Работа учителя математики с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы
методическая разработка по математике

Каменева-Любавская Надежда Петровна

      Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа учителя математики с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы

                                                     Каменева-Любавская Н.П., учитель математики

  «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»
                                                                                    А. Н. Колмогоров

 

      Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.  

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие этапы:

     1. Этап выявление одаренных детей.  Работу с одарёнными учащимися я начинаю  с диагностики одарённости.  Наблюдение за школьниками провожу во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Так же использую исследования школьного психолога, применяющего  методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников.  

     2. Этап развитие творческих способностей   на уроках (через работу в парах, в малых группах;  применяю  разноуровневые  и творческие задания;  дискуссии;  игры.)

          3. Этап развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа).   Работу по подготовке к олимпиадам школьного и городского уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты. Мои ученики принимали участие:    

 

  • № п/п

Название конкурса

Участник

Результат

1.

Городская игра «Математическая регата»

команда 5-6 классов

III место

2.

Городская игра «Математико-техническая карусель»

команда 7-8 классов

III место

5.

Межрегиональная заочная физико-математическая олимпиада -2009г.

Константинов Александр , 5а класс

I место (диплом победителя)

6.

Ггородская интеллектуальная игра «Математическая регата»

команда 7-8 классов

II место

7.

Финал городской игры «Математическая карусель»

команды 5-8 классов

участие

8.

Международный конкурс-игра «Кенгуру-2009»

14 учащихся

Шебанова Дарья – 5 место в регионе;

Варфаламеева Валерия – 7 место в регионе

9

Городская олимпиада по математике

Струтинская Елена, 9а класс

IV место

10

Международный математический конкурс «Кенгуру-2011»

35 учащихся

Константинов Иван – 4 место в регионе (70 баллов)

11

Городская научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Струтинская Елена, 9а класс

III место

12

Школьная научно практическая конференция

Казаков Иван, 10 класс

II место

13

Школьная научно практическая конференция

Настюшкина Елена , 8 класс

участие

14

Всероссийская олимпиада «Эврика» по математике

Аксарина Анастасия, 7 класс

7 место в регионе

15

Всероссийская олимпиада «Эврика» по математике

Аксарина Анастасия, 8 класс

участие

16

Школьная научно практическая конференция

«Шаг в будущее»

Бровко Анастасия, 10 класс

«Метод неопределенных коэффициентов при решении рациональных уравнений»

участие

17

Школьная научно практическая конференция

Фаттахутдинова Любовь, 7 класс

«Элементы статистики»

участие

18

Школьная научно практическая конференция

Кинчин Фаниль, 7 класс

«Золотое сечение»

участие

19

Школьная научно практическая конференция «Шаг в будущее»

Косинцева Виктория, 10 класс

«Многогранники. Октаэдр»

участие

20

Школьная научно практическая конференция «Шаг в будущее»

Бушуева Ульяна, 5 класс

«Золотое сечение в жизни»

участие

21

Международный математический конкурс «Кенгуру-2016»

8 человек

участие

22

Областная предметная олимпиада по  математике  «Юниор», 5-8 класс

5 человек

участие

23

Международный математический конкурс «Кенгуру-2019»

3 человека

участие

24

Школьная научно практическая конференция

Жилейкина Анастасия, 5 класс

«Старинные единицы измерения длины»

1 место

25

Школьная научно практическая конференция

Бальчугов Иван, 5 класс

«Как люди научились считать»

участие

         В своей работе стараюсь не просто изложить знания в определенной системе, а учу школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные, развиваю исследовательские навыки, творчества. Так при изучении темы: «Отрицательные числа». Перед ребятами стояла проблема: как решить уравнение,   корнем которого являлось отрицательное число. Таким образом, ученики подошли к изучению темы «Отрицательные числа».

        Работу  на уроках  строю на основе следующих принципов:

  • усложнение содержания учебной деятельности (усиление материала заданиями более сложного уровня при  решении уравнений, при построении  графиков функций,  при  преобразовании графиков квадратичной функции.)
  • ориентация на потребности ребенка (использую разноуровневые карточки-задания  по темам: «Действия с дробями», «Решение уравнений», «Задачи на проценты»).
  • максимальное расширение круга интересов (работа с дополнительными источниками информации: справочники, энциклопедии, Интернет ресурсы.  При подготовке к урокам учащиеся используют исторический материал.)
  •  доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний (учащиеся стремятся решить задачу своим методом или решить задачу несколькими способами) Тригонометрические уравнения  можно решить 2-3 способами,  используя разные формулы.
  • сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с ее полноценными формами. На уроках обобщения по темам: «Тригонометрические формулы», «Производная», «Практическое применение производной» провожу индивидуальную работу, каждый ученик работает по  индивидуальному плану – заданию. Такие уроки стараюсь проводить по окончанию изучения каждой темы. Они способствуют повышению качества обучения.

          В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся  использую творческие задания, занимательные  материалы и задачи. Использую развивающие задачи, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач  отвожу не более 1 минуты и требую обязательно подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи.

Например:

 1.  Можно ли число 1888 разделить пополам так, чтобы в каждой половине было по тысяче?

2.  Из трех одинаковых по виду колец одно несколько легче других. Как найти его одним взвешиванием на чашечных весах?   и другие.

           Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых  знаний. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность  проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение  грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.      При изучении темы: «Многогранники» в 10 классе  ученик 10 класса Казаков Иван:  сделал  модель многогранника, используя материал школьного учебника;  нашел алгоритм построения многогранника  в Интернет - ресурсах; провел исследование и написал работу. На школьной практической конференции его работа заняла 2 место.

         Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми. 

Цель работы - активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их математических способностей. 

В своей педагогической деятельности уделяю большое внимание учащимся 5-6 классов,  т.к. именно в этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. Приглашаю к научно-исследовательской деятельности,  веду занятия кружка «Занимательная математика».

     Учащиеся 7-8 классов. На этом этапе продолжаю развивать устойчивый интерес к своему предмету с помощью факультативных занятий. Дети принимают участие в предметной олимпиаде муниципального уровня. 

Учащиеся 10, 11 классов. На этой ступени большую роль отвожу  профильному обучению учащихся. Провожу элективный курс «Решение тригонометрических уравнений и неравенств». На элективных занятиях учащиеся приобретают знания вне рамок школьной программы.

        Самостоятельная работа проводится без непосредственной помощи учителя в процессе её выполнения, но это вовсе не исключает, а наоборот, предполагает руководящую роль учителя, так как проведение самостоятельной работы - это фактически решение той или иной дидактической задачи, которую ставит учитель на уроке. Это подготовка детей к изучению нового материала, усвоение новых знаний, расширение и углубление их, формирование вычислительных навыков и другие задачи. Дифференцированный подход к учащимся в опыте многих учителей осуществляется в процессе самостоятельной работы учащихся, так как, когда дети работают самостоятельно, можно учесть их индивидуальные способности.

1 Задания с наличием образца выполнения. Учащийся сам воспроизводит вычислительный приём и образец действия и применяет его для решения примеров.

5 класс

Карточка № 1.

Выполни действия по образцу:

400+50+8=458

7000+800+70+9=

800+50+9=

500+8=

3000+500+3=

60000+9000+400+30+9=

Карточка № 2.

Выполни действия по образцу:

28-(15+с)=28-15-с=13-с

х-64-26=х-(64+26)=х-90

35-(18+у)=

к-128-472=

2 Задания с выполнением некоторой их части. Учащимся предлагается задание, содержащее готовое решение некоторых операций, решение которого нужно закончить. При этом следует давать в готовом виде те части решения, которые представляют на определённой ступени трудность для учащихся.

5 класс

Карточка № 3.

Закончи решение примеров:

(47+9)-7=(47-7)+9=40+……

(464+359)-64=(464-…)+….=

(957+486)-847=(…-…)+…=

(297+568)-58=…+(…-…)=

3 Задания с алгоритмическими предписаниями. “Под алгоритмом обычно понимают точное общепонятное предписание о выполнении в определённой последовательности элементарных операций”


Карточка № 4.

1. Представьте делимое в суммы разрядных слагаемых.

2. Раздели эту сумму на число.

3. Сравните полученные результаты.

Выполни действия:

64:2=                                                        82:2=

96:3=                                                        48:4=

7 класс геометрия

Карточка №5

Изобразите треугольник AMK. Запишите: а) сторону, противолежащую углу A; б) два угла, прилежащие к стороне АМ; в) угол, образованный сторонами AM и MK; г) угол, противолежащий стороне MK.

8 класс, геометрия

Карточка №6

Прочитайте с.138-139 учебника и ответьте на вопросы:

  • Что называется отношением двух отрезков?
  • В каком случае говорят, что отрезки AB и CD пропорциональны отрезкам A1B1  и C1D1?
  • Дайте определение подобных треугольников (выполните чертёж).

4 Задания с вспомогательными вопросами. Обучающая цель применения вопросов в заданиях состоит в том, чтобы помочь учащемуся воспроизвести знания, необходимые для нахождения способа решения данного задания, или побудить внимание ученика, повести мышление ученика в нужном направлении.

Карточка № 7.

Как разделить сумму на число?

Вычисли результат:

(18+12):6=

(28+49):7=

5 Задания с выбором ответа. Задания с выбором ответа - это такие, в которых предлагается пример и варианты его решения. Учащемуся в этом случае достаточно лишь выбрать нужное решение из предложенного набора. В наборе возможны верные и неверные решения. 

Карточка № 8.

1. Выбери из данных решений решение этого примера:

40+20=60                        40-20=20                        40-20=20

60+5=65                        20+5=25                        20-5=15

Вычисли результат:

75-30=                        78-70=                        65-50=

7 класс, геометрия

Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения»

Вариант 1

Геометрия 7 Атанасян К-1 В-3

8 класс, геометрия

Контрольная работа №2 по теме «Площадь».

Вариант 1

I уровень

  1. Сторона треугольника равна 5см, а высота, проведенная к ней, в два раза больше стороны. Найдите площадь треугольника.
  2. Катеты прямоугольного треугольника равны 6 и 8см. Найдите гипотенузу и площадь треугольника.
  3. Найдите площадь и периметр ромба, если его диагонали равны 8 и 10см.
  4. Найдите углы прямоугольной трапеции, если один из ее углов равен 200.
  5. В равнобокой трапеции сумма углов при большем основании равна 960. Найдите углы трапеции.

 ___________________________________________________________

II уровень

  1. Смежные стороны параллелограмма равны 52 и 30см, а острый угол равен 300. Найдите площадь параллелограмма.
  2. Вычислите площадь трапеции ABCD с основаниями AD и BC , если AD=24см, BC=16см,0, 0.
  3. Дан треугольник ABC. На стороне AC отмечена точка К так, что AK=6см, KC=9см. Найдите площадь треугольников ABK и CBK, если AB=13см, BC=14см.
  4. Периметр параллелограмма 50см. Одна из его сторон на 5см больше другой. Найдите длины сторон параллелограмма.
  5. Найдите меньшее основание равнобедренной трапеции, если ее большее основание равно 16см, боковая сторона -10см, а один из углов равен 600.

 Слабым учащимся для самостоятельной работы нередко даётся облегчённые карточки-задания алгоритмического вида, сильным - задания на перенос знаний и умений в изменённую или новую ситуацию.

     Таким образом, дифференцированный подход на этапе закрепления и применения знаний осуществляется преимущественно в виде заданий различной трудности и характера. Наиболее удобно предъявлять их в форме индивидуальных карточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя математики с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы

Обобщён опыт работы классного руководителя 5 класса по выявления одарённых детей в процесе внеклассной работы. Работа математического кружка "Юный математик" помогает приобщить обучающихся к изучению ...

статья «МИТ: Мыслить. Искать. Творить» (организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения)

Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не прояви...

Система работы учителя с одаренными детьми в массовой общеобразовательной школе

Каждый из нас рождается с богатейшими творческими способностями, но в силу жизненных событий мы уже в ранние годы начинаем сдерживать свои творческие порывы и многие из нас не могут реализовать свои е...

Работа с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача учителя - развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.Создание усл...

Статья "Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы"

В статье рассматриваются  признаки поведения одаренных детей и основные направления деятельности педагогов по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы...

Направления работы учителя математики с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС

В статье рассказывается об организации ШНО  и актуальности развития исследовательской деятельности современных школьников в области математики....

Работа учителя математики с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...