Работа социального педагога по формированию социальных компетенций воспитанника детского дома
материал

Голубева Людмила Игоревна

 

 Главное предназначение работы социального педагога состоит в социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создании и  поддержании условий для самореализации каждого воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей, реализация процесса социализации в охранительно-оздоровительном режиме, обеспечение условий для  самовыражения  личности и ее интеграции в социум.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа социального педагога по формированию социальных компетенций воспитанника детского дома.

Голубева Л.И., социальный педагог.

 Главное предназначение работы социального педагога состоит в социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создании и  поддержании условий для самореализации каждого воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей,        реализация процесса социализации в охранительно-оздоровительном режиме, обеспечение условий для  самовыражения  личности и ее интеграции в социум.

  Основная цель - формирование социальных компетенций посредством создания организационных, правовых, социально-экономических условий для обеспечения социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и улучшение их качества жизни, повышение степени их социальной защищенности, активное участие в жизни общества.

   Миссия - формирование и развитие у воспитанников образа будущей семьи, социальной компетентности и готовности к самостоятельной жизни, создание единого воспитательно- образовательного  пространства с учетом профессиональной компетентности педагогов.

    Процесс воспитания  и социализации основывается на проверенных практикой и дающих положительные результаты принципах:

  • демократизм, суть которого – в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества всех участников воспитательного процесса;
  • толерантность как наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
  • природоспособность – учет прав пола, возраста, наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых, ответственности за саморазвитие, за последствия своих действий и поведения;
  • эффективность как формирования навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других, установившихся норм и традиций.
  • системность – установление связи между субъектами деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий.
  • социальность – ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе
  • социальное закаливание – включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
  • открытость, подразумевает возможность открытого обсуждения хода реализации программы и свободного включения в процесс её реализации всех заинтересованных субъектов социума района, систему конкурсов по выявлению и поддержке инновационных проектов, предлагаемых организациями, предприятиями, сообществами, гражданами.
  • поэтапность – предполагает этапность выполнения планов, обязательное обсуждение результатов каждого этапа и коррекцию целей, задач и механизма реализации.

Главным приоритетом является адаптация воспитанников детского дома к быстро меняющейся жизни, становление и сохранение личности воспитанника в весьма непростых обстоятельствах. Воспитание  и социализация воспитанников будет успешным, если создана благоприятная обстановка, которая способствует интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию. Необходимо подготовить ребенка-сироту для самостоятельного выбора своей стратегии поведения, способа существования, самореализации, самосовершенствования, самореабилитации.

Уровни результатов социализации воспитанников Детского дома

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Воспитанник знает и понимает общественную жизнь

  • приобретение воспитанником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.);
  • понимание социальной реальности и повседневной жизни.  

Воспитанник ценит общественную жизнь

  • формирование позитивных и ценностных отношений воспитанника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура);
  • Формирование у воспитанников навыков трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста;
  • Приобретение опыта участия воспитанниками в природоохранной деятельности.

Воспитанник самостоятельно действует в общественной жизни

  • получение воспитанником опыта самостоятельного социального действия;
  • проявления воспитанником своей гражданской позиции в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.

Внутренние критерии успешности воспитанника (психологическая защищенность):

  • уверенность в себе и способность выстраивать жизненную перспективу;
  • умение наладить равноправные отношения с людьми, необходимые для избирательного дружеского общения, с сохранением собственного Я.

Внешние критерии успешности воспитанника (социальная защищенность):

  • наличие жилья,
  • умение организовать свой быт;
  • создание и сохранение семьи,
  • наличие друзей;
  • получение образования с учетом индивидуальных способностей, рынка труда;
  • наличие работы, обеспечивающей возможного материального достатка и профессионального роста;
  • осознание себя полноценными членами общества, обладающими правами и возможностями;
  • сформированность навыков здорового образа жизни.

Модернизация процесса воспитания и социализации:

  • Разработка и внедрение индивидуальных планов развития и жизнеустройства воспитанника детского дома.
  • Осуществление социально-правовой защиты воспитанников и содействие в организации устройства детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить и принять под опеку ребенка.
  • Проведение профориентационной работы, направленной на повышение уровня готовности к самостоятельной жизни.
  • Организация совместной работы (интеграция) со структурными подразделениями детского дома.

Для осуществления планов социальной работы необходимо:

1. Четкое взаимодействие с учреждениями города, их социальной ответственности.

2. Наличие доверительных взаимоотношений социального педагога с воспитанниками Детского дома.

 3. Желания, интереса, стремления воспитанников успешно организовать свою жизнь.

4. Изменения иждивенческой позиции к четко сформированной активной социальной позиции.

 5. Регулярного повышения квалификации социального педагога.

 6. Четкости и последовательности выполнения поставленных задач.

7. Изучения и использования положительного опыта работы других типовых учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы РМО педагогов-психологов и социальных педагогов г.Пролетарска Ростовской области на 2010-2011 учебный год

Данный материал является обязательным документом в работе руководителя РМО....

Презентация исследовательской работы по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников Детского дома" выполненния Некрасовым Никитой 5 класс

Текстовый вариант презентации исследовательской работы воспитанника 5 класса "Б" МКОУ "Деский дом-школа№95" "Дом детства" по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников детского дома"...

Презентация исследовательской работы по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников Детского дома", выполненния Некрасовым Никитой 5 класс

Слайдовая презентация исследовательской работы по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников Детского дома", выполненния Некрасовым Никитой 5 класс "Б" МКОУ "Детский дом-школа №95" "Дом детства" г. Нов...

Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование здоровьесберегающей компетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»

Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование  здоровьесберегающейкомпетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»...

Методическая разработка на тему: "Формирование социально-значимых качеств и навыков у воспитанников Детских домов".

Формирование   социально - значимых  качеств  и  навыков  у  воспитанников учреждений  интернатного  типа -  как  необходимое  условие...

Программа по формированию экологической культуры воспитанников детского дома на основе краеведения «Сбереги свой край»

Экологические проблемы  в настоящее время актуальны.Наиболее  благоприятный период для формирования экологического сознания – это ст.дошкольный и младший школьный возраст детей....