Конспект урока "Безопасное поведение на водоёмах"
план-конспект урока по обж (8 класс)

Тиманкин Роман Владимирович

Конспект урока по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Безопасный отдых на водоёмах».

Цель урока: систематизировать знания учащихся по безопасному поведению на водоемах. Сформировать у них убеждение в том, что вода не прощает тех, кто не соблюдает общие меры безопасности на воде.

Задачи урока:

- научить выбирать на водоёмах безопасные места для купания;

- познакомить с общими правилами безопасного поведения на воде;

- познакомить со способами спасения утопающих

Тип урока – комбинированный

Планируемые результаты. Личностные результаты:

формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности во время отдыха на воде

  • формирование уважительного отношения к товарищам
  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в нестандартных ситуациях
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат.

Предметные результаты:

  • овладение умениями применять полученные теоретические знания о правилах безопасного поведения на водоёмах на практике;
  • овладение умениями анализировать явления и события, происходящие при нахождении на водоёмах, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

Метапредметные результаты:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • овладение учащимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель привлекает внимание учеников, мотивирует к активной деятельности.

  1. Проверка домашнего задания. Тема: «Велосипедист – водитель транспортного средства». Тестирование по теме.

«Ассоциации»

Метод «Ассоциации» направлен на развитие индивидуального сознания учащихся через организацию их мыслительной деятельности.

Участвует весь класс. Учитель на доске пишет слово «вода». Ученики должны подобрать к этому понятию 2-3 слова, которые ассоциируются с ним. Записывают слова в тетрадь. Затем все ученики называют свои ассоциации. Фиксируются неповторяющиеся ассоциации. После всех и учитель называет свои варианты. Теперь зачитывается весь ряд и предлагается учащимся выделить 2-3 слова, которые, по их мнению, наиболее точно отражают сущность рассматриваемого понятия.

Учащиеся по очереди зачитывают свой выбор, ставят над ним точку в тетради. И учитель отмечает свой выбор. Выделяют вместе те слова-ассоциации, которые получили наибольшее количество выборов.

Затем анализирует полученный результат – насколько полно и точно выделенные слова отражают сущность рассматриваемого понятия и выделенных слов.

Педагог высказывает свое мнение о полученном результате, характеризует, обосновывает сущность рассматриваемого понятия и выделенных слов. Предлагает школьникам на основании этого назвать тему сегодняшнего занятия.

  1. Изучение нового материала

Что за летний отдых без купания? Тоска, да и только. Особенно когда солнышко припекает, прохладная вода пруда или речки, озера или моря так и манит, так и приглашает окунуться.
Окунуться и поплавать – это хорошо, даже полезно. Но мелочи, о которых и дети, и взрослые частенько забывают, могут испортить всё удовольствие.

Печальная статистика свидетельствует, что в нашей стране ежегодно вода уносит более 10 тысяч человеческих жизней. На 100 000 населения гибнет 8-10 человек. Пребывание на воде не опасно только тем, кто умеет плавать. Вот почему первым условием безопасного отдыха на воде является умение плавать. Слайд 3

Человек, хорошо умеющий плавать, чувствует себя на воде уверенно и спокойно, а в случае необходимости может смело помочь товарищу, попавшему в беду. К сожалению, отдых на воде не всегда обходится без несчастных случаев.

Основными причинами гибели на воде являются:
- неумение плавать;
- оставление детей без присмотра;
- нарушение правил безопасности на воде;

- купание в необорудованных и запрещенных местах;

- несоблюдение температурного режима;

- незнание, а порой игнорирование правил поведения у воды, на воде и на льду, способов спасения и оказания первой доврачебной помощи

Главное правило безопасного отдыха человека на воде заключается в знании мест, где вода в водоемах проверена и не представляет опасности для здоровья и где купание разрешено.

Если вы решили искупаться в незнакомом водоеме, то необходимо вначале тщательно обследовать берег и убедиться, что место, выбранное для купания, находится на песчаном берегу с хорошим спуском. Прежде чем войти в воду, нужно внимательно обследовать акваторию, примыкающую к берегу: не торчат ли из воды коряги, не притаились ли на дне топляки. Дно должно иметь постепенный уклон без ям, уступов, водорослей, острых камней, стекла и других опасных предметов. Нужно присмотреться к воде. Если она не спокойна, значит, здесь могут оказаться подводные ямы, ключи, густые водоросли.

После того как выбрано подходящее место, следует наметить предел, за который нежелательно заплывать. В воду нужно входить осторожно. Никогда не надо прыгать в воду в незнакомых местах. Даже если это место накануне считалось безопасным для прыжков, то за ночь могло принести корягу или кто-то мог что-то сбросить в воду.

Для того чтобы ваш отдых на воде не обернулся трагедией, независимо от водоема (море, река, озеро, пруд) и места купания (пляж, бассейн, незнакомый водоем) необходимо знать и соблюдать ряд общих правил поведения на воде во время купания: Слайд 4

  • Купаться лучше утром или вечером, когда солнце греет, но нет опасности перегрева. Температура воды должна быть не ниже 18–19° С, температура воздуха – 20–25° С.
  • Продолжительность купания зависит от температуры воздуха и воды, от влажности воздуха и силы ветра. Наиболее благоприятные условия купания – ясная, безветренная погода, температура воздуха – 25° С и более.
  • Начинать купание следует при температуре воды не ниже 20° С. Затем переходить к купанию при более низких температурах. Делать это необходимо постепенно, потому что организм должен приспособиться к новому температурному режиму. Слайд 5
  • Наиболее приемлемыми являются следующие режимы купания:

при температуре воды 18° С – 6-8 мин;

при температуре воды 20° С – 10-12 мин;

при температуре воды 24° С – 15-20 мин.

  • Ни в коем случае нельзя купаться до озноба: при переохлаждении могут возникнуть судороги, произойти остановка дыхания, потеря сознания. Судорожные сокращения мышц во время плавания, вызванные длительным пребыванием в воде, часто служат причиной несчастных случаев. При переохлаждении тела пловца в воде могут появиться судороги, которые сводят руку, а чаще ногу или обе ноги. Слайд 7

При судорогах надо немедленно выйти из воды. Если нет этой возможности, то необходимо действовать следующим образом:

1. Изменить стиль плавания - плыть на спине. Слайд 17

2. При ощущении стягивания пальцев руки, надо быстро, с силой сжать кисть руки в кулак, сделать резкое отбрасывающее движение рукой в наружную сторону, разжать кулак.

3. При судороге икроножной мышцы необходимо согнуться, двумя руками обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой подтянуть стопу к себе. Слайд 19

4. При судорогах мышц бедра необходимо обхватить рукой ногу с наружной стороны ниже голени у лодыжки (за подъем) и, согнув ее в колене, потянуть рукой с силой назад к спине. Следует помнить, что работа сведенной мышцей ускоряет исчезновение судорог.

5. Произвести укалывание любым острым подручным предметом (булавкой, иголкой и т.п.)

6. Если продолжительное время чувствуется озноб, нужно выйти из воды и сделать короткую, но энергичную пробежку по берегу, насухо обтереться полотенцем и после этого можно загорать.

7. Нельзя входить в воду после длительного пребывания на солнце, так как периферические сосуды сильно расширены для большей теплоотдачи. При охлаждении в воде наступает резкое рефлекторное сокращение мышц, что влечет за собой остановку дыхания.

8. При купании надо стараться не заплывать далеко, так как можно не рассчитать своих сил. Почувствовав усталость, не надо теряться и стремиться как можно скорее доплыть до берега. Слайд 6

9. Надо уметь «отдыхать» на воде. Лучшим отдыхом будет положение лежа на спине, при котором, действуя легкими надавливающими на воду движениями ладоней рук и работой ног, можно поддерживать себя на поверхности воды, чтобы восполнить силы для продолжения плавания. Слайд 17

Бывает так, что вода попадает в дыхательное горло и мешает дышать. Чтобы избавиться от нее, нужно немедленно остановиться, поднять голову возможно выше над водой и сильно откашляться. Если при этом, стоя в воде, энергично работать руками и ногами (давить на воду сверху вниз), то можно еще выше поднять голову, что поможет лучше откашляться.

Если вас захватило течением и понесло в незнакомое место, нельзя поддаваться панике. Сохраняя хладнокровие, не надо плыть против течения, иначе можно выбиться из сил. Лучше плыть по течению вниз, постепенно под небольшим углом приближаясь к берегу.

Никогда не следует подплывать к водоворотам – это самая большая опасность на воде. Они затягивают купающегося на большую глубину и с такой силой, что даже опытный пловец не всегда в состоянии выплыть. Слайд 9

Попав в водоворот, нужно набрать побольше воздуха в легкие, погрузиться в воду и, сделав сильный рывок в сторону по течению, всплыть на поверхность.

В водоемах с большим количеством водорослей надо стараться плыть у самой поверхности воды, не задевая растений. Если все же руки или ноги спутываются стеблями водорослей, то нельзя делать резких движений и рывков, иначе петли растений еще туже затянутся. Лучше лечь на спину и постараться мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыл.

Если и это не поможет, то нужно, подтянув ноги, осторожно освободиться от растений руками.

Плавая при волнении водной поверхности, надо внимательно следить за тем, чтобы вдох происходил в промежутки между волнами. Плавая против волн, следует спокойно подниматься на крутую волну и скатываться с нее. Если же волна с гребнем (стеной), то лучше нырять через волну немного ниже его.

Очень опасно прыгать головой в воду с плотов, пристаней и других плавучих сооружений!

Под водой могут быть сваи, рельсы, камни и т. п. Нырять можно только там, где для этого имеется достаточная глубина, прозрачная вода, ровное дно.

Нельзя плавать за ограничительные знаки, так как они ограничивают акваторию с проверенным дном, определенной глубиной. Там гарантировано отсутствие водоворотов и т. д. Не надо плавать далеко от берега или переплывать водоем на спор. Доказать свое умение плавать можно, проплыв несколько раз одну и ту же дистанцию вблизи берега. Слайд 6

Запрещается купаться в зоне водозаборных станций, плотин, пристаней, причалов и других гидротехнических сооружений. Слайд 12

Нельзя подплывать к проходящим судам, катерам, вблизи которых возникают различные водовороты, волны и течения. Если судно идет против течения реки, то плывущего может затянуть под него. Слайд 10

Не следует плавать на надувных предметах. Плавание на них опасно, а для человека, не умеющего плавать, часто заканчивается трагически. Надувные камеры, матрацы очень легки, даже слабого ветра и течения достаточно, чтобы отнести их на большие расстояния. Стоит отвлечься на несколько минут – и берег оказывается вне пределов досягаемости. Матрац может захлестнуть волной, он может выскользнуть из-под пловца и накрыть его с головой. К тому же любой надувной предмет может иметь скрытый дефект, который не всегда удается обнаружить своевременно: из него может выйти воздух, и он потеряет плавучесть.

Особой осторожности требует купание с маской, трубкой и ластами.

Нельзя плавать с трубкой при сильном волнении моря. Плавать надо только вдоль берега и обязательно под постоянным наблюдением, чтобы вовремя могли прийти на помощь.

Важным условием безопасности на воде являются дисциплина и организованность.

  • Шалости не должны переходить известных границ. Слайд 14
  • Некоторые ребята порой могут подшутить над товарищем: хватать за ноги в то время, когда тот плывет, окунуть его с головой, держать под водой и т. п. Подобные шутки могут привести к трагическим последствиям. Слайд 15
  • Проводить игры следует на небольшой глубине.
  • Во время игр на воде ни в коем случае нельзя подавать ложные сигналы бедствия типа: «Я тону, на помощь!» Это нервирует окружающих, отвлекает от работы дежурных спасательных постов, которые обязаны в каждом подобном случае спешить на помощь. Имитация несчастного случая может привести к тому, что окружающие, привыкшие к ложным сигналам, не придут на помощь тому, кто по-настоящему будет захлебываться и тонуть.
  • Нужно внимательно и бережно относиться к товарищу, не терять его из виду и приходить ему на помощь.
  • Нельзя оставлять у воды младших братьев и сестер. Они могут оступиться и упасть, захлебнуться волной или попасть в яму.

Меры предосторожности при спасении утопающего

В холодной воде не снимайте с себя одежду, чтобы избежать переохлаждения организма. Следует снять только обувь и вытащить все из карманов;

Следите, чтобы утопающий в панике не хватался за вас. Если этого не удается избежать, примените специальные приемы освобождения:

1. Если он схватился за вашу ногу, быстро опустите ее, одновременно приняв вертикальное положение. Поднимите другую ногу и, упершись ею в плечо или грудь утопающего, оттолкнитесь от него, откинувшись назад всем телом.

2. Если он обхватил вас спереди, возьмите его обеими руками под мышки и, приподняв, оттолкните от себя.

3. Если он обхватил вас сзади за шею, опустите голову как можно ниже, чтобы его руки не сомкнулись у вас на горле. Крепко сожмите запястье той его руки, которая находится выше, и резко дерните вперед, приподнимая другой рукой его локоть. Оказавшись таким образом у него за спиной, вы заблокируете одну из его рук.

4. В крайнем случае погружайтесь с головой в воду и, вынырнув за спиной утопающего, крепко обхватите его за плечи.

5. Постарайтесь успокоить паникующего человека и внушить ему, что он спасется только в том случае, если будет вам подчиняться.

Транспортируем утопающего Слайд 23

Тактика поведения при транспортировке утопающего зависит от его состояния.

Если он спокоен и адекватен, вы легко сможете транспортировать его, после того как он крепко возьмется за ваши плечи.

Если же человек в панике хаотично хватается за вас, сначала постарайтесь расслабиться и погрузиться с ним под воду. Затем, когда он отпустит вас и устремится к поверхности, у вас будет шанс правильно его ухватить.

Если потерпевший все же уцепился, спасатель должен освободиться от его хватки, даже применяя силу. При захвате кистей они резко поворачиваются в сторону больших пальцев утопающего, который при этом отталкивается ногами. При хватке за шею спереди производится толчок в подбородок с зажатием ноздрей. При зажатии шеи сзади спасатель резко выворачивает локоть вверх, а сам подныривает под него. Освободившись, спасатель разворачивает потерпевшего спиной к себе и тянет к берегу.

Идеальный вариант обхвата – со стороны спины завести удобную вам руку под руку тонущего и схватиться за его противоположное плечо. Плыть в этом случае придется боком, используя одну свободную руку.

Если человек ведет себя спокойно, его можно транспортировать и другими способами.

Например, лежа спиной на воде, можно одной или обеими руками удерживать его подбородок над водой. Если держать подбородок одной рукой, можно использовать вторую для гребли. Ещё один вариант – завести свою сильную руку под такую же руку тонущего и ею же поддерживать его подбородок.

Можно держать утопающего сзади за руку, лежащую на его груди и проходящую через подмышечную впадину второй руки.

Если человек вследствие потери сознания или обессиливания погрузился на дно и лежит вверх лицом, к нему подплывают со стороны головы, подхватывают подмышки и всплывают на поверхность. При положении лицом вниз подход совершается со стороны ног, захват – опять же подмышки, и при всплытии тонущий переворачивается лицом вверх. Слайд 24

Вариант, с помощью которого лучше осуществлять спасение утопающего, подскажет ситуация.

IV. Закрепление материала

Учитель спрашивает ребят о том, кто в каких водоёмах купался. На основании их ответов класс делится на три группы. Задание первой группе: составить памятку по безопасному отдыху на море. Задание второй группе: составить памятку по безопасному отдыху в реке (на необорудованном пляже). Задание третьей группе: составить памятку при купании в незнакомом водоёме. Для выполнения заданий даётся 5 минут.

Представитель каждой группы представляет свою памятку. Идёт обсуждение, анализ, уточнение.

V. Итог урока.

Рефлексия

Учитель задаёт детям вопросы:

- Чему вы научились сегодня?

- Чем полезен для вас данный урок?

- Как вы думаете, помогут ли вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем уроке?

VI. Домашнее задание: §


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок №7 в 8 классе "Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях"

разработка урока и презентация к учебнику А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова...

Инструкция по правилам безопасного поведения на водоёмах в летний, осенне-зимний и весенний периоды

В данной инструкции указаны основные правила безопасности на воде в разное время года, правила эти подобраны с многих сайтов в одну инструкцию, которая необходима в работе воспитателя школы-интерната,...

Правила безопасного поведения на водоёмах во время паводка

Приближается время весеннего паводка. Лед на реках становится рыхлым, «съедается» сверху солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением. Очень опасно по нему ходить: в любой момент может р...

Беседа о поведении у водоёмов в разное время года с презентацией.

Беседа о поведении у водоёмов в разное время года с презентацией....

Правила поведения на водоёмах во время ледостава.

Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия....

Правила безопасного поведения на водоёмах и вблизи них во время весеннего паводка

Материал предназначен для проведения инструктажа в весенний период...

Технологическая карта к уроку по теме "Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. Безопасный отдых на водоёмах"

Технологическая карта к уроку по теме "Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. Безопасный отдых на водоёмах" используется в 8 классе при проведении занятия по данной тематике....