Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы
статья

Кузьмина Ольга Владимировна

На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является  создание условий для реализации личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, умеющему перерабатывать большой объём информации, основным принципом обучения становиться внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.

Важно чтобы в школе ученик приобрел новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особый  тип мышления – исследовательский и творческий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_iss.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

 МОАУ « Моготская СОЩ» Тындинского района, Амурской области

Учитель биологии-химии О. В. КУЗЬМИНА

Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы

На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является  создание условий для реализации личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, умеющему перерабатывать большой объём информации, основным принципом обучения становиться внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.

Важно чтобы в школе ученик приобрел новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особый  тип мышления – исследовательский и творческий.

Научное общество учащихся (НОУ) – это один из путей организации их исследовательской деятельности. Работа научного общества должна строиться на основе личностно-ориентированного обучения и реализовывать задачи углубления знаний по предмету, вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, ознакомления их с методами и приемами научного исследования, а также вырабатывать необходимые для этого качества: настойчивость, точность, аккуратность, наблюдательность, дисциплину. Именно здесь ребята учатся общаться с аудиторией, выступая на различных конференциях, учатся отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения. Опыт показывает, что те ребята, которые занимались в научном обществе, становятся более успешными студентами, а впоследствии и более креативными работниками.

Перед тем как приступить к ее практической реализации, необходимо ответить на следующие вопросы:

-как определить, какие ученики и учителя способны и готовы заниматься таким видом деятельности?

-каково содержание этой деятельности?

-как оформить полученные по итогам исследования результаты, подготовить исследовательскую работу?

Для ответа на эти и другие вопросы  в школе проводится серия семинаров

по организации научно-исследовательской деятельности среди учащихся. При подготовке и проведении семинаров можно использовать следующую схему:

1) теоретическое освещение той или иной педагогической проблемы;

2) возможности решения данной проблемы в педагогической практике;

3) собственный опыт школы, методических объединений и отдельных учителей в решении данной проблемы;

4) обмен мнениями.

Самым сложным этапом в создании научного общества является выявление учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью. Этот этап можно назвать диагностическим. Можно использовать следующие тесты:

-на выявление проблем, мешающих учащимся заниматься исследовательской деятельностью.

 -тест позволяющий, прогнозировать успехи, в тех сферах деятельности, которые основываются на использовании языковых средств.

-шкала личностной тревожности ( ЛТ)

- шкала ситуативной реактивной тревожности

-многофакторный личностный опросник.

После диагностики проводим анализ полученных результатов. Формируем группы учащихся. Проводим тренинги, деловые игры, рефлексию и мониторинг. То есть работа на этом этапе ориентирует ребенка на успех.

 Создание в сельской школе при малом количестве учащихся научного общества  по секция фактически невозможно. Поэтому мы формируем одну разновозрастную группу,каждый учащийся  работает в индивидуальном темпе и имеет свой способ продвижения. В совет НОУ входят учащиеся и учителя.

Одной из важных задач руководителя НОУ является привлечение новых учащихся. Такая работа проводится, начиная с 5-го класса. Я предлагаю ученикам небольшие, но интересные проекты, включая в них обязательный элемент исследования. Чем старше учащиеся, тем сложнее проекты. Очень важно не допустить, чтобы работа носила реферативный характер.

Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов – подготовительный этап. При планировании на учебный год выделяю ведущую тему, которая будет вынесена на проектирование. Так, в этом году ведущей в 5-м классе стала тема по биологии« Клетка растительного организма». После этого планирую индивидуальные и групповые темы, работа по которым требует от учащихся усвоения необходимых программных знаний и формирования собственного опыта. В 8-м классе ребята работали над проектом «Самое удивительное вещество на Земле», после этого один ученик всерьез занялся исследовательской работой «Изучение органолептических и химических свойств питьевой воды».

При проведении лабораторных работ на уроках биологии и химии использую следующие принципы:

.-Материалы лабораторных работ  подбираю так, что они побуждают учащихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе

-Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке

. В лабораторных опытах учащимся предоставляется возможность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты

Для привлечения учащихся в научное общество использую и творческие домашние задания (написать сказку, стихотворение по теме урока, проделать доступные опыты).

Основной проблемой в работе научного общества является выбор методик исследований, т.к. их подробные описания встречаются в специальной литературе нечасто, да и найти такую литературу в глубинке достаточно сложно. Но выход есть и из этой ситуации: методики исследований можно найти в интернете (речь идет только о методиках, а не о перекачивании готовых работ).

Возникает проблема и рецензирования работ учащихся специалистами по профилю. Рецензирование необходимо для того, чтобы руководитель и ученики могли увидеть просчеты в работе, научились грамотно оформлять работы.  Но и здесь помогает участие исследовательских работ в  различных конкурсах, где дается рецензия на работу.

Вот уже несколько лет руководя работой научного общества, я замечаю, что основная цель некоторых учеников, приходящих в НОУ, – занимать призовые места на конференциях. Цель благая, но задача руководителя – нацелить ребенка на практический выход работы, ее пользу для общества. Правда, обидно, что не всегда этот практический выход можно реализовать в жизни, т.к. результаты работ зачастую не интересуют администрацию сельского совета, а на претворение некоторых рекомендаций в жизнь у них просто нет денег. Но думаю, что со временем и эту проблему можно будет решить.

Ну и, конечно, каждый учитель должен помнить, что в настоящее время во многих отдаленных регионах нашей страны НОУ – это одна из немногих возможностей самореализации учащихся, повышения их самооценки, это место, где они могут получить необходимые знания и умения для проведения исследовательской деятельности.

Вот как отвечают ребята на вопрос: «Что значит для тебя научное общество?»

«Я мечтаю стать врачом, а каждый врач, по моему мнению, чтобы успешно лечить, должен заниматься исследовательской деятельностью, и я надеюсь, что в академии я смогу заняться исследовательской деятельностью, используя тот багаж знаний, который получила в нашем научном обществе».

«Меня очень волнует экологическая обстановка в нашей стране и мире. Свою жизнь я хочу связать с экологией и экологическим мониторингом, а для этого я должен овладеть основами научных исследований».

А для руководителя научное общество учащихся – это возможность роста, как духовного, так и профессионального. А это уже шаг вперед.

Используема литература:

  1. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцетина  Современный урок. Часть 1 . научно-практическое пособие для учителей – Ростов – н/Д: «Учитель», 2008
  2.  Н.С. Мурадова  Семинары по организации научно-исследовательской деятельности учащихся
  3. Е.И. Рогова  настольная книга практического психолога: учебное пособие: 3-е издание – М: Гуманит. изд. центр Владос – 2000
  4.  Г.И. Осипова Малая академия наук – Волгоград « Учитель»- 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы»

Организация проектной и  исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационн...

Рабочая программа по организации исследовательской деятельности учащихся 5 классов в условиях общеобразовательной школы.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...

Статья «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы по теме: «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»...

доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся сельских школ"

Актуальность. Наиболее доступной для разрешения вопросов деятельности школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к позна...

Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы

Окружающий  человека мир  многолик  и  многогранен. С  самого  раннего  детства   человек  исследует  этот  мир, и  добытые  самос...

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности одаренных школьников в условиях сельской общеобразовательной школы "

В статье раскрывается опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской и проектной деятельности школьников....