Система работы учителя с одаренными детьми в массовой общеобразовательной школе
статья по физике по теме

Нафеева Резеда Анверовна

Каждый из нас рождается с богатейшими творческими способностями, но в силу жизненных событий мы уже в ранние годы начинаем сдерживать свои творческие порывы и многие из нас не могут реализовать свои естественные способности, потому что никто не объяснял нам как пользоваться своими навыками и развить их, чтобы быть личностью, человеком, который свободно и ответственно определял свое место в жизни, культуре и обществе. Учитель это тот человек, который может помочь раскрыть и реализовать способности ученика.

Какими же качествами должен обладать учитель?

Мы сегодня уже много говорили о таких качествах, я не буду заострять внимание на теории, мне видится важным обратить ваше внимание на практические аспекты работы с детьми.

  Сейчас я поделюсь опытом работы с этими детьми. Обучение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nafeeva_r.a.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления работы с одаренными детьми в массовой общеобразовательной школе

 Национальная образовательная инициатива «Новая школа» предполагает создание условий для развития творческой личности, способной к инновационной и исследовательской деятельности, что позволяет расширить возможности детей в развитии личностного потенциала, умение ориентироваться в информационном пространстве.

 Изучение физики начинается в 7 классе, и самая главная задача, которая стоит передо мной вызвать интерес к моему предмету. Для выявления одаренных детей  и детей с опережающими темпами развития совместно с психологом проводиться   тест Беннета. С его помощью  выявляются дети  с физико – математическими способностями и высоким уровнем   учебной мотивации к предмету. Такие дети сразу заметны при проведение уроков. В работе таких детей есть необычные гипотезы, интересная аргументация и стремление расширить границы своего знания по моему предмету. Обучение одаренных детей (и детей с опережающими темпами развития) предполагает процесс взаимодействия ученика и учителя, причем  ученик выступает самым активным участником процесса  обучения, а учитель только направляет. Учитель и ученик строят свое взаимодействие с позиции сотрудничества.

Это возможно реализовать через активные формы познавательной деятельности. Деятельность учителя не может быть эпизодической при работе с одаренными детьми она должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности: от обучения школьника до подготовки выпускника к профессиональному самоопределению.

Чтобы сделать урок физики познавательным, занимательным и повысить интерес к изучению, привлечь их к творчеству и поиску дополнительной информации провожу бинарные уроки- физика с математикой, уроки физики на английском языке, физика и химия. Преимущества бинарного урока перед традиционным очевидны. На таком уроке можно создать благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирования более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных и научных ситуациях. Бинарные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализуют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.

В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности можно выделить несколько главных направлений работы.  В учебной деятельности : обеспечение стойкой высокой мотивации через нетрадиционные уроки, использование инновационных технологий…, вовлечение учащихся в работу над творческими заданиями, проектами, презентациями.

Во внеклассной работе : мотивирование ребят к участию в конкурсах, и олимпиадах, конференциях разного уровня, в неделях физики и математике, фестивалях знаний, интеллектуальных рингах, факультативных занятиях и элективных курсах по предмету, в научной – исследовательской работе.

Развитие личности одаренного ребенка происходит не только в рамках урока, но и в большей степени в неформальном общении, которое можно простроить во внеурочной деятельности. Только во внеурочной деятельности возможно построение индивидуальной траектории развития личности ребенка, уделить внимание его проблемам и вопросам, раскрыть  его способности, вселить уверенность в успехе.

       В нашей школе работает кружок «Астрофизики и основы космонавтики», в котором занимаются учащиеся 6-9 классов

В работе кружка я отдаю предпочтения занятиям не в возрастных группах, а в смешанных ,ибо для неординарных детей большое значение имеет общение друг с другом, именно в атмосфере творческого соперничества, дружеского участия рождается и укрепляется любовь и интерес к моему предмету.

         Для учащихся 10-11 классов организован спецкурс «Решение нестандартных задач». У данной возрастной группы  должно появиться новообразование возраста – самоопределение. Ученик мотивирован  на результат,  поэтому вся деятельность кружка направлена на подготовку к олимпиадам,  ЕГЭ. Большое внимание уделяется проектной деятельности, исследовательской работе.

Решение сложных задач, нестандартных  по условию и методам их решения. Решение подобных задач требует от учащихся много усилий по изысканию путей подхода к выполнению и преобразованию компонентного состава таких задач. В данных задачах важно найти принцип решения, а это требует развитого ассоциативного мышления, внимания, а также творческого умения применять знания в конкретных ситуациях.

Инициаторами поиска, осмысления и решения научно-исследовательской проблемы становятся сами учащиеся, которые увидели задачу или противоречие , и для них актуально найти реальную помощь и совет со стороны учителя. В исследовательской работе, которая ведется несколько лет, все таки главное увлечь ребенка какой-то идеей, показать ему, что он может пополнить знания, полученные на уроки, собственным научным трудом, развить в нем желание читать, искать, находить вместе с ним радоваться первым маленьким шагам в науку.

Признавая в любом своем ученике личность, учитывая его индивидуальные особенности, я даю каждому ребенку возможность выйти на максимальный для него уровень обученности. Не все становятся  призерами олимпиад, но веру в успех вселяю в каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя - логопеда на логопедическом пункте при общеобразовательной школе.

Логопедический пункт при МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №176» был создан в январе 1990 года. Основными задачами логопедического пункта являются:·...

Проект "Система работы учителя с одаренными детьми 5-6 класс"

Основной  задачей  работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных ...

Работа с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача учителя - развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.Создание усл...

Статья "Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы"

В статье рассматриваются  признаки поведения одаренных детей и основные направления деятельности педагогов по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы...

Проект «Система работы учителя с одаренными детьми (7–8 классы)»

Проект был выполнен в рамках курсов повышения квалификации...

Работа учителя математики с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы

    Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого...

Система работы учителя-логопеда с детьми с ЗПР в школе.

Логопедические занятия направлены на формирование речевой компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общени...