Открытое занятие "За природу в ответе взрослые и дети"
план-конспект занятия по экологии (5, 6 класс) на тему

Богатова Татьяна Васильевна

Открытое занятие по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_v_nashem_mire_vzaimosvyazano_ekologiya.docx320.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Познавательный час

«За природу в ответе взрослые и дети»

в старшей реабилитационной группе

стационарного отделения ГКУСО ВО

Гороховецкий СРЦН «Семья»

                                 (воспитатель Богатова Т.В.  -   июнь  2017года.) 

Цели:

  1. Активизация познавательной деятельности, расширение кругозора детей, их знаний о природе;
  2. Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
  3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы, раскрытие важности рационального использования и охраны окружающей среды.

СЛАЙДЫ: За природу в ответе  взрослые и дети», коллаж русской природы,  пейзажи Владимирского края

                                                         

Воспитатель:

 Есть на земле огромный дом

 Под крышей голубой.

 Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,  

 Весенний звон ручья,

 Живёшь в том светлом доме  ТЫ      

 И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.

 Природою родной земли

 Зовется этот дом. 

ВИДЕОРОЛИК «Как прекрасен этот мир» на фоне песни «Вижу чудное приволье» 2,40мин.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран: какой удивительный мир окружает нас! Всё то, что мы называем природой: необъятные поля и степи, глубокие озёра, зеленые леса, животные, птицы и насекомые – все это всегда было  источником красоты, энергии и гармонии. Посмотрите, как прекрасен мир вокруг нас! Он разноцветный и яркий.

 И эту красоту придают ему объекты природы. Восхищаясь этой красотой, поэты и писатели, художники и композиторы создавали и создают  свои прекрасные произведения

 СЛАЙД:  картины И.Шишкина  

Воспитатель: а сейчас перед вами на экране неповторимой красоты русские пейзажи И.Шишкина,

СЛАЙД: стихотворение А. Фета на фоне природы

Летний вечер тих и ясен...

Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,
Ветр ползет лесною высью.
Слышишь ржанье по долинам?
То табун несется рысью.

Воспитатель: а это навеянные непосредственным восприятием уникальной природы родного края  стихотворные строчки А.Фета

ЗВУЧАТ фрагмент из цикла «Времена года» - апрель, подснежник П.Чайковского  2мин.

Воспитатель: а сейчас вы прослушали волшебные музыкальные фрагменты из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.  Все эти прекрасные и очень известные всему миру  нетленные творения наших классиков искусства написаны под впечатлением от восприятия красивейшей природы родного края.

СЛАЙД: пейзажи. природа

Воспитатель: Ребята, мы  сегодня будем с вами говорить, конечно же, о нашей природе, кто из вас  скажет мне, что же  такое природа? В последнее время мы часто слышим эти слова «природа»,  «экология», «окружающая среда», как вы их понимаете?

Ответы воспитанников

-

-

-

СЛАЙДЫ: слова ПРИРОДА, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, ЭКОЛОГИЯ

Воспитатель:  Итак, давайте подведем итог нашим рассуждениям, читаем на слайдах:

 

Приро́да – это материальный мир Вселенной, естественная среда обитания всё, что не создано человеком;

Окружающая среда - среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир;

Эколо́гия - наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой.

Воспитатель:

Любите родную природу- 
Озера, леса и поля. 
Ведь это же наша с тобою 
Навеки родная земля. 
  
На ней мы с тобою родились .
Живем мы с тобою на ней. 
Так, будем же, люди, все вместе 
Мы к ней относиться добрей

  

Воспитатель: а сейчас ребята,  давайте проверим ,что же вы знаете о природе родного края.

 

Интерактивная викторина «Любители природы» с презентацией о природе, заканчивается разделом «Птицы» - 5-7мин.

Воспитатель: Спасибо, ребята, вы успешно справились с заданиями викторины., почерпнули для себя много нового и полезного, познакомились с новыми для вас породами птиц.. А сейчас я предлагаю обратить ваше внимание на экран и молча, в тишине, посмотреть этот видеоролик.

Видеоролик  «Раненая птица» (Просьба Р.Рождественского) - 4мин.

СЛАЙД:  Птицы        

Воспитатель:  Какие мысли возникли у вас, ребята, когда вы смотрели этот ролик и слушали слова песни «Просьба» на стихи Роберта Рождественского - «..рыбы, птицы и звери, в души людям смотрят, вы их жалейте  
люди,  не обижайте зря.   Ведь небо без птиц- не небо, и море без рыб - не море, и Земля без
 зверей – не Земля…» Какие чувства вы сейчас испытали, ребята, слушая эту пронзительную просьбу?

Ответы воспитанников

-

-

ЮЛЯ КОЛЕСОВА на фоне слайда : лебеди

 

Я не убью тебя, лебедь,

 Взмывший над сонным прудом;

 Что ж ты в безоблачном небе

 Машешь тревожно крылом?

 Я не срублю тебя, ёлочка,

 В эту прозрачную тишь;

 Что же ты каждой иголочкой

 У придорожья дрожишь?

 Я не сорву тебя, ландыш,

 В чуткой лесной полутьме;

 Что ж ты, невиннейший, плачешь?

 Или не веришь ты мне?!

Воспитатель: Ребята, очень хочется после ваших ответов и проникновенного стихотворения  верить вам, ребята, что вы не допустите такого жестокого и варварского отношения ко всему живому, что окружает вас в повседневной жизни.

Воспитатель:

Русский лес! Берез листва,

Пенье птиц и тишина...

Зов ветров и ширь полей.

Лучше не найти, поверь!

Это все твое, и ты –

Властелин своей земли!

СЛАЙД :      природа:  земля, водные ресурсы ,лесные массивы

Воспитатель:  Давайте продолжим наш разговор. Наш окружающий мир разнообразен и ярок,  но чаще мы все же слышим такие выражения:  «Голубая планета Земля» или «Земля - наш зелёный дом».

Почему так говорят люди?

Ответы воспитанников

-

-

-

Воспитатель: ДА, действительно, океаны, моря, реки, озёра – вот она и голубая! Обилие лесов – вот она и зелёная! А ещё и поля, горы, сады! Как много всего в этом замечательном доме! И  в нём бок о бок живут: растения, животные и человек.

-А всё ли, ребята,  в порядке в нашем доме?

Воспитанники поочередно читают на фоне соответствующих слайдов

СЛАЙДЫ : Факты загрязнения природы

(ПОДГОТОВИТЬ ТЕКСТЫ ДЕТЯМ)

1.Вот серый ядовитый дым…

   А ведь дышать не нужно  им!

2.Дымы заводов, грязь от теплоходов

    А сколько на Земле отходов!?

3.Стала грязной наша вода,

    От многих животных  нет и следа.

4. Болота сушат, сушу обводняют,

    А удобрений столько применяют!

5. Вот засыхают сосны, ели…

    И нам  недолго до постели.

6.Здесь  рубят лес, устраивают свалки,

    Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

7. Разрушили  дом у наших друзей.

    Растениям, животным  плохо теперь.

Воспитатель: Кто же виноват в этих нарушениях, ребята?

Ответы воспитанников

-

-

Воспитатель: Да, к  сожалению, мы с вами -  люди. Какие же экологические проблемы вы можете назвать?

СЛАЙД: Последствия экологических катастроф

Воспитанники называют проблемы

- вырубка лесов;

- загрязнение воздуха;

- накопление мусора;

- отравление почвы;

 -нехватка питьевой воды;

- исчезновение некоторых видов растений и животных с лица Земли. 

- загрязнение рек, озер;

СЛАЙД:  За природу в ответе взрослые и дети

Воспитатель: Вот видите, сколько важных проблем стоит перед человечеством. Их еще называют глобальными, потому, что они касаются всех. Земля – единственная планета, на которой есть жизнь, поэтому она просит защиты

Ребята,  а знаете ли вы, что :

- бумага, брошенная вами, будет лежать около двух лет,

- консервные банки – более 30 лет,

- полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет?

Воспитатель: Давайте посмотрим, как может выглядеть наша Земля лет через несколько лет, если все так будет плохо с экологической обстановкой.

 ВИДЕОРОЛИК о последствиях экологических катастроф - 2,5мин

Воспитатель: Какое чувство вызывает у вас вид нашей планеты в будущем?

Ответы воспитанников

- Горькое, страшное

Слайд: За природу в ответе взрослые и дети

Воспитатель: А вы хотели бы жить на такой планете? Почему?

Ответы воспитанников  

-

-

-  

-

Воспитатель:  Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать  дети и вы в том числе для сохранения окружающего мира?

Ответы воспитанников

- в лесу не разорять гнезда,

- не рвать цветы,

- не вырывать и не сбивать грибы,

- вовремя потушить костер;

- заботливо расчистить ручеек;

- делать кормушки и скворечники для птиц, подкармливать птиц зимой;

- оказывать помощь больным деревьям,

- высаживать деревца и цветы около общественных зданий и школы

- следить за порядком во дворе,  не ломать деревья и кусты;  

- не разрушать муравейники;  

- не мучить животных,  не разорять птичьи гнёзда;

- не мусорить.

СЛАЙД: на фоне природы изречение  Д.С.Лихачева    

Воспитатель: 

Человек живет в определенной окружающей среде.

Загрязнение среды делает его больным , угрожает его жизни , грозит гибелью человечеству. Эти замечательные слова принадлежат академику РАН, писателю, исследователю Д.С.Лихачеву 

СЛАЙД :   2017 ГОД - ГОД ЭКОЛОГИИ

Воспитатель: Именно поэтому, чтобы сохранить  родную природу,   указом Президента РФ  В.В.Путина  2017 год провозглашен как ГОД ЭКОЛОГИИ, и в этом году наше государство планирует  провести масштабные природоохранные мероприятия.

Что же нужно делать, ребята, чтобы не случилось экологической катастрофы?

Ответы воспитанников:

- больше заботиться о чистоте планеты,

- запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие,

- больше сажать растений,

- следить за чистотой в городе и на природе,

Воспитатель: Правильно, ребята, действительно надо проводить природоохранные мероприятия по предотвращению техногенных катастроф.

И  каждый из нас , и взрослые, и дети должны делать все возможное, чтобы  сохранить природу для будущих поколений!

СЛАЙДЫ: участие во Всероссийском детском экологическом фестивале

Воспитатель: А сейчас давайте вместе свами вспомним нашу поездку 5 июня, в День охраны окружающей среды, на Всероссийский детский экологический фестиваль в г.Владимир –станцию юннатов «Патриарший сад», региональный природный заповедник, ареал неповторимой и удивительной красоты русской природы, бережно охраняемый сотрудниками станции и юными натуралистами.

СЛАЙДОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ЗАПОВЕДНИКАХ 

Воспитатель: Посмотрите, какие еще  заповедные места есть в нашей стране, которые нужно охранять. 

СЛАЙД:  Красная книга

Воспитатель: Как прекрасны эти творения природы! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу(показать книгу) и всем им угрожает исчезновение с лица земли. Почему ее назвали Красной?

Ответы воспитанников: 

-

-

Воспитатель: Давайте вместе вспомним, что это за книга, для чего она нужна и зачем ?

Международный Союз охраны природы и природных ресурсов создал “Комиссию службы выживания”, которая в 1966 году выпустила 1 том Красной книги Красный цвет – сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им.

Познакомимся немного с содержанием Красной книги.

- Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги.

- Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге.

- Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы.

- На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах.

- Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах.

- На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе.

Воспитатель: А сейчас давайте попробуем  оценить ваше отношение к природе по ответам на поставленные вопросы!

                               Тест "Умеешь ли ты охранять природу?"

Несколько слов о том, как отвечать на вопросы. После каждого из них есть три ответа. Выбери из трёх один – тот, который больше других тебе подходит. Обведи карандашом то количество очков, которое стоит после выбранного тобой ответа, и переходи к следующему вопросу. Отвечай честно и не старайся специально набрать побольше или поменьше очков, всё равно не угадаешь, да и результат будет неверным.

РАЗМЕСТИТЬ НА ЭКРАНЕ, ВЫДАТЬ КАЖДОМУ

СЛАЙД : Тест "Умеешь ли ты охранять природу?" 

РАБОТА С ТЕСТОМ 2-3 мин.

Вопрос № 1.

Ты нашёл (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?

- Полюбуюсь на него и пойду дальше. (1 очко);

- Засушу его для школьного кабинета биологии. (3 очка);

- Осторожно срежу и поставлю в красивую вазу. (5 очков).

Вопрос № 2. 

Ты нашёл гнездо с птицами. Что ты сделаешь?

- Покормлю птенцов. (3 очка).

- Позову ребят, чтобы они тоже посмотрели. (5 очков).

- Буду наблюдать издали. (1 очко).

Вопрос № 3.

Ребята собрались в рощу за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с ними?

- Пойду, но буду собирать очень осторожно. (5 очков).

- Не пойду и других не пущу. (3 очка).

- Сначала расспрошу об этом учительницу биологии. (1 очко).

Вопрос № 4. 

После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?

- Взял бы с собой, чтобы сдать в городе. (3 очка).

- Отнёс бы в кусты, чтобы никто не поранился. (5 очков).

- Закопал бы в землю. (1 очко).

Вопрос № 5. 

Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?

- Почти всё знаю и всегда её охраняю. (3 очка).

- Кое-что знаю, но хотел бы знать больше. (1 очко).

- Я люблю природу, но мы ещё этого не проходили. (5 очков).

Воспитатель: Давайте подведем итоги

Итак, у тебя получилось пять кружочков с числом очков. Сложи их вместе.

Теперь по сумме определи, к какой из трех групп юных друзей природы ты относишься. Не обижайся, если что-нибудь тебе не понравится в результате. Лучше задумайся.

СЛАЙД : ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТЕСТА

Воспитатель читает итоги тестирования на экране

Группа 1 - те, кто набрал от 5 до 11 очков.

Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь многое о природе, но и умеешь её охранять. Но главное - не останавливайся, стремись узнать больше.

Группа 2 - те, кто набрал от 12 до 18 очков.

Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе, и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполны, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми, и ты (с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу.

Группа 3 - те, кто набрал от 19 до 25 очков.

Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь… Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений, повадки животных. А пока ты еще знаешь немного.

Честно говоря, есть ещё одна группа ребят. Они сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнездо, замусорили бы зелёную лесную поляну. И предложенные ответы в нашем тесте не для них!

Потому что этот маленький тест для тебя, юный друг природы.

Воспитатель: Сейчас , ребята,  давайте вместе посмотрим на экран , что  же мы должны делать. чтобы  сберечь  природу.

СЛАЙД:  ПАМЯТКА  с картинками поведения человека, его отношения к природе  разместить на слайде и дать каждому

1. В лесу старайтесь ходить только по существующим дорожкам и тропам.

http://veradm.ru/media/cache/4d/3e/48/13/59/2a/4d3e4813592a734f576d10635fd7cc25.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f73/0001bd22-d646ffe6/hello_html_594d7b9c.jpg

2. Не разводите костры.

3. Не сжигайте сухую траву и листья. 

4. Не бросайте и не втыкайте в стволы деревьев ножи и топоры.

5. Не рвите в лесу, на лугу цветов.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f73/0001bd22-d646ffe6/hello_html_594d7b9c.jpghttps://www.metod-kopilka.ru/images/doc/33/27674/img32.jpg

6. Не сбивайте грибы.

7. Не ловите бабочек, стрекоз, пауков и других насекомых

8. Не разоряйте муравейник.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/12a9/0005b7f8-4d526e7d/1/hello_html_762e110f.jpgC:\Documents and Settings\1605\Рабочий стол\10506.jpg

9. Не ловите ящериц, змей, тритонов, не убивайте лягушек и жаб.

10. Не подходите близко к гнездам птиц 

11. Не подбирайте и не уносите из леса детенышей лесных зверей

http://www.successforcoaches.com/wp-content/uploads/2012/10/8623306_l1.jpg

12. Не берите собаку в лес и парк весной и в начале лета

13. Не оставляйте после себя мусор  

14. Не шумите, не включайте транзисторы и магнитофоны.

15. Остановите своих родителей, если они решили заехать на машине в лес.

БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!!!

Воспитанники поочередно читают правила поведения

Воспитатель:  а теперь давайте проверим, как вы усвоили правила поведения на природе 

Дайте мне сейчас ответ,

Только «Да»  иль только «Нет»

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

СЛАЙД : За природу в ответе взрослые и дети

Воспитатель: Все  правильно вы ответили, ребята, все в нашем мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна, одна на всех и другой такой не будет


Воспитатель:  на фоне соответствующих тексту слайдов

 

Берегите землю. Берегите

 Жаворонка в голубом зените,

 Бабочку на листьях повилики,

 На тропинках солнечные блики.

 На камнях играющего краба,

 Над пустыней тень от баобаба,

 Ястреба, парящего над полем,

 Ясный месяц над речным покоем,

 Ласточку, мелькающую в жите.

 Берегите землю! Берегите! 

Воспитатель: . - Мы сегодня говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда!

      Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с слюбовью за ними. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!

СЛАЙД С ТЕКСТОМ:

                    “Человеку нужна Родина.

И охранять природу – значит охранять Родину!”

    Воспитатель:  Как сказал известный писатель Михаил Пришвин: “Человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!”

Видеоролик на фоне песни  “Сохраним природу” 2 мин

Воспитатель: Ребята, помогайте, не оставайтесь безучастными Спасибо, было приятно найти единомышленников. Мероприятие завершено.

Вручить детям закладки с правилами поведения на природе и символы юных экологов – зеленые ленты-повязки.

Самоанализ занятия         

Перед собой я поставила такие задачи:

 

1.Образовательные задачи:

 Расширить знания и представления воспитанников о природе, окружающей среде. экологии, сообщить знания о флоре и фауне родного края,  заповедниках\, о Красной книге и особенностях ее страниц, дать сведения о наличии Черной книги.

 

2.Развивающие задачи:

Учить детей анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения, вызвать интерес к познанию флоры и фауны родного края, сформировать у детей желание ознакомиться с красотой родного края, обозначить проблему охраны природы и вызвать желание ее изучать и активно участвовать в природоохранных мероприятиях

 3.Воспитательные задачи:

 Воспитывать любовь к своей Родине, формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину, вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении материала.

 

Для решения перечисленных целей использовала мультимедиатехнологии.

 Занятие носило триединую цель:

 Развивающую, обучающую, воспитательную.

 

Все части занятия были взаимосвязаны. Плавно переходила от одной части к другой.

 

На первом этапе с помощью стихотворения закрепили знания о понятии Родина. Старалась дать новые знания, активизировала мыслительную деятельность,  добивалась решения проблемных вопросов, развивала коммуникативные качества детей, формировала навыки  умения слушать и слышать своих товарищей.

 Познакомила  с Красной книгой и  Черной книгой, особенностями их страниц.

 

Все происходило в непринужденной форме. Смена видов деятельности, использование мультимедиатехнологий, обеспечило как усвоение материала, так и отсутствие перегрузки.

В течение всего занятия имело место межпредметная связь: познавательное развитие, экология, развитие речи, художественная литература, география.

 

Мне думается, что дети получили удовольствие от данного занятия.

 На мой взгляд, я реализовала все поставленные задачи и достигла обозначенных в конспекте целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой программы для детей и родителей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"

Сценарий игровой конкурсной программы для детей и родителей. Участвуют пары: ребенок и родственник (мама, папа, старший брат или сестра, бабушка или дедушка) Из опыта проведение - программа проходит о...

За природу в ответе и взрослые и дети + презентация

Сценарий познавательно-игровой программы...

Проект ТГ "За природу в ответе взрослые и дети"

Проект творческой группы по экологии...

Открытое занятие "За природу в ответе взрослые и дети"

Конспект классного часа в 6 классе коррекционной школы. Тема "За природу в ответе взрослые и дети" актуальна в настоящее время. Здесь помещены сведения о Красной книге России, об экологии, а...

Проект "За природу в ответе и взрослые и дети"

Проект "За природу в ответе и взрослые и дети"...