Роль исследовательской деятельности на уроках экологии и во внеклассной работе.
статья по экологии по теме

Рогозина Татьяна Васильевна

Философ, просветитель Софокл говорил: “Великие дела не делаются вдруг”. Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика и родителей. Главная задача учителя – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом учит организация исследовательской деятельности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Краснознаменская средняя общеобразовательная школа»

Роль

исследовательской деятельности
на уроках экологии и
во внеклассной работе

Учитель экологии: Рогозина Т.В.

Слайд №2,3

Философ, просветитель Софокл говорил: “Великие дела не делаются вдруг”. Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика и родителей. Главная задача учителя – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской деятельности школьников.

     Слайд №4

Исследовательская деятельность учащихся - образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира.

Слайд № 5

Учебно-исследовательская деятельность –это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Именно исследовательская деятельность школьников в большей степени, чем любая другая создает условия для развития личности ученика, так как в ходе ее создаются условия для:

психического развития ребенка (саморазвития);

развития аналитического мышления, творческих способностей;

формирования основ исследовательской культуры;

освоения новых способов деятельности.                                                  

Слайд № 6

Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, селе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.

         В исследовательской работе учащихся содержатся обязательные элементы научного исследования.

Слайд № 7

Компоненты исследовательской деятельности:

аналитические: выдвижение идеи и формулирование задачи, поиск гипотезы, обоснованный выбор способа, планирование своей деятельности, самоанализ;

презентационные: выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;

поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в Интернет, формулирование ключевых слов;

информационные: структурирование информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, проведение эксперимента, осмысление полученных результатов.

Слайд №8, 9

Чтобы развить и сформировать у обучающихся исследовательскую культуру, обучить научному исследованию, учитель должен сам обладать  исследовательскими компетенциями. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Слайд № 10

В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (независимо от формы работы): постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), определение  цели и задач; изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Слайд № 11

Учебные исследования могут разворачиваться как на уроках, так и вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

1. На уроке учителя используют педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения, т.е. самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы.

2. Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование, урок-лаборатория, урок -творческий отчёт, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «патент на открытие», урок открытых мыслей и т.п.

3. Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.

4. Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе вышеперечисленные варианты, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

На уроках экологии большое внимание уделяется учебно-исследовательским работам школьников. Они включают:

- лабораторные самостоятельные работы по инструктивным карточкам (практикуются специальные лабораторные работы по инструктивным карточкам. У учащихся развиваются навыки самостоятельных наблюдений, умения исследовательской и практической работы, как в классе, так и в окружающей среде)

- практические работы (Цель проведения подобных работ - совершенствование умений и навыков, учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности. Задания практических работ имеют экологическую направленность и выполняются индивидуально или в группах. Они создают условия для личной заинтересованности ученика в конечном результате его деятельности и в самом процессе его достижения)

       - опыты, наблюдения (при изучении экологии проводят опыты исследовательского характера по темам: «Влияние табачного дыма на рост растений», «Влияние газообразных выделений на прорастание семян»,«Влияние условий освещения на пожелтение листьев», «Берёзовый сок и старение растений» и т. д. Сам процесс деятельности очень интересует для ребят, в котором они работают самостоятельно и увлечённо)

- учебные экскурсии (Они помогают изучать окружающий мир; развивают практические умения и навыки по изучению флоры и фауны; воспитывают бережное отношение к природе; развивают навыки проведения самостоятельных наблюдений в природе, умений исследовательской и практической деятельности и элементов творческого характера)

- самостоятельные задания (На уроках экологии в старших классах использую самостоятельные задания. В самостоятельных заданиях практической направленности учащиеся вспоминают важные положения экологии, отвечают на вопросы и тем самым развивают и закрепляют свои знания, применяют их для анализа конкретных ситуаций)

- творческие работы исследовательского характера,

- проекты.

Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности.

Внеурочная исследовательская деятельность развивается на базе знаний, полученных из школьных курсов, также в свою очередь влияет на повышение активизации познавательной деятельности, что повышает качество успеваемости.

Во внеурочное время:

1. Исследовательский практикум.

2. Выпускные экзамены.

3. Экспедиции, походы, экскурсии.

4. Факультативные занятия.

5. Работа в ученических научно-исследовательских обществах.

6. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

7. Учебные проекты.

Слайд № 12

В 2009 году была разработана экологическая тропа. Создание тропы, уход за  нею  и  периодическое  дооборудование  приучают детей  к  общественно  полезному  труду  и  бережному  отношению  к   общему  достоянию.  Работа на тропе позволяет учащимся многогранно раскрыть свои творческие способности, сочетать умственный труд с физическим, развивать высокую активность. Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности школьников. Широко используется проблемный и исследовательский методы обучения. (Например, группа ребят изучала жизнедеятельность муравьев. Проводился учет численности муравейников, изучалось питание, проводилась оценка их строительной деятельности (определялся состав строительного материала). На основании учета и измерений оценивалось состояние муравейников, определяли плотность поселения муравьев. Результаты работы позволили выявить неблагополучные участки на изучаемой территории и основные причины их появления).

Проведение экскурсии по экологической тропе – это результат переработки большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудовых дел своих земляков, наконец, результаты личного участия школьников в охране природных богатств родного края.  

Учебно-опытный участок школы. Проведение опытов на пришкольном участке активизирует познавательную и творческую активность ребят, дает возможность развить исследовательские качества, приучает к культуре труда. Исследования учащихся часто не заканчиваются в один сезон и продолжаются в течение нескольких лет.

     Тематика опытов разнообразна, каждый ребенок имеет право на выбор темы своей исследовательской работы, которая ему наиболее интересна.

 В ходе урочной и внеурочной исследовательской деятельности учащиеся обучаются: видеть проблему; самостоятельно ставить задачи; планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу; овладевать навыками конструктивного общения, что включает умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Слайд № 13

Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа.

Преподавание экологии сочетается с исследовательской работой, проводимой самими ребятами. Тематика исследовательских работ тесно связана с проблемами нашего села. Это: «Загрязнение литосферы» Кирьянова Дарья (выявление и изучение  несанкционированных свалок на территории села) 2 место на научно-практической конференции «Экология XXI века», «Охрана водных ресурсов»  Каяткин Денис (изучил экологическое состояние местного водоема и исследовал воду в колодцах и скважинах села) – участник 3 конференции «Экология XXI века»

Это дает возможность убедиться в необходимости изучения предмета, задуматься над поступками и действиями в природе, а так же позволяет школьникам проявлять активность и полнее реализовать свои знания и умения.

В школе организовано научное общество учащихся.

   Основная проблема, которую решает НОУ - создание всех условий для того, чтобы талант детей развивался, чтобы у них было, где заниматься и с кем заниматься, расширением кругозора, подготовкой к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям. Учащиеся, занимающиеся в НОУ, к 11 классу приобретают навыки научной организации учебной деятельности и публичного выступления. Эта работа помогает в профессиональном самоопределении и воспитании активной жизненной позиции.

Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой.

 Научно-исследовательская деятельность учащихся дает  возможность для участия в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, научно-практических конференциях, экологических олимпиадах,  способствует расширению кругозора (в частности, краеведческого кругозора)

Многие из ребят, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью,  являются победителями и призерами олимпиад, конкурсов, конференций.

Выпускники нашей школы, занимавшиеся исследовательской деятельностью часто связывают свое дальнейшее обучение с теми направлениями наук, по которым проводили научные исследования и достигли определенных результатов. Аккуратность в работе, творческая закалка, полученные в процессе исследовательской деятельности в школе, не пропадают бесследно.

В вузах такие учащиеся, как правило, продолжают самостоятельную научно-исследовательскую работу становятся активными членами студенческих научных обществ. Навыки, приобретённые учащимися, пригодятся им в дальнейшем при написании курсовых и дипломных работ.

Таким образом, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность учащихся – одно из условий  развития личности, способствующее профилизации.  

Слайд №

Значение исследовательской  деятельности в учебном процессе велико: обучающимися  приобретаются навыки использования различных источников информации, их анализа, развиваются творческие способности, самостоятельность, инициатива, стремления к самореализации и самоопределению. Все это является очень важным для творческого и личностного  развития обучающихся.  Кроме того, учебно-исследовательская деятельность  учитывает  образовательные потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентирует на овладение методологией самостоятельного научного исследования.

Исследовательские работы, воздействуя на учащихся, возбуждают интерес к решению экологических проблем  и, в особенности к изучению проблем своей местности, вызывает чувство удовлетворения полученными результатами; возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознания значимости практической помощи природе родного края. В процессе такой деятельности учащиеся учатся находить возможности, позволяющие реализовать знания, умения и навыки в решении реальных экологических проблем; участвовать в работе, приносящей пользу природе  как общему дому; понимать, что знания и умения по изучению местности, по охране окружающей среды, которые они получают  в школе, будут полезны в их дальнейшей жизни.

Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований. Имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.

Организация исследовательской работы в школе обеспечивает реализацию еще одной важнейшей на сегодняшний день задачи - поддержки талантливых детей.



Подписи к слайдам:

Роль исследовательской деятельности на уроках экологии и во внеклассной работе
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Краснознаменская средняя общеобразовательная школа»
Учитель экологии: Рогозина Татьяна Васильевна
«Скажи мне - и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Дай мне действовать самому – и я научусь».Китайская народная мудрость
«Деяние есть единство теории и практики» (Аристотель) «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами» (Ш.А.Амонашвили)
Исследовательская деятельность обучающихся
это самостоятельный поиск, создание или конструирование нового, неизвестного; может послужить отправной точкой для возникновения интереса к биологической науке; вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции обучающихся; способствует формированию опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию, проведению анализа результатов, логичности знаний и умений.
Цель исследовательской деятельности: развитие личности,  приобретение учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний.
В исследовательской работе учащихся содержатся обязательные элементы научного исследования: 1. Постановка цели; 2. формулирование задач; 3. выбор методов сбора и обработки фактического материала; 4. проведение наблюдений, опытов и экспериментов; 5. анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.
Компоненты исследовательской деятельности :аналитические: выдвижение идеи и формулирование задачи, поиск гипотезы, обоснованный выбор способа, планирование своей деятельности, самоанализ;презентационные: выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в Интернет, формулирование ключевых слов;информационные: структурирование информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, проведение эксперимента, осмысление полученных результатов.
Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений:
обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном»; уметь находить и ставить перед детьми реальные учебно – исследовательские задачи в понятной форме; уметь увлечь ребят проблемой, сделав её проблемой самих детей;быть способным к выполнению функций координатора и партнёра; уметь быть терпимым к ошибкам ребят, допускаемым ими в попытках найти собственное решение; предлагать свою помощь только в тех случаях, когда ребёнок начинает чувствовать безнадёжность своего поиска;
Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений:
организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и «полевых» исследований; предоставлять возможность обмена мнениями в ходе открытых обсуждений; поощрять и развивать критическое отношение к исследованиям; уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования; внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме; уметь закончить проведение исследований и работу до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.
Этапы исследовательской работы:
Выбор темы Постановка цели и задачи Гипотеза исследования Организация исследования Подготовка к защите и защита работы На уроках экологии, а также во внеурочное время мы работаем над созданием экологических проектов и выполняем исследовательские работы.
Технология организации учебно-исследовательской деятельности
Экологическая тропа
Научно- практическая конференция
Исследование для учащегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Проявление у учащихся устойчивого интереса к творческой и исследовательской работе; развитие компетенций, необходимых для успешной самореализации в современном обществе; овладение учащимися различными приемами учебной деятельности и принципами естественнонаучного метода познания; оптимальный уровень знаний, умений и навыков.
Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельностиhttp://schools.keldysh.ru/labmro -  сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.www.vernadsky.dnttm.ru   — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.www.issl.dnttm.ru   — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».www.konkurs.dnttm.ru   — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов.www.resercher.ru – портал исследовательской деятельности учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе.

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе. ...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии и во внеклассной работе с неслышащими детьми.

На современном этапе развития образования, основной принцип педагогической деятельности должен заключаться в том, чтобы научить ребенка учиться. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а ...

"Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеклассной работе"

Выступление на педагогическом совете. К нему прилагаются фрагменты уроков и работы учащихся....

исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе

На протяжении последних лет работаю над темой "исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе". Считаю, что процесс...

Нестандартные формы работы на уроках истории и во внеклассной работе

Выступление на МО по теме "Нестандартные формы работы на уроках истории и во внеклассной работе(тема по самообразованию)"...

Экологическое воспитание на уроках географии и во внеклассной работе (из опыта работы)

Обращение к теме «Вопросы экологии на уроках географии и во внеклассной работе» продиктовано её актуальностью. На протяжении столетий развития человеческого общества экономическая деятельность людей н...