Проект ТГ "За природу в ответе взрослые и дети"
проект

Зайцева Оксана Анатольевна

Проект творческой группы по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ekologii_za_prorodu_v_otvete_vzroslye_i_deti.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ:

 «ЛАРЬЯКСКАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Экологический проект «За природу в ответе взрослые и дети»  

Зайцева Оксана Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории 

Матыгулина Наталья Валерьевна,

 учитель высшей квалификационной категории

Ибрагимова Зульфия Салиховна,

учитель высшей квалификационной категории

Тип проекта: групповой, исследовательско – творческий.

Целевая группа: обучающиеся 2-11 классов.

Срок реализации: сентябрь – май.

Проблема проекта: Одна из трудностей получения информации об окружающем мире детьми с ОВЗ в школе состоит в том, что множество наблюдаемых явлений, которые пытаются понять и осмыслить дети, часто превышает тот круг представлений, который они могут осмыслить. Наиболее частыми в структуре дефекта у детей с проблемами в развитии являются трудности в коммуникации, низкий уровень познавательной деятельности, личностная незрелость, негативные эмоциональные переживания, все это привело к необходимости разработки группового, исследовательско - творческого проекта, направленного на взаимодействие воспитанников и педагогов школы.

Цель: формирование экологической культуры – правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

Задачи:

  1. Развитие потребности в приобретении новых знаний о природных объектах.
  2. Формирование осознанного действенного отношения к природе родного края, желание её беречь и охранять.
  3. Формирование познавательных умений: наблюдать, экспериментировать, сравнивать и анализировать, отражать результаты наблюдений и опытов в разных видах творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественной).
  4. Накапливать у детей эмоционально – позитивный опыт общения с природой.

Актуальность проекта.

Человек и природа… Философы, поэты и художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над  человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью. Одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Наша школа расположена на окраине села Ларьяк, Нижневартовского района. Вблизи школы находится улица  Октябрьская, с интенсивным автомобильным движением и, хотя мы живем рядом с лесом, облагороженных, экологически чистых зон отдыха у нас практически нет. В центре села есть прекрасная березовая роща, этот зеленый уголок радует всех окружающих своей красотой и ухоженностью, так как  наши педагоги, учащиеся и все жители села постоянно ухаживают за рощей и проводят  большую работу по благоустройству и озеленению.

Наш проект актуален, так как человек своей деятельностью создал много проблем на планете Земля, а вот решить их разумно все откладывает «на потом». Он не всегда понимает и осознает, что является частью природы, а заботливое отношение к природе формируется только тогда. Когда человек улучшает окружающую среду своими руками. Актуальность нашего проекта определяется органическим единством природы, труда и творчества людей.

Проект предусматривает привитие школьникам с ОВЗ бережного отношения к природе, раскрытие эстетического, оздоровительного, практического значения природы в жизни человека. Изучая экологические связи, обучающиеся учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно – следственные связи в природе и взаимосвязь природных явлений. Такая деятельность способствует коррекции недостатков психофизического развития детей с ОВЗ, их познавательных возможностей и интересов.

Пути реализации проекта:

     1.Создание предметно – развивающей среды:

 В   классах, игровых комнатах созданы уголки природы, где размещены всевозможные комнатные растения, это помогает создать  благоприятную атмосферу и приобщить детей к труду, выработать у них умение  ухаживать за растениями, учит понимать состояние живых существ, сопереживать им.

    В зимний период дети с помощью педагогов делают кормушки для птиц, подкармливают их.

    В школе собран богатый методический материал: энциклопедии, детская художественная литература, дидактические игры познавательного и природоведческого характера, что помогает ввести детей в различные аспекты взаимодействия человека с природой  (её охраны и загрязнения). Оформлены стенды с учетом экологической направленности, подобраны коллекции природных материалов и гербариев, приобретены детские энциклопедии, книги о растениях и животных Сибири и мира, географические атласы, глобус, иллюстрации и репродукции, аудио-видео материалы, игры познавательного и природоведческого характера, хозяйственный инвентарь для трудовой деятельности.

       2. Работа с педагогическими кадрами.

Экологическое  воспитание  школьников является приоритетным направлением для педагогов нашей школы. Разрабатываются   программы внеурочной деятельности экологической направленности. Дети участвуют в озеленении и оформлении территории. Совершают веселые, увлекательные прогулки по территории школы и села. Исследуя природную особенность своей местности.

       3. Формы работы с детьми:

- специально организованные экологические занятия в виде бесед, игр, экскурсий, рассказов педагога (в целях формирования мотивации к экологической деятельности);

- совместная практическая деятельность педагога и учащихся по формированию экологической культуры: наблюдения, эксперименты, проведение экологических игр, чтение художественной литературы экологического содержания, включение трудовой деятельности в повседневную жизнь учащихся (уход за растениями, благоустройство территории и пр.);

- свободная самостоятельная деятельность учащихся (создание условий для возникновения самостоятельной деятельности детей). Учитывая особенности детей, все занятия строятся на восприятии эмоционально окрашенной информации, которая воздействует на чувственную сферу и формирует интерес к окружающему миру.

    Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В ходе поисково-познавательной деятельности дети составляют модели, схемы, рисунки, которые в дальнейшем используются для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.

Реализация темы с детьми шла по трем направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. Живая природа;
  2. Неживая природа;
  3. Человек.

В ходе работы по данной теме проводится следующие мероприятия:

1. Наблюдения в природе, труд в природе, занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируется обобщенные представления о явлениях природы, родного края практическая деятельность школьников (труд в уголках природы и  цветниках).

2. Все мероприятия по экологическому воспитанию детей в природе проводятся педагогами школы.

       Предполагаемые формы работы с детьми обеспечивают личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком на равных, создавая особую атмосферу, которая позволяет реализовать свою познавательную активность.

      Основными средствами, методами и формами обучения экологического воспитания являются, прежде всего, игры – дидактические, театрализованные, развивающие, которые по сути  стирают различие между обучением и воспитанием.; проведение конкурсов, викторин, путешествий, а также познание окружающего  мира с помощью практической деятельности ребенка в виде опытов и экспериментов, а также трудовой деятельности.

3.Обобщение передового педагогического опыта педагогами по экологическому воспитанию школьников:

 Участие в практическом семинаре творческой группы: «Организация формирования экологической культуры обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

-  «Методика организации формирования экологической культуры обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)» Ибрагимова З.С.;

-  «Методика оценки эффективности и результатов работы по формированию экологической культуры обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)» Матыгулина Н.В.;

-  «Формы работы с родителями по формированию экологической культуры школьников» Зайцева О.А.

Механизм реализации проекта.

Этапы проекта.

На перовом этапе (сентябрь – октябрь) -  постановка проблемы, определение целей и задач группового проекта.

На этом этапе целевая группа выбирает направление работы в рамках проекта на основе опыта и возможностей детей исходя из их интересов и способностей.

На втором этапе (ноябрь – февраль) организация исследования в рамках проекта.

На этом этапе предполагается организация двух видов познавательной деятельности детей.

1. Сбор и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований:

  • Чтение произведений, заучивание стихов, на занятиях и в совместной познавательной деятельности;
  • Подбор и систематизация картинок, фотографий, загадок, пословиц и т.д.;
  • Познавательные   беседы;
  • Экскурсии;
  • Эксперементирование.

2. Творческая познавательная деятельность детей представлена:

  • Как организация совместных с педагогами дидактических, сюжетно – ролевых и театрализованных игр;
  • Художественная деятельность;
  • Участие в конкурсах;
  • Совместное эксперементирование и т.д.

На третьем этапе (март – май)  обобщение и презентация результатов исследовательско – творческой деятельности.

  • Результаты работы  представлены на неделе экологии и празднике «Закрытие года экологии в России», где были задействованы все дети школы. Программа была яркой, интересной, в ней просматривался вклад каждого участника проекта: ребенка и педагога. Используем следующие формы презентации:
  • выставка работ учащихся;
  • эффективное использование возможностей ИКТ и игровых форм в познавательном развитии каждого ребенка;
  • постановка экологической сказки;

Ресурсы: Для успешной реализации проекта применяются современные технологии     (компьютер, дидактический материал и тд)

     

Показатели оценки эффективности проекта:

    Вся  проделанная работа  по теме показала высокую результативность в экологическом воспитании детей. Все занятия способствуют  оздоровлению детей, профилактике переутомления  перенапряжения, дают питание для души и сердца ребенка высокими образами Истины, Добра, Красоты. Главные ожидаемые результаты данной работы – сделать воспитанников более совершенными в нравственном, мировоззренческом и творческом плане.

    Педагоги нашей школы явились носителями экологической культуры, мы познакомили, и будем продолжать знакомить детей со способами общения с природой, формировали умения наблюдать окружающий мир природы, устанавливать элементарные связи и зависимости, научили испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитали потребность в созидании  и творчестве.

     Эффект работы в долгосрочной перспективе.  Очень важно, что работа по данной теме вызывает у детей эмоциональный отклик на созданную нами красоту и  добро, которое несет природа.

 Благодаря совместной работе педагогов, детей и родителей  территория нашей школы это удивительный уголок родного города.

Ожидаемые результаты:

1.Повышение уровня познавательной активности и любознательности у детей с ОВЗ.

2. Позитивные изменения в развитии школьников – познание себя через окружающий мир; формирование в процессе организации познавательной деятельности ценностное отношение к природе и человеку.

Показатели оценки эффективности проекта: удовлетворенность участников проекта – детей, родителей и педагогов позитивными изменениями в развитии школьников

Перспективы дальнейшего развития работы по проекту:

   Необходимо продолжить вызывать  у детей интерес и потребность познавать явления природы, бережное отношение к ней и непосредственное участие в её защите.

Для сохранения и расширения достижений данной темы необходимо продолжить традиции школы по озеленению и благоустройству территории, содержать ее в порядке, совершенствовать педагогическое мастерство по данному разделу.

    В дальнейшем для реализации задач по экологическому воспитанию школьников необходимо:

  • Оснащение материально – технической базы для экологического и трудового воспитания детей.
  • Необходимо расширить уголки природы, создать на территории школы заповедную зону, искусственный водоем, фонтан и т.п.

Продукты проекта:

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат

1. Международный конкурс «Красота божьего мира»

январь

Грамоты, сертификаты.

2. Конкурс детских театров и агидбригад «Через искусство к зеленой планете»

ноябрь

Грамоты

3. Межрегиональный экологический конкурс «Дикие животные родного края»

февраль

Грамоты.

Благодарственные письма.

4. Городской конкурс детского творчества «Зимний букет»

декабрь

Грамоты.

Благодарственные письма.

5. Экскурсии по экологической тропе

В течение года

Рисунки, положительный эмоциональный настрой.

6.Природоохранные акции:

- Птичья столовая (изготовление кормушек);

- экологические десанты.

декабрь-февраль

В течение года

Кормушки на территории, подкормка птиц.

Ухоженная территория.

7.Выставка семейных работ: «Экоёлочка»

декабрь

Выставка, отличное настроение.

8.Конкурс рисунков «Берегите нашу Землю!»

Апрель -май

9.Альбом «Цветная экология»

В течение года

Дидактический материал

10.Открытый урок «Кто  у кого?»

Ноябрь

11. Неделя экологии:

- Экоигры, викторины, выставка рисунков, познавательные программы.

апрель

положительный эмоциональный настрой.

12. Праздник «День Земли»

апрель

положительный эмоциональный настрой, высокая оценка мероприятия.

13. Музыкальная сказка «Ку-ка-ре-ку»

май

положительный эмоциональный настрой, отличные отзывы.

14. Высадка рассады в клумбы.

Май - июнь

15. Уход за цветниками

Май - июнь

Красивые клумбы, ухоженная пришкольная территория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой программы для детей и родителей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"

Сценарий игровой конкурсной программы для детей и родителей. Участвуют пары: ребенок и родственник (мама, папа, старший брат или сестра, бабушка или дедушка) Из опыта проведение - программа проходит о...

За природу в ответе и взрослые и дети + презентация

Сценарий познавательно-игровой программы...

Открытое занятие "За природу в ответе взрослые и дети"

Открытое занятие по экологическому воспитанию....

Открытое занятие "За природу в ответе взрослые и дети"

Конспект классного часа в 6 классе коррекционной школы. Тема "За природу в ответе взрослые и дети" актуальна в настоящее время. Здесь помещены сведения о Красной книге России, об экологии, а...

Проект "За природу в ответе и взрослые и дети"

Проект "За природу в ответе и взрослые и дети"...