Методическая разработка занятия «Виды и характеристика загрязнений водных объектов»
план-конспект занятия по экологии (7 класс)

Габидуллина Зоя Никифоровна

Ознакомление учащихся с видами загрязнений водных ресурсов и их отрицательным влиянием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия 

«Виды и характеристика загрязнений водных объектов»

Раздел программы Оценка экологического состояния водных объектов

Занятие №1

Тип комбинированный

Вид вводное занятие

Методы обучения: словесный (лекция), наглядный (использование схемы), работа со справочной литературой 

Форма организации учебной деятельности индивидуально-групповая

Цель: формирование ответственного отношения к водным объектам.

Задачи:

  1. Воспитание ответственного отношения к водным объектам.
  2. Ознакомление учащихся с видами загрязнений и их отрицательным влиянием.
  3. Развитие навыков работы со справочной литературой.

Предполагаемые результаты:

- привитие бережного отношения к водным ресурсам;

- формирование теоретических знаний о видах загрязнений, их влиянии;

- развитие навыков самостоятельной работы с литературой.

Приемы деятельности педагога организация самостоятельной работы учащихся с литературой – конспектирование

Понятия и термины: тепловое загрязнение, минеральное загрязнение, бактериальное загрязнение, эвтрофикация.

Материально-техническое оснащение лекционный материал, изображения водных объектов, географическая карта, схемы (Приложение 9.4).

Литература для учителя:

  1. Бельдеева Л.Н. Экологический мониторинг: Учебное пособие. /- Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2000.
  2. Квасничкова Д., Калина В. Схемы по экологии и методическая разработка к ним./Наглядное пособие для школьных курсов базовых дисциплин. (Пер. с чешск.). – М.: Устойчивый мир. 2001. – 78 с., 60 табл. (Библиотека журнала «Экология и жизнь»).
  3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителей. – М.: Устойчивый мир, 2000.
  4. Обзор «Состояние окружающей среды и природных ресурсов в Нижневартовском районе в 2000-2002 гг.
  5. Экологический словарь: Авторы-составители: С.Дятлицкий, И. Зайонц, Л. Чертоков, В. Экзерьян. Москва, 1993, Конкорд Лтд-Экопром.
  6. Экология России. Хрестоматия./Сост. В.Н.Кузнецов. – М.: АО «МДС», 1996.
  7. Экология.10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т.Зверев. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.

Литература для учащегося:

  1. Квасничкова Д., Калина В. Схемы по экологии и методическая разработка к ним./Наглядное пособие для школьных курсов базовых дисциплин. (Пер. с чешск.). – М.: Устойчивый мир. 2001. – 78 с., 60 табл. (Библиотека журнала «Экология и жизнь»).
  2. Обзор «Состояние окружающей среды и природных ресурсов в Нижневартовском районе в 2000-2002 гг.
  3. Экология.10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений/Т.Зверев. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.

Этапы занятия:

1 этап. Организационный момент.(2 мин.)

2 этап.  Подготовительный этап (беседа).(5 мин)

3 этап. Изучение нового материала (лекция, самостоятельная работа) (25 мин).

4 этап. Закрепление.(5 мин)

5 этап. Подведение итогов.(3 мин)

Содержание занятия.

1. Организационный момент.

Добрый день! Тема занятия «Виды и характеристика загрязнений водных объектов». Сегодня на занятии вы познакомитесь с видами загрязнений воды, их влиянием на качество воды. Полученные знания будут необходимы вам при выполнении исследовательских работ. В конце занятия вы дадите самооценку учебной деятельности.

2. Подготовительный этап.

Беседа с демонстрацией картин с изображением водных объектов.

Слово вода равнозначно слову жизнь. Ведь жизнь зародилась в водной среде. Все живые организмы зависимы от воды, так как вода входит в состав всех тканей живых существ, обезвоживание – это смерть, вода – это жизнь.

        Объясните высказывание греческого философа «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Сегодня мы как никогда, хорошо постигли глубокий смысл этого изречения. В результате сознательной или неосознанной деятельности человека меняются их баланс, русло, состав воды, характер флоры и фауны. В Нижневартовском районе очень хорошо выражена речная сеть. Перечислите наиболее крупные реки района.

        Какое антропогенное воздействие испытывают реки нашего района? (загрязнение нефтью, захламление русел малых рек и т.д.)

         Сегодня вы познакомитесь с новым материалом, прослушав лекцию, сделав опорную схему лекции.

3. Лекционный материал.

 План лекции:

  1. Виды загрязнений.
  2. Краткая характеристика загрязнений водных объектов.
  3. Отрицательное влияние загрязнений.

Виды загрязнений водных объектов: тепловое загрязнение, минеральное, бактериальное.

Тепловое загрязнение – форма физического загрязнения среды, характеризующаяся периодическим или длительным повышением ее температуры против естественного уровня.

Вред: гибель икринок и молоди некоторых видов рыб, развитие болезней костных рыб, уменьшение видового разнообразия рыб в водной экосистеме.

Сточные воды – это воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека.

Существует 2 группы загрязнения сточных вод:  

  1. минеральные;
  2.  органические (в том числе биологические и бактериологические)

К минеральным относятся сточные воды металлургических и машиностроительных предприятий, отходы нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности. Загрязнения содержат песок, глинистые и рудные включения, шлак, растворы минеральных солей, кислот, щелочей, минеральные масла. Содержание их выражается в мг/л загрязняющего вещества.

Органические загрязнения содержатся в городских фекально-хозяйственных стоках, стоках боен скота, отходах кожевенных, целлюлозно-бумажных производств, пивоваренных заводов и др.

Органические загрязнители можно разделить еще на загрязнения растительного и животного происхождения.

Бактериальные биологические загрязнения – это различные живые микроорганизмы: дрожжевые и плесневые грибки, мелкие водоросли  и бактерии, в том числе возбудители тифа, паратифа, дизентерия.

Загрязнение приносит большой вред рекам, озерам, морям, океану, нарушает экологическое равновесие. Так, например, в результате избытка фосфорных и азотных соединений создаются условия для э в т р о ф и к а ц и и. водоемов. Сущность процесса эвтрофикации состоит в том, что избыток питательных элементов приводит к буйному росту водорослей. Отмирающие растения отлагаются на дне и подвергаются сначала аэробному разложению микроорганизмами, на что расходуется кислород, в ряде случаев – полностью. После чего дальнейшее разложение органики происходит уже анаэробными бактериями, продуктами жизнедеятельности которых являются метан, сероводород и другие вредные соединения. В результате в воде остается «мертвая» зона. Минеральные же  загрязнители являются зачастую ядами для живых организмов водоемов.

        Состав сточных вод зависит от характера использования воды в промышленности. К наиболее вредным следует отнести стоки, возникающие при проведении химических процессов – реакционные и маточные растворы, промывные воды, воды очистки газовых выбросов, а также стоки горнодобывающих предприятий, образующиеся при удалении золы, балластные воды нефтеналивных судов, ливневые воды и др.

Практически во всех водоемах находятся нефтепродукты – от следов до опасных концентраций, пагубных для рыбного хозяйства.

        Критерием загрязненности воды является ухудшение ее качества вследствие изменения ее органолептических свойств и появления вредных веществ для человека, животных, птиц, рыб, кормовых и промысловых организмов. Все эти показатели регламентируются. Например, для хозяйственно-питьевого водоснабжения и культурно-бытовых нужд вода по водородному показателю не должна выходить за пределы pH = 6,5-8,5; не должна сообщать посторонних запахов и привкусов мясу рыб; количество растворенного кислорода должно быть не менее 4 мг/л; минеральный состав по сухому остатку не более 1000 мг/л, в том числе хлоридов не более 350 мг/л, сульфатов – 500 мг/л, а концентрация вредных веществ не должна превышать ПДК. Аналогично регламентируются показатели водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей.

        Подведение итогов лекции:

Во многих странах мира остро стоит проблема чистой воды. Эксперты ООН подсчитали, что из-за отсутствия чистой питьевой воды и условий для элементарной гигиены в странах Азии, Африки и Латинской Америки от желудочных заболеваний страдает 1 млрд. человек.  В нашем регионе поверхностные и подземные воды так же испытывают отрицательное воздействие от хозяйственной деятельности человека.

Вопросы  к учащимся: назовите виды загрязнений, каковы критерии загрязненности воды.

        Для изучения экологического состояния вод Нижневартовского района проведем самостоятельную работу, используя справочную литературу.

 Самостоятельная работа по заданному алгоритму.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

  1. В справочнике «Состояние окружающей среды и природных ресурсов в Нижневартовском районе» найдите главу «Водные ресурсы».
  2. Внимательно прочитайте текст на странице 14-18, ответьте на вопросы:

- Каким образом осуществляется питание рек?

- Как осуществляется питание озер?

3. Используя диаграммы данного текста, проанализируйте динамику содержания нефтепродуктов, ионов железа, ионов аммония в водных системах района в 2000-2002 гг.

4. Сделайте краткий конспект прочитанного текста.

Разрешаются обсуждение в группе, индивидуальные консультации с педагогом.

 4. Закрепление изученного материала по вопросам:

С помощью выполненных вами опорных схем лекции, ответьте на вопросы:

Какие виды загрязнений вы знаете?

Кратко охарактеризуйте виды загрязнений?

Какими реками представлена речная сеть района?

Какие виды загрязнений воды характерны для нашего района, поселка?

5. Подведение итогов занятия.

Сделайте выводы по итогам занятия. Выполните самооценку вашей деятельности на занятии с помощью «Цветограммы».

Загрязнение воды – это результат отрицательного воздействия человека на водные экосистемы планеты. С ростом промышленного производства загрязнение водных объектов усиливается. Сегодня во многих странах ведется экологический мониторинг с целью определения качества воды.

В дальнейшем мы познакомимся с методами оценки качества воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Географо-экономическая характеристика Тайшетского района"

Урок -конспект по географии Иркутской области, 9 класс "Географо-экономическая характеристика Тайшетского района" (Иркутская область)...

Методическая разработка урока по экологии "Биологическое загрязнение и болезни человека."

Данный урок знакомит обучающихся с одним из антропогенных воздействий на биосферу. Способствует формированию понятий «биологическое загрязнение», «инфекционные болезни», «природно-очаговые болезн...

Методическая разработка по ДПИ на тему: "Кукла как объект конструирования"

Современное детство перенасыщено дорогими эстетически бессодержательными игрушками. Они яркие, броские, но, как хорошо знают мамы, быстро надоедают ребенку, редко становятся любимыми. Детской фа...

Методическая разработка занятия "Виды газет"

Данная методическая разработка используется в рамках занятия "Виды газет" на курсе "Журналистика.Первая ступень".Она  сочетает теоретическую часть - знакомство учащихся с видами газет и способами...

Методическая разработка раздела программы «Внутренние воды и водные ресурсы.»

Программа курса «География России» разработана на основе содержания Стандарта основного общего образования. Кроме основного содержательного блока, представленного в Стандарте разделом &laq...

Методическая разработка открытого занятия на тему: изготовление арт-объекта "Мемориал" в честь 70-ти летия Дня Победы.

Творческая акция отделения дополнительного образования " Город мастеров "Победе посвящается!"...