Весенний праздник птиц
план-конспект по экологии на тему

Лазарева Ирина Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesenniy_prazdnik_ptits.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК ПТИЦ

Экологический праздник
        

Цель. Создание у детей радостного весеннего настроения. Воспитание интереса и заботливого отношения к птицам нашим друзьям.

Оборудование зала: на центральной стене развешаны коллективные работы детей, посвященные прилету птиц: первоцветы и скворцы с грачами, солнце.

Действующие лица. Незнайка, Весна — взрослые.

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети выходят в зал под музыку П. И. Чайковского «Апрель» (грамзапись) и садятся. Входит Незнайка.

Незнайка: Ой, ребята, а что вы здесь собрались?

Муз. руководитель: А ты, Незнайка, хочешь узнать? Тогда послушай стихотворение, которое тебе прочитают наши дети.

Март

Отшумели все метели,

И морозы не трещат,

                             С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали мартовские дни,

                            В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тикает синица

Возле нашего окна,

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна.

Алферов

Или стихотворение     «Появление весны»

Весна с улыбкой шлет привет

Проснувшейся природе:

Все после зимних бурь и бед

Вздохнуло на свободе.

Бессильно зляся и ворча,

Зима, старуха злая,

Бежит, от жаркого луча

Под солнышком сгорая.

Л. Модзалевский

Незнайка: Да, я все понял, вы собрались, чтобы прогонять Зиму. Дети: Нет, мы здесь встречаем Весну.

Муз. руководитель: Правильно, мы здесь, чтобы отметить приход красавицы Весны, Весны-красны.

Песня «Пришла весна» (сл. Я. Некрасовой, муз. 3. Левиной).

Муз. руководитель: Давайте ее позовем: Весну, Весну - утро года.

Дети:       Приди, Весна ясная,

                 Приди, Весна красная,

                 С клейкими почками,

                 С первыми листочками.

Под музыку «Вальс цветов» Д. Шостаковича входит Весна.

Весна:   Здравствуйте, мои друзья,

              Я к вам пришла,

              Весна-красна.

  К вам спешила очень я!

  Лесам и птичкам я нужна.  

  Несу с собой тепло и свет

  И солнца раннего привет.

Незнайка: Здравствуй, Весна-красна. Добро пожаловать.

 Спасибо, Весна, за заботу твою,

 За то, что деревья в весеннем цвету.

 За солнце, за свет, что тепло нам дает.

 Мы все приглашаем Весну в хоровод.

Хоровод «Весенняя закличка» (русская народная мелодия).

Весна: Долго ли вы меня ждали?

Дети: Долго, очень долго.

Весна: Надоели вам снега, вьюги да метели?

Дети: Очень надоели.

Весна: Ну а солнышку вы рады?

Дети: Да, у нас солнышко что-то грустное.

Незнайка:  Солнышко, дети, скорей позовем,

Пусть оно светит волшебным теплом.

Дети:        Солнышко-ведрышко,

Взойди поскорей, Нас освети, обогрей!

Незнайка: Крепко солнце спит у нас, нужно позвать его еще раз.

Дети:        Солнышко ясное, нарядись,

                        Солнышко красное, покажись.

(Солнце медленно по занавеске поднимается вверх.)

Весна:        Вот и наше солнышко взошло,

Стало здесь нам всем тепло.

Незнайка: Наши дети знают хорошее стихотворение про солнышко и сейчас его прочитают


                                         Веснянка

С теплым ветром, травушка, подружись,

Золотому солнышку поклонись,

Чтобы цвела яблонька на горе,

Чтоб гулялось весело детворе!

Солнечные лучики горячи,

Мы поймали в реченьке те лучи.

Их в косички девочки заплетут,

Хоровод под яблонькой заведут!

С теплым ветром, травушка, подружись,

Вместе с нами солнышку поклонись!

В. Ладыжец

(Дети делают поклон солнцу.)

Незнайка: В хоровод, друзья, вставайте, песню про солнышко запевайте. (Хоровод под песню «Солнышко» муз. К. Пирогова сл. Н. Найденовой — дети старшей группы.)

Из хоровода выходит «Солнышко».

Солнышко:    Я солнышко в небе.

      Я свет и тепло.

      Меня вы позвали,

      И вот я пришло.

      Дорогие господа,

      Ну-ка, стройте ворота.

«Солнышко» берет за руки детей старшей группы, Весну и детей подготовительной группы, все проходят в «ворота» из цветов, которые держит Незнайка и один из воспитателей.

Игра«Золотые ворота»

(под русскую народную мелодию «Сударушка»)

Проходят в ворота и говорят:

Идет матушка-весна —

Отворяйте ворота.

Первый март пришел —

Всех детей провел.

А за ним и апрель

Отворил окна и дверь.

А уж как пришел май,

Сколько хочешь гуляй.

Дети заводят круг и идут по кругу: Весна идет противоходом. По окончанию игры дети врассыпную стоят по всему залу лицом к гостям.

Незнайка:   Пришла весна, цветы цветут,

Пришла весна и птицы все поют.

Поем и мы.

Дети исполняют «Песню про птиц» (муз. И. Ефремова, сл. В. Гло-ванов, А. Тимофеевский)1. Песня из мультфильма «Что услышала медуза».

Весна:     Ну, спасибо, дети. Очень вы меня порадовали.

А теперь пора играть

Свою удаль показать.

                     Новые калоши обновить нам нужно

Мы в калошах новых побежим по лужам.

Аттракцион «кто скорее пробежит в калошах»

 Незнайка: А что приносит весна, только одни дожди да лужи?

 Весна: А вот послушай стихотворение И. Никитина «Весна» и узнаешь:

 Полюбуйся, весна наступает,

 Журавли караваном летят

 В ярком золоте день утопает,

 И ручьи по оврагам шумят

 Скоро гости к тебе соберутся,

 Сколько гнезд понавьют, посмотри!

 Что за звуки, за песни польются

 День-деньской от зари до зари.

Соловей

Прилетевший соловей

С каждым часом веселей,

Льются трели без конца...

Чуть-чуть обидно,

Что крылатого певца

В зарослях не видно.

В. Мусатов

А теперь послушаем песню про соловушку. Группа детей исполняет песню «Соловейко» (муз. А. Филиппенко сл. Г. Бойко).

Незнайка: Да ведь они же всю зиму с нами были?

Весна: Ты не прав, Незнайка. Не все птицы были с тобой зимой.

Какие же птицы зимовали вместе с вами, дети? (Воробей, вороны...)

А какие птицы прилетают весной? (Перелетные — грачи, скворцы...)

Незнайка:  А давайте-ка, ребята,

Вместе дружно мы споем

Про родимую сторонку

И про то, как здесь живем.

(Песня «Весна» слова К. Быковой, музыка Н. Елисеева.)

Весна: Хорошая песня ваша. Она мне очень понравилась. А сейчас я хочу узнать, хорошо ли вы знаете птиц.

Игра «Зимующие и перелетные птицы»

(под музыку И. Глинки «Жаворонок», проводится вместе с Незнайкой)

Незнайка: Ну, теперь-то я лучше всех птиц знаю. Самый главный их знаток.

Весна: Ну, хорошо. Сейчас я загадаю тебе загадки про птиц, а ты их отгадай.

 Всех перелетных птиц черней

 Враг личинок, друг полей,

 Взад-вперед по пашне вскачь

 Гордо ходит птица... (Грач)

Незнайка: Я знаю, Врач.

Весна: Дети, помогайте.

Весна: Загадка следующая:

Серая пташка,

На животе тельняшка,

В лесу живет, гнезда не вьет.

Яйца бросает, матерью не бывает.

Кто в лесу бывал, тот ее слыхал.

Кто эта птица, что в матери не годится? (Кукушка)

Незнайка: На животе тельняшка. Да это же матрос. Он ходит в тельняшке.

Весна: Опять все перепутал. Разве матрос — птица? Дети, помогайте, Незнайку выручайте.

Дети: Это кукушка.

Весна: Последняя загадка. Будь внимателен, Незнайка.

Из Африки в апреле к нам они летят,

Под крышами из глины, гнезда мастерят.

Летят, как самолетики изящны и легки,

С выемкою хвостики, собой не велики. (Ласточки)

Незнайка: Ой, такой птицы я не встречал (плачет). Нет, не знаю, у-у-у...

Весна: Не плачь. Дети тебе помогут. Так кто это?

Незнайка: Вот вы мне все загадываете загадки, можно ли мне загадать вам?

Весна: Попробуй.

Незнайка:  Вам знакома эта пташка,

                         В черной в крапинку рубашке

 К нам весною прилетает,

 Сразу домик обживает? (Скворец)


Весна: Да, весною у птиц очень много забот. Одна из забот — это строительство домиков.

Ребенок:        Для скворцов готовим дом.

    Чтобы птицы жили в нем.

Дети поют песню «Домики» муз. Д. Кабалевского, сл. О. Высот-ской «Птичий дом».

Незнайка:      Ребята, давайте и мы поскорей

  Построим домики для наших пернатых друзей.

Аттракцион «кто красивый повесит скворечник?»

(выкладывание на фланелеграфе)

Весна: Молодцы, ребята, хорошо потрудились, птицам помогли.

Незнайка: Давайте посмотрим, кто же поселится в наших домиках.

Сценка «Скворцы и воробей» (авт. В. Колосова, муз. Е. Тиличее-вой).

Выходят Сережа и Кузьма.

Кузьма: Мы два друга — столяра,

   Он — Сережа, Я — Кузьма.

Сережа: За работу нам пора -

   Строить скворушкам дома.

Вместе: С юга скворушки летят

               В новом доме жить хотят.

               Строим скворушкам дома (строят)

               Не дома, а терема.

              Это дело наших рук –

              Тук-тук, тук-тук

              Тук-тук-тук!

 Ставят скворечники.

Сережа: Правда, славные дома?

   Ну, пойдем домой, Кузьма! (уходят)

Под музыку появляется Воробей;

Новый домик?

 Кому? Скворцам?

 Нет его займу я сам.

 Я скворцам, я скворцам

 Этот домик не отдам!

 Чик-чирик! Чик-чирик!

 В новый домик прыг-прыг!

Музыка, прилетают Скворцы:

 Мы домой вернулись снова

 Все ли здесь для нас готово?

 Где бы нам сейчас присесть?

                 Где попить и где поесть?

Увидели дома: Нам построили дома,

                          Не дома, а терема.

Сережа: Прилетели! Прилетели!

   Прилетели к нам скворцы!

Кузьма: Побежим-ка за едой —

   За зерном и за водой (убегают и быстро возвращаются).

Сережа и Кузьма вместе: Вот вам, скворушки, еда (насыпают зерно, ставят воду).

Сережа: Вот зерно!

Кузьма: А вот вода! (уходят)

Скворцы: Нам построили дома — Не дома, а терема!

Перебивают друг друга:   Этот домик будет твой!

         Этот мой! А этот мой!

Старый скворец:     Тише, тише, не толпитесь,

                                  Живо в пары становитесь,

                                  Я сейчас вперед пойду,

                                  По домам вас разведу.

                                  Пару первую веду,

                                  Первой паре дом найду.

Скворцы первой пары: Мы идем, мы идем,

    Мы въезжаем в новый дом.

    До чего же дом хорош,

    Лучше дома не найдешь. (Прячутся в скворечнике)

Старый скворец второй паре:    Вас теперь я поведу,

         Вам я тоже дом найду.

Скворцы второй пары:      Мы идем, идем,

        Мы въезжаем в новый дом.

       До чего же дом хорош,

       Лучше дома не найдешь! (Прячутся в домике.)

Старый скворец:     Третью пару я веду,

      Третьей паре дом найду.

Скворцы третьей пары:     Мы идем. Мы идем

        Мы въезжаем в новый дом.

Воробей выглядывает из скворечника:

Вы чего кричите тут?

Здесь жильцы уже живут (передразнивает скворцов).

До чего же дом хорош,

Лучше дома не найдешь!

Скворцы третья пара: Уходи, воробей.

Воробей: Не уйду, хоть убей!

Скворцы: Убирайся сейчас, дом построили для нас!

Воробей:       К дому я уже привык

Чик-чирик, чик-чирик! (Прячется в домике)

Скворцы:       Что нам делать. Как нам быть?

     Где теперь мы будем жить? (Плачут.)

Старый скворец:     Коль случается беда,

                                 Не тужите никогда.

                                 Вешать нос в беде не нужно!

Зовет скворцов: Все ко мне, слетайтесь дружно!

Скворцы окружают старого скворца.

Сыплют на землю зерно и поют:

Воробей, выходи,

Воробей, погляди —

Тут насыпано зерно,

Очень крупное оно.

Воробей (выглядывает):   Ну-ка, дайте-ка взглянуть.

                   Нет, меня не обмануть! (Прячется.)

Скворцы третья пара:  Что нам делать. Как нам быть?

       Где теперь мы будем жить?

Старый скворец: Вешать нос в беде не нужно!

Всех зовет: Все ко мне, слетайтесь дружно!

Скворцы слетаются, ставят миску с водой и поют:

 Воробей, выходи, воробей, погляди!

 Воробей, лети сюда. До чего ж вкусна вода!

Воробей (выглядывает):   Ну-ка, дайте-ка взглянуть...

         Нет меня не обмануть. (Прячется.)

Скворцы третья пара: Что нам делать. Как нам быть?

        Где теперь мы будем жить?

Старый скворец:       Вешать нос, друзья, не нужно,

 Все ко мне, слетайтесь дружно.

 Знаю как беде помочь, —

 Воробья прогоним прочь!

Старый скворец куда-то летит1 а потом возвращается с большим «червяком».

Скворцы снова о чем-то договариваются, а потом делают из веревки петлю. Раскладывают ее на земле, а в середину кладут «червяка».

Старый скворец и все:      Воробей, выходи, воробей, погляди.

Здесь лежит червячок,

Очень вкусный бочок.

Воробей (выглядывает):  Ну-ка, дайте-ка взглянуть...

        Эх, попробую чуть-чуть. (Вылетает из домика)

Скворцы:    Воробей, воробей

Зерна клюй, воду пей

И червяк так хорош!

Воробей «клюет червяка», скворцы в это время затягивают петлю.

 Скворцы:   Ну, теперь не уйдешь!

Воробей:       Что пристали к воробью?

Я пожалуюсь грачу,

Я вас всех сейчас побью

Я вас всех поколочу!

Скворцы:         Тише, тише, воробей.

 Зерна клюй, воду пей,

 Вот тебе червячок –

Очень вкусный бочок.

Ты полакомься немножко.

Появляется кошка.

Все: Кошка! Кошка! Кошка! Кошка!

Скворцы улетают. Воробей прыгает на одной ноге, пытается вырваться из петли. Кошка подкрадывается к нему. Воробей от страха замирает на месте.

Кошка (льстиво):    Что ж не скачешь, воробей?

                                       Утомились ножки?

Злорадно:              Что, попался, воробей?

      Прямо в лапы кошке?

      Ты мне очень нужен,

      Нужен мне на ужин!

Воробей:                  Ой, сейчас погибну я.

              Ой, спасите воробья!

              Кошка съест меня живьем...

Скворцы: Поможем! Выручим! Спасем!

Скворцы освобождают воробья из петли. Вместе все «разлетаются».

Кошка прыгает на место, где был воробей.

Кошка:  Ах, какая неудача!

    Неудача, ну и что ж!

    Не заплачу, не заплачу —

    Воробей не так хорош,

    Тощий он, в нем мяса мало —

    Я бы есть его не стала. (Уходит)

Воробей и скворцы «слетаются» снова.

Воробей:    Ну, друзья, спасибо вам.

Домик ваш я вам отдам.

Я прошу у вас прощенья,

Я уйду из помещенья.

Скворцы:   Ты скворцов не забывай

                         Ты к нам в гости прилетай.

Воробей:       Не забуду, прилечу!

   С вами в дружбе жить хочу! (Улетает)

Старый скворец:     А теперь домой, скворцы.

     Занимайте дом, жильцы!

Встают сзади «домиков» и поют:

За отличные скворечни

 Мы ребят благодарим.

 Всем ребятам, всем ребятам

 Мы спасибо говорим.

Незнайка: Да, много забот у перелетных птиц. Но ведь у птиц тоже есть проблемы.

Весна:   А в лесу у нас живет

 Птица не простая

 Верещунья, белобока

 А зовут ее ... (Сорока)

Появляется Сорока: Кто тут звал меня,

        Вы не знаете, друзья?

        Что в лесу беда, беда,

        Все скорей сюда, сюда.

Весна:   Да что же случилось, сорока — скажи,

               О горе-беде ребятам расскажи.

Сорока: В нашей чаще лесной

                Появляться страшно —

                Там разбойники живут,

    Сок деревьев они пьют

    И расти им не дают.

Незнайка: Что же это за злодеи,

                    Объясните мне скорее.

Дети: Вредители — жуки, гусеницы...

Сорока: Кто же нам поможет,

                    Врагов уничтожит — червяков, гусениц...

Дети: Птицы, наши друзья — птицы.

Вылетают «птицы» дети старшей группы и уничтожают гусениц, жуков...

Весна:   Птиц ловить, друзья, не надо!

 Будут птицы на свободе —

 Вредных гусениц не станет

 Ни в саду, ни в огороде.

Незнайка: Да, я понял, что птицы — часть родной природы — и мы должны их оберегать, им помогать, не разорять птичьих гнезд, не трогать птенцов.

Весна: Ребята, а знаете ли вы пословицы об охране птиц, об охране природы?

 Птицы — украшение леса.

 Давайте с птицами дружить и этой дружбой дорожить.

 Птицам надо помогать, птиц должны мы оберегать.  

 Птиц мы будем беречь от губительных встреч.

 Хлебных крошек не жалей, пернатым насыпь их быстрей.

 Птичьих гнезд не разоряй, птицам всегда помогай.

Незнайка: Да, я теперь знаю:

Чтоб земля цвела родная,

Чтобы чистым был ручей,

Чтобы утром рано, пел красавец соловей.

Мы должны, ребята, с вами

Все живое оберегать

И прекрасную Природу

Дружно, вместе — охранять!

Весна: Я хочу с вами поиграть в игру «Займи домик».

Ход игры. Дети-птицы в шапочках на голове — они встают в центр круга, остальные дети берутся за руки — образуют домик-круг. В каждом домике птичка. В центре зала сидит птичка, которой не хватило домика.

1-я часть музыки. Дети спокойным шагом идут вправо по кружочкам. Птички сидят.

2-я часть музыки. Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. Все птицы улетают (убегают в разные стороны). С окончанием музыки каждый стремится занять домик.

Ребенок выходит и считалочкой выбирает водящего:

Тили-тили, птички пели,

Взвились,

К лесу полетели.

Стали птички гнезда вить,

Кто не вьет — тому водить!

Игра «Займи домик»

(музыка М. Магиденко)

Весна: Ребята, а с прилетом каких птиц начинается весна? (Грачи).

Весна: Какие пословицы вы про грачей знаете?

Увидел грача - весну встречай.

Грач на горе — весна на дворе.

 Грач прилетел — через месяц снег сойдет.

Незнайка: Замечательные пословицы. Но и я приготовил вам загадку. Трудную-претрудную, ни за что не отгадаете.

Показывает картинку и спрашивает: Кто там спрятался? «Из-за забора видны 4 собачьи лапы и 4 куриные ноги.» Кто там?

Незнайка открывает ворота и вместе с детьми проверяет ответ (на картинке нарисованы 1 собака и 2 курицы).

Весна: А вот и ласточки к нам летят (у детей в руках «ласточки»).

Незнайка: Ласточки, ласточки, милые ласточки, где вы бывали, с чем прилетали?

    Ласточки: За морем бывали. Весну добывали. Несем, несем Весну красну.

Танец с ласточками «Вальс» Е. Тиличеевой.

Незнайка: Эх, все же хороша жизнь у птиц, летай да летай, пой да пой.

Весна: Так ли это, дети? (Сложная жизнь, много забот — гнезда строят, птенцов выводят, вредителей леса уничтожать)

Незнайка: Я сегодня столько много про птиц узнал. Вот только не могу понять, почему у всех птиц разный цвет перьев и разные клювы, хвосты.

Весна: Давай-ка, Незнайка, заглянем в птичий дом моды и у послушаем, что сами птицы об этом говорят.

Голос из-за ширмы: Внимание, внимание впервые в детском саду № 403 открывается ателье Птичьих мод. Спешите, спешите, спешите!

Выходит из-за ширмы Грач: Дорогие друзья! Я считаю, что все птицы должны быть черными. Черный цвет был модным всегда. Кроме того, это удобно. В таком наряде ты неприметен на непросохших проталинах. Клюв должен быть сильным, крупным, чтобы от врагов защищаться и червяков на пашне искать (важно ходит по сцене и останавливается).

Выходит Скворец: А я с вами совершенно не согласен. Разве черный цвет самый лучший.

Белые крапинки очень украшают мой фрак. И клюв должен быть тонким и острым, чтобы можно было найти насекомых не только в земле, но и на деревьях, в саду, в лесу. Благодаря клюву — я желанный гость везде.

Ласточка: Ах, нет, дорогой скворец. Я с вами не согласна, зачем искать насекомых на деревьях или червяков в земле. Ведь сколько вкусных мошек, комаров летает в воздухе. Поэтому у всех птиц клюв должен быть коротким, только не ленись, летай быстро. В моде должны быть длинные, узкие крылья, заостренные на концах. А ножки всегда в моде были маленькие, чтобы было удобно сидеть на ветке или краю гнезда.

Весна: Кто же их рассудит? От чего же, дети, зависит цвет

оперения птиц, форма клюва, хвоста? (От того, где живет птица в лесу, на лугу, в поле. От того, чем она питается...)

Незнайка: Теперь я понял — цвет перьев помогает птицам защищаться. Прятаться от врагов, добывать пищу. Хвост — это руль в полете.

Весна: Ты прав, Незнайка. Ребята, а как по-другому мы называем птиц? (Наши пернатые друзья)

Весна: Да, птицы — наши друзья —, и об этом мы должны помнить всегда.

Незнайка: А я знаю, что на Руси привыкли люди

Отмечать приход Весны.

Они весну закликали,

Первых птиц встречали.

Детям «птиц» давали.

Приговаривали:

«Жаворонки прилетите — весну принесите».

Весна: А где же наши жаворонки? Давайте их покличем. «Жаворонки прилетите — весну принесите».

Под музыку выносятся подносы с жаворонками- выпечка из теста. Угощаются дети и взрослые.

Незнайка:     Нам не унять метели

Не растопить снега,

Но чтобы птицы пели —

Это в наших руках.

В. Солоухин (изменено)

Весна:   Время пришло расставаться,

Мне отправляться пора.

Ваш.замечательный праздник

Мне не забыть, детвора.

До свидания! До свидания! (Уходит)

Незнайка: Я вас приглашаю на парный танец (парный танец «Хлоп-хлоп-хлоп» эстонская народная мелодия в обработке Рооме-ре).

По ходу танца дети произносят звукоподражания: Чик-чирик, Кра-кра-кра, Ку-ку-ку, Фью-фью-фью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенний праздник птиц

Совместный досуг средней старшей группы детского сада, Формирование чувства любви и уважения к традициям русского народа, умение принимать осмысленное и активное участие в народных праздниках, уметь о...

Сценарий фольклорного праздника «Образ птицы в весенних праздниках»

Сценарий фольклорного праздника по программе «Русские традиции и обряды» в начальной школе.Тема: Весенние обряды и обычаи твоего края.    Цель: приобщить к старинным календарным традици...

Весенний праздник "День птиц"

Весенний праздник "День птиц" . Внеклассное общешкольное мероприятие проходит в виде КВН. Команды соревнуются: отгадывают загадки, составляют рассказы, инсценируют басни и т.д. Болельщики принимают ак...

Сценарий весеннего праздника "Праздник светлой Пасхи"

Весенний сценарий праздника для младших школьников...

Мастер-класс учителя географии «Календарь весеннего прилета птиц в европейскую часть России»

Изготовление  наглядного пособия «Календарь весеннего прилета птиц в европейскую часть России» для использования на уроках биологии, экологии, внеклассных мероприятиях в школе....

Сценарий весеннего праздника "Весенняя история пчел"

Сценарий праздника, посвященный международному женскому дню....

Весеннее настроение сценарий весеннего праздника в ДШИ с участием родителей

Весеннее настроениесценарий весеннего праздника учащихся  ДШИ с участием родителей...