Возможности сельской школы по организации природоохранной деятельности
статья по экологии на тему

Некоторые оригинальные формы работы по экологическому образованию в условиях сельской школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob_organizatsii_ekologicheskoy_raboty_v_shkole.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Регистрационная форма

Фамилия, имя, отчество

Москвина Наталья Ивановна

Год рождения

1962

Ученая степень

Учитель 1 кв. категории

Организация

МБОУ «Ковардицкая СОШ»,

Муромский район

Должность

Учитель химии и биологии

Почтовый адрес

С. Ковардицы, ул.Дзержинского, д.33

Телефон

8-919-028-24-03

E-mail

moskvina33@mail.ru

Название доклада

«Возможности сельской школы в повышении эффективости использования мира природы в педагогическом процессе»

Название секции

«Воспитательный потенциал экологического и биологического образования и его реализация в урочной и внеурочной деятельности»

«Возможности сельской  школы в повышении эффективности использования мира природы в педагогическом процессе»

учитель химии и биологии  Москвина Наталья Ивановна

МБОУ «Ковардицкая СОШ», Муромский район

Реальность показывает, что экологическое образование  оказывается малоэффективным, если базируется только на сообщении школьникам знаний, советов, инструкций и т.п. Восприятие природы    как самоценность и субъект воспитания является ни чем иным , как  формализм в использовании воспитательного потенциала мира природы. В связи с чем на первый план необходимо выдвинуть задачу создания в образовательных учреждениях условий для целенаправленной, разносторонней деятельности учителей , учащихся  и их родителей , способствующей гуманистической ориентации в воспитании личности подрастающего поколения.

Такое направление данного процесса видится в переходе от традиционной к гуманистической модели экологического образования, ориентированной на

«... самореализацию и личностный рост учащихся как основные условия проявления заботы об окружающей среде и решения социально-экологических проблем» .[1:c.9,10]

В сложных  условиях  «выживаемости села», педагогический коллектив нашей школы находит интересные формы экологического образования школьников , которые способствуют  формированию, как нам видится в перспективе,  экологической культуры сельского жителя в целом.

Каждое учебное учреждение заинтересовано в эстетике  оформления своей территории. Мы сделали это , реализуя проект «Школьный цветник», инициатором которого стал Совет лидеров ДОО «Костер», а непосредственными участниками стал каждый школьник, педагог, работник школы, родители.     Каждому классу-команде были даны конкретные задания  : изучить состав   почв, подобрать конкретный посадочный материал, вырастить рассаду, вырубить и выкорчевать кусты и деревья, приобрести семена, пересадить многолетники .Общешкольными стали  конкурсы на лучшее название  и оформление клумб, а также акция «Подари школе цветок». Активное участие в этой акции приняли  наши родители, которые поделились декоративными кустарниками , многолетними культурами, своим опытом оформления приусадебной территории. Результат- призовые места   в ежегодном  районном конкурсе пришкольных территорий и восхищение гостей школы.А мы делимся семенным материалом и рассадой с другими школами, жителями села, учителями-ветеранами, родным детским садом.

Два года назад на базе школы создана экологическая агитбригада «Шиповник», ее девиз: «Думай по-зеленому, созидай радужно!» . Ее цель-популяризация и пропаганда экологических знаний для различных категорий слушателей. В 2011 году заняли 2 место  в областном конкурсе агитбригад  , проводимом организацией «Милосердие и порядок» с программой «Я хочу дарить природе доброту». Школьники среднего звена хорошо откликаются на театрализацию. В нашем багаже две постановки: 2012 год-мини-спектакль «Приключения Дикой уточки», а в 2013году-музыкальный экологический спектакль «Вода-основа жизни!» .  Формирование экологической культуры было бы однобоким, если бы все сводилось только к театрально грамотному воспроизведению текста. Наши постановки –прелюдия   в рамках экологический акций: «Покормите птиц зимой! –после спектакля мы вместе с младшими школьниками мастерим мини-кормушки,проводим конкурсы на лучшую кормушку  семейного творчества .А после спектакля «Вода-основа жизни» состоялись акции «Чистый берег», «Живи, родник!» Сцена способствует и пробуждению интереса к предмету биология, и возможности приобщить к добрым делам различный контингент учащихся.

Вот уже два года наша школа является участницей  межрегионального фестиваля в Н.Новгороде «Экологическая мозаика» с игровой программой старинных народных и  обрядовых игр.  Это интересное направление продолжается в течение учебного года в стилизованной старинной избе-одном из залов школьного краеведческого музея (рук. Гаврилова О.И.). Цветочные мотивы и пейзажи оживают в работах кружка «Креативный текстиль» (рук. Фомичева Л.А.), воспитанники которого ежегодно участвуют в районом Алешунинском празднике  в Некрасовских местах.  Материалом для их творческих работ  служат лен, мешковина, войлок, мочало, береста, солома. А созданная ими коллекции костюмов «Муром.Владимир. Москва» и  «Сударушки» из экологически чистых материалов  в стиле лоскутной техники стали призерами федерального уровня.

Проявлением социальной активности стали акции против строительства АЭС в Монаково, разбивка на  территории села клумб, уборка зоны отдыха в лесном массиве, трудовые десанты к памятникам в своем и соседних селах.

Результаты приносят и конкурсы экожурналистики. В 2013 году сказка Фомичевой Полины «О Чистом воздухе и Грязном Смоге»  вошла в печатный сборник «Зеленые страницы», выпущенный  ЦДОД г. Владимира.

Активизации использования мира природы как мощного воспитывающего фактора способствуют проводимые в районе интересные мероприятия. В мае в живописное с. Татарово съезжаются школьники, неравнодушные  к судьбам леса, для участия в конкурсе «Юных лесоводов». Главный приз-саженцы сосны, лиственницы, каштана , которые высаживаются в школах. В прошлом году в мае впервые в районе на базе Булатниковской СОШ проводился Фестиваль «Дыхание весны»(рук. Черная С.П.), в котором принять участие могли не только школьники, но и педагоги, и родители. Номинации самые различные- конкурс ландшафтного дизайна дворовой и пришкольной территории, продажа рассады и семенного материала, цветочных культур, обрядовые игры   , фольклорные песни, конкурс пейзажей, выставка-продажа заготовок и выпечки. Положительные эмоции в предпосевной период стали яркой отправной точкой, чтобы подвести итоги на ежегодном районном конкурсе «Урожай года», проводимый ЦДОД (рук.     Маркова С.И.) Здесь виден результат работы на школьных учебно-опытных участках.  Для учащихся с повышенной мотивацией к обучению новым витком саморазвития становится исследовательская деятельность(рук. Москвина Н.И.). Исследовательский проект «Сортоиспытание картофеля в условиях личного подсобного хозяйства» (Антонова Виктория, 8 класс) в 2013 году занял 3 место на областном конкурсе юннатов, исследовательская работа «Флавоноиды как   биологически активные вещества» (Романова Татьяна, 10 класс) занял 2 место в конкурсе исследовательских работ среди молодежи в МПСУ г. Мурома, проект « Изготовление мыла в лабораторных и домашних условиях из экологически чистого сырья» (Баранова Анна, 10 класс) занял 1 место в районном Фестивале «Шаг в будущее» и 2 место в научно-практической конференции Муромского педагогического колледжа.

Что в планах на будущее? Экологизация школьного интерьера, создание эколого-краеведческой тропы, профильной экологической группы в летнем пришкольном оздоровительном лагере . Мир природы безграничен и разнообразен , как и  точек прикосновения к нему .  

Таким образом, важно еще раз подчеркнуть, что экологическое образование несет большой воспитательный потенциал не только  для самых различных категорий школьников , но и для всех участников образовательного процесса. И важно понимать ,что экологическое воспитание – не отдельное направление в воспитании( как, например, эстетическое, физическое и т.д.), а сквозной вектор воспитания современного человека  и сводится не только и не столько к воспитанию отношения к природе, а является мощным фактором становления и развития личности наших воспитанников. Ведь экологические ценности являются связующим звеном при формировании их жизненной позиции,  социальной солидарности, гражданственности, истинного патриотизма. По сути, всем нам нужно стремиться к формированию нового типа эколого-гуманистически ориентированного мировоззрения, базу которого составляет система научно-предметных знаний [2: cлайд 2,14 ], а реальные практические дела  должны стать жизненной необходимостью.

Источники информации:

1. Гагарин А. В., «Воспитание природой», Лаборатория экопсихологии развития ,Экопсихологический центр образовательных и социальных систем –М., Московский городской психолого-педагогический институт,   2000

2. www.myshared.ru, Дзятковская. д.б.н., про Института содержания и методов обучения  РАО, член-корреспондент  РАЕН, презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности малокомплектной школы при организации исследовательской деятельности

Выступление на районном семинаре «Современный урок в малокомплектной сельской школе» по теме» «Возможности малокомплектной школы при организации исследовательской деятельности учащихся»....

Возможности использования ИКТ в организации внеурочной деятельности обучающихся сельской школы

Возможности использования ИКТ в организации внеурочной деятельности обучающихся сельской школы...

Формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся сельской школы через организацию летней трудовой практики в условиях модернизации образования

Основная цель работы: формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся через организацию летней трудовой практики.  Задачи:- изучить и разработать нормативно-правовую базу по ор...

Социализация детей и подростков в ходе организации природоохранной деятельности

Из практики работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей г. Хабаровска "Детский экологический центр "Косатка"...

Статья "Из опыта работы школы по организации проектной деятельности"

В статье рассматривается  система  учебно-методического сопровождения проектной деятельности школы. Эта система охватывает весь коллектив школы, включены в нее и родители учащихся. Алгоритм,...

Возможности использования гаджетов при организации образовательной деятельности

Можно ли провести хороший урок, используя лишь мел и доску? Конечно, да; но вряд ли его можно будет назвать современным, и он вряд ли удовлетворит интересы всех учащихся. Методическая разработка...