программма .экологический кружок
календарно-тематическое планирование по экологии (7 класс) по теме

Бондаренко Зинаида Федоровна

Прививать бережное отношение к природе, воспитывать любовь к родному краю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_kruzhok.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Александровская СОШ»

 Быковского муниципального района Волгоградской области

Согласовано:                   Согласовано:                            Утверждаю:

Руководитель МО          Зам. директора по ВР             Директор  школы

______________            ___________  Ильина Е,Е.   ________ Суворина Н.Е.            

Протокол №___              от «__»______2012 г.            от «__»________2012г.

_______________

 

Программа

 

 эколого-биологического кружка

«Живая планета»

(для учащихся 5- 9 классов

34 часа .)

 

Составитель:

 Учитель биологии

 МКОУ «Александровская СОШ»

Бондаренко З.Ф.

Пояснительная записка.  

 

       Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.  

          Программа кружка рассчитана на разновозрастную группу учащихся  5–9 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

          Программа экологического кружка построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.  

Направления работы над программой:  

      Познавательное направление работы над программой включило цикл познавательных мероприятий ( использовались  следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, викторины, конкурсы), которые способствовали более глубокому изучению экологических проблем школьниками.

      Практическое направление работы над программой связано с практическими делами ( изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, озеленение класса, подкормка птиц), способствовало привитию бережного отношения детей к родной природе.

      Исследовательское направление работы осуществляется при помощи экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

     Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы и рассчитана на воспитание детей среднего школьного возраста.

   Актуальность программы и основные положения экологического воспитания

            В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что ведет к ее неправильному использованию и загрязнению.

Под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

интерес к природе;

знания о природе, воздействии человека на природу;

позитивная деятельность и поведение в природе.

Цель: 

 Научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачи:       

Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности

Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей.

Воспитание понимания эстетической ценности природы.

Развитие любознательности и желания получать знания.

Формирование положительного отношения к окружающему миру.

Нравственное развитие личности, воспитание чувств.

Формирование гигиенических знаний, способствующих сохранению здоровья.

Научить учащихся пользоваться научной литературой.

Научить любить природу, правильно её использовать.

Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.

Воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Основные направления работы по программе:

 Познавательно-исследовательское:

 подготовка исследовательских рефератов, экскурсионных маршрутов; участие в форумах, олимпиадах, экологические мониторинги.

 Духовно-творческое:

 конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованные представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки.

  Просветительское:

 проведение экскурсий по городу и родному краю, изготовление эколистовок, плакатов, газет; агитвыступления;

  Природоохранное:

 посадка деревьев, кустарников; создание и уход за цветочными клумбами, санитарная чистка улиц, парка; изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц), паспортизация родников .

 Туристско-оздоровительные:

турпоходы, экспедиции, слеты; Дни здоровья.

Принципы организации экологического воспитания:

систематичность,

непрерывность,

междисциплинарность содержания

Формы, методы и средства организации экологического воспитания:

а) традиционные;

б) активные;

в) инновационные.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей ( учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).

Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников:

по защите окружающей среды:

 борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц,

по улучшению природной среды:

 озеленение класса, школьного участка, оформление клумб.

по сохранению и использованию эстетических ценностей природы:

 сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала.

Режим занятий:

 (34 часа  -  двухчасовые занятия раз в две недели).

 Занятия осуществляются  в кабинете химии и биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же  в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов  природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния  окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников.

План работы по программе  « Живая планета»

Тема

Содержание занятия

Теоретическое

Практическое

Сроки  проведения

1. Вводное занятие

Режим работы

кружка. Ознакомление с планом

Беседа о правилах безопасности

Организация  рабочего места

Сентябрь

2. Что такое природа.

3 .Природа и мы.

4. Времена года. Осень

5.        Участие во Всемирной неделе  защиты животных.

6.Осень в жизни животных

Экскурсия в поле.

 Экскурсия  в лиман.

 Осень в стихах, пословицах, загадках.

Экологический конкурс «Наследие природы».

 Сбор листьев, семян. Оформление экскурсий. Составление коллекций листьев, семян. Изготовление осенних букетов, панно из листьев. Заготовка корма для птиц. Проект "Хлебные крошки".

октябрь

7. Природа в нашем доме.

8.Разнообразие растений и животных.

9. Фотоконкурс

 « Природа вокруг нас»        

Проект «Вырасти себе друга».  Школьный

экологический конкурс «Операция Кормушка».

Работа в читальном зале школьной библиотеки с экологическими изданиями.

Изготовление кормушек для птиц.

 Участие в фотоконкурсе «Природа вокруг нас»

ноябрь

10. Зима в природе.

11.Растения зимой.

12.Животные зимой.

13 Конкурс на лучшую зимнюю композицию.

Приспособление растений и животных к жизни  в зимнее время.

Подготовка к  конкурсу знатоков песен, стихов, загадок, поговорок о зиме

Изготовление зимних пейзажей и композиций.

декабрь

14, 15.

16,17.Свойства  льда и снега.

Экскурсия в зимний парк

Свойства  льда и снега

Изготовление скульптур из снега на школьной площадке.

Январь

18 Эти загадочные животные. 19.Дикие животные. 20Домашние животные.

Экскурсия в библиотеку. Знакомство с экологическими  изданиями.

Встреча с  библиотекарем

Оформление альбома « Мы нашли своих друзей»

Февраль

21 Весенние приметы.

22 Весенние радости.

23.День птиц.

24.Редкие и охраняемые животные и растения родного края.

Конкурсы рисунков, стихов, пословиц и поговорок о весне..

Изучение природы родного края.

Работа в библиотеке.

Птицы весной.

Работа с изданиями о природе  волгоградской

области.

Изготовление скворечников.

Участие в празднике

« Дня птиц»

Изготовление «жалобной книги природы»

март

25. «Вода в нашей жизни.

26. Загрязнение природы.

 27.Экологические проблемы.

28.Основные сведения об экологии окружающей среды

29.День Земли.

Изучение удивительных свойств воды.

Изучение проблем окружающей природы.

Экскурсия в библиотеку. Работа с экологическими изданиями.

Участие в  акции в защиту воды.

Участие в экологической акции «Очистим планету от мусора»

Изучение экологии Волгоградской области.

История праздника

Конкурс рисунков, плакатов, листовок в защиту воды.

Уборка школьной территории.

Операция «Чистодвор»

Изготовление листовок и плакатов.

апрель

30. Знакомство с лекарственными растениями

31.Проект с детьми и родителями «Зеленый Лекарь»

 

 

Лекарственные растения.

Лекарственные растения.

 

Изучение лекарственных растений.

.

 

Изготовление  гербариев лекарственных растений

 

май

32.Проекты с детьми и родителями.

33.Экологические акции.

34.Итоговое занятие.

«Капелька»

«Животные в истории моей семьи»

«Школьный двор»

Отчет о работе кружка.

Задание на лето о наблюдении за природой.

Оформление презентаций, альбомов.

Экологическая акция «Посади дерево на счастье»

В течение года.

Предполагаемые результаты реализации программы.

1.Организация социально- значимой общественной деятельности школьников.

2. Осуществление комплексного подхода к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.

3.Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для само реализации, самоутверждения, самовыражения.

4.Приобщение детей к здоровому образу жизни, как важной составляющей экологической культуры.

5 Формирование духовных потребностей,  раскрытие творческого потенциала личности ребенка.

6.Воспитание любознательности, эстетической отзывчивости, экологической культуры школьников.

7.Становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения детей к природному и социальному окружению.

Литература:

                                   Информационная.

Авилова, К. В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы (Текст): кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.  

 Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1983.

Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. – 2-еизд. перераб. – М.: Просвещение, 1980.

Генкова, Л.Л., Славков, Н. Б., Почему это опасно.(Текст) -  М.: Просвещение, 1989.

Герд, С. Мой живой уголок (Текст) – Л.: Государственное издательство Детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1965.

Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984.

Книга для чтения по охране природы (Текст): для учащихся9- 10 кл. сред. шк. / сост. А.Н. Захлебный. – М.: просвещение, 1986.

Кочетов, А. М. Экзотические рыбы (Текст). – М.: Лесн. Пром-сть, 1888.

Крикунов, Е.А.  Экология(Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин.  - М.: Дрофа, 1995.

Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). -  М.: Устойчивый мир, 2000г.

Протасов, В.Ф., Молчанов, А.В. Экология, здоровье и природопользование в России  (Текст).-  М.: Финансы и статистика, 1995г.

Труфанов, В.Г. Уроки природы родного края (Текст). – Тула: издательский дом «Пересвет», 2003.

Чернова, Н.М.и др. Основы экологии (Текст): учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.М. Чернова, В. М. Галушин, В.М. Константинов. 3-е изд. дораб. - М.: Дрофа, 1999г.

       

Определители, справочники.

1.             Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о  животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

2.             Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

3. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных (Текст художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей)

4. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

5. «Свет жизни». Пособие для учителей к учебному курсу экологии .

6.   Программа для детей и родителей «Экомир моей семьи» .                  7.Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана.Книга для учащихся.-М .Просвещение—1995.

8. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников Советская педагогика.-1989.-№ 9.

9. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы—М. Педагогика 1981.

10. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья- М. Экология. 1991.

11. Филатова Л.М. По страницам Красной книги. Начальная школа. – 1991- №11.-Стр.49-52.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительных занятий "Химико-экологический кружок"

Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения ...

Программа дополнительного образования детей 11-13 лет «Nature» Экологический кружок «РОБИНЗОНАДА»

       Направленность   программы   «Экология»   по   содержанию эколого-биологической;  по  функциональному  пр...

Программа дополнительного образования детей Экологический кружок «Эколог»

            Направленность программыДанная программа предназначена для учащихся, посещающих экологический кружок «Эколог».Усилиями учителей  биологии и эколог...

Кружок "Экологическая архитектура", как средство развития творческих способностей обучающихся.

В конце прошлого века серьезной проблемой стало резкое ухудшение состояния окружающей среды. И только сейчас в массовом сознании стало зарождаться понятие экологической архитектуры....

экологический кружок

Рабочая программа по экологии...

Экологический кружок "Зелёная планета"

Данная рабочая программам ожет использоваться во внеклассной дятельности в школе....

Экологический кружок "Природа малой Родины"

Основные направления –  научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное.            Цель проектно...