Этноэкологические традиции тувинского этноса
проект по экологии (8 класс)

Ондар Ольга Каадыр-ооловна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Экологическое образование в настоящее время является приоритетным направлением теории и практики общеобразовательной школы.

Этноэкологическая система - это социально-природный комплекс, образованный в процессе взаимодействия народов с окружающей природной средой. В процессе этого взаимодействия формируются этноэкологические традиции - совокупность историко-культурных форм и способов организации устойчивых связей этносоциальных сообществ с окружающей природной средой. Тувинцы, как и все современные народы, образовывались из различных этнических элементов в процессе длительного исторического развития. Тувинская семья воспитывала детей на традициях и обычаях, ограничивающих и лимитирующих желания и поступки ребенка, выраженных в этике поведения в семье, юрте, хозяйстве и окружающей природе.  Нарушение этих традиций оказывает заметное влияние на изменение традиционной культуры, менталитета и, в конечном счете, на выживание и самосохранение  этнической группы. Таким образом, специфика этноэкологического воспитания связана с развитием новой модели природопользования и воспитательно-образовательного процесса подрастающего поколения.

      Использование разнообразных форм учебно-воспитательного процесса – лекций, семинаров, экскурсий – позволяет связать изучаемый проект с жизнью. Работа учащихся с дополнительной литературой, подготовка и защита рефератов, проектов способствуют их саморазвитию, самообразованию, самоопределению.

      Проект интегрированный, то есть затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке экологии с другими науками, прежде всего с географией, историей Тувы. Рассчитан на 34 часов, предназначен для учащихся 8 классов.

 

Цель курса: формирование   знаний учащихся о этноэкологическом воспитании

формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности школьников.

    Задачи:

  •      1. Расширить и углубить знания учащихся о традициях тувинского этноса
  •      2. Развитие познавательного интереса к миру природы родного края.
  •     3.Воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.
  •      3. Развивать умение сравнивать, анализировать, работать с дополнительной литературой, создавать проекты и защищать их.

      Ожидаемые результаты.

Учащиеся будут:

ЗНАТЬ: называть, распознавать основные термины и понятия, правильно употреблять их при описании этнических групп.

УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ И МОДЕЛИРОВАТЬ: ресурсосберегающие и лимитирующие традиции родовых земель.

 УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ: экологические взаимодействия живого и косного вещества, человека и окружающей среды, общества и природы; необходимость и направления экологической деятельности людей.

      Формы отчетности.

     1.Разработка и защита проектов «Традиции и обычаи родоплеменных групп» и «Составление карты-схемы ареалов родоплеменных групп»

     2.Написание и защита рефератов.

     

      Учебно-полевая практика (10 дней)

  • Изучаем экосисемы своего края:

         - Изучение экологических аспектов сезонных явлений в экосистемах;

  • Исследования родовых земель:

        - изучение растительного покрова пастбищ;

        - сбор учебного и научного материала;

        - научный и учебный гербарий;

        - фотографии, рисунки, кинофильмы

  • Изучение традиций и обычаев. Их анкетирование.

Содержание курса

Введение (2ч)

      Этноэкология – наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды их обитания. Вклад К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Т. Мальтуса, Ч. Дарвина в развитие экологии. Вклад русских ученых ( А. Т. Болотова, Н. И. Сукачева и др.) в развитие экологии. Экологические законы Барри Коммонера. Методы экологии. Структура экологии: общая экология и прикладные экологические науки.

  1. История происхождения тувинского этноса (12ч)

      Общая характеристика тувинского этноса. Этнический состав населения. Этнические группы. Понятие о родах, племенах и родоплеменных группах.

  1. Традиции воспитания (6 ч)

Духовно-нравственная среда семьи.

  1. Традиционное природопользование тувинского этноса (6 ч)

Формирование и развитие кочевого скотоводства. Растительные ресурсы экосистем. Экологическая комфортность среды обитания.

  1. Ресурсосберегающие и лимитирующие традиции родовых земель (6ч)

Родовые земли. Священные территории. Священные земли. Сакральные места. Сохранение ресурсосберегающих традиций родовых земель. Режим землепользования. Экологические традиции кочевников-скотоводов в сохранении многообразия популяций растений пастбищ.

  1. Творческий проект. (2 часа)

Разработка и защита итогового творческого проекта.

Тематическое планирование

№ п/п

Глава

Общее

Кол-во

часов

Теория

Семинар

Экскурсия

Итоговый

контроль

1

Введение

2

2

-

-

-

2

История происхождения тувинского этноса

12

6

6

-

практическое задание

3

Традиции воспитания

6

4

2

зачет

4

Традиционное природопользование тувинского этноса

6

4

-

2

практическое задание

Ресурсосберегающие и лимитирующие традиции родовых земель

6

3

1

2

творческие проекты

5

Творческий проект

2

творческие проекты

Всего

34

19

9

4

2

Формы подведения итогов и оценивания результатов:

  1. Текущий:  рефлексивный  самоанализ,  контроль  и  самооценка учащимися выполняемых заданий; выполнение рефлексивных заданий – диагностика и оценка учителем деятельности учащихся;
  2. Презентация проекта: учащийся демонстрирует свой проект всему классу и педагогу на занятии, отвечает на вопросы учеников и педагога; учитель акцентирует внимание на сильных сторонах проекта, оценивает техническую сторону исполнения, затем анализирует недочеты, указывает на причины их возникновения; высказывает рекомендации по доработке проекта.
  3. Создание CD-диска работ учащихся: все проекты учеников записываются на диск в папки по классам и могут служить частью электронного портфолио учащегося.

Техническое и программное обеспечение

  1. Персональный компьютер с процессором производительностью не ниже 2 Ггц и 1 Гб оперативной памяти.
  2. Операционная система Windows/Linux.
  3. Цифровой фотоаппарат.
  4. Сканер.
  5. Принтер.
  6. Выход в Интернет.
  7. Графические редакторы Gimp и Inkscape.

Литература

  1. Аракчаа Л. К. Экология. – Кызыл, 2001.
  2. Аракчаа Л. К., Дадаа Г. И. Традиционное природопользование тувинского этноса – Улан-Удэ, 2005.
  3. Жигарев И. А., Пономарева О. Н. Сборник задач, упражнений и практических работ – М.: Дрофа, 2002.
  4. Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Экология – М.: Дрофа, 1995.
  5. Каменский А. А., Криксунов Е. А. Введение в общую биологию и экологию – М.: Дрофа, 2007.
  6. Маглыш С.С., Черняк Л. В. Экологическое воспитание – Минск, 2006.
  7. Чернова Н. М., Галушин В. М. Основы экологии – М.: Дрофа, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя малая Родина: культура,традиции, этнос

Навеки связан я с тобою, Бахилово моё!...

Элективный курс «Археологические памятники индикаторы культурных традиций тувинского этноса»

Пояснительная записка В экологической культуре тувинского этноса археологические памятники занимали особое место как память предков, как священные, которым они поклонялись.Одной из важнейших задач эко...

Доклад "Роль родителей и тувинских национальных традиций в становлении здоровой семьи"

Кадык байдалдыг ɵг-буленин тургустунарынга ада-иенин болгаш тыва езу-чанчылдарнын ролю.          Тыва ог-буле кижизидилгенин кол озээ – ук чоннун кижи дугайында...

Инновационный проект "Экоэтнотека"-этноэкологическое воспитание, обычаи и традиции бурятского народа

инновационный Проект «Сетевая этно-экологическая школа «Селенга-Байкал»...

Традиции и инновации в методике обучения и воспитания в преподавании тувинской литературы.

Через  тувинские народные традиции , передаваемые из поколения в    поколение  мы – потомки     и духовные наследники людей, заложившие их основу вел...

Классный час Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям. Задачи: • обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;

Тема: Обряд приветствия на Шагаа – ЧолукшуурЦель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям.Задачи:обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и...