Экологическое воспитание как условие формирования патриотизма
статья по экологии

Воронова Юлия Александровна

Экологическое воспитание как условие формирования патриотизма (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю.А. Воронова

учитель биологии

 МБОУ «СШ №40» г. Смоленска

 Экологическое воспитание  как  условие формирования патриотизма  в современной    школе  

(из опыта работы)   

                                                                       

 «О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску ».

С. Есенин

Любовь к Родине начинается с любви к природе.  Задача каждого учителя формировать чувство патриотизма у учащихся через  любовь к родному краю.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому воспитательную  работу я провожу через экологическое образование, сущность которого заключается в формировании  экологического мышления обучающихся.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости.

Повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе – одна из важнейших задач современной школы.

К сожалению, отдельного предмета «Экология» в школе нет. Экология изучается в интегрированном варианте. Именно урок является главной формой экологического воспитания обучающихся 1-11-х классов.

Знакомство с основными экологическими, природоохранными мероприятиями начинается с 1-го класса. На уровне начального общего образования закладываются основы экологического сознания, прививается любовь к окружающей ребят природе, формируется бережное отношение к ней.

На уровне основного общего образования вопросы экологического образования рассматриваются на уроках природоведения, биологии, географии, обществознания, химии, технологии. Формы и методы экологического образования и воспитания здесь расширяются. Обучающиеся вовлекаются в практическую деятельность, направленную не только на изучение окружающей среды, но и на посильное участие в ее улучшении.

На уровне среднего общего образования обучающиеся осознают взаимосвязь здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роль экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности. Опираясь на полученные знания, старшеклассники участвуют в разработках экологических проектов по сохранению, улучшению окружающей среды.

Кроме этого, важную роль в формировании экологической культуры школьников играет внеклассная и внеурочная деятельность.

Экологическое воспитание в школе построено на основе:

  • Закона РФ «Об охране окружающей среды»,
  •  Федерального Закона «Об экологической культуре»,
  •  «Экологической доктрины Российской Федерации»,
  •  Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения,
  •  плана работы управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска, общеобразовательного плана работы,
  •  плана работы школы на текущий год.

Основными направлениями экологического воспитания обучающихся школы являются:

Пропаганда экологических знаний

Это одно из самых важных и доступных для ребят направлений. Формирование экологической культуры, пропаганда экологических знаний осуществляется через проведение конкурсов рисунков, плакатов, газет; работы кинозала (просмотр видеофильмов на экологическую тематику); выступления школьной агитбригады.

В рамах экологического воспитания школьников проводятся общешкольные и внеклассные мероприятия, посвященные:

        - Дню работников леса;

        - Всемирному дню защиты животных;

        - Дню Земли;

        - Дню птиц и т. д.

Ко Дню работников леса ежегодно проводятся викторины, конкурсы на лучших знатоков животных и растений родного края, правил поведения в лесу («Лес – наше богатство», «Редкие растения и животные Смоленской области», «Твои соседи по планете»), конкурсы кроссвордов и ребусов.

В рамках Международного дня Птиц ежегодно проходит традиционный конкурс на лучший птичий домик. Это хорошая традиция, приучающая школьников заботиться о братьях наших меньших

Каждую весну выпускаем буклеты и листовки под названием "Внимание, первоцветы". Их цель: напомнить ребятам, их родителям, что многие из первоцветов занесены в Красную книгу и находятся на грани истребления. Лучше любоваться цветами в лесу, а не нести их домой.

Важной и эффективной природоохранной мерой является подкормка птиц зимой. Ежегодно обучающиеся активно участвуют в экологической акции «Покормите птиц!».

В ходе акции проводятся беседы, устные журналы, викторины на темы:

- «Птицы - наши друзья»; «Жизнь птиц зимой»; «Красная книга. Исчезающие птицы и их охрана»;  «Птицы в жизни человека», проводятся познавательные экскурсии на природу.

Ребята и их родители (законные представители) всегда ответственно и творчески относятся к акции. Кормушки для птиц изготавливаются из подручного материала: картонных коробок, пластиковых бутылок, фанеры.

Каждый раз кормушек получается много. Мы развешиваем их на территории школы и во дворах домов. Часть кормушек ребята развешивают около своих домов, на дачах.

Ежедневно после уроков возле «птичьих столовых» организуется дежурство обучающихся. Под руководством классных руководителей ребята очищают кормушки от снега, пополняют их зерном, семенами подсолнечника, крошками хлеба.

Природоохранная деятельность

Для успешного осуществления охраны природы важно понимание целей и принципов природоохранной деятельности, но самое главное это личный вклад каждого человека.

Роль практической природоохранной работы в деле экологического воспитания трудно недооценить. Через практическую личностно-значимую природоохранную деятельность обучающихся формируется понимание необходимости бережного отношения к окружающей природе, ответственности за судьбу природы своей Родины.

Традиционно в осенне-весеннее время школе проводятся экологические десанты («Операция «Скворцовы дачи», «Сделаем наш двор уютным».) по очистке школьного двора и прилегающей к нему территории. Обучающиеся занимаются обрезкой деревьев, кустарников, ухаживают за однолетними и многолетними растениями, собирают семена.

Весна – время активной практической природоохранной деятельности. С конца марта (в апреле) классы превращаются в зеленые оазисы: школьники выращивают рассаду для школьного двора, близлежащих территорий. Как только позволяют климатические условия, ребята разбивают клумбы, высаживают саженцы, ухаживают за посадками.

В рамках экологического воспитания в текущем году были проведены следующие мероприятия:

  •  акция «Очистим планету от мусора» в рамках Всероссийского экологического субботника «Зеленая Россия»;
  •  Всероссийский фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче;
  •  конкурс поделок из природного материала «Золотая осень».;
  • школьный этап конкурса «Выбросить нельзя, переделать!»
  •  Всероссийская акция «День без пластиковой упаковки»

Традиционной в школе стала акция по сбору макулатуры «Рука помощи».

В результате проведенной работы обучающиеся стали бережнее относиться к природе, ответственно относиться к бездомным животным, изменилось отношение ребят к отходам, раздельному сбору мусора.

Исследовательская деятельность

Экологическая грамотность формируется, прежде всего, в процессе самостоятельной учебно-исследовательской деятельности. Эта работа помогает понять взаимозависимость человека и окружающей среды.

Исследовательская работа обучающихся строится на принципах:

        - добровольности (обучающиеся сами определяют тему своей исследовательской работы);

        - максимальной самостоятельности обучающихся в процессе исследования.

Она проводится как индивидуально, так и в малых группах.

Простейшие экологические исследования могут проводить и обучающиеся 1-4-х классов: постановка простейших опытов, наблюдения в природе и т. д. Участвуя в акциях «Покормите птиц!», «Лучший птичий домик», познавательных экскурсиях, ребята знакомятся с зимующими птицами нашего края, чем можно кормить пернатых;

Для организации экологических исследований используем доступные методики определения качества окружающей природы, предложенные Ашихминой Т.Я. («Школьный экологический мониторинг»). Лучшие работы биолого-экологической направленности получают путевку на городские мероприятия.

При правильной организации исследовательской работы обучающихся можно добиться следующих результатов:

  •  расширение их кругозора;
  •  овладение ими навыками исследовательской работы;
  •  развитие аналитических способностей;
  •  формирование экологической грамотности.

Работа экологического кружка

Экологическое воспитание во внеурочное время подразумевает и ведение экологических кружков. Именно кружковая работа позволяет использовать разные методы воспитания, привлекает обучающихся разнообразием форм, увлекательностью.

В школе функционирует кружок «Юный эколог», главной целью которого является формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.

Члены кружка изучают экологическую обстановку микрорайона, в котором проживают, обозначают проблемы, которые представляют наибольшую угрозу, предлагают свои способы их решения. Кружковцы проводят исследования и анализ почвы, воздуха, воды. Результаты своей работы представляют в виде докладов, фото- и видеоотчетов исследовательских проектах. Все подготовленные проекты заслушиваются на ежегодно проводимом школьном Дне науки. Победители школьного этапа принимают участие в городском Дне науки.

Считаем, что исследовательский характер деятельности школьников на занятиях кружка способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своего микрорайона, экологических проблем родного края.

Ежегодно ребята принимают участие в экологических олимпиадах, фестивалях, форумах, слетах, конкурсах исследовательских проектов по экологии: «Экология. Творчество. Дети», «Знатоки природы», «Открытия 2030» и т. д.

Кружковые занятия раскрывают и развивают творческие, интеллектуальные способности обучающихся.

Показатели эффективности экологического воспитания

С целью изучения эффективности экологического воспитания ежегодно проводится диагностика формирования экологической культуры. Для определения уровня экологической культуры используются модифицированный вариант методики «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву, тест «Экологическая культура учащихся» Е.В. Асафова.

Показателями результативности также могут служить:

  • количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;
  •  степень участия школьников в экологических конкурсах;
  •  практическая включенность обучающихся в экологическую деятельность школы

   Можно отметить следующие положительные тенденции:

  • повышение экологической компетенции у всех участников образовательного процесса;
  • повышение результативности участия обучающихся экологических мероприятиях различных уровней.
  •  повышение активности родителей (законных представителей) в мероприятия экологической направленности.
  • осознание ответственности обучающихся  перед окружающим миром, природой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в условиях школы-интерната

Выступление на психолого-педагогическом семинаре...

Реализация компетентностного подхода в экологическом воспитании в условиях МБОУ СОШ №10 г. Ярцево

В статье рассматривается вожможность реализации компетентностного подхода в экологическом воспитании школьников....

Экологический лагерь как условие формирования экологического типа сознания

Современная экологическая ситуация метко охарактеризована академиком Н.Н. Моисеевым: «Антропогенная нагрузка на биосферу возрастает стремительно и, вероятно, близка к критической. Человек подошел к пр...

Экологическое воспитание в условиях внедрения ФГОС

Презентация из опыта работы по экологическому воспитанию в школе....

Экологическое воспитание в условиях внедрения ФГОС 2

Из опыта работы по экологическому воспитанию...

«Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей»

Статья о том, как реализуется экологическое воспитание в условиях дополнительного образования на примере смоленской областной станции юных натуралистов...