Свойства воздуха
план-конспект по экологии на тему

Лазарева Ирина Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_na_temu_svoystva_vozduha.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «СВОЙСТВА ВОЗДУХА»


ЗАДАЧИ:
• Закрепить и уточнить знания детей на основании элементарных опытов о свойствах воздуха: воздух заполняет всё пустое пространство, принимает форму заполняемого предмета, имеет вес, он бесцветен, без запаха.
• На основании опыта дать понятие о том, что человек не может обойтись без воздуха. Дать понятие о составе окружающего воздуха на примере диаграммы. Помочь детям сделать вывод о том, что растения дают живым существам кислород для дыхания.
• Формировать природоохранительные умения и знания.
• Развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям, развивать познавательный интерес.
ОБОРУДОВАНИЕ: вывеска «лаборатория»; оборудование для проведения опытов (воздушные шары 3 шт., полая трубка с воздушным шаром на конце, сосуд с водой, полиэтиленовый мешок, весы, бумага, спички, стакан, блюдце); диаграмма «Состав воздуха»; иллюстрация о круговороте кислорода и углекислого газа; халаты для детей; мольберт для иллюстраций; иллюстрация к д/и «Расставь знаки».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха; наблюдение и знакомство с индикаторами чистоты воздуха; проведение занятия «Воздух и его свойства»; предварительная словарная работа: индикатор, лаборатория, научные работники, опыт, лаборанты; разучивание игры «Весёлые человечки» о свойствах твёрдых, жидких, газообразных предметов.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: газ, азот, кислород, углекислый газ.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
-Сегодня в очередной раз открыты двери научной лаборатории. Есть у нас юные исследователи, которые хотят продолжить работу в лаборатории?
- А какой фактор неживой природы мы будем исследовать, вы узнаете из загадок. Ребята приготовили загадки:
• Такой большой, что занимает весь мир,
Такой маленький, что пройдёт в любую щель.
• Что в комнате не видишь?
• Нахожусь в нём,
Только глаза его не видят,
А уши не слышат.
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе.
Научные работники (юные исследователи) приступают к работе.
ПЕРВЫЙ ОПЫТ. Опустить в воду полую трубку с воздушным шаром на конце – по мере погружения шарик надувается.
ВЫВОД: воздух заполняет все пустые предметы, вода вытеснила из трубки воздух в шар.
ВТОРОЙ ОПЫТ. Несколько человек надувают шары разной формы.
ВЫВОД: воздух принимает форму предмета.
ТРЕТИЙ ОПЫТ. Выпускает из надутого шара воздух. Предлагает внимательно наблюдать и чувствовать носом.
ВЫВОД: воздух бесцветен, без запаха.
ЧЕТВЁРТЫЙ ОПЫТ. На аптечных весах взвешиваем пустой и надутый шарик.
ВЫВОД: воздух имеет вес.
- Давайте подведём итоги наших опытов – что мы узнали о воздухе. (воздух бесцветен, без запаха, имеет вес, занимает всё пустое пространство и принимает форму предмета, который заполняет).
- Хотели бы вы узнать ещё больше про этого невидимку, который окружает нас со всех сторон, заполняет все предметы.
- Так ли это? Давайте проверим.
Положите ладонь на живот, сделайте глубокий вдох и выдох, повторим ещё.
- Что вы чувствуете? (Живот как бы «надувается» когда мы делаем вдох).
- Человек дышит и не может жить без воздуха.
ПРОВЕРЬТЕ ЭТО.
- Глубоко вдохните и закройте ладонями рот и нос. Можете так долго находиться без доступа воздуха.
- Хотелось ли вам вдохнуть воздух?
- Действительно, человек может только очень недолго обходиться без воздуха.
ФИЗМИНУТКА.
П/и «Весёлые человечки».
Поиграем в игру «Весёлые человечки». Вы знаете, что всё окружающее состоит из маленьких частичек, мы будем их называть человечками. Если человечки крепко держатся друг с другом, то вещество твердое (кирпич, камень, дерево). В жидкостях стоят рядом, но не держатся друг за друга (молоко, компот, вода), а воздухе они разбегаются друг от друга и двигаются. Я начну называть слова, а вы покажете, как будут вести себя эти весёлые человечки (дети продолжают).
- А что такое воздух, из чего он состоит? Если бы мы сняли «шапку-невидимку» и раскрасили воздух волшебной кистью, мы бы увидели такую картину (диаграмма).
Воздух состоит из разных газов. Большая часть газ азот – жёлтый, поменьше часть газ – кислород – красный, маленькие частички – углекислый газ, водород и другие.
Красный цвет – это цвет внимания, важности. Вот и на диаграмме кислород обозначен красным цветом, так как для дыхания человека нужен именно кислород.
Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ.
ОПЫТ. Возьмите полиэтиленовый пакет, наберите в него воздух и вдыхайте и выдыхайте воздух только из мешочка. Что вы чувствуете? (с каждым вдохом дышать становится тяжелее).
Давайте попробуем объяснить почему, а поможет нам сравнение диаграмм до и после опыта.
Кислород необходим для дыхания всем живым существам и не только: я проведу опыт, а вы попробуйте сделать вывод.
Зажигаю бумагу и накрываю её стаканом, огонь погас. Я прекратила доступ кислорода и огонь погас.
Как можно применить это свойство при тушении пожара?
- Что же получается, всем необходим кислород: мы его вдыхаем, а выдыхаем углекислый газ, но ведь так можно и задохнуться?
- Кто же нас выручает?
- Кто не позволяет нам задохнуться? (вспомните, где нам легче дышится)
- Правильно, это растения. К счастью углекислый газ необходим растениям и дуб великан и маленькая травинка и комнатные растения жадно ловят углекислый газ и возвращают в воздух кислород. Давайте рассмотрим плакат.
- недавно мы с вами наблюдали за чистотой воздуха с помощью приборов – индикаторов.
Давайте сравним их, все ли приборы остались чистыми. Что вы можете об этом сказать? Какие объекты в нашем микрорайоне могут загрязнять воздух?
А теперь попробуйте ещё на картине найти сигналы тревоги, которые показывают, что воздух загрязняется, здесь необходима помощь человека .
А сейчас юные исследователи давайте подумаем и сделаем вывод: как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист.
1. Больше садить деревьев, цветов, ухаживать за ними.
2. Поливать улицы, дорожки водой, чтобы было меньше пыли, не бросать мусор.
3. Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много вредной копоти.
4. На заводах есть специальные лаборатории, следящие за чистотой выхлопных газов, на трубы ставят фильтры, очистительные сооружения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 5-м классе «Свойства воздуха»

Данный урок позволяет расширить и углубить знания учащихся о свойствах воздуха, показать практическое применение человеком этих знаний о воздухе....

Интерактивный тест "Свойства воздуха"

Интерактивный тест, для проверке знаний учеников 6 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида, по теме "Свойства воздуха".Тест необходимо открывать в программе Power Point, включив  макросы....

Методическая разработка урока в 5 классе: "Свойства воздуха"

Материал представлен с примененим системно-деятельностного метода обучения...

Разработка урока по биологии за курс 5 класса на тему: Свойства воздуха

Данный урок можно использовать при изучении нового материала по теме: Свойства воздуха. В уроке представлены 4 опыта по изучению свойств воздуха....

Конспект урока "Воздух. Свойства воздуха".

Конспект урока по учебному предмету "Живой мир" для учащихся 5 класса с ОВЗ....

Воздух. Свойства воздуха.

Расширение представлений о воздухе в природе и вокруг нас. Обнаружение воздуха вокруг нас с помощью практической деятельности . Исследование значения свойств воздуха для жизни человека в окружающем на...