Сценарий внеклассного мероприятия "Экоурок"
план-конспект урока по экологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Полякова Людмила Михайловна

Проблема экологии в планетарном масштабе - мусор.Как ее решить?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ekouroka.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Участники:

Ведущая…

эколидеры: 1. учащаяся … класса;

                     2. учащаяся …. класса;

чтецы: 1………, учащийся ….. класса;

             2…….., учащаяся ….. класса;

фотограф:……, учащаяся ….. класса;

звукорежиссер: …… учащаяся ….класса;

свет:……, учащаяся ….. класса;

показ инвентаря: ……, учащаяся …… класса

видео: ……

Начало (видеофильм об экологии планеты)

(чтец 1)

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вметсе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна-

Неповторимая, ранимая, живая.

 Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

(чтец 2)

Все меньше нетронутых мест на планете.

По тундре разлиты озера из нефти.

И вихри враждебные вьются из труб…

Живая природа – уже полутруп.

Поставил ее человек на колени.

Все дальше не север уходят олени…

Мы денег побольше хотим огрести.

А что после нас???

ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ.

(Слайд 1)Ведущая: Спасибо ребята, проходите в зал, а мы начнем.

Добрый день! дорогие ребята, уважаемые гости и учителя!

Мы рады приветствовать вас сегодня на Всероссийской экологической акции «Сделаем вместе».  Вот уже несколько лет акция объединяет самых активных и неравнодушных к природе школьников нашей страны. Вместе они проводят мероприятия по благоустройству территории, посадке деревьев, уборке мусора и получают почетный статус эколидеров. Наша школа тоже принимает участие в акции «Сделаем вместе».

В нашем зале присутствуют гости:

Ребята, так совпало, что сегодня не просто обычный учебный день, а день памяти. 26 апреля 1986 году произошла экологическая катастрофа. На четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции произошел взрыв, эквивалентный 500 хиросимским бомбам, в окружающую среду попало огромное количество радиоактивных веществ, погибло много людей во время взрыва и когда ликвидировали последствия данной аварии.  Уже прошел  31 год но территория и сегодня остается опасной. И теперь ежегодно в День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв аварий и катастроф вспоминают тот трагический момент истории нашего государства минутой молчания. (минута молчания)

Спасибо, садитесь.

Ну, а мы начинаем на экоурок и сейчас мы встречаем гостей урока, которые являются эколидерами нашей школы, они для нас проведут экоурок «Свобода от отходов». Знакомьтесь …( выход ведущих учащихся)

эколидеры:

Уч.1:Здравствуйте, ребята! Меня зовут ….

Уч.2: Здравствуйте, ребята! Меня зовут …..

Сегодня мы с вами поговорим о проблеме мусора, а если говорить научным языком – о проблеме отходов. Цель нашего урока – взглянуть по-новому на привычные вещи, которые мы выбрасываем, изменить наше отношение к отходам, а главное – понять, что с ними делать, как решить проблему огромного количества отходов, угрожающих всем нам.

Скажите, кто-нибудь помнит, сколько континентов на планете Земля?

(Школьники отвечают)

Ведущая: А теперь послушаем правильный ответ…

Уч.2:семь 

Назовите эти континенты! (Школьники перечисляют)

Ведущая: А теперь послушаем правильный ответ…

Уч.2: Европа, Азия, Африка, Северная и Южная Америка, Австралия и Антарктида.  

Но можете ли вы представить себе целый континент из отходов?

(Слайд 2)

Уч.1: Перед вами нечто невероятное… Это место нередко называют «восьмым континентом», который не нанесён на карту. Его официальное название — Большое Тихоокеанское мусорное пятно. Точную площадь пятна никто не знает, но по минимальным оценкам, оно в 280 раз больше города Москва. На его территории в воде сконцентрировано огромное количество разных отходов, преимущественно пластиковых.

(Слайд 3)

Уч.2: По оценкам учёных, к 2050 году пластика в океане может стать больше, чем рыбы

Как вы думаете, сколько килограммов мусора, в среднем, человек выбрасывает за год?

(Дети высказывают предположения)

Ведущая: А теперь послушаем правильный ответ…

(Слайд 4)

Уч.1:Подсчитано, что каждый житель нашей страны за год выбрасывает около 500 кг отходов4.

Как вы думаете, куда же деваются все эти отходы?

(Дети высказывают предположения)

 Ведущая: А теперь послушаем правильный ответ…

Уч.1: К сожалению, в настоящее время в России большая часть отходов отправляется на свалку. Или, выражаясь научным языком, на санитарный полигон.

(Слайд 5)

Уч.2: Площадь свалок в России — более 4 млн га5: это площадь 16 таких городов, как Москва, и 28 таких городов, как Санкт-Петербург.

За год мы производим порядка 280 млн м3 твердых бытовых отходов, а это почти 4 млн вагонов отходов6! Это поезд такой длины, что он мог бы обогнуть Землю по экватору. Представьте себе, сколько вещей лежит на полигонах и больше не служит человеку.

Итак, мы увидели, какое огромное количество отходов мы производим. А сейчас вы узнаете, что же скрывается за теми вещами, которые мы выбрасываем. Мы поговорим о том, о чём совершенно не задумывается большинство людей, выбрасывая вещи.

(Сайд 6)

Уч.1: Дело в том, что для производства любой вещи необходимы природные ресурсы. Какие природные ресурсы вы знаете?

(Дети высказывают предположения)

 Ведущая: А теперь послушаем правильный ответ…

Уч.1: Нефть, вода, уголь полезные ископаемые, древесина. Природные ресурсы – это компоненты природы, используемые человеком для его нужд. Например, каждое утро мы умываемся (используем природный ресурс – воду), греем воду (используем газ или электроэнергию), пьём чай (а чтобы его вырастить, нужно топливо для сельскохозяйственной техники). Нефть, уголь, другие полезные ископаемые, лес – всё это тоже природные ресурсы, которые мы используем.

(Слайд 7)

Уч.2: Конечно, на производство любой вещи нужны природные ресурсы. Причём их требуется гораздо больше, чем нам может показаться! Чтобы увидеть картину в целом, познакомимся с таким понятием, как жизненный цикл.

У каждой вещи есть жизненный цикл, состоящий из пяти этапов:

1. Добыча и производство сырья, то есть того, из чего делают вещь.

2. Производство самой вещи, то есть того, чем мы с вами будет пользоваться.

3. Транспортировка, то есть доставка вещи до магазина, где мы ее купим.

4. Использование.

5. И утилизация.

И абсолютно на каждом этапе мы тратим ценные природные ресурсы. Давайте посмотрим, как это происходит.

(Слайд 8)

Уч.1: Первый этап жизненного цикла – производство сырья.

Как вы думаете, какой природный ресурс является основным при производстве джинсов? (выносят инвентарь – джинсы)

(Ученики отвечают)

         Ведущая: А теперь послушаем правильный ответ…

Уч.1:Хлопок. Да, для производства одной пары джинсов для взрослого человека нужен примерно 1 кг хлопка. Но этот ресурс не единственный. Как вы думаете, какой ещё природный ресурс нужен?

(Дети высказывают предположения.)

         Ведущая: А теперь послушаем правильный ответ…

        Уч.1: Еще один необходимый ресурс – это вода. На одни джинсы уходит до 20 000 литров воды! Это примерно 125 бочек воды.

Кто-нибудь может объяснить, почему для производства джинсов нужно так много воды?

(Дети отвечают)

Ведущая: А теперь послушаем правильный ответ…

Уч.1:Сырьё для производства джинсов – это хлопок. А растениям хлопчатника для роста нужно очень много воды. Кроме того, не будем забывать, что на этапе получения сырья для джинсов требуется не только вода, но и электроэнергия для полива, минеральные удобрения, химикаты для борьбы с вредителями и сорняками, топливо для сельскохозяйственной техники и так далее. На всё это тоже уходят природные ресурсы.

(Слайд 10)

Уч.2: В Центральной Азии активное производство хлопка привело к почти полному исчезновению Аральского моря.

(Видео Аральское море)

(Слайд 11)

Уч.1: Другой пример — смартфон. (выносят инвентарь -смартфон)

Сырьё для производства смартфона — это нефть, медь, золото, палладий, кремний, свинец, кадмий, ртуть и многое другое. Чтобы добыть все эти природные ресурсы, человек бурит скважины, роет шахты в разных странах мира, использует сложную технику, воду, энергию и другие ресурсы.

(Слайд 12)

Уч.2: Второй этап жизненного цикла — производство самой вещи

Вода, энергия и многие другие ресурсы уходят и на сам процесс производства. Например, наши джинсы шьют на фабрике. А значит, нужно, как минимум, сырьё для производства швейного оборудования и электроэнергия для его работы.

Другой пример. Чтобы произвести один лист бумаги формата А4,          (выносят инвентарь – лист бумаги А4) нужно 10 литров воды и более 650 разных химикатов. Только представьте, всего на один лист!

(Слайд 13)

Уч.1: Третий этап жизненного цикла — транспортировка в магазины.

Готовый продукт зачастую преодолевает страны и целые континенты, чтобы попасть на прилавки. Продукты летят на самолетах или плывут на кораблях, доставляются грузовиками или поездами на сортировочные пункты, где распределяются и развозятся по магазинам. На транспортировку всегда уходит много топлива, которое получается из природных ресурсов – в основном, это нефть.

(Слайд 14)

Уч.2: Четвёртый этап жизненного цикла — использование.

Наши продукты прошли огромный путь именно ради этого этапа. Хорошие джинсы мы будем носить полгода-год, а может быть, даже дольше. Но некоторые вещи — например, бутылку из-под воды — мы выбросим в среднем уже через 10 минут после покупки.

(Слайд 15)

Уч.1: Пятый этап жизненного цикла — утилизация.

Рано или поздно жизненный цикл вещи заканчивается этапом утилизации. Существуют разные способы утилизации, но в настоящее время в России большинство товаров отправляются на свалки. Их официальное название – санитарные полигоны. Захоронение на полигоне — пятый этап жизненного цикла большинства вещей. Как правило, там оказываются и наши джинсы, и смартфон, и пластиковая бутылка – то есть все вещи, о которых мы говорили.

(Слайд 16)

Уч.2: Итак, на каждом из этапов жизненного цикла тратятся ценные невозобновляемые природные ресурсы. А значит, выбрасывая вещь на свалку, мы теряем и их!

Если мы прибавим к выброшенным вещам все ресурсы, затраченные на добычу сырья, производство, доставку, то мы получим настоящий мусорный айсберг — ведь как известно, айсберг на 90% находится под водой, и мы видим только вершину. Так и мы видим вещь, но не видим, какие ресурсы были потрачены на предыдущих этапах её жизненного цикла. 

(Слайд 17)

Уч.1: Попробуйте описать своими словами жизненный цикл картонной коробки.

(Дети отвечают)

Ведущая: А теперь послушаем правильный ответ…

(Слайд 18)

Уч.1: (считывает текст со слайда)

(Слайд 19)

Уч.2: А теперь давайте посмотрим, что происходит с разными видами отходов в конце жизненного цикла. В естественных условиях все они имеют разные сроки разложения.

Пищевые отходы – от 2 до 5 недель, шерстяной носок – 1 год, бумага – от 2 до 10 лет, жестяная банка – 100 лет, пластиковая бутылка – 500 лет, стекло – более 1000 лет.

Что же делать, чтобы не тратить так много ресурсов безвозвратно? За ответом давайте обратимся к природе.

(Слайд 20)

Уч.1: Действительно, человечество создаёт много отходов. А есть ли отходы в природе? В природе существует непрерывный круговорот веществ и энергии, в котором нет отходов. Используя энергию Солнца, воду, полезные вещества, содержащиеся в почве, растения производят питательные вещества, а животные их потребляют. Грибы и бактерии разрушают останки умерших животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, и образуются минеральные соли, необходимые растениям. И вновь все идет по кругу – цикл замыкается.

Тысячелетиями люди создавали вещи из природных материалов – глина, шерсть, хлопок, бумага. В окружающей среде эти вещи легко перерабатывались бактериями, грибами и другими организмами. Но примерно 150 лет назад человек начал производить новые материалы, вещи и вместе с ними отходы, чуждые природе. Наша цивилизация нарушила баланс, устоявшийся за миллионы лет. Мы производим всё больше и больше твёрдых бытовых отходов. Возрастает загрязнение окружающей среды: почвы, воздуха, воды. Растёт потребление конечных, невозобновляемых природных ресурсов.

(Слайд 21)

Уч.2: А теперь давайте снова посмотрим на жизненный цикл вещи. Его главное отличие от круговорота веществ в природе – в том, что он, как мы видим, не замкнут. Конец и начало цикла не соединены, отходы не становятся сырьём для производства новых вещей. Вот почему возникают такие серьёзные проблемы.

Как вы думаете, что с этим можно сделать?

(Выслушиваются ответы детей.)

Ведущая: А теперь послушаем правильный ответ…

Уч.2: Переработка

(Слайд 22)

Уч.1: Мы подошли к ключевой мысли нашего урока. Отходы можно использовать! Если их повторно переработать, то большая часть отходов станет сырьём для производства новых вещей.

Например, можно переработать пластиковые бутылки и получить множество новых вещей: другие бутылки, пластиковую упаковку, одежду, мебель, детали автомобилей, строительные материалы.

Из использованных стеклянных бутылок изготавливают новые бутылки, из алюминиевых банок — новые банки, а из макулатуры — новую бумагу. Вместо этапа свалки возникает переработка. Жизненный цикл замыкается, и жизненный цикл продукта становится подобен природному круговороту!

(Слайд 23)

Уч.2: Что же для этого нужно? Давайте посмотрим, какие виды отходов образуются в наших домах.

  • Пищевые отходы.
  • Бумага и картон.
  • Стекло.
  • Металл.
  • Пластик.
  • Текстиль – например, старая одежда, шторы, постельное бельё.
  • Опасные отходы. Ртутные градусники и лампы, батарейки, сотовые телефоны, компьютеры, картриджи для принтеров.

(Слайд 24)

Уч.1: Представьте, что у вас возле дома стоит 4 контейнера разного цвета.

Один — для бумаги, другой — для пластика, третий — для стекла и металла, четвёртый — прочие отходы.

Дома вы сортируете мусор и выбрасываете не в один общий контейнер, а в несколько.

Каждый вид отходов перерабатывается по-своему. Например, макулатуру измельчают, варят, отбеливают, а затем просушивают и прессуют бумажную массу. Получается новая бумага.

С пластиковых бутылок снимают крышки, отмачивают этикетки и сортируют по цвету. Затем пластик прессуют, измельчают, пропускают через паровой котел, чтобы получить вторичные гранулы — cырье для новых продуктов.

Технология переработки у каждого вида отходов своя, поэтому они отправляются на разные перерабатывающие предприятия. Вот почему так важно собирать их раздельно.

(Слайд 25)

Уч.2: Может показаться, что переработка отходов – это очень сложно. Тем не менее, во многих странах значительная часть отходов перерабатывается. Давайте посмотрим, какие ещё способы утилизации отходов существуют и как они используются в разных странах мира.

Рассмотрим три ключевых способа утилизации отходов: захоронение, сжигание и вторичная переработка.

Захоронение на полигонах (свалках) требует огромных территорий. При этом мы теряем ценные ресурсы, которые больше не возвращаются в производственный цикл. Отходы выделяют вредные вещества и отравляют окружающую среду. Тем не менее, в России на полигоны попадает 91% всех отходов, в США – 69%, а в Швеции и в Японии – только 1%.

Сжигание отходов на мусоросжигательных заводах позволяет избежать замусоривания огромных территорий. Нередко из мусора при сжигании получают электроэнергию. Но ценные ресурсы всё равно пропадают. К тому же, при сжигании выделяются вредные вещества и остаётся токсичная зола. В России сжигают лишь 2% отходов, в США – 7%. А вот в Швеции – 49%, а в Японии – 79%.

И наконец, самый эффективный способ – это переработка отходов. Именно этот способ позволяет беречь природные ресурсы, снизить негативное влияние на окружающую среду. К тому же, переработка отходов повышает уровень экологической культуры общества. В России на переработку попадает 7% отходов, в Японии – 20%, в США – 24%, в Швеции – 50%

(Слайд 24)

Уч.1: Итак, вот что мы узнали во время сегодняшнего урока.

Отходы – это ценный ресурс, который можно не выбрасывать, а использовать, перерабатывая и получая полезное сырьё. А для этого нужно менять наше отношение к отходам и развивать их переработку.

Переработка – самый прогрессивный и эффективный способ утилизации.

(Слайд 25)

Уч.2: А теперь давайте посмотрим, что каждый из нас может сделать, чтобы уменьшить количество отходов на планете!

Поучаствовать в экоакции по уборке территории, сбор вторсырья на переработку, уменьшать объем выбрасываемых отходов, прессуя мусор – складывать коробки из-под сока, молока, сворачивать пластиковые бутылки, научиться своими руками превращать отслужившие вещи и упаковку в новые оригинальные вещи. Давая вещам вторую жизнь, мы используем природные ресурсы максимально эффективно.

Ведущая: Внимание на экран, сейчас мы просмотрим с вами видеофильм о том, как наша школа участвует в экологических акциях.

(видеофильм про школу)

(Слайд 26)

Ведущая: Итак, подведем итоги. В начале нашего урока мы поставили цель…

Уч.1: Цель: пересмотреть наше отношение к отходам и понять, как начать решать эту проблему уже сегодня. Меняя своё отношение к отходам, мы можем изменить мир уже сегодня. А в будущем – построить более эффективную, «зелёную», гармонирующую с природой экономику и перестать превращать нашу планету в планету отходов и свалок.

Ведущая: Ещё более пятисот лет назад Леонардо да Винчи сказал: природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. И действительно, всякий раз, когда мы вредим природе, мы вредим самим себе. И напротив, когда мы учимся у неё, то приходим к гармонии с собой и добиваемся выдающихся результатов.

Уч.1:  

Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?

Уч.2:

Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек !

Ведущая:  И закончить наш экологический урок хотелось бы прекрасной песней о нашей прекрасной планете, которую необходимо беречь.

(просмотр видеоклипа)

Ведущая: Ну а  теперь предоставляется слово нашим гостям….

Спасибо большое всем участникам экологического урока, спасибо гостям, за то, приехали к нам. Спасибо вам уважаемые слушатели, за то, что вы внимательно слушали и правильно отвечали на вопросы эколидеров. На этом наш урок закончен. До новых встреч!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".

Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы выбираем"

В сценарии содержится представленный в оригинальной форме материал о пользе здорового питания для современных школьников...

Сценарий внеклассного мероприятия для 1-х классов «Путешествие в мир английского языка»

Внеклассное мероприятия для учащихся 1-го класса, которые начнут изучать английский язык во 2 классе. В мероприятии также участвуют ученики 6 и 8 классов. Стараюсь проводить такое мероприяти...

Сценарий внеклассного мероприятия "Формула здоровья", для 5-7 классов.

Внеклассное мероприятие в рамках "Здорового образа жизни" проходит во многих школах. Вывести самостоятельно "Формулу здоровья" с использованием мультимедийной презентации будет по силам учащимся средн...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....