Программа по формированию экологической культуры воспитанников детского дома на основе краеведения «Сбереги свой край»
презентация к уроку по экологии по теме

Иванова Марина Николаевна

Экологические проблемы  в настоящее время актуальны.

Наиболее  благоприятный период для формирования экологического сознания – это ст.дошкольный и младший школьный возраст детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdel_po_ekologii.pptx1.57 МБ
Файл programma_po_ekologii_ivanovoy_m.n.docx478.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа по формированию экологической культуры воспитанников детского дома на основе краеведения «Сбереги свой край» Автор: Иванова Марина Николаевна, Воспитатель II квалификационной категории , ГКОУ Таремского детского дома

Слайд 2

Актуальность Возросшие экологические проблемы ? Наиболее чувствительны к природе Дошкольники Младшие школьники Характерно иждивенчество

Слайд 3

Цель: Создание условий обеспечивающих эффективную работу по формированию экологического сознания и экологической культуры воспитанников на основе краеведения. Задачи Знания, умения, навыки и представления по экологии и краеведению Психические процессы, познавательная деятельность, коммуникативные навыки, творчество личностные качества (ответственность, заботливость , толерантность)

Слайд 4

Новизна программы объединение экологического, биологического, художественного и психологического подходов к изучению системы «Человек - Природа» использование нетрадиционных приёмов интеграция детей с психическими и физическими нарушениями и их нормально развивающихся сверстников

Слайд 5

Концептуальные основы воспитательной программы « Сбереги свой край» Идеи Л.С. Выготского о развитии детей с патологией и нормально развивающихся сверстников о зоне ближайшего и актуального развития Теория Я.А.Каменского о человеке как части природы Принцип личностно-ориентированного подхода Теория К.Д.Ушинского

Слайд 6

Принципы

Слайд 7

Ожидаемые результаты Воспитанник детского дома Повышение интереса к природе родного края Сформированность нравственно -ориентированного «я» Умение наблюдать и понимать природу Соблюдение правил поведения в природе Потребность в познавательной и социальной активности Сформированность знаний, умений , навыков и представлений сообразно возрасту

Слайд 8

Состав детского коллектива В реализации программы участвовали воспитанники старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Из них -33% детей с умственной отсталостью, 26%- с задержкой психического развития, 41%- с нормальным физическим и психическим развитием.

Слайд 9

Результаты первичной диагностики уровня сформированности экологической культуры воспитанников детского дома старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Слайд 10

Условия реализации программы Материально-техническая база Методическое обеспечение Связь с социумом Взаимосвязь всех участников педагогического процесса

Слайд 11

Трудовой инвентарь и оборудование Экологические уголки в группах Прогулочные участки Огород Экологическая тропа Теплица Материально-техническая база

Слайд 12

Администрация Медицина Наука и спорт Дом культуры Музеи Образование Связь с социумом

Слайд 13

Направление работы педагоги воспитанники Консультации «Круглые столы» «Мастер класс» Организация совместных мероприятий Досуги

Слайд 14

Работа с воспитанниками Формы и методы Преобразовательная деятельность Общеобразовательная деятельность Познавательная деятельность Праздники Практическая работа Акции КТД Трудовой десант Наблюдения Беседы Рассматривание игра Экологические выставки Экскурсии Конкурсы Просмотры фильмов Посещение музеев

Слайд 15

Нетрадиционные методы Акции Трудовой десант КТД Экологические лаборатории

Слайд 16

Мониторинг уровня сформированности экологической культуры воспитанников детского дома старшего дошкольного и младшего школьного возраста .

Слайд 17

Результаты реализации программы Увеличился интерес детей к родному краю Дети знают и соблюдают правила поведения в природе Повысился уровень познавательной активности Дети стали отзывчивее к окружающей природе, появилось желание действовать во благо неё

Слайд 18

Перспективы Создание зимнего уголка природы Внедрение новых технологий « Гарденотерапия » Привлечение старших школьников Организация кружковой деятельности

Слайд 19

Мы научимся любить и беречь свой край! Люблю тебя, мой край родной И не ищу красы иной. Тебе любовь и силы отдаю Всего себя, всю жизнь свою Н. Гумилев.



Предварительный просмотр:


Пояснительная записка.

 История человечества неразрывно связана с историей природы. Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. А изменения, происходящие  в природе, являются  результатом производcтвенной деятельности людей. Сегодня вся биоcфера охвачена человечеcкой активностью. Важной задачей современного общества, в сложившейся ситуации, когда взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем, является экологическое воспитание подрастающего поколения.

      В проекте Федерального закона "Об экологической культуре" подчеркивается, что в дошкольном, а затем и в младшем школьном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Именно в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к природе, ее изменениям, открыт для познания ее тайн и красоты. Поэтому важно не упустить время и нацелить педагогическую деятельность на реализацию задач экологического образования старших дошкольников и младших школьников, предполагающих воспитание экологической культуры, то есть выработку навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека c ней.

     Однако формирование начальных основ экологической культуры у воспитанников детских домов требует особого подхода, особого внимания. Так как именно эта категория детей наименее социализирована, характеризуется наличием потребительского отношения к природным ресурсам и иждивенческих взглядов на проблемы в окружающей среде. Существующие программы по экологическому воспитанию не учитывают этих особенностей, они  опираются либо на конкретную возрастную категорию обучающихся (а воспитанники детских домов – с рождения до 18 лет), либо на однородную по развитию группу (обучающиеся детских домов - это как нормально развивающиеся, так и воспитанники с ЗПР, умственной отсталостью, нарушениями двигательной и сенсорной сфер)  и не рассчитаны на режим функционирования детского дома.

       Таким образом, была разработана  собственная программа по формированию основ  экологической культуры и экологического сознания у воспитанников детского дома «Сбереги свой край!».

       Программа имеет своей целью экологическое воспитание и образование старших дошкольников и младших школьников, при этом охватывает все аспекты взаимодействия их с окружающим миром: учение, общение со сверстниками и взрослыми, внеклассные мероприятия и занятия, взаимосвязь с живой и неживой природой, жизнь детей вне школы. Она  учитывает индивидуальные особенности каждого воспитанника и социальные условия его жизни.

    Изучение данной программы важно по двум причинам:

-  необходимостью рассматривать экологическое воспитание и образование как непрерывный и систематический процесс в течение всего детства (в дальнейшем, и юношества);

-  актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.

        «Красная нить» данной программы, всех её разделов заключается в том, что дети уже сейчас должны готовиться к взрослой жизни в  существующем обществе и стремиться уравнять имеющийся баланс между людьми и природой, т.к. равновесие нарушено и не в пользу природы.

   

Цель:

Создание условий обеспечивающих эффективную работу по формированию экологического сознания и экологической культуры воспитанников на основе краеведения.

Задачи:

Обучающие:

  • Расширение и систематизация знаний у воспитанников  об окружающем  мире  в соответствии с их возрастными и индивидуальными  способностями;  
  • формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среды жизни, труда и отдыха человека;
  • изучение местных экологических проблем, содействие их решению, практическое улучшение состояния окружающей среды;
  • формирование активной позиции детей и подростков в решении экологических проблем, обогащение их личного опыта по взаимодействию с окружающим миром.

Коррекционно- развивающие:

  • Развитие психических процессов и познавательной деятельности
  • Формирование логического мышления,
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Формирование элементарной исследовательской  деятельности
  • Выявление  и развитие творческих способностей воспитанников;
  • Развитие эмоционально-волевой сферы

Воспитательные:

  • развитие интереса к проблемам охраны природы, сохранение и преумножение природных богатств;
  • привитие чувства доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитание чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • содействие в  формировании  экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • укрепление здоровья ребят посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе

Новизна программы заключается в:


  • объединении  экологического, биологического, художественного и психологического подходов к изучению системы «Человек - Природа», учете  субкультуры Я детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме;

  • использовании нетрадиционных приёмов, способствующих поддержанию интереса к экологическим проблемам, существующих в селе, городе и мире в целом, и стимулирующих познавательную активность воспитанников.

Концептуальные основы воспитательной программы

 « Сбереги свой край»:

  • Большое значение придавал природе, как фактору воспитания детей c раннего возраста известный отечественный педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на вcеcтороннее, развитие их в процессе общения с природой, он писал: "Логика природы – есть самая доступная для детей логика – наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудком сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род".
  • Теория Я.А.Каменского о человеке как части природы, которая предполагает  создание "всеобщего естественного метода воспитания", который вытекает из "природы вещей и основывается "на самой человеческой природе".

В  реализации программы необходимо найти подход к каждому воспитаннику, прежде всего, в соответствии с его биологической природой (то есть учет врожденных черт ребенка), учитывают его возрастные, индивидуальные особенности, естественность развития, учет феноменов детства.

  • Принцип личностно-ориентированного подхода

Осмысление экологических проблем в контексте личностно -ориентированного воспитания дает новый взгляд на экологическую ситуацию, в которой отношение к природе выступает важнейшим составляющим культуры, а уровень развития общей культуры определяется степенью «очеловечивания», гуманизации природы ( Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков и др.)

  • Идеи    Л.С. Выготского

-   о развитии детей с патологией и нормально развивающихся сверстников

-   о зоне ближайшего и актуального развития

Л. С. Выготский исходит из своей культурно-исторической концепции, психического развития человека, считая, что «всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды — сперва как деятельность коллективная вместе с учителем, социальная, второй раз — как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления». Такова суть генетического закона развития высших психических функций человека — фундаментальный закон развития человеческого сознания и поведения.

Обучение не есть развитие, но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.

Методологическая основа программы


Реализация задач экологического образования и воспитания требует определённых форм и методов обучения. В своей программе мы отдаём предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:


  1. стимулируют обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, через деловые или сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии, сочинения, рисунки, листовки по экологическим проблемам;

  2. обеспечивают развитие элементарных исследовательских навыков, коммуникативных и коллективных умений ;

  3. вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного назначения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистки территории, пропаганда экологических знаний – листовки, газеты, лекции, спектакли).

Основными принципами, заложенными в программу, являются:



  • непрерывности (в условиях ГКОУ «Таремский детский дом» организуется обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения по вопросам окружающей среды на всех  этапах; принцип непрерывности является реальным гарантом возможности самореализации в обществе);

  • систематичности (обеспечение системной организации экологического образования на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приёмов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности);

  • гуманизации (исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф);

  • взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии позволяет затронуть как чувства, так и интеллект воспитанников, развить способность мыслить глобально, действовать локально

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Умение наблюдать и понимать природу ;
  • Повышение интереса к природе родного края ;
  • Сформированность   знаний,   умений , навыков  и представлений  сообразно     возрасту ;
  • Сформированность  нравственно - ориентированного «я» ;
  • Соблюдение правил  поведения в природе ;
  • Потребность в познавательной и социальной активности

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуются:

  1. Взаимодействие ГКОУ «Таремский детский дом»  с комитетом экологии администрации Нижегородской области , управлением экологии администрации г. Павлово.
  2. Установление прямого взаимодействия с образовательными учреждениями и другими организациями, заинтересованными в экологическом образовании и воспитании, активное участие образовательных учреждений в реализации программы.
  3. Разработка и реализация экологических проектов и акций различных уровней.
  4. Наличие соответствующей материально-технической базы.
  5. Разработка методического инструментария экологической площадки с учётом современных операционных и технических достижений в экологической педагогике.
  6. Информационно-методическое сопровождение программы (пакет методических материалов)

Связь с социумом

Детский

дом

Содержание программы

Календарно-тематическое планирование

Таблица №6

Название  раздела

Кол-во часов

сроки

1

Чтобы Землю охранять, нужно очень много знать:

-сезонные явления

-животный мир

-растительный мир

-экологические проблемы

17

6

4

4

3

В течение года

2

Край родной навек любимый:

-история нашего села

-достопримечательности нашего села

-проблемы, характерные для нашего села

7

2

3

2

3

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

-солнечные лучики

-путешествие капельки

-невидимый друг

6

2

2

2

4

Лаборатория добрых дел:

-экологические акции

-проекты

2

В течение года

Виды деятельности

Таблица №7

месяц

тема

общеобразовательная

преобразующая

познавательная

сентябрь

Дары осени

Беседа об осени

«Подарки осени»

-практическая работа

-конкурс  загадок о дарах осени

октябрь

Человек в гостях у природы

«Я- человек»

«Чем мы дышим?»

-создание плакатов

-беседа «Поговорим о матушке природе»

-экскурсия

ноябрь

Лес-дом для животных

«Кладовая  леса»

«Хозяин леса»

-трудовой десант

-создание экологических макетов

-беседа

декабрь

«Поможем птицам перезимовать»

Беседа о Зиме

Рассматривание  картины «Зимующие птицы»

-практическая работа

-изготовление  и установка кормушек

-экскурсия

январь

Животный и растительный мир  зимой

«Рассматривание картины «Звери зимой»

«Сравнение диких и домашних животных»

- Практическая работа «Окапывание стволов деревьев»

- Акция «Помоги друзьям своим меньшим!»

- Беседа с просмотром фильмов и презентаций

февраль

«Водный мир и его обитатели»

Наблюдение за рыбками в аквариуме

«Свойства воды»

- Просмотр фильма «Животный мир морей и океанов» и обсуждение

- Беседа-рассуждение «Что мы должны делать, чтобы сберечь водный мир»

март

Природа нашего края

«Край родной, где я живу»

«Кормилица-земля»

-  Создание альбомов

-Тропа здоровья «Пойдём по дорогам и кручам и край свой любимый изучим»

- Посещение музея,

выставочного зала г. Павлово

-КВН «Знаешь ли ты свою малую Родину?»

апрель

1 апреля «Всемирный день птиц»

Наблюдение за птицами

«Сравнение домашних и диких птиц»

- Практическая работа

 « Скворечники из подручного материала»

-Экологическая выставка рисунков

май

Насекомые - польза и вред.

Беседа о насекомых

Солнечные лучики

- Акция «Внимание! Майский жук!»

- Беседа - рассуждение

июнь

Озёра малой родины

Обитатели водоёмов

Путешествие капельки

-трудовой десант

- КТД «Аукцион экологических знаний»

-Исследовательская деятельность

- Экскурсия

июль

Зеленая аптека - лекарственные растения.

«Подорожник нам поможет»

Невидимый друг

- Сбор лекарственных растений

-познавательно-развлекательная программа «Фито бар»

- Беседа с презентациями

август

Муравьи - друзья леса

Беседа о насекомых.

Наблюдение за Божьей коровкой.

-Акция «Спешите делать добрые дела»

- Экскурсия к муравейнику

- Инсценировка «Муха-Цокотуха»

- Просмотр мультфильма «Путешествие муравья»

,

 Планирование проектов

Таблица №8

Название проекта

Сроки реализации

1

«Поможем птицам перезимовать»

Декабрь-февраль

2

«Природа нашего края»

Март-май

3

«Озёра малой Родины»

Июнь-август

4

«Человек в гостях у природы»

Сентябрь-ноябрь

         

    В деятельности  по воспитанию экологической культуры используются и другие формы работы, которые входят в режим дня воспитанников: наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы),  экологические игры, дидактические игры, выращивание рассады  цветов для клумбы, труд  на прогулке и др.

Перспективы

  • Создание зимнего уголка природы
  • Внедрение новых технологий «Гарденотерапия»
  • Привлечение старших школьников
  • Организация кружковой деятельности

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 2. С. 34-39

  2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54.
  3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.
  4. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 12-20
  5. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 45-49.

  6. Боровская Л. А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города.//Начальная школа. - 1991, № 8, с. 46-48. 

  7. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.
  8. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 1972.

  9. Величковский В.Т. Здоровье человека и окружающая среда.-  М: «Новая школа», 1997 г.

  10. Винокуров Ю.Е Экологическое право РФ (курс лекций).- М: МНЭПУ, 1997 г.

  11. Дежкин В. Беседы об экологии. - М.: Молодая гвардия, 1975. 

  12. Долбилова Н. Н. Фенологические наблюдения в природе. Методическое пособие.- Липецк: ЛГПУ, 2003. 

  13. Долбилова Н. Н., Ржевуская Н. А. Экологические экскурсии в городе. Методическое пособие. – Липецк: ЛГПУ, 2003. 
  14. Жестова Н. С. Проведение экскурсии в лес.//Начальная школа. -1991, № 7, с. 30-34. 

  15. Заикина Е.А. Игра в экологическом образовании младших школьников.//Дополнительное образование. – 2004, № 2, с. 19-29.

  16. Залыгин С. Экология и культура.//Новый мир. -1992, № 9, с. 3. 

  17. Захлебный А. Н. На экологической тропе. - М.: Знание, 1986. 

  18. Зверев И. Д. Охрана природы и экологическое воспитание.//Воспитание школьников. -1985, № 6, с. 30-35. 

  19. Зыков И. В. Календарь природы. - Кемеровское книжное издательство, 1963.
  20. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

  21. Израэль Ю. Экология и контроль состояния природной среды.-  М, 1984 г., с. 5-15.

  22. Лось В. А. Человек и природа. - М.: Политиздат, 1978.
  23. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

  24. Мамедов Н. М. Проблемы экологии. - М.: Знание, 1989. 

  25. Молодова Л. П. Экологические праздники для детей: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – Мн.: Асар, 1997. 

  26. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей садов и учителей. – Мн.: Асар - 1996. 
  27. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М Мозаика-Синтез, 1999.
  28. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.
  29. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
  30. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34/
  31. Трусова Т. М. Воспитание любви к природе.//Начальная школа. -1986, № 8, с. 63-64. 
  32. Холомкина А. И. Осенняя экскурсия в парк.//Начальная школа. -1984, № 9, с. 63-65. 

Приложение 1

Методика проведения диагностики С.Н.Николаевой с детьми старшего дошкольного возраста

Критерии оценки ответов:

  • 1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
  • 2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
  • 3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы

Перечень вопросов  и заданий:

1. Назови и покажи на картинке животных (более 5 домашних и диких)

2. Назови и покажи птиц на картинке (4-5)

3. Назови признаки, отличающие птиц от животных

4. Назови зимующих птиц (3-4)

5. Назови перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края? (3 вида)

6. Расскажи, что делают в зимнее время медведь, заяц, волк?

7. Расскажи, каких насекомых ты знаешь (картинки). Какую пользу приносит пчела, божья коровка?

8. Узнай, с какого дерева лист (4-5 вида)

9. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь? (3-4 вида)

10. Узнай, назови растение по цветку (5-6)

11. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов). Какие условия необходимы для комнатных растений?

12. Назови и покажи части растений

13. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 5-6 видов)

14. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, какие редко. Объясни почему?

15. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?

16. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Зачем рыбе нужен хвост, плавники?

17. Д/И «Что где растёт?» Предложить детям «посадить» растения (классификация: растения цветника, луга, поля)

18. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые; рыбы; птицы – дикие, домашние; звери – дикие, домашние)

19. Расскажи о данном сезоне. Подбери картинки, относящиеся к данному времени года.

Приложение 2

Педагогическая диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста.

С воспитанниками детского дома, участвующими в работе по развитию экологической культуры,   было проведено обследование:  с детьми старшего дошкольного возраста  - на основе диагностики Николаевой С.Н.,  с младшими школьниками – по методике  Симоновой Л.М.

Диагностика Николаевой С.Н. помогает выделить три уровня экологического воспитания дошкольников ( исходя из количества набранных им  баллов):

  • 19-26 баллов – низкий уровень
  • 27 – 42 – средний уровень
  • 43 -57 – высокий уровень

Первичная диагностика сформированности уровня экологической культуры  воспитанников детского дома старшего дошкольного  возраста

Таблица №1

           

                 №            

Имя          

ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

итог

%

уровень

Таня

2

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

25

43%

н

Илья

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

19

33%

н

Миша

2

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

2

2

2

26

45%

н

Максим

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

20

35%

н

Серёжа

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

22

38%

н

Никита

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

20

35%

н

Результаты первичной диагностики  сформированности уровня экологической культуры воспитанников детского дома старшего                                 дошкольного возраста

Диаграмма №1

Данная таблица наглядно показывает, что все дети – участники проекта, находятся на низком уровне экологического воспитания, что ставит необходимость усиления деятельности в данном направлении и поиска наиболее эффективных и оптимальных методов и форм работы. Что и предполагается при реализации воспитательной программы «  Сбереги свой край »

Итоговая диагностика уровня сформированности экологической культуры  воспитанников детского дома старшего дошкольного  возраста

Таблица №2

Имя ребенка

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

итог

%

уровень

Таня

3

3

2

2

2

2

2

1

3

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

42

73%

с

Илья

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

2

2

2

2

26

45.%

н

Миша

3

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

48

84%

в

Максим

2

2

2

2

1

2

2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

2

2

29

50%

с

Серёжа

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

1

1

1

1

2

2

2

2

30

52%

с

Никита

2

2

2

2

1

1

1

1

1

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

32

56%

с

Результаты итоговой диагностики уровня сформированности экологической культуры воспитанников детского дома старшего дошкольного возраста

Диаграмма №2

Данные итоговой диагностики показывают, что уровень экологического воспитания дошкольников значительно увеличился: 66% воспитанников – имеют средний уровень, 17% - поднялся на высокий и лишь один дошкольник остался на низком уровне.

Благодаря полученным  диагностическим данным в начале  и конце года  удалось провести мониторинг экологической культуры воспитанников старшего дошкольного возраста, который позволил оценить эффективность организованной деятельности.

Сводная таблица сформированности  уровня  экологической культуры  воспитанников детского дома старшего дошкольного  возраста в процентах.

Диаграмма №3

Сводная таблица   сформированности уровня экологической культуры воспитанников детского дома старшего дошкольного возраста в уровнях. 

Диаграмма №4

Приложение 3

Методика проведения диагностики по Л.П.Симоновой со школьниками

Методика по выявлению уровней сформированности экологических знаний у учащихся.

Низкий уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных, растений леса, луга, поля, водоема, вычленяя их некоторые особенности. Умеют определять состояние растений в зависимости от среды обитания, с помощью педагога классифицируют растения. Познавательное отношение к животным и растениям не устойчиво.

Средний уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных и растений разных сообществ по представлению и небольшой опорой на наглядность. С помощью педагога классифицируют животных и растения. В течении длительного времени наблюдают за ростом и развитием растений, их изменениями в разные сезоны, знают потребности животных. Устанавливают некоторые общие связи, сравнивая растения. Используют известные способы наблюдений. Недостаточно владеют обобщенными представлениями и не владеют понятиями рода и вида при классификации растений. Не всегда способны прогнозировать последствия неадекватных воздействий на природу, но при этом проявляют бережное и заботливое отношение к животным и растениям. Знают о существовании Красной книги Сибири, называют некоторые растения и животных, занесенных в нее. Эмоционально откликаются на яркие растения, проявляя внимательность, устойчивый интерес. В процессе наблюдений вспоминают стихи, песни, пословицы.

Высокий уровень – у детей этого уровня многообразны знания о животных и растениях разных сообществ. Самостоятельно устанавливают связи между развитием растений и средой обитания. Знания сформированы на уровне представлений, понятий, рода и вида. Дети способны устанавливать общие и частные связи с помощью наглядно – схематических пособий. Используют разные виды наблюдений за ростом и развитием растений и животных в разных сообществах и в соответствии с сезоном. Воспитательное отношение к природе устойчивое. Часто задают поисковые вопросы. Появляются эвристические суждения. Бережно относятся к растениям и животным, нетерпимы к людям в случае нарушения правил поведения в лесу, поле, на лугу. Эмоционально откликаются на красоту природы, используют песни, стихи, загадки о растениях и животных. Проявляют бережное отношение к дарам природы, понимая самоценность исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу. Знают лекарственные свойства некоторых растений. Методика диагностики была одинаковой для всех детей. Это позволило сравнивать результаты согласно критериям и устанавливать уровни экологической воспитанности.

Перечень вопросов:

1.Какие организмы используют как показатели загрязнения?

А) животные;

Б) лишайники;

В) растения.

2.Почему человек создает сады и парки в городе?

А) чтобы растения обогащали кислородом воздух;

Б) чтобы люди отдыхали и гуляли;

В) чтобы было красиво.

3. Какие вещества люди добывают из морской воды?

А) морскую соль;

Б) сахар;

В) рыбий жир.

4. В воды океана можно сбрасывать все отходы деятельности человека, океан от этого не пострадает:

А) да;

Б) нет.

5. Какое морское животное было истреблено уже после нескольких лет его открытия?

А) морская свинка;

Б) морская корова;

В) морская собака.

6. Какая вода встречается в озерах?

А) пресная;

Б) соленая;

В) в одних пресная, в других соленая.

7. К чему приводят загрязнения водоемов?

А) гибнет рыба;

Б) по берегам чахнут растения;

 В) размножаются водоросли.

8. Как служат почве дождевые черви?

А) уничтожают вредителей;

Б) перерабатывают опавшие листья;

В) роют подземные ходы.

9. Где больше всего загрязнена и разрушена почва?

А) в лесу;

Б) в городе;

В) на лугу.

10. Редкие растения у нас выращивают:

А) в заповедниках;

Б) в садах и парках города;

В) в ботаническом саду.

11. Букеты можно составить:

А) из редких цветов;

Б) из растений выращенных человеком;

В) из красивых цветов.

12. Если в лесу станет мало птиц, то:

А) деревья могут погибнуть;

Б) ничего не случиться;

В) не услышим птичьих песен.

13. Какое животное может дольше других в состоянии спячки без еды:

А) мышь;

Б) бобер;

В) еж;

Г) медведь.

14. Какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда?

А) синица;

Б) кукушка; В) филин; Г) соловей.

15. Какое из перечисленных животных запасают себе корм на зиму?

А) лошадь;

Б) волк;

В) белка.

Ключ: 1-б, 2-аб, 3-а, 4-б, 5-б, 6-в, 7-абв, 8-б, 9-б, 10-ав, 11-б, 12-а, 13-г, 14-б, 15-в.

Обработка результатов: подсчитывается количество правильных ответов, их сумма характеризует уровень имеющихся экологических знаний у учащихся.

Низкий уровень - от 0 до 6 правильных ответов. Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта.

Средний уровень – от 7 до 11 верных ответов. Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира.

Высокий уровень – от 12 до 15 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.

Приложение 4

Первичная диагностика  уровня сформированности экологической культуры воспитанников детского дома  школьного возраста по Л.П.Симоновой:

Таблица№4

Катя

Саша

Андрей

Женя

Витя

Алёна

Лёша

Ксюша

Оля

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

-

+

-

-

-

-

-

-

-

3

+

+

-

+

+

+

+

-

-

4

-

+

+

-

-

-

+

+

+

5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

6

+

+

-

-

-

-

-

-

-

7

+

+

+

+

-

+

+

+

+

8

-

+

+

-

-

+

+

-

+

9

-

-

+

-

-

-

-

-

-

10

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

+

+

+

+

+

+

+

+

-

12

+

-

+

-

+

-

+

-

+

13

-

+

-

-

-

-

-

-

-

14

+

+

+

+

+

+

+

+

+

15

-

+

+

+

-

-

+

+

-

Кол-во ответов

7

11

9

6

5

6

9

6

5

%

46.7%

73.3%

59.9%

39.9%

33.3%

39.9%

59.9%

39.9%

33.3%

уровень

с

с

с

н

н

н

с

н

н

Результаты первичной диагностики уровня сформированности экологической культуры воспитанников детского дома младшего школьного возраст

Диаграмма №5

5 человек имеют низкий уровень; 4 человека имеют средний уровень. На основании полученных результатов можно сделать вывод, что  у воспитанников преобладает низкий уровень экологических знаний.

Итоговая диагностика  уровня сформированности экологической  культуры  воспитанников  детского дома  школьного возраста по Л.П.Симоновой.

Таблица №5

Катя

Саша

Андрей

Женя

Витя

Алёна

Лёша

Ксюша

Оля

1

-

+

+

-

-

-

+

+

+

2

+

+

+

+

-

+

+

+

+

3

+

+

-

+

+

+

+

+

+

4

-

+

+

-

-

-

+

+

+

5

+

+

-

-

-

+

-

-

-

6

+

+

+

+

+

-

+

+

+

7

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

+

+

+

-

-

+

+

-

+

9

-

+

+

-

-

-

+

+

-

10

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

+

+

+

+

+

+

+

+

-

12

+

+

+

-

+

+

+

-

+

13

+

+

-

-

-

-

-

-

-

14

     +

+

+

+

+

+

+

+

+

15

+

+

+

+

-

-

+

+

-

Кол-во ответов

12

15

12

8

7

9

13

11

10

%

80%

100%

80%

53.3%

46.6%

59.9%

86.6%

73.3%

66.6%

уровень

В

В

В

С

С

С

В

С

С

3 человека - высокий уровень;6 человек - средний уровень

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что преобладает средний уровень экологической культуры воспитанников детского дома  школьного возраста.

По данным первичной и итоговой диагностик проведен мониторинг сформированности  экологической  культуры воспитанников  младшего школьного возраста, на основании которого можно констатировать рост воспитанников со средним уровнем  экологического воспитания ( с 44%  до 55 %)  и высоким уровнем ( появились воспитанники в количестве 45%).

Сводная таблица диагностики  сформированности уровня экологической культуры воспитанников детского дома младшего школьного возраста в процентах.

                                                                                                                     

Диаграмма №6

Сводная таблица   сформированности уровня экологической культуры воспитанников детского дома младшего школьного  возраста в уровнях.

Диаграмма №7

Мониторинг

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование обучающихся. В определении уровня воспитанности используется методики:

-  с детьми старшего дошкольного возраста  - на основе диагностики Николаевой С.Н.(Приложение №1),  

- с младшими школьниками - по методике  Симоновой Л.М.(Приложение№3)

Сводная таблица  результатов диагностирования сформированности уровня экологической культуры воспитанников детского дома, старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста  в процентах.

Диаграмма №8

Сводная таблица  результатов диагностирования сформированности уровня экологической культуры воспитанников детского дома, старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста в уровнях.

Диаграмма №9

Таким образом, из мониторинговых  данных можно констатировать рост воспитанников со средним уровнем  экологического воспитания ( с 27%  до 60 %)  и высоким уровнем ( появились воспитанники в количестве 33%). Однако один из детей не показал динамики в развитии экологической культуры. Незначительные изменения  знаний и навыков по экологическому воспитанию его произошли (о чем можно судить в ходе педагогического наблюдения за данным дошкольником), но уровень представлений остается низким за счет особенностей психического развития ребенка, его индивидуальных особенностей и времени, проведенного им в медицинских учреждениях.

Приложение 5

 «Правила  экологического  поведения школьника»
1. Не ломайте ветви деревьев и кустарников. 
2.Не повреждайте кору деревьев.
3.Не оставляйте надписей.
4.Ничего не сливайте и не бросайте в природные водоемы.
5. Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их ствол и корни являются важным звеном в природной  цепи . 
6. Не разводите костры. Даже если кто-то сделал это здесь до вас. Этим вы можете нанести рану земле, и ее обитателям станет больно.
7. С уважением относитесь ко всем животным. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните, что это не ваша, а их заповедная территория.
8.Если на пути вам встретится дикий зверь, не подходите близко к нему – это опасно для вас.
9. Идя по тропе или находясь на остановке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите. Будете вести себя тихо – увидите больше и услышите больше.

Программа

по экологии

«Сбереги свой край»

Разработала воспитатель

ГКОУ «Таремского детского дома»

Иванова М.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование здоровьесберегающей компетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»

Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование  здоровьесберегающейкомпетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»...

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В последние несколько лет в силу социально – экономических изменений, происходящих в России, растет число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основную часть которых состав...

ПРОГРАММА РАБОТЫ «Самоопределение воспитанников детского дома как основа их профессиональной ориентации»

 Целями данной работы являются исследование особенностей самоопределения детей-сирот и составление программы профориентации для них....

Дополнительная общеразвивающая программа «Ориентир» по социализации воспитанников детского дома на основе деятельности медиа - центра

Данная общеразвивающая программа возникла на фоне изменений основных направлений деятельности  детского дома, а так же в связи с вохрастающим влиянием средств массовой информации на социализацию ...

Работа социального педагога по формированию социальных компетенций воспитанника детского дома

Главное предназначение работы социального педагога состоит в социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создании и  поддержании условий для самореализа...