Вода в жизни животных
презентация к уроку по экологии (7 класс)

Лакушина Оксана Евгеньевна

Презентация предназначена спецкурсу "Экология растений и животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_v_zhizni_zhivotnyh.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вода в жизни животных

Слайд 2

Вода в теле животного В клетках всех живых существ вода составляет большую часть содержимого цитоплазмы. Она входит в состав крови и тканевой жидкости. Эта вода важна в равной степени и для обитателей водной среды, и для сухопутных животных. Она является средой, в которой протекают жизненные процессы в клетке. С водой движутся по телу питательные вещества и продукты жизнедеятельности, выделяемые из организма наружу. Растворяясь в водной плёнке на поверхности органов дыхания, кислород попадает в кровь, а из крови в атмосферный воздух выделяется углекислый газ. У наземных животных вода участвует в охлаждении организма.

Слайд 3

Вода в теле животного Содержание воды в теле разных животных различно: в организме насекомых её около 46 – 92%; у речного рака – 77%; у ланцетника – 87%; у головастика – до 93%. Значительная потеря воды может привести к смерти животного.

Слайд 4

Приспособления животных к накапливанию воды Немало видов животных приспособлены к запасанию воды . Они накапливают в теле жир . Жир в ходе обмена веществ разлагается с образованием воды. Жир на «чёрный день» запасают мелкие грызуны и насекомые, медведи, верблюды и многие другие животные.

Слайд 5

Приспособления животных к накапливанию воды Верблюды на водопое способны за 10 минут выпить более 135 л воды. Они удерживают в крови значительное количество жидкости и при повышении температуры мало потеют. Жук-скарабей удерживает влажный воздух под надкрыльями.

Слайд 6

Приспособления животных к накапливанию воды Сухопутные животные защищены от потерь воды плотными покровами. У насекомых тело покрыто хитином, а на хитине сверху имеется воскоподобный налёт, отталкивающий воду . У ящериц и змей потери воды значительно сокращены благодаря покрову из плотных ороговевших чешуй.

Слайд 7

Большую часть времени в африканской саванне жарко и сухо. Лишь пару недель в году идут дожди и реки наполняются водой. Затем снова наступает долгий период засухи. Озера и реки высыхают, и остаются только небольшие водоемы, которые словно магнитом притягивают к себе разных животных. Первыми приходят те, кому чаще всего требуется вода, антилопы и зебры. Жирафам и носорогам засуха сначала не страшна, потому что они питаются зелеными сочными листьями. Искать воду они начнут гораздо позже. Животные, собирающиеся вокруг водоема, выделяют огромное количество экскрементов. К ним устремляются стаи насекомых, которые, в свою очередь, привлекают массу птиц.

Слайд 8

Значение воды для животных Без воды пища не может перевариваться и усваиваться организмом. Кроме того, все остальные процессы жизнедеятельности организма также не могут обходиться без воды. С ее помощью из организма выводятся продукты обмена веществ; у млекопитающих с помощью воды посредством потоотделения регулируется температура тела. В организм плотоядных животных вода попадает вместе с животной пищей, а растительноядные животные обеспечивают себя водой за счет растительных соков поедаемых ими растений.

Слайд 9

Значение воды для животных Однако ни тем ни другим этого количества воды было бы недостаточно. Особенно необходима вода новорожденным животным. Детеныши млекопитающих получают воду вместе с молоком матери, а большинство птенцов обеспечиваются водой благодаря насекомым, которыми их кормят родители. Лишь очень немногие животные могут обходиться без воды в течение нескольких дней. Есть даже жуки и скорпионы, которые никогда не пьют. Их организм приспособился к такой экономии воды, что им хватает той, которую они получают с пищей .

Слайд 10

Аисты Аисты относятся к отряду голенастых птиц. У них длинные ноги и клювы. Разные виды аистов обитают во многих регионах земли, причем большинство из них живет в Азии и Африке. В отличие от большинства других птиц, отыскивающих добычу глазами, у аистов хорошо развито чувство осязания, которым они и пользуются, добывая пишу. Они неторопливо вышагивают по воде, погрузив в нее приоткрытый клюв. Как-только его чувствительные органы «сообщают» о соприкосновении с добычей, клюв моментально захлопывается. Эта методика особенно эффективна, когда аист ищет пищу ночью или в мутной воде.

Слайд 11

Душ для птенца Китоглав , или королевская цапля, живет на обширных болотистых пространствах Центральной Африки. Большой загнутый клюв облегчает ему рыбы, маленьких крокодилов и других животных и защищает его от повреждений острыми краями листьев. В клюве он 4-5 раз в день приносит воду и поливает ею яйца и новорожденных птенцов, защищая их от африканской жары. Вскоре птенцы уже умеют пить воду, которой их обливают родители.

Слайд 12

Бакланы Бакланы - водные птицы, которых можно встретить на побережье и внутренних водах по всему миру. Широко распространенный в Европе и Азии большой баклан - самый крупный представитель семейства. Бакланы гнездятся на скальных выступах или верхушках деревьев. Поскольку птенцы еще не могут сами добраться до воды, родители приносят ее своим питомцам в горле и поливают ею птенцов, чтобы им не было жарко. Если малыши хотят пить, взрослая птица открывает клюв, и вода льется оттуда в маленькие клювики.

Слайд 13

Жуки, создающие запасы воды Некоторые виды жуков-чернотелок в юго-восточной африканской пустыне Намиб выработали удивительную способность добывать воду из воздуха. Когда количество воды в теле насекомого уменьшается, жук поднимает нижнюю часть тела вверх по направлению ветра, чтобы использовать единственный существующий в этой чрезвычайно засушливой пустыне источник влаги - плотный туман, надвигающийся по утрам с моря. Влага конденсируется на задней части тела жука, стекает вниз и попадает ему в рот. Таким способом жук может повысить содержание воды в своем теле на 34%. Для человека весом в 70 кг это все равно что выпить 24 л воды.

Слайд 14

Слоновые водоемы Некоторые небольшие водоемы возникают благодаря слонам, которые раскапывают ямы там, где есть грунтовые воды, обнаруживая их своими чувствительными хоботами. Вскоре ямы с водой становятся грязными, заполняясь экскрементами слонов. Однако они намного безопаснее других водоемов, потому что в такой воде не прячутся крокодилы и другие хищники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Вода Земли. Вода – основа жизни»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

вода и жизнь. охрана воды.

Цели : рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; выделить экологические проблемы и способы охраны воды; развивать речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к водоёмам, жел...

Вода в жизни животных

Конспект по экологии 7 класс  на тему : "Вода в жизни животных" . Учитель : Татаринова -Гордяйкина Н.С....

Экологический проект "Вода-источник жизни.Бережное отношение к воде".

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответстве...

Вода - носительница жизни. Роль воды в биологических и химических процессах.

  Внеклассное мероприятие по теме «Вода – носительница жизни. Роль воды в биологических и химических процессах» является интегрированным (биология и химия) и разработано для уч...

Экологические исследования природных объектов поселка – воды. Значение воды в жизни п. г. т. Ерофея Павловича.

Является ли вода, которую мы используем для нужд жителей посёлка, безопасной с экологической точки зрения?Цель работы – изучить и  составить характеристику питьевой  воды п. Ерофей Павлович,...

Методическая разработка урока по предмету "Окружающий природный мир" на тему: «Вода в жизни человека, животных и растений» для учащихся 6 класса

Коррекционно-образовательные:1. Расширение и конкретизация понятийного словаря согласно теме урока.2. Знакомство со свойствами воды.3. Формирование знаний о применении  воды в быту.4. Формировани...