Программа по предмету Экология животных
рабочая программа по экологии (7 класс)

Марлагина Оксана Владимировна

Программа по предмету Экология животных 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа51.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Черепанова»

ПРИНЯТО

протокол заседания методического объединения

учителей ________________________________

от «31» августа 2020 года № 10

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________  __________________

от «31» августа 2020 года

ПРИНЯТО

протокол заседания методического объединения

учителей ________________________________

от «31» августа 2021 года № 11

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________  __________________

от «31» августа 2021  года

ПРИНЯТО

протокол заседания методического объединения

учителей ________________________________

от «29» августа 2022 года № 17

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________  __________________

от «29» августа 2022  года

ПРИНЯТО

протокол заседания методического объединения

учителей ________________________________

от «____» августа 2023 года № ___

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________  __________________

от «_» августа 2023  года

Рабочая программа учебного предмета

 «Экология животных»

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

для основного общего образования (7 класс)

Срок освоения: 1год

Составитель:

Марлагина О.В, учитель биологии

                                                           

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Экология животных», базового уровня для обучающихся 7 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, согласуется с учебным планом школы, на основе примерных программ по биологии и скорректирована с учётом:

1. Основной общеобразовательной программы среднего общего образования МАОУ «СОШ №3 г. Черепанова»;

         2. На основе авторской программы И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 176 с.)

          3.   Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Бабенко В.Г. и др. Экология животных. - М.: Вентана-Граф, 2012. -128 с.

        Место учебного предмета в учебном плане школы

Согласно учебного плана школы на изучение экологии на базовом уровне в 7 классе отводится 1 час в неделю из расчета 34 учебных недели – 34 урока за год. Срок реализации программы – 1 год.

Планируемые результаты

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы среднего общего образования:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
  • формирование основ экологической культуры;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;
  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Учащиеся научатся:

1.Называть основные экологические факторы в жизни животных

2. Описывать различные условия существования животных

3. Описывать и объяснять приспособление животных к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность животных

4. Определять антропогенное влияние на животных

5. Знать многообразие животного мира суши, море и рек

6. Объяснять роль и значение животных в круговороте веществ и непрерывности жизни.

7. Знать типы взаимоотношений между животными одного вида и между животными разных видов

8.Объяснять роль человека в охране животного мира, в сохранении биоразнообразия животных

9.Уметь прогнозировать изменения в животном мире и отдельных животных под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

10. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости диких и домашних животных.

Ученики получат возможность научиться:

  1. Устанавливать взаимосвязь строения и образа жизни животных;

характеризовать роль животных в природе аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.

2.  Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.

3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.

4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.

5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.

6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.

11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

Направления работы с детьми ОВЗ:

Так как в классе обучаются дети с ОВЗ (VІІ вида) поэтому основной задачей является сохранение основного содержания образования истории и корректировка его с учётом психологии обучающихся. У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пересыщаемость, преобладание игровых интересов. Важнейшими коррекционными задачами обществознания являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Для данных учащихся предлагается увеличивать количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся, имеющих наглядно-практического характер; некоторые темы давать как ознакомительные; исключать отдельные трудные доказательства. Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении материала, в соответствии со следующими основными положениями:

 Восполнение пробелов путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности

 Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем

 Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков

 Формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления

 Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций

 Активизация речи детей в единстве с их мышлением

  Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету

  Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля

Для повышения эффективности обучения, учащихся с ОВЗ создаются специальные условия:

1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

4. Вариативные приемы обучения:

  • Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).
  • Речевой образец.
  • Демонстрация действий.
  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
  • Начало фразы.
  • Создание проблемных ситуаций.
  • Обращение к товарищу с вопросами.
  • Найди ошибку.
  • Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

5. Введение физ. минуток через 15-20 минут урока.

6.  Создание ситуации успеха на занятии.

7. Благоприятный психологический климат на уроке.

8. Оптимальная смена видов заданий

9. Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме.

10. Синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).

11. Точность и краткость инструкция по выполнению задания.

Любой учебный материал нужно использовать для формирования у детей различных приемов мыслительной деятельности, для коррекции недостатков их развития.

Основное содержание учебного предмета

Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет 

Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет. Основные понятия: экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.

Тема 2. Условия существования животных 

Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных. Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.

Экскурсия №1. Условия обитания животных. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с условиями обитания животных.)

Тема 3. Среды жизни 

Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей. Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах. Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы. Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах. Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, бентос, планктон, почва как специфическая среда обитания животных.

Тема 4. Жилища в жизни животных

Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ. Основные понятия: жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.

Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных

Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных. Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность. Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит - хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными. Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.

Основные понятия: внутривидовые взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь.

Тема 6. Свет в жизни животных

Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.

Основные понятия: органы зрения и органы свечения, дневные животные, ночные животные, световой режим.

Тема 7. Вода в жизни животных

Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.

Основные понятия: содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма.

Лабораторная работа №1. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. (Работа предполагает наблюдение за поведением дождевых червей в садках-террариумах в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве - формируется умение ставить цель наблюдения.)

Тема 8. Температура в жизни животных

Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу.

Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.

Основные понятия: холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные.

Лабораторная работа №2. Движение амебы при разных температурах. (Определяется время образования ложноножек амебы при комнатной температуре и при охлаждении — формируется умение ставить цель эксперимента.)

Тема 9. Кислород в жизни животных

Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных,

Основные понятия: окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание водных животных.

Домашняя практическая работа №1. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни. (С использованием пособия «Экология животных» и учебника для 7 класса «Биология. Животные» (авт.: В.М. Константинов и др.) учащиеся заполняют таблицу, в которой должны быть отражены экологические группы

млекопитающих, представители этих экологических групп и черты приспособленности к среде обитания).

Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.

Лабораторная работа №3. Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на пришкольном участке. (Из любого отмирающего фрагмента дерева (сектора пня, опавшей ветви), который удастся обнаружить на пришкольном участке, послойно выбирают насекомых. Учащиеся с помощью учителя определяют их систематическую принадлежность, стадию развития и количество.)

Домашняя практическая работа №2. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. (Учащиеся, объединившись в группы, описывают изменения во внешнем виде и поведении любых домашних животных - формируется умение вести долгосрочные наблюдения.)

Тема 11. Численность животных

Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных,

Основные понятия: область распространения, неоднородность среды, плотность населения, численность популяции, динамика численности.

Лабораторная работа №4. Динамика численности дрозофилы.

Тема 12. Изменения в животном мире Земли

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Ох рана животных.

Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.

Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека, загрязнения. Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк.

Экскурсия №2. Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий (памятников природы) или в краеведческий музей.

Тематическое планирование,

в том числе с учётом Рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по предмету Экология животных для 7 класса.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с открытиями и изобретениями. Все это в процессе организации учебной деятельности обеспечивает:

•        специально разработанные формы занятия - уроки, занятия-экскурсии, которые расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу;

•        побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

•        привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений через создание специальных тематических проектов, организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения, развитие умения совершать правильный выбор;

•        организация предметных образовательных событий (проведение предметных декад) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей, обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

•        инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

•        проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок -деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно - развлекательных мероприятий («Математическая карусель», викторины, квесты, литературная композиция, математические первенства, конкурс рисунков, экскурсия, выпуск школьной газеты, и др.);

•        установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников;

•        использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, вебинары, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);

•        использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе,

•        применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся;

•        групповой работы или работы в парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексией вклада каждого в общий результат;

•        использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока);

•        включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях, форумах, авторские публикации в изданиях выше школьного уровня, авторские проекты, успешное прохождение социальной и профессиональной практики).

Учебно – тематический план по Экологии животных 7 класса

Наименование темы

Всего часов

Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет 

1

Тема 2. Условия существования животных 

5

Тема 3. Среды жизни 

5

Тема 4. Жилища в жизни животных

1

Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных

3

Тема 6. Свет в жизни животных

1

Тема 7. Вода в жизни животных

2

Тема 8. Температура в жизни животных

2

Тема 9. Кислород в жизни животных

1

Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных

4

Тема 11. Численность животных

3

Тема 12. Изменения в животном мире Земли

6

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

 Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Планируемые результаты:

Л – личностные

М – Метапредметные

П – предметные

Система контроля

Основные средства обучения, ЭОР

Дом.

 зад

Тема № 1 Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1ч.)

1/1

Введение в экологию животных.

Индивидуальная, групповая.

Способствовать формированию понятия об экологии животных как раздела науки, биосферной роли животных и их многообразие на планете Земля

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. Умение называть. Экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.

Промежуточный Индивидуальный

Презентация, таблицы, муляжи

§ 1-3

Тема № 2 Условия существования животных (5ч.)

2/1

Многообразие условий обитания.

Способствовать знакомству учащихся с многообразием условий обитания животных на планете.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. Уметь характеризовать среду обитания, условия существования.

Промежуточный Индивидуальный

Презентация, таблицы

Смотри тетрадь

3/2

Среды жизни.

Способствовать формированию на конкретных примерах понятие «среда жизни»

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь определять среды жизни по иллюстрациям

Индивидуальный

Презентация, таблицы, муляжи

Смотри тетрадь, § 1

4/3

Взаимосвязи организма и среды обитания.

Организация изучения на различных примерах взаимосвязь между организмами и средой обитания.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать: автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.

Самоконтроль

Презентация, таблицы.

Смотри тетрадь

5/4

Экскурсия №1 «Условия обитания животных»

Индивидуальная, групповая. Практикум

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь описывать условия обитания животных

Взаимоконтроль

Оформление работы, территория школьного сада

6/5

Предельные условия существования животных.

Обеспечить формирование представлений о предельных условиях существования.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать предельные условия существования животных.

Индивидуальный

Презентация, таблицы.

Смотри тетрадь

Тема № 3 Среды жизни (5ч)

7/1

Животный мир суши.

Способствовать знакомству учащихся с приспособленностью животных к условиям обитания в тундре, умеренной полосе, в горах.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли. Суша как жилище.

Индивидуальный

Презентация, таблицы, муляжи

§4

8/2

Животный мир суши.

Способствовать знакомству учащихся с приспособленностью животных к условиям обитания в степях, пустынях, тропиках.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. Уметь характеризовать видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли. Суша как жилище.

Самоконтроль

Презентация, таблицы.

§5

9/3

Животный мир морей и рек.

Организовать изучение условия обитания животных в воде, отличие от условий обитания на суше.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать водоемы как жилище, бентос, планктон.

Индивидуальный

Презентация, таблицы, муляжи

§6

10/4

Животный мир почвы

Формировать представление о приспособлениях животных к жизни в почве.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать почва, плотность почвы, Кислородный режим, температура почвы, плодородие почвы. Животные-землерои.

Промежуточный.

Презентация, таблицы, влажные препараты

§7

Подготовка проекта

11/5

Живой организм как среда обитания животных.

формировать представление о живом организме как специфической среде обитания животных.

Проект №1 «Среды жизни и их обитатели»

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать: животные – паразиты.

Самоконтроль

Презентация, таблицы, стендовые доклады

§8

                                                                           Тема № 4   Жилища в жизни животных (1ч)

12/1

Жилище как среда обитания и одно из условий существования.

формировать представление о жилище как о среде обитания и одном из важнейших условий существования. Познакомить на конкретных примерах с разнообразием жилищ.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.

Промежуточный.

Презентация, таблицы.

§ 26

Тема № 5 Биотические экологические факторы в жизни животных (3ч)

13/1

Взаимоотношения между животными одного вида.

На конкретных примерах раскрыть взаимоотношения между животными одного вида: между родителями и потомством, групповой образ жизни, лидерство, подчиненность.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать внутривидовые взаимоотношения, групповой образ жизни, лидерство, подчиненность.

Самоконтроль

Презентация, таблицы.

§ 13-14

14/2

Взаимоотношения между животными разных видов.

Животные и микроорганизмы.

На конкретных примерах раскрыть взаимоотношения между животными разных видов: пищевые связи, хищники и жертвы, паразитизм, нахлебничество, квартиранство, конкуренция, симбиоз.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. умение характеризовать межвидовые взаимоотношения, пищевые связи, хищники и жертвы, паразитизм, нахлебничество, квартиранство, конкуренция, симбиоз.

Микроорганизмы, грибковые и бактериальные заболевания.

Индивидуальный

Презентация, таблицы.

§ 9-12

15/3

Проект №2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности»

Защита проектов

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. умение характеризовать межвидовые взаимоотношения, пищевые связи, хищники и жертвы, паразитизм, нахлебничество, квартиранство, конкуренция, симбиоз.

Промежуточный.

Презентация, таблицы, стендовый доклад

Тема № 6 Свет в жизни животных (1ч)

16/1

Свет в жизни животных  

Способствовать знакомству о свете как экологическом факторе. Раскрыть классификацию животных по отношению к свету. Познакомить с особенностями распространения животных в зависимости от светового режима.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Органы зрения и органы свечения. Световой режим.

Промежуточный.

Презентация, таблицы.

§ 15

Тема № 7 Вода в жизни животных (2ч)

17/1

Вода в жизни животных  

Раскрыть значение воды в жизни животных. Познакомить учащихся с обменом воды у животных.

Лабор. работа № 1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»»

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать содержание воды, поступление воды в организм, ее выделение.

Самоконтроль

Оформление л/р.

§16

18/2

Экологические группы животных по отношению к воде.

Сформировать представление об экологических группах животных по отношению к воде.

Экологические группы животных по отношению к воде. Бентос, планктон, нектон, литораль.

Индивидуальный

Смотри тетрадь

Тема № 8 Температура в жизни животных (2ч)

 19/1

Значение тепла для жизнедеятельности животных.

Способствовать знакомству о значении тепла для жизнедеятельности животных.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать холоднокровные животные, теплокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение.

Самоконтроль

Презентация, таблицы.

§17

20/2

Экологические группы животных по отношению к теплу.

Лаб. Р № 2 «Движение амебы при разных температурах».

формировать представление об экологических группах животных по отношению к теплу. Формирование практических умений работы с микроскопом.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать холоднокровные животные, теплокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение.

Индивидуальный

Оформление работы

Смотри тетрадь, §17

Тема № 9 Воздух в жизни животных.  (1ч)

21/1

Воздух в жизни животных  

Способствовать формированию представлений о газовом составе и движении масс воздуха как экологических факторах в жизни животного.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание животных.

Промежуточный.

Практическая работа (домашняя) №1 «Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни»

.

§18 дом.

 пр. раб. №1 Сравнение приспособлений млекопит. к воздушной и наземной среде

Защита проектов

Пр. раб. №1 Сравнение приспособлений млекопит. к воздушной и наземной среде

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать приспособления млекопит. к воздушной и наземной среде

Презентации, плакаты, доклады стендовые

Тема № 10 Сезонные изменения в жизни животных. (4ч)

22/1

Сезонные изменения в жизни животных как приспособления к меняющимся условиям.

формировать представление о сезонных изменениях в жизни животных как приспособлениях к меняющимся условиям существования.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать оцепенение, спячка.

Промежуточный Индивидуальный

Презентация, таблицы.

§ 19 дом. пр. раб. «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной

23/2

Приспособления животных к сезонам года

Способствовать знакомству учащихся с морфологическими, физиологическими и поведенческими приспособлениями животных к сезонным изменениям.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать длина дня. Морфологические, физиологические и поведенческие приспособления.

Индивидуальный

видеофрагмент

Практическая работа (дома) №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной»

24/3

Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

формировать представление о миграции как приспособлении к сезонным изменениям условий обитания.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать миграции.

Самоконтроль

Презентация

§ 20

25/4

Лаб. работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»

формировать умения наблюдать за живыми организмами, определять их систематическую принадлежность, стадию развития.

Лабораторная работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»

Индивидуальный

Тема № 11 Численность животных. (3ч)

26/1

Популяции животных.

Способствовать формированию понятия «Популяция животных».

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать популяции животных.

Промежуточный Индивидуальный

Видеофрагменты

§21

27/2

Плотность популяции.

формировать понятие «Плотность популяции».

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать популяции животных Плотность популяции. Неоднородность среды.

Индивидуальный

Видеофрагмент

§21

28/3

Численность популяции.

формировать понятие «Численность популяции».

 Л. р. № 4 «Динамика численности насекомых

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать популяции животных Численность популяции, динамика численности

Самоконтроль

Оформление Л. р.№ 4

 «Динамика численности насекомых

§22

Тема № 12 Изменения в животном мире Земли. (6ч)

29/1

Многочисленные и малочисленные виды.

Способствовать знакомству учащихся с многочисленными и малочисленными видами животных. Раскрыть причины сокращения численности видов.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать популяции животных, многочисленные и малочисленные виды.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

Презентация, таблицы

§ 23

30/2

Естественное и искусственное изменение условий обитания.

Способствовать сравнительную характеристику естественных и искусственных изменений условий обитания.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать естественное и искусственное изменение условий обитания. Деятельность человека, загрязнения.

Самоконтроль, взаимоконтроль. Индивидуальный

Презентация, таблицы.

Подготовка Про. №3 «Охраняемые виды животных нашего края»

31/3

Животные и человек.

Раскрыть историю становления взаимоотношений человека и животных.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать одомашнивание животных.

Индивидуальный

Презентации, стендовые доклады

§ 25

32/4

Редкие и охраняемые животные.

формировать представление о редких и охраняемых животных. 

Экс. №2 «Охраняемая территория или краеведческий музей»

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. Умение называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Животных. Характеризовать взаимоотношения животных в природе...

Промежуточный Индивидуальный

Редкие и охраняемые животные. Красная книга, заповедники, заказники

§24

33/5

Проект

Защита проектов

Проект№3 «Охраняемые виды животных нашего края»

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. Умение называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Животных. Характеризовать охраняемые виды животных

Индивидуальный

Презентации, стендовые доклады

34/6

Обобщающий урок.

Обобщить и повторить материал по пройденному курсу.

Защита Пр. р. №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной»

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. Умение называть фенологические изменения в жизни животных и растений.

Итоговый. Индивидуальный.

Защита проектов

Презентации, стендовые доклады

Система оценивания знаний и умений учащихся по экологии


1. Оценка устных ответов учащихся:
Оценка «5»:
- изложение полученных знаний в системе и в соответствии с требованиями учебной программы курса;
- допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые учащимися;
- учитывается оригинальность ответа, умение принять нестандартный метод решения задачи;
- оцениваются умения:

1) составлять полную характеристику объекта, процесса, явления;
2) проводить их сравнение;
3) обосновать необходимость охраны экосистемы, биоразнообразия, здорового образа жизни;
4) применять для обоснования теоретические знания.
- выполняет на доске схемы, рисунки, использует таблицы. Может раскрыть значение и
функции изображенных объектов, установить их взаимосвязь.
Оценка «4»:
- знания излагаются в соответствии с требованиями учебной программы;
- допускаются отдельные несущественные ошибки, неисправленные учащимися;
- неполные определения, понятия, небольшие неточности в выводах и обобщениях,
- незначительные нарушения в изложении материала.
Оценка «3»:
- изложение полученных знаний неполное, однако подтверждает его понимание;
- допускаются отдельные существенные ошибки и попытки самостоятельного их исправления;
- требования к овладению знаниями на минимальном уровне:
1) умение называть;
2) приводить примеры;
3) кратко описывать объекты и процессы;
4) проводить сравнение несложных объектов;
5) приводить примеры применения экологических знаний в хозяйственной деятельности, в быту, в деле охраны природы.
Оценка «2»:
- изложение учебного материала неполное, бессистемное;
- существенные и неисправленные учеником ошибки;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение применять знания в практической деятельности;
- учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями учебной программы курса.

2Оценка практических и лабораторных работ учащихся:


Оценка за практические и лабораторные работы выставляется на основе наблюдений за учащимися и письменного ответа.
В практическом задании учитываются умения:
1) сформулировать цель;
2) отобрать оборудование;
3) выполнить практические действия в определенной последовательности;
4)сделать вывод;
5) соблюдать правила техники безопасности.
Оценка «5»:
- учащийся правильно выполнил работу с соблюдением необходимой последовательности;
- самостоятельно подобрал оборудование и объекты;
- соблюдал требования безопасности;
- самостоятельно сформулировал цель и выводы;
- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы и рисунки.
Оценка «4»:
- учащийся может отобрать оборудование, сформулировать цель, но допускает 1-2 несущественные ошибки в работе;
- допустил небольшие неточности в описании результатов работы.
Оценка «3»:
- за правильно выполненные действия и выводы;
- в ходе проведения и оформления работы были допущены существенные ошибки;
- недостаточная самостоятельность при применении знаний в практической деятельности.
Оценка «2»:
- учащийся не может провести необходимые наблюдения и опыты даже с помощью учителя;
- результаты работы не позволяют сделать правильный вывод;
- отсутствие умения делать вывод, логически и грамотно описать наблюдения.

Информационно-методическое обеспечение

Методическая литература для учителя

  1. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся / С.С. Мирзоев // Биология в школе, 2007. - №6. – С. 35-38.
  2. Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7. – С. 44-46.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. / Г.К. Селивко - Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
  5. Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2006. - №6. – С. 31-36.
  6. Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.
  7. Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков экологии.

Мультимедийная поддержка курса

  1. Биология. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
  2. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
  3. Экология. Фирма «1 С»,

Основная литература для учащихся

  1. Учебник Экология животных 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин – М.: Вентана-Граф, 2021. – 236 с., допущено Министерством просвещения Российской Федерации
  2. Учебное пособие «Экология животных»: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ (В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др.); под ред. Д-ра биол. Наук проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана –Граф, 2010,-128с.:ил.

Дополнительная литература для учащихся

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.
  2. Акимушкин И.ИНевидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.
  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.,  Просвещение, 1994. – 218 с.
  4. Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. – 704 с.
  5. Красная книга Ульяновской области / Под науч. ред. Е.А. Артемьевой, О.В. Бородина, М.А. Королькова, Н.С. Ракова; Правительство Ульяновской области. Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. - 508 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
  2. http://www.fcior.edu.ru/
  3.  www.bio.1september.ru – газета «Биология».
  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
  5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
  6.  http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Экология растений» 6 класс, базовый уровень

Рабочая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования на базовом ...

Рабочая программа учебного предмета «Экология» для 10 классов (III ступень)

Рабочая программа «Экология» составлена на основе Примерной программы Экология 10 (11) классов Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника.Программа предназначена для использования в образовательном проце...

Рабочая программа по предмету "Экология", 8 класс

Рабочая программа по предмету «Экология» разработана на основе авторской программы «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс». Авторы: М.З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина. Содержит: пояснит...

Программа элективного курса "Экология животных"

Данная программа по биологическому образованию пронизана единой целью: совершенствование биологической культуры учащихся, приобретение ими прочных умений и навыков в области экологии и охраны окружающ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА» 5 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ЭКОЛОГИЯ. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»  5  КЛАСС(34 часа, 1 час в неделю)ВВЕДЕНИЕЕще сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс писал, что «Я» человека с...

Рабочая программа элективного предмета "Экология человека"

Элективный предмет "Экология человека" предназначен для учащихся  старших классов, изучающих биологию на профильном уровне, а также может быть использован при узучении предмета би...

Рабочая программа элективного курса "Экология животных"

В рабочей программе  заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся экологических умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В ...