Статья "Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы"
статья на тему

Самсонова Лариса Анатольевна

В статье рассматриваются  признаки поведения одаренных детей и основные направления деятельности педагогов по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы

        В последнее время термин «одаренность» получил  общественное признание, также как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей, что является важным шагом к ее решению.

        Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

        Система выявления одаренных детей в условиях общеобразовательной школы основывается на разнообразных методиках. Эти методики дают общее представление о признаках поведения одаренных детей:

  • быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
  • использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
  • выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации ;
  • сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
  • высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе;  
  • особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
  • ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности;
  • повышенная познавательная потребность, любознательность;
  • предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
  • высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Исходя из признаков поведения одаренных детей можно выделить направления

деятельности педагогов по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы, которые могут  осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации:

  • Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
  • Занятия по свободному выбору - факультативные и особенно организация малых групп.
  • Использование проектного метода в обучении, как  форма включения в исследовательскую деятельность.  
  • Дифференциация параллелей. В школе предусматривается несколько классов внутри параллелей для детей с разным видом способностей. .Это , так называемые, профильные классы.
  • Перегруппировка параллелей.

Школьники одного возраста распределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы, учитывающие их сходные возможности. Один и тот же ребенок может заниматься какими-нибудь предметами (например, математикой и физикой) в "продвинутой группе", а другими (например, гуманитарными) — в обычной. Это предполагает, что во всех параллелях занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для каждого предмета ученики группируются по-новому.

  • Попеременное обучение При этой форме способные ученики имеют возможность участвовать в течение части учебного дня в занятиях старшеклассников;
  • Обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы.

Конечно, школа испытывает потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей.   Но в условиях реализации ФГОС  школа расширяет возможности для одаренных детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «МИТ: Мыслить. Искать. Творить» (организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения)

Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не прояви...

Работа с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача учителя - развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.Создание усл...

Доклад "Система работы с одаренными детьми в условиях современной школы"

В своей работе стремлюсь делать все, для выявления спортивно одаренных и способных детей. Стараюсь, чтобы им в школе было интересно учиться, приобщая их к спортивной деятельности и саморазвитию ...

Педагогический совет по теме: «Особенности работы с одаренными детьми в условиях малокомплектной школы»

Национальная  образовательная  инициатива  «Наша  новая  школа»   обозначила начало  формирования принципиально новой системы непрерывного образован...

Выступление "Работа с одаренными детьми в условиях сельской школы"

Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми...

Работа учителя математики с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы

    Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого...

Работа с одаренными детьми в условиях современной школы

Выступление на педагогическом совете...