Конспект урока экологии в 7 классе " Водоём многоэтажное жилище" (ФГОС)
план-конспект урока по экологии (7 класс) на тему

Козловская Татьяна Васильевна

План-конспект урока по экологии в 7 классе с технологической картой "Водоём многоэтажное жилище".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс. Тема урока «Жизнь организмов в морях и океанах. Водоём как многоэтажное жилище»

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации об обитателях подводного мира, создать условия для формирования у детей представления о том какие существуют «этажи» в водоёмах,создать условия для формирования умения видеть, сравнивать и обобщать и делать выводы.

Задачи:

  1. Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.
  2. Развивать воображение, наблюдательность, любознательность, логическое и образное мышление, расширять кругозор и словарный запас.
  3. Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции через реализацию деятельностного подхода.
  4. Создать условия для самореализации учащихся через создание и защиту творческих мини-проектов.
  5. Способствовать формированию биолого-экологической культуры, кругозора, речи обучающихся, развитию умения работать в группе.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей биоэкологических знаний, умение определять обитателей океанов и морей.

Метапредметные:  умение организовать свою деятельность, определять её цели, задачи; умение взаимодействовать в группе, работать с карточками обитателей океанов и морей; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: знать понятия «планктон», «литораль», «бентос», «нектон» ,уметь применять знания для определения обитания данного сообщества.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя в нем.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, структуировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из учебника, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока: урок- путешествие.

Формы работы:

- частично-поисковый (эвристический)

- проблемный

- групповой

- игровой.

Методы и приемы: беседа, рассказ учителя и обучающихся, работа с учебником, карточками .

Оборудование и материалы:Магнитная доска, ИКТ, мультимедийное оборудование, презентация «Жители морей и океанов»,. Учебники. Аудиозаписи  «Звуки воды и крики чаек» (фоновое сопровождение урока),видео «Подводный мир».,карточки к уроку.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности.

Надеюсь наша сегодня работа будет интересной . А для этого мы должны достигнуть состояния психологического спокойствия после шумной перемены. Давайте сядем по удобнее ,закроем глаза и представим что мы листочки качающиеся на волнах.

Ну а теперь включаемся в урок, а чтобы работа наша была плодотворной , нам всем необходимо соблюдать следующие правила и законы

  1. Закон 0:0 - точности
  2. Закон един, говорит один (уважай говорящего)
  3. Закон инициативы:
  1. Не согласен – возражай
  2. Возражаешь – предлагай
  3. Предлагаешь – делай
  4. Закон чистоты (содержи свое рабочее место в чистоте и порядке)

-  Согласны ребята? Тогда начинаем урок

Настраиваются эмоционально к уроку.

Актуализация знаний.

У тебя нет ни вкуса , ни цвета, ни запаха,

Тебя не возможно описать….

Нельзя сказать, что ты необходима

Для жизни, ты сама жизнь….

Ты самое большое богатство в мире.

                    Антуан де Сент-Экзюпери.

О чем говорится в этом четверостишье? О каком самом большом богатстве на Земле?

Если ребята не отвечают………

«Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле -…….

- Ребята, как называется наша планета?

- А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему?

- Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН.

О чём же мы сегодня будем говорить? Чтобы ответить на данный вопрос давайте обратимся к видео.

Показ видео

Значит о чём у нас сегодня пойдёт речь? О обитателях подводного мира

А есть ли жизнь в океане?

Тема нашего урока : жизнь организмов в морях и океанах. Водоём как многоэтажное жилище.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему.

Выявление места причины затруднения и определения учебной цели.

Ребята а скажите какими особенностями обладает водная среда обитания?

По сравнению с наземной средой? Давайте сравним следующие характеристики………

.Прежде всего это плотность воды,гораздо более высокая,чем плотность воздуха,поэтомуогромное число животных способно как бы парить в воде,никогода не опускаясь на дно.

Вторая особенность состоит в том что вода менее прозрачна,чем воздух. В самом чистом море на глубине 200 м царят сумерки,а на большие глубины никогда не проникает свет. В прудах и многих реках вода бывает очень мутная,и водные животные существуют почти что в слепую.

Вода обладает более высокой теплоёмкостью,чем воздух .Вода способна накапливать большие запасы тепловой энергии и это позволяет сглаживать резкие температурные колебания на прибрежных участках земли.

Содержание кислорода в воде намного меньше чем на земле.

Вот поэтому животным обитающим в воде приходиться ко всему этому приспосабливаться.

А теперь я предлагаю вам ребята разделиться на группы и  совершить путешествие в подводное царство. Каждая группа будет изучать  особенности обитателей своего этажа. А для того чтобы опуститься на дно океана нам понадобиться специальный глубоководный аппарат,либо батискаф,либо батисфера.

-– Чтобы совершить такое глубоководное путешествие, необходимо иметь хорошее здоровье, давайте его поправим.

Физминутка.

Все подняли руки - раз!

На носках стоит весь класс,

Два присели, руки вниз,

На соседа посмотри.

Раз! - И вверх,

Два! - И вниз,

На соседа посмотри.

Будем дружно мы вставать,

Чтобы ногам работу дать.

Раз - присели, два - поднялись.

Пусть мужает ваше тело.

Кто старался приседать,

Может уже и отдыхать

Начнём наше путешествие.

отвечают на вопросы,определяют цель урока.

Открытие нового знания.

Работа в группах

На столах у каждой группы есть таблица с материалом. Но некоторые столбики пустые. Предлагаю заполнить их.

Первый ряд изучает сообщество дна- бентос.

Второй ряд сообщество толщи воды-планктон и нектон

Третий ряд сообщество прибрежной зоны-литораль

этажи

Представители данной группы

Какие имеют приспособления для обитания в данном этаже

I

бентос

Губки,кишечнополостные(кораллы,актинии)моллюски,морские звёзды,моские ежи

Органы свечения,сплюснатая форма тела,малоподвижные,прикреплены к субстрату.

II

планктон

Простейшие(радиолярии,медузы),мелкие рачки(дафнии,циклопы)

Очень мелкие,многочисленные выросты тела- парашюты

III

нектон

Рыбы,киты,дельфины,кальмары

Торпедовидная форма тела,обтекаемая.развивают большую скорость

IV

литораль

Крабы,илистый прыгун,летучая рыба

Тело покрыто слизью,отсутствие плавательного пузыря,кожное дыхание.

Ну а теперь озвучим результаты нашего исследования

Океан- это  многоэтажный дом. Давайте попрубуем   назвать этажи этого удивительного дома. Где мы с вами мысленно побывали.

Работа в группах с учебником ,стр 54.Заполнение таблицы,обсуждение результатов.

Применение нового знания.

Практическое задание. Учитель: А сейчас  я предлагаю Вам следующее задание Распределите данных животных по этажам водоема  (камбала, скат, морская звезда, акула, краб, осьминог, дафния, циклоп, коралловые полипы, сельдь, актиния)

 Бентос- актиния,коралловыеполипы,морская звезда

Планктон- дафния,циклоп,

Литораль-краб

Нектон- акула,,сельдь,

- Ой, кажется, нам пришло письмо!

Давайте посмотрим, от кого.

(на экране появляется текст письма от капитана Врунгеля).

Ребята,  этот капитан Врунгель всегда любит в своих рассказах приукрасить и понавыдумывать небылицы. Я прочту Вам письмо, а вы попробуйте определить, все ли правильно написал капитан?

-  Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана

Выходят к доске и распределяют животных.

Ребята ищут ошибки в тексте.

Итог урока. Рефлексия

Урок подходит к концу. У вас на столах лежат карточки с незаконченными предложениями. Ваша задача закончить их тем самым охарактеризовать вашу деятельность на уроке.

Закончите предложение

Варианты:

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Я мечтаю о …";

"Сегодня мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Я научился…";

"Меня удивило…" и т. п.

Итак, что мы сегодня изучали? Что узнали нового? Достигли мы целей урока. Чему научились? (спросить каждого) Какие вопросы возникли у вас, что не ясно?

А теперь настало время оценить  работу   вашу на уроке.

У вас на столах лежат листы самооценки.

Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе , поставьте себе оценку «5».

Если же вы считаете, что могли работать лучше, поставьте оценку «4».

Рефлексируют. Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников.

Составляют синквейн, развивают образное мышление.

Задание на дом

Ваше домашнее задание:

1.п.21

2.Подготовить сообщение об одном из обитателей подводного мира.

Выбираю д/з с учетом достижения целей. Индивидуально.

Но самая важная проблема океанов и морей - это экологическая проблема и решать ее уже не обитателям "нашего многоэтажного дома", а нам - людям. Нельзя допустить, чтобы исчезли прекрасные разноцветные рыбы, огромные киты, причудливые осьминоги, веселые дельфины - удивительные существа, о которых мы говорили на нашем уроке.

Оценки. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока экологии в 10 классе "Социально-географические особенности демографии человечества"

Подробный конспект поможет учителю провести урок в интересной форме....

Конспект урока экологии в 5 классе

Конспект урока экологии в 5 классе "Многообразие живых организмов". Тип урока - комбинированный. На уроке учащиеся знакомятся со строением природного сообщества. для формирования и закрепления нового ...

Конспект урока по теме "Искусственные водоёмы"

Современный урок направлен прежде всего на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организ...

конспект урока на тему: "Рыбы водоёмов Республики Коми" (7 класс)

Цель: Сформировать знания у учащихся о рыбах водоёмов Республики Коми: об особенностях внешнего строения рыб в связи с ведущим образом жизни и о видовом разнообразии рыб, обитающих в водоёмах Республи...

Конспект урока экологии 5 класс "Кто живет в воде" программа региональная Саратовской области учебник ;В.И..Строганов Т.И.Сухова

Цель урока: дать представления о водной среде обитания и её обитателях.Задачи: 1.познакомить учащихся с видодовым  многообразием и условиями жизни растений и животных в воде.      ...

План-конспект урока экологии 7 класс на тему "Роль животных в опылении и распространении растений"

План - конспект урока экологии 7 класса на тему "Роль животных в опылении и распространении растений"....

Конспект урока "Безопасное поведение на водоёмах"

Конспект урока по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс...