Эко-знайка
рабочая программа по экологии (7 класс) на тему

Гаврилова Елена Ивановна

Экологическое образование выполняет интегративную роль во всей системе общего образования. Экологизация образования несет в себе следующие педагогические функции:

-способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся;

-является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования;

-формирует общеучебное умение прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей и коллектива;

-расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения;

-позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом.

Цель экологического образования – становление экологической культуры личности и общества как обязательного условия гармоничного взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и устойчивое развитие. Эта цель согласуется с моделью общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Ключевая роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности: осознание сущности экологических законов, понимание причин противоречий в системе «природа – общество», осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных экологических кризисов, познание себя и окружающего мира.

В курсе экология рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Обучение: формирование знаний об экосистеме организации природы Земли в границах обитания человека: системы интегрированных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.

Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.

Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций: эмоциональной сферы – эстетического воспитания и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – убеждения и возможности решения экологических проблем, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды. Показателем эффективности формирования экологической ответственности является не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следствие экологическим нормам во всех видах деятельности. Социальное и нравственное воспитании, как воспитание, прежде всего чувства ответственности ха собственное поведение, становится основой взаимодействия предметов гуманитарного и эстетического циклов.

  Курс предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений». Рассматривает влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

Программа факультатива рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eko-znayka_7_klass.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благовещенская  средняя общеобразовательная школа №1                                                               имени Петра Петровича Корягина»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей ______________________

по УВР

__________ О.И. Реймер

Протокол №______________

 _________(А.Д. Денисенко)

Приказ № ____________

от «____»____________20__г.

«____»_________20__г.

от «___» __________20__г.

Руководитель МО

 __________ (Л.И. Ермоленко)                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива по экологии

«Эко - знайка»

7 классы

основное общее образование, базовый уровень  

Составитель

Гаврилова Елена Ивановна, учитель химии высшей квалификационной категории

р.п. Благовещенка – 2016

Содержание

стр.

1. Пояснительная записка                                                                                                            3

2. Содержание учебного курса                                                                                                    5

3. Тематическое планирование                                                                                                    6

3. Планируемые  результаты освоения учебного курса                                                            8

5. Учебно-методическое обеспечение                                                                                         9

6. Лист внесения изменений и дополнений                                                                               10

7. Выполнение программы                                                                                                          11

Пояснительная записка

Экологическое образование выполняет интегративную роль во всей системе общего образования. Экологизация образования несет в себе следующие педагогические функции:

-способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся;

-является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования;

-формирует общеучебное умение прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей и коллектива;

-расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения;

-позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом.

Цель экологического образования – становление экологической культуры личности и общества как обязательного условия гармоничного взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и устойчивое развитие. Эта цель согласуется с моделью общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Ключевая роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности: осознание сущности экологических законов, понимание причин противоречий в системе «природа – общество», осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных экологических кризисов, познание себя и окружающего мира.

В курсе экология рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Обучение: формирование знаний об экосистеме организации природы Земли в границах обитания человека: системы интегрированных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.

Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.

Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций: эмоциональной сферы – эстетического воспитания и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – убеждения и возможности решения экологических проблем, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды. Показателем эффективности формирования экологической ответственности является не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следствие экологическим нормам во всех видах деятельности. Социальное и нравственное воспитании, как воспитание, прежде всего чувства ответственности ха собственное поведение, становится основой взаимодействия предметов гуманитарного и эстетического циклов.

  Курс предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений». Рассматривает влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

Программа факультатива рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

 

Содержание учебного курса

Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1 ч)

Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет.

Тема 2. Условия существования животных (4 ч)

Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных. Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.

Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.

Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. (Работа предполагает наблюдение за поведением дождевых червей в садках-террариумах в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве — формируется умение ставить цель наблюдения.)

Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу.

Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.

Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.

Тема 3. Среды жизни (5 ч)

Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.

Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.

Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.

Тема 4. Жилища в жизни животных. (1ч)

Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существование животных.

Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (3 ч)

Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.

Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.

Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.

Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериачьные и грибковые заболевания животных.

Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных,

Тема 6. Свет в жизни животных.(1ч)

Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.

Тема 7. Вода в жизни животных (2ч)

Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Экологические группы животнх по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.

Тема 8. Температура в жизни животных.(2ч)

Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Способы регуляции теплоотдачи у животных.

Тема 9. Кислород в жизни животных (1ч)

 Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к излучению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.

Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных (4 ч)

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

Тема 11. Численность животных (3ч)

 Популяция животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебание численности. Динамика численности различных животных.

Тема 12. Изменения в животном мире Земли (8 ч)

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных. Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.

   

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Экология животных: раздел науки и учебный предмет

1

2

Условия существования животных

1

3

Многообразие условий обитания.

1

4

Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания

1

5

Предельные условия существования животных в Алтайском крае

1

6

Среды жизни

1

7

Наземная среда обитания. Животный мир суши

1

8

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде

1

9

Почва как среда обитания животных

1

10

Живой организм как среда обитания животных

1

11

Жилища в жизни животных

1

12

Биотические экологические факторы в жизни животных

1

13

Взаимное влияние животных и растений

1

14

Взаимоотношения между животными

1

15

Животные и микроорганизмы

1

16

Свет в жизни животных

1

17

Вода в жизни животных

1

18

Вода как необходимое условие жизни животных. Экологические группы животных по отношению к воде

1

19

Температура в жизни животных

1

20

Приспособление животных к различным температурам

1

21

Кислород в жизни животных

1

22

Сезонные изменения в жизни животных

1

23

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования

1

24

Оцепенение. Спячка

1

25

Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие

1

26

Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания

1

27

Численность животных

1

28

Популяции животных Алтайского края. Плотность популяции

1

29

Численность популяции. Колебания численности

1

30

Изменения в животном мире Земли

1

31

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов в Алтайском крае

1

32

Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных в Алтайском крае

1

33

Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных

1

34

Редкие и охраняемые животные. Красная книга Алтайского края

1

35

Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран

1

Итого: 35 часов

Планируемые  результаты освоения учебного курса

В результате изучения данного курса ученик должен:

1. Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.

2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.

3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.

4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.

5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.

6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.

11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Державина Т. Б. Экскурсии в природу: Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010
  2. Тихонов А. В. Животные России. Красная книга. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010
  3. Шарова И. Х., Мосалов А. А. Зоология: Практикум. 7 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

Лист внесения изменений и дополнений

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица, внёсшего запись

 Выполнение программы 2016 – 2017  уч.г

ФИО учителя:___Гаврилова Е.И.________________

Курс: ____экология_______________

Классы: __7__

   

Период

По плану

Фактически

Отставание

Причина

Способ устранения отставания

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всё Знайка

logo.jpg Вы любопытный ребенок? Вы трудолюбивый школьник? Вы веселый забияка? Вы скромный и тихий? И вам интересно знать откуда и как все начиналось?http://www.znajko.ru/ru/xmapznajko.html...

"Путешествие Знайки и Незнайки по Мордовии"

Внеклассное мероприятие по краеведению для начальных классов....

Знайка

Подборка нестандартных задач по математике для учащихся 5-7 классов....

Конспект праздника "День Знаний" - "В гостях у Знайки"

Углубить и расширить знания детей о школе в подготовительной группе; способствовать расширению кругозора детей, любознательности....

Викторина "Знайка"

В викторине представлен увлекательный материал для обучающихся начальных классов для развития речи, внимания, памяти, мышления....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Ансамбль" (2014-15 уч. г.)

Программа по комплексному обучению в студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль для учащихся 3-4 кл....