Статья «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»
статья на тему

Златина Клавдия Васильевна

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы по теме: «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo_zlatina_k.v.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы по теме: «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»

Добрый день, уважаемые коллеги!

        Работая в условиях сельской малокомплектной школы, где количество учащихся не составляет даже полные классы ( средняя наполняемость классов в нашей школе составляет 3 человека),  считаю, что результаты  зависят не от преподавания, не от  учителя, а от состава класса, от подбора детей, от уровня их желания учиться. В нашем случае немаловажную роль играет и то, что дети растут в условиях двуязычия, а это влечет определенные сложности в обучении таких детей.

        Но есть и плюсы в работе с малочисленными  классами. В частности при организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся, когда  в большей степени нужно осуществлять  индивидуальный подход к детям, мы стараемся увидеть в каждом  ребенке его потенциальные возможности в учебной деятельности и развить их.

        Ограниченность социальной среды, круга общения, тоже способствует работе в этом направлении, т. к. темы для исследований берем такие, которые непосредственно связаны с нашей местностью, людьми, которые жили или сейчас живут рядом, обычаями, традициями, поверьями,  которыми богата именно наша малая родина.  

Обычно тема назревает неожиданно, случайно, что важно для мотивации ученика, ведь в таком случае интерес к поисковой деятельности не навязан учителем, а заставляет ученика самого отыскать ответы на проблемные вопросы. Так было, например,  с родовыми названиями мысовлян, когда ученики были уверены, что это всего лишь прозвища, но, оказалось, что и прозвища у мысовлян есть. Или, например, в этом году работая над социальным  проектом, ученица, беседуя с одним из респондентов, обнаружила, что у нее хранятся письма с фронта, подлинные, бесценная реликвия!  Конечно, оставить их, просто пересмотрев, нельзя, поэтому на будущий год планируем написать исследовательскую работу по этой находке. Главное же считаю. что     тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления, тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники.

Основные мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе.

Сбор материалов для работы ведется в основном через интервью, беседы, опросы, переписку с жителями из нашей местности, старожилами.  В поселке, конечно,  имеется сельская библиотека, но она небогата, выезжать в районный центр нашим ученикам сложно, поэтому источниками информации служат чаще всего люди. Любая судьба неразрывно связана с судьбой страны, с близкой нам российской историей, поэтому главной целью работы учащихся должна стать задача: проследить эту связь через судьбы живых свидетелей тех или иных событий  и сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом. Ребята  учатся работать не только с письменными, но и с устными источниками - воспоминаниями и рассказами самих людей. Поэтому необходимо научить юных исследователей вести беседу, интервью, просто слушать рассказ, технике ведения записей, правильно оформлять свои работы. В теоретической части работ, конечно, помогает Интернет, но найти материал в готовом виде, связанный с нашими местами, очень сложно. Вот и в прошлом году, когда работы, присланные на краевой конкурс исследовательских работ проверялись на уникальность, то, оказалось, что наша работа уникальна на 100%.

        Работа над исследованием – сложный вид деятельности для ученика и для учителя. Успех  во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. Как правило,  организуется  начало работы над проектом или исследованием в начале учебного года и завершается к срокам проведения муниципального тура конкурсов исследовательских и проектных работ. В своей школе ввиду перегруженности учителей из-за нехватки педагогов, организуем такую работу в субботние и каникулярные дни. Так получается, что каждый год работать приходится с новым учеником, поэтому после определения темы знакомимся со структурой работы, с требованиями к написанию, с положением о конкурсе.  Большую помощь оказывают родители: они являются и источниками информации, и проводниками, и фоторепортерами в отдаленных заброшенных деревнях, и помощниками в реализации практических задач.

        Работа по этому направлению ведется в школе сравнительно недавно, начиная с 2011 года, но уже есть результаты:

2011 год – участие в конкурсе исследовательских работ на муниципальном уровне «Следы тотемизма в родовых названиях жителей коми-пермяцкой деревни Мысы» - сертификат, на окружном уровне эта работа заняла 2 место.

2012 год – 1 место на уровне района заняла работа «Никем не признанный поэт», 3 место  на окружном конкурсе, участвовала в крае, получен сертификат.

2013 год -  1 место на муниципальном уровне заняла работа «Параллели с промежутком в целую жизнь», на краевом конкурсе стала призером 3 степени.

2013 год – 1 место в районе занял социальный проект «Направо поедешь- в Жемчужный приедешь»

2014 год – специальный приз получила работа «Обычаи и обряды мысовлян».

2014 год – 3 место в номинации социальное проектирование в старшей возрастной группе у проекта «Это нужно не мертвым. Это надо живым»

Исследование является одной из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования. Организация и подготовка такого вида деятельности требует от учителя и учащихся огромных затрат времени, поиска и анализа большого количества источников. Но важен результат, когда ребенок осознает себя автором открытия, пусть небольшого, пусть уже давно известного. И, конечно, здесь учитель должен стать достойным руководителем, опорой в развитии интересов своих подопечных. 

Закончить свое выступление мне хочется притчей «Карандаш»

Карандаш

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Желаю вам, чтобы ваше «обтачивание» жизнью было как можно менее болезненным, чтобы ошибки, которые мы совершаем, можно было исправить и чтобы вы имели силы продолжать то, чем вы занимаетесь, независимо от вашего состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Презентация "Организация научно-исследовательской деятельности по географии в условиях сельских малокомплектных школ"...

Статья "Исследовательская и проектная деятельность учащихся ".

Исследовательские умения не только помогают учащимся лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом....

Роль дистанционных олимпиад в развитии математических способностей учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

В последние годы в нашей стране проводится много различных математических олимпиад. Кроме традиционных олимпиад проводятся дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды олимпиад.Ди...

Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы

Окружающий  человека мир  многолик  и  многогранен. С  самого  раннего  детства   человек  исследует  этот  мир, и  добытые  самос...

Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы

На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является  создание условий для реализации личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, умеющему перерабатыва...

Статья«Исследовательская и проектная деятельность учащихся с применением интернет-технологий»

Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения Примеры организации исследовательской и проектной деятельности...