Экологическое краеведение в условиях сельской малокомплектной школы
проект по экологии по теме

Грецов Александр Васильевич

 

Рассматриваются цель и основные задачи экологического краеведения, показывается опыт работы по изучению и охране природы родного края, приводятся данные об изученных популяциях охраняемых растений Абашевского поселения, занесённых в Красную книгу Самарской области. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon экология, краеведение70 КБ

Предварительный просмотр:

 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ  

А.В. Грецов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Абашево муниципального района Хворостянский Самарской области, Самарская область,

 Российская Федерация

Краткая аннотация: рассматриваются цель и основные задачи экологического краеведения, показывается опыт работы по изучению и охране природы родного края, приводятся данные об изученных популяциях охраняемых растений Абашевского поселения, занесённых в Красную книгу Самарской области.  

Ключевые слова: экологическое краеведение, маршрутный метод, метод ленточный трансект, обилие популяции, проективное покрытие, частота встречаемости, научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся.     

Объектом изучения краеведения и регионоведения являются  традиционные элементы исторической, духовной и материальной культуры края.  Краеведение включает в себя и знание естественных наук – географии, биологии, зоологии, экологии на территории края[4].

Общей целью краеведческого образования является становление духовной, нравственной культуры общества и личности человека для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности.

Цель экологического краеведения – изучение  природы родного края и природоохранная деятельность.

Задачи краеведческого образования представляются  в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Формирование знаний о фауне и флоре родного края, об охраняемых видах, обитающих на территории своей местности, о природоохранном законодательстве, о решении экологических проблем окружающей среды своей местности.

Воспитание бережного отношения к окружающей среде начинается с рождения человека. Важную роль в этом процессе играет школа. Много красивейших мест есть на нашей огромной планете, но и природа  родного края не менее красива и неповторима. Одна из задач экологического воспитания учащихся в Абашевской школе – раскрыть  всё  очарование уникальных островков дикой природы нашей местности и в то же время показать их хрупкость и уязвимость. 

Задачи развития личности можно разделить на три сферы:

- интеллектуальная сфера – способность к поисково-исследовательской деятельности;

-  эмоциональная сфера – способность эстетического восприятия и оценки природы родного края;

-  волевая сфера – убеждённость в ценности и значимости природы  родного края, устремлённость к распространению краеведческих знаний и личному участию в практических делах по сохранению и защите окружающей природы.

При подготовке к краеведческой работе в школе следует иметь в виду, что краеведение не только эффективный способ решения учебно-воспитательных задач, но и возможность каждому учителю приобщиться вместе с учащимися к научно-исследовательской работе.  

Краеведение, как и другая научная деятельность, требует существенной подготовки и выполнения определенных требований. Часто ограничиваются изучением именно того, что и так хорошо известно из газет, радио и телевидения. Такая работа вряд ли может считаться краеведческо-поисковой или тем более, научной, хотя она, конечно, и самая необременительная.

Первое основное требование к ученическим изысканиям по экологическому краеведению - поисковый, научный характер. Надо организовать работу с учащимися так, чтобы они решали не учебную задачу, а настоящую научную проблему

Следующим требованием является то, что научные изыскания школьников должны основываться на добровольных началах, всякое применение волевых приемов может принести лишь вред. Школы должны вести работу по охране и исследованию природы, не как самоцель, а как средство для воспитания.

Организуя краеведческую работу, учитель должен исходить из специфики своего региона. При подготовке к работе по краеведению в школе необходимы и определенные практические навыки. Не каждый учитель  подготовлен теоретически и практически к организации настоящей поисковой, исследовательской работы. В таком случае стоит ограничиться работой по охране памятников природы, которые имеются в любом уголке нашей необъятной Родины. Работы по их выявлению и охране хватит для всех учащихся.

Когда идет речь об экологическом краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях. На первом уровне происходит получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации. На втором уровне – это уже самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе исследования делают открытия для себя, то есть фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий научно-популярная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы краеведческих музеев. Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей.

 Экологическое объединение учащихся ГБОУ ООШ с. Абашево существует несколько лет. Школьники принимают активное участие в экологических субботниках по уборке территорий, в акциях «Чистый берег реки Чагра», в посадке деревьев на улицах села, в социальном  проекте «Свалка бытовых отходов», в природоохранной деятельности.  

Для организации научно-исследовательской и проектной деятельности  учащихся необходимо поставить четкие и значимые  задачи. Деятельность должна быть понятна детям. Методы изучения должны соответствовать возрасту школьников.

С апреля 2011 года  объединение работает над проектом «Охраняемые растения Абашевского поселения, занесённые в Красную книгу Самарской области».

Практическая  часть работы проводилась весной  и  летом в 2011-2013 годах в  окрестностях с. Абашево, с. Орловка, с. Толстовка. Согласно Красной книге Самарской области и сведений жителей сёл был составлен список всех охраняемых  растений,  которые могут встречаться на данной территории. Затем, используя данный список, проводился поиск редких растений методом визуального осмотра исследуемых участков. Определение найденных растений производилось на месте, т. к. сбор охраняемых растений запрещён даже для научных целей. Растение фотографировалось. Все данные полевых исследований записывались в дневник. Для определения точного нахождения  растений делалась привязка к населённым пунктам, отдельным строениям, биогеоценозам. После окончания полевой съёмки на основе полученных данных отмечали на карте  исследуемые участки с указанием  найденных растений. Для  описания  популяции использовались  маршрутный  метод,  метод  ленточный  трансект,  шкала обилия Друде и шкала обилия Хульта (балльная)[2]. Один из методов – социологический опрос среди населения. Один из вопросов анкеты – необходимость создания на территории Абашевского поселения ООПТ. На территории нашего поселения не созданы охраняемые памятники природы. А охранять есть что! Уникальное урочище Горки – высокий правый берег реки Чагра, поросший  дубово-вязовым лесом, который  постепенно сменяется степным ландшафтом. Старица реки Чагра, с её белоснежными кувшинками. Озеро Кочкарное, с плавающими островами. И многие другие места живописной  дикой природы. Существует перспективный план создания ООПТ в нашей местности [3].

В рамках  проекта в 2011 и 2012 годах мы начали создавать карту-схему, где отметили места обитания охраняемых растений.   Кроме карты-схемы собранный материал объединили в таблицу (табл.1).

Таблица № 1. Охраняемые растения, обнаруженные на территории

Абашевского поселения.

№ п/п

Название семейства

Название вида

Местообитание

1

Лютиковые. Ranunculaceae

Прострел раскрытый. Pulsatilla patens

Местечко Берёзки

2

Лютиковые. Ranunculaceae

Прострел луговой. Pulsatilla pratensis

Местечко Берёзки, Абашевский лес

3

Кувшинковые.Nimphaeaceae

Кубышка  жёлтая. Nuphar lutea

Река Чагра

4

Кувшинковые.Nimphaeaceae

Кувшинка белая. Nymphaea alba

Старица реки Чагра

5

Сложноцветные.Compositae

Цмин песчаный. Helichrisum alenarium

Местечко Вербовник

6

Лилейные. Liliaceae

Рябчик малый. Fritillaria meleagroides

Озеро Большая Светёлка

7

Лилейные.Liliaceae

Рябчик русский. Fritillaria ruthenica

Урочище Горки

8

Касатиковые.Iridaceae

Касатик ложноаировидный. Iris pseudacorus

Оросительный канал

9

Касатиковые. Iridaceae

Касатик низкий.  Iris pumila

Урочище Горки

10

Сальвиниевые. Salviniaceae

Сальвиния плавающая. Salvinia natans

Старица реки Чагра

Параллельно проводятся фенологические наблюдения и изучения структуры и динамики популяций касатика низкого, прострела лугового, рябчика малого. Летом  2013 году  проводили  изучение популяций водных растений: кувшинки белой и сальвинии плавающей.

 При  изучении литературы дети открывают интересные факты. Например, народных  названий  у прострела много и вот одно из толкований названия. В далекие времена спряталась нечистая сила за прекрасное опушенное растение. Архангел бросил громовую стрелу, которая прострелила растение от цветка до корня. С того времени нечисть не приближается к Прострелу, который стал своеобразным оберегом. Латинское название «Pulsatilla» обозначает «толкать» и связано с тем, что от малейшего ветра растение начинает качать головками, словно его кто-то толкает[5].

Вот такие поиски истины о растениях, попутно, позволяют детям расширять свой кругозор.

Исследуя в 2011 году  местечко Берёзки, в окрестностях села Толстовки, мы обнаружили  прострел луговой. И это оказалось открытием! Впервые этот вид был найден Т.И. Плаксиной в 80-х годах xx века в Сызранском  районе в  Сердовинском бору. В Красной книге Самарской области  Сызранский  район  указывается единственным местом обитания прострела лугового в Самарском крае [1]. Следовательно, наши юннаты нашли ещё одно место обитания вида в нашей области. Это открытие  является позитивным  моментом  в  воспитании чувства гордости за результаты своего труда. При описании популяции прострела лугового использовался метод ленточный  трансект. Данные по всем пробным площадкам свели в одну таблицу (табл.2).

Таблица № 2.Сводная таблица показателей  популяции

прострела лугового в местечке Берёзки.

№ участ-ка

Проективное покрытие (%)

Частота встречаемости (%)

Обилие по шкале Друде

Обилие по шкале Хульта (бальная)

1

2,9

70

sol-вид  растёт  рассеянно

2 – мало

2

2,4

40

sol-вид  растёт  рассеянно

2 - мало

3

7,2

40

sp-вид обычен, но сплошного покрова не образует

3 – не обильно

4

10,2

40

sp-вид обычен, но сплошного покрова не образует

3 – не обильно

5

4,2

50

sol-вид  растёт  рассеянно

2 – мало

6

2,8

60

sol-вид  растёт  рассеянно

2 – мало

7

5,5

70

sol-вид  растёт  рассеянно

2 – мало

8

5,4

70

sol-вид  растёт  рассеянно

2 – мало

Итого:

5,1

54

sol-вид  растёт  рассеянно

2 – мало

 

В заключении, хочется сказать, что мы с оптимизмом смотрим в будущее. Важно, чтобы наши дети приобрели навыки рачительных хозяев, любящих и уважающих окружающий мир.

ЛИТЕРАТУРА

1. Красная книга Самарской области. Т.1.Редкие виды растений, лишайников и грибов/Под ред.чл.-корр. РАН Г.С. Розенберга и проф. С.В, Саксонова.-Тольятти: ИЭВБ РАН,2007.-372с.

2. Садчиков А.П., Кудряшов М.А. Экология прибрежно-водной растительности.(учебное пособие для студентов вузов). – М.: Изд-во НИА- Природа, РЭФИА, 2004.-220.:15 ил.

3. Саксонов С.В., Сенаторов С.А. Охраняемые и рекомендуемые к охране ботанические памятники природы волго-иргизского ландшафтного района ( в пределах Самарской области//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т.9, № 4, 2007.- C. 930 – 935.

4. Храмков Л.В. Введение в самарское краеведение. Самара: Изд-во ООО «Научно-технический центр», 2003.-352 с.

5. htt://old.botsad.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Презентация "Организация научно-исследовательской деятельности по географии в условиях сельских малокомплектных школ"...

Статья «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы по теме: «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»...

Роль дистанционных олимпиад в развитии математических способностей учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

В последние годы в нашей стране проводится много различных математических олимпиад. Кроме традиционных олимпиад проводятся дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды олимпиад.Ди...

Инновационный проект «Моделирование системы непрерывного обучения информатики в условиях сельской малокомплектной школы»

За годы работы учителем информатики я собрала большой методический материал по организации урока информатики на всех ступенях обучения, направленный не только на обучение, но и на воспитание уча...

Формирование патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала(из опыта работы)

В данной статье раскрывается опыт работы по формированию патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала...