Возможности малокомплектной школы при организации исследовательской деятельности
статья на тему

Титова Елена Алексеевна

 

 Выступление на районном семинаре «Современный урок в малокомплектной сельской школе» по теме» «Возможности малокомплектной школы при организации исследовательской деятельности учащихся».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Выступление на районном семинаре «Современный урок в малокомплектной сельской школе» по теме» «Возможности малокомплектной школы при организации исследовательской деятельности учащихся».

Одной из проблем  малокомплектных школ является неумение учащихся самостоятельно работать. Ученики привыкают, что учитель работает с ними  индивидуально, у них нет  стимула  самим добывать знания. Вопрос о самостоятельной работе учащихся исследуется многими отечественными и зарубежными психологами и педагогами, утверждающими, что возникновения мыслительной деятельности учеников во время объяснения учителя недостаточно - осознания материала не происходит. Путь к осознанию лежит через самостоятельную работу. Научные исследования показали, что ученики сохраняют в памяти: 10% из того, что читали, 20% из того, что слушали, 30%; из того, что наблюдали, 50% из того, что видели и слышали, 70% из того, что высказывали и обсуждали, 90% из того, что высказывали и практически выполняли.  

Исследовательский метод рассчитан на самостоятельность учащихся.  Деятельность же учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля.  Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в области биологии и экологии и учит применять их на практике, развивать у учащихся познавательный интерес, самостоятельность, культуру учебного труда. Исследовательскую работу можно проводить как на уроке, так и внеурочное время. Более подробно остановлюсь на организации исследовательской работы внеурочное время. Расскажу, как проходила работа по исследовательскому проекту Влияние изменения экологической ситуации  на состояние воды открытых водоемов (на примере реки Паз). Актуальность: Пресная вода является главным компонентом жизни, но она составляет лишь 3% от всей гидросферы. Основной источник пресной воды -  это открытые водоёмы. Но многие из них подвергаются интенсивному хозяйственному использованию, поэтому очень важно их  изучать и сохранять. Цель исследования: изучение  экологического состояния  воды реки Паз.

 Задачи:

1.Ознакомиться с литературой по проблеме

2.Изучить  органолептические, химические  и микробиологические показатели воды

3.Оценить качество питьевой воды по ГОСТ - у3351-74

4.Сравнить полученные результаты с имеющимися данными в летописях природы заповедника Пасвик.

В результате данных исследований школьники учились  проводить химический анализ воды. Определяли  температуру, состав и качество воды в реке Паз, используя химические и визуальные методы работы. Учащиеся учились  брать пробы воды из водоема, закрепляли умение работать  с микроскопом,  когда изучали каплю воды на предмет живых организмов. Анализировали полученные результаты, делали выводы о пригодности воды реки к использованию, сравнивали полученные показатели с показателями госта. Выясняли возможные причины загрязнения реки и выдвигали планы мероприятий по улучшению качества речной воды. Также наметили перспективы для дальнейшей работы по данной теме. Итак, плюсы проектной деятельности в малокомплектной школе.  Возможность создания разновозрастных команд. В осуществлении проекта участвуют не ученики одного класса, а действительно, команда заинтересованных людей. Разные люди, участвующие в проектной деятельности имеют разные интересы. Именно поэтому наши проекты становятся более глубокими и широкими по мере разработки.  Мало детей,  приходится не выбирать талантливых и одарённых, а задействовать всех. Большую роль в проектной деятельности играет реальные практические результаты. И тут для сельской школы раздолье. Только оглянись: пруд, река, поля, овраги, свалки и другие объекты потенциальных исследований.

Существуют отличия  в этапах подготовки и проведения проекта в условиях малокомплектной школы. В условиях малокомплектной  школы основным условием создания проекта является –

заинтересованность учителя и реальные возможности школы. В наших условиях,  в отсутствие спонсоров, большую роль играет помощь родителей. Помощь может быть материальной и непосредственной, т.к. многие проекты связаны с учреждениями и , где работают родители. Поиски источников информации оговариваются с помощью учителя и ведутся учениками, имеющими ПК.

На уроке дается проблемное задание - учебное задание, составленное таким образом, что учащиеся попадают в ситуацию, которая воспринимается ими как интеллектуальное затруднение, требующее новых знаний. Поставленные вопросы требуют от обучаемого самостоятельного нахождения ответа посредством мышления. Проблемные вопросы обычно строятся с использованием слов: почему, как объяснить, как доказать, что из этого следует и т. п. Методический аппарат учебников способствует использованию исследовательской деятельности на уроках.

Условия для создания проблемной ситуации:
        - наличие проблемы (уже разрешённой наукой, но новой для учащихся);
        - оптимальная трудность проблемы;
        - наличие достаточных знаний в этой области;
        - значимость для учащихся её разрешения.
    Структура проблемного изложения:
        - постановка проблемы;
        - ход решения и его логика;
        - процесс решения, возможные затруднения и противоречия;
        - решение и доказательство его правильности;
        - раскрытие значения решения.
    Ученик при этом не только воспринимает информацию, но у него возникают сомнения, вопросы, предположения следующего рассуждения.

Одной из форм работы с учащимися  является  организация научно-исследовательской деятельности школьников. Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным итогом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности для учащихся с ограниченными возможностями.

             «Если Вы все перепробовали и у Вас ничего не      получается- прочтите, наконец, инструкцию.»...

Организация исследовательской деятельности обучающихся как одна из возможностей формирования ключевых компетенций выпускника УНПО

Основы формирования ключевых компетенций у обучающихся закладываются при реализации образовательных стандартах на различных ступенях обучения путем развития соответствующих личностных качеств. Одним и...

Организация и педагогические возможности дистанционного обучения в ходе исследовательской деятельности обучающихся

В настоящее время границы современного образовательного пространства расширяются. Сегодня педагоги используют Интернет, который выполняет многообразные функции: информационную (поиск, получение,...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.

Обмен опытом организации исследовательской и проектной деятельности в условия сельской школы....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.

Основной задачей педагога становится развитие интереса к предмету на более ранних этапах образования. Существенным преимуществом малокомплектной школы является возможность индивидуального подхода к об...

Организация исследовательской деятельности обучающихся – проблемы и возможности

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые  проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»...

Возможности сельской школы по организации природоохранной деятельности

Некоторые оригинальные формы работы по экологическому образованию в условиях сельской школы...