.

2. Проруби.

  1. А теперь подумайте, как вы можете помочь охране водоемов? (Закрывать кран, не использовать для полива водопроводную воду, не мусорить самим и убирать уже имеющийся мусор, ит.д.)
  2. Если вы всегда будете помнить и соблюдать эти правила, то наши реки и озера будут чистыми, в них всегда будет водиться рыба, и мы сможем узнать что-то новое и интересное из жизни рыб.
  3. Сегодня в рубрике «Это интересно» вы узнаете        об одной оригинальной рыбке живущей, как и полагается всем рыбам, в воде, но добывающей насекомых, сидящих на берегу (выступление уч-ся).

Речь идёт о ярко окрашенной рыбке-брызгуне, обитающей   в водах Ост-Индии  и   Полинезии. Плавая   у   берега,   эта    рыбка    высматривает сидящих на прибрежных растениях насекомых и, заметив добычу, выпускает изо рта струйку

воды, сбивающую насекомое в воду. Наблюдателя поражает удивительная меткость брызгуна, выпускающего совершенно соразмерную струю прямо в цель — на насеко -
мое. Полинезийцы устраивают с этой рыбой следующую игру. В большой таз с водой пускают брызгуна, а по краю таза устанавливают палочки, к которым каждый из играющих слабо прикрепляет насекомое или какую-
нибудь другую добычу. Чья приманка, за какой срок и как часто будет сбита рыбкой, тот и выигрывает. Игра эта очень увлекательна.

  1. И так, о чем мы говорили сегодня на уроке, и какой вывод мы можем сделать?

Человек должен помнить, что от его деятельности зависит будущее водоемов и всей планеты. Сохраним мир прекрасным.

В.В. Борзунова, учитель химии и биологии МОУ БСОШ№3 (ст. Багаевская, Ростовская обл.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов.

Цель урока: раскрыть значение пресной воды в жизни человека, познакомить учащихся с негативным влиянием деятельности человека на пресноводные водоемы и методами охраны водоемов Республики Хакаси...

Разработка урока биологии в 11 классе по теме: «Доказательство происхождения человека от животных».

Данный урок – урок актуализации, систематизации знаний, закрепления нового материала. Метод обучения – проблемный.Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-см...

Разработка урока географии в 8 классе по теме «Влияние климата на жизнедеятельность населения»

Разработка урока географиив 8 классе по теме " Влияние климата на зизнедеятельность населения"  составлена по учебнику  под редакцией А. И. .Алексеева, "География. Россия. 8 класс. Серия "По...

Методическая разработка урока технологии в 5 классе по теме "Натуральные волокна растительного происхождения. Влияние на здоровье человека тканей из этих волокон"

Цели урока:Образовательные: ознакомить учащихся с натуральными волокнами растительного происхождения, из чего получают, где выращивают, как перерабатывают, какими свойствами обладают,  что из них...

Урок по экологии 11 класс на тему «Современное состояние и охрана атмосферы»

Урок по экологии 11 класс на тему «Современное состояние и охрана атмосферы»Задачи урока: показать, что в последние годы объемы и скорость выбросов в атмосферу превосходят возможности биосферы к ...

Технологическая карта урока географии в 7 классе на тему: «Хозяйственная деятельность человека»

Урок помогает сформировать понятия «первичный, вторичный, третичный сектор экономики»....

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме: Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, со...