«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы»
методическая разработка по теме

Колесникова Ольга Михайловна

Организация проектной и  исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом, а также опыт работы в этом направлении. <?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы

(разработка мастер-класса)

Подготовил:

учитель истории и

обществознания

Колесникова О.М.

Старый Оскол, 2013


«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь»

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера.

В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Организация проектной и  исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом, а также опыт работы в этом направлении. 

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:

  1. постановку проблемы,
  2. изучение теории, посвященной данной проблематике,
  3. подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  4. сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
  5. научный комментарий,
  6. собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Таким образом, в педагогической практике объективно сложилось противоречие между существующей потребностью организации исследовательской деятельности учащихся и недостаточной совокупностью условий, необходимых для ее осуществления.

Выявленное противоречие дало основание сформулировать проблему, которую мы сегодня с вами будем обсуждать: каковы педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы.

Методические и теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников в трудах отечественных педагогов В.П. Вахтерова, Н.И. Новикова, Б.Е. Райкова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и зарубежных Дж. Бруннер, А. Дистервег, Дж. Дьюи, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци, С. Френе и других. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным. Обоснование обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Элькониным, И.С. Якиманской. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А. Зимняя, А.М. Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н. Поддьяковым, А.И. Савенковым. Теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А. Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г. Иодко, О.И. Митрош, В.П. Ушачевым.

(Показать использованную литературу)

Для успешной и эффективной организации исследовательской деятельности учащихся необходим системный подход.

Ученик

Учитель

Педколлектив (педсовет, МО)

Индивидуально выбирает тему

Мотивирует запрос

Определяет концептуальные идеи развития ОУ, мотивирует исследовательскую деятельность учащихся в школе

Выполняет исследование

Обучает способам исследовательской деятельности, консультирует

Планирует и организует работу учителей по педагогическому руководству учебными исследованиями школьников

Устраняет недостатки в исследовательском проекте, представляет работу

Анализирует проект, дает рекомендации

Анализирует состояние исследовательской работы учебного заведения, принимает решения

Сама по себе исследовательская деятельность учащихся имеет следующую структуру:

На основе педагогических источников, а также анализа образовательной практики можно выделить следующие педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся:

1) функционирование научно-исследовательской лаборатории педагогов, мотивированных к преподаванию элективного курса «Основы научно – исследовательской деятельности»;

2) организация группового обучения по развитию исследовательских умений учащихся с учетом структуры их способностей, познавательного интереса, мотивации;

3) применение разработанного учебно-методического комплекса (авторская программа, электронное учебное пособие, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие, рабочая тетрадь для учителя);

4) осуществление субъект – субъектного взаимодействия учителя и учеников в исследуемом процессе.

В МБОУ «СОШ № 21» я работаю третий год и сейчас хочу познакомить вас с достижениями моих учеников в области исследовательской деятельности.

2010-2011 учебный год:

Рощупкина Анна, Калугина Анастасия - призёры муниципального этапа областного конкурса научно-исследовательских работ «История моей малой родины»

Баркалов Игорь, Мазалова Алена - победители муниципального историко-литературного конкурса, посвященного 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года

Рябых Алла, Турбина Анастасия, Назаренко Татьяна, Купина Анастасия - лауреаты муниципальных исторических чтений.

2011-2012 учебный год:

Харьков Евгений (10 «А») – Диплом 3 степени регионального этапа Всероссийского открытого  конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в ХХI веке»

Захаров Иван (10 «А») – призер муниципального этапа Всероссийской научной конференции школьников «Открытие».

Захаров Иван (10 «А») – призер муниципального этапа Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее».

Воротынцев Даниил (7 «Б») - призер муниципальных исторических чтений.

Груздов Юрий, Лунев Илья (8 «Б») - призеры муниципальных исторических чтений.

2012-2013 учебный год:

Конищева Е. (9 «В») - победитель муниципального этапа Всероссийской научной конференции школьников «Открытие», секция «Право».

Рощупкина А. (11 «А») – призер муниципального этапа Всероссийской научной конференции школьников «Открытие», секция «Право».

Груздов Ю., Лунев И. (9 «Б») – призеры муниципального этапа Всероссийской научной конференции школьников «Открытие», секция «История».

По моему мнению, это стало возможным благодаря следующим факторам. Во-первых, удачный выбор тем для исследования. Во-вторых, выбор учащихся, обладающих не только интеллектуальными, но и коммуникативными способностями. В-третьих, наличие собственного опыта исследовательской деятельности.

Презентация системы работы по подготовке исследовательских работ учащихся по темам «Древнерусское оружие X-XII вв.: мечи», «Возрастной ценз в избирательных кампаниях».

Моделирование с использованием карточек-заданий.

Задание: представьте, что вы исследовательская группа, которая необходимо подготовить работу или проект для защиты на конференции. Сейчас Вам необходимо выбрать тему, сформулировать цель, поставить задачи, определить объект, предмет и методы исследования.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Тема

работы:


Цель:


Задачи:




Объект:


Предмет:


Методы:



Рефлексия.

Дискуссия по результатам совместной деятельности.

Заключительное слово.

- Организовывая исследовательскую деятельность, необходимо помнить, что любая образовательная технология имеет свои «плюсы» и «минусы». Наряду с большим количеством положительных моментов надо учесть, что исследовательская деятельность имеет свои негативные стороны, а именно:

1) неравномерность нагрузки учащихся и учителей на разных этапах работы;

2) сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя (если в разработке темы принимает участие несколько человек);

3) риск неудачного окончания работы;

4) невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.

Спасибо за внимание.

 

Подготовка учащихся к исследовательской деятельности

(введение в методологию научного исследования)

Выбор темы (от общего к частному)

Исследование проблемы

(анализ специальной литературы и периодических изданий, социологические опросы,

 индивидуальные консультации с ведущими специалистами)

Разработка собственного варианта решения проблемы

(составление плана, определение цели и задач работы, выбор средств и

методов исследования)

Практическая работа и анализ полученных результатов

(экспедиции и походы, работа в архивах, встречи с непосредственными участниками изучаемых событий, опытная и экспериментальная работа и т.д.)

Подготовка к защите исследовательской работы

(оформление исследования согласно установленным требованиям, рецензирование работы)

Презентация и защита исследовательской работы

(научный доклад, демонстрация наглядного материала, ответы на вопросы)

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"

По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях адаптивной школы

Современное общество ставит новые задачи перед системой образования, среди которых повышение его качества и доступности, создание условий для воспитания исследовательских способностей учащихся и приоб...

Статья "Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы"

В статье рассматриваются  признаки поведения одаренных детей и основные направления деятельности педагогов по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы...

«Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся, в условиях общеобразовательной школы»

Инновационный проект цель которого "формирование планетарного мировоззрения, потребности в здоровом образе жизни, как основе психически и нравственно здоровой личности"...

Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы

Окружающий  человека мир  многолик  и  многогранен. С  самого  раннего  детства   человек  исследует  этот  мир, и  добытые  самос...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Проект "Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы для повышения уровня мотивации у учащихся"

Туристическая деятельность – одна из форм повышения мотивации учащихся к изучению истории своей малой Родины.Решает ряд воспитательных и образовательных задач...