Рабочая программа учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета
рабочая программа по теме

Макаренко Оксана Сергеевна

Рабочая программа учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ud_obu.docx56.18 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Белгородский индустриальный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Белгород

2012


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

Организация-разработчик: Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белгородский индустриальный колледж»

Разработчики:

Макаренко Оксана Сергеевна, преподаватель специальных дисциплин ОГАОУ СПО «Белгородский индустриальный колледж».

Рекомендована ___________________________________________________

Заключение №____________  от «____»__________20__ г.

                           номер

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы бухгалтерского учета

1.1. Область применения программы

        Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).

        Программа учебной дисциплины может быть использована при разработке программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) работников в области экономики и бухгалтерского учета, а также в профессиональной подготовке при освоении должностей служащих: 20336 Бухгалтер и 23369 Кассир.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;

- ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;

- соблюдать требования к бухгалтерскому учету;

- следовать методам и принципам бухгалтерского учета;

- использовать формы и счета бухгалтерского учета.

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- нормативно-правовую базу и методические материалы по организации бухгалтерского учета и методы его ведения;

- предмет и метод бухгалтерского учета;

- план счетов  и формы бухгалтерского учета.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;

самостоятельной работы обучающегося 50 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:

     практические занятия

32

     контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

Итоговая аттестация в форме                                                            экзамена


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины 

ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.Правовые основы  бухгалтерского учета

12

Тема 1.1.

Правовые основы бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

8

1.

Введение.

2

2

2.

Организация бухгалтерского учета, его правовое и методическое обеспечение.

2

2

3.

Международные стандарты учета и адаптация к ним российской системы учета.

2

2

4.

Учетная политика. Финансовый и управленческий учет.

2

2

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся

4

- Ознакомление с опубликованными статьями  журнала «Главный бухгалтер», «Бухгалтерский учет» в соответствии с законодательством по бухгалтерскому учету.

-  Постановка личных целей и задач при изучения дисциплины;

- Составление плана самостоятельной работы для изучения дисциплины.

- Изучение нормативно-правовой базы бухгалтерского учета в России и сравнительный анализ принципов бухгалтерского учета в России и странах Евросоюза;

- Подготовка к дискуссии на тему: «Проблемы адаптации отечественной системы бухгалтерского учета к требованиям МСФО».

4

Раздел 2.

Хозяйственный учет, его сущность и значение

33

Тема 2.1. Хозяйственный учет, его сущность и значение

Содержание учебного материала

6

1.

Понятие о хозяйственном учете, его виды. Измерители, применяемые в хозяйственном учете.

4

2

2.

Задачи бухгалтерского учета и требования, предъявляемые к нему. Понятие о финансовом, управленческом и налоговом учете

2

2

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрена)

3

Тема 2.2.

Объекты и методы бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

12

1.

Предмет бухгалтерского учета и его объекты.

2

2

2.

Классификация хозяйственных средств по источникам образования.

4

2

3.

Классификация хозяйственных средств по составу и размещению.

4

2

4.

Методы бухгалтерского учета и его элементы.

2

2

Практические занятия

4

1.

Группировка хозяйственных средств предприятия по составу.

2

2.

Группировка хозяйственных средств на предприятии по источникам образования.

2

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся

8

- Составить краткий словарь экономических терминов и составить кроссворд по предмету «Основы бухгалтерского учета»

- Сравнительный анализ воздействия финансового и управленческого учетов на основные показатели деятельности организации (доходы, расходы, финансовый результат);

- Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите.

- Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

8

Раздел 3.

Методы ведения бухгалтерского учета

96

Тема 3.1

Балансовый метод отражения информации

Содержание учебного материала

4

1.

Бухгалтерский баланс, его содержание, строение и назначение.

2

2

2.

Типы изменений баланса, влияние хозяйственных операций.

2

2

Практические занятия

4

1.

Составление бухгалтерского баланса (форма № 1)

2

2.

Решение задач по определению типа изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций

2

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся

6

- Ознакомление с бухгалтерским балансом предприятий всех форм.

- Анализ образца реального бухгалтерского баланса;

- Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите.

- Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

6

Тема 3.2.

Счета и двойная запись

Содержание учебного материала

12

1.

Бухгалтерские счета, их назначение и структура.

2

2

2.

Порядок открытия счетов. Сальдо и обороты активных и пассивных счетов.

2

2

3.

Понятие двойной записи. Операции на счетах.

4

2

4.

Бухгалтерская проводка. Корреспонденция счетов.

4

2

Практические занятия

6

1-2.

Порядок открытия счетов бухгалтерского учета.

4

3.

Составление бухгалтерских проводок. Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Подсчет оборотов и выведение остатков по счетам.

2

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся

9

- Составление оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета;

- Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите.

- Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

9

Тема 3.3

План счетов бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

6

1.

Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь.

4

2

2.

Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам

2

2

Практические занятия

8

1-2.

Открытие синтетических и аналитических счетов. Запись на них хозяйственных операций. Подсчет оборотов и выведение остатков.

4

3-4.

Составление оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета.

4

Контрольные работы

2

Контрольная работа № 1 «Счета и двойная запись»

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

9

- Систематизировать счета бухгалтерского учета по экономическому содержанию. Классификацию оформить в виде таблицы.

- Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите.

- Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

9

Тема 3.4.

Принципы учета основных хозяйственных процессов

Содержание учебного материала

10

1.

Учет процесса снабжения

2

2

2.

Учет процесса производства

4

2

3.

Учет процесса реализации

4

2

Практические занятия

10

1.

Расчет фактической стоимости заготовленных материальных ценностей, оформление их бухгалтерскими записями

2

2.

Оформление бухгалтерскими записями процесса производства. Определение производственной себестоимости продукции.

2

3.

Оформление бухгалтерскими записями процесса реализации. Определение финансового результата от реализации продукции.

2

4-5.

Решение задачи, объединяющей все три процесса.

4

Контрольные работы

2

Контрольная работа № 2 «Принципы учета основных хозяйственных процессов».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

8

- Оформление наглядного пособия по первичным документам внутреннего движения ТМЦ.

- Составить схему счетов для учета процесса производства и дать им характеристику.

- Порядок заключения договоров с покупателями и заказчиками.

8

Раздел 4.

Технология обработки учетной информации

10

Тема 4.1.

Понятие о формах бухгалтерского учета

Содержание

6

1.

Понятие о формах бухгалтерского учета. Журнально-ордерная форма учета.

4

2

2.

Мемориально-ордерная, автоматизированная и упрощенная формы бухгалтерского учета.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

- Самостоятельно изучить упрощенную форму бухгалтерского учета для малого бизнеса.

- Анализ достижения личных целей и решения задач, поставленных в начале изучения

дисциплины;

- Анализ выполнения плана самостоятельной работы.

- Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

4

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

-

Всего:

150

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        

        Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы бухгалтерского учета».

        Оборудование учебного кабинета «Основы бухгалтерского учета»:

- рабочие столы -  и стулья для обучающихся;

- рабочий стол и стул для - преподавателя;

- доска классная;

- комплект бланков учетной документации;

- комплект законодательных и нормативных документов;

- комплект образцов оформленных бухгалтерских документов;

- комплекты учебно-наглядных пособий.

Технические средства обучения:

- мультимедиа-система для показа презентаций;

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- калькуляторы для расчетов.

3.2. Информационное обеспечение обучения

        

        Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, Части I  и II.- М.; СПС «Консультант Плюс».
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации, Части I  и II.- М.; СПС «Консультант Плюс».
  3. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
  4. План счетов бухгалтерского учета, М: Норма, 2003 г.
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина РФ от 24 ноября 2008 г. №106н.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н.
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет  материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н.
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н.
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007г. № 153н.
  10. Положение по  бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 107н.
  11. Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/2002), утвержденное  Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н.
  12. Теория бухгалтерского учета. Учебник, Феникс,  г. Ростов-на –Дону, 2010 г
  13. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие – 2-е изд. СПб.: Питер, 2012.
  14. Климова М.А. Бухгалтерский учет. Самоучитель: Учеб. Пособие. – 3-е изд. – М.: РИОР, 2011.
  15. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие – 8–е изд., перераб. и доп. – М.; ИНФРА – М, 2013.
  16. Мизиковский, Е.А. Теория бухгалтерского учета – М., ЭКОНОМИСТЪ, 2012.
  17. Швецкая В.М., Головко Н.А. Самоучитель по бухгалтерскому учету. – 2-е изд., доп и перераб. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2011.

Дополнительные источники:

  1. Богаченко, В.М., Кириллова, Н.А. Бухгалтерский учет для ссузов : учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011.
  2. Васькин, Ф.И., Дятлова, А.Ф. Бухгалтерский финансовый учет. –М.: КолосС, 2008.
  3. Гусева, Т.М. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: учебное пособие. М.: «Финансы и статистика», 2010.
  4. Касьянова, Г.Ю. Бухгалтерский учет: просто о сложном. – 6-е изд., перераб. И допол. – М.: АБАК, 2008.
  5. Проданова, Н.А. Теория бухгалтерского учета: Конспект лекций/ -Ростов н/Д.: Феникс, 2010.- (Зачет и экзамен).

Периодические издания: «Главбух», «Главная книга», «Бухгалтерский учет», «Акты и комментарии для бухгалтера», «Актуальная бухгалтерия», «Актуальные вопросы бухгалтерского учета».

Справочная информационно-правовая система «Гарант».

Справочная информационно-правовая система «КонсультантПлюс». Справочная информационно-правовая система «Кодекс».

Информационно-аналитическое электронное издание в области бухгалтерского учета и налогообложения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/.

Портал «Бухгалтерия Онлайн» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.buhonline.ru/.

Портал информационной поддержки ведения бухгалтерского учета в малом бизнесе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.businessuchet.ru/.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

        

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;

ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;

соблюдать требования к бухгалтерскому учету;

следовать методам и принципам бухгалтерского учета;

использовать формы и счета бухгалтерского учета.

Усвоенные знания:

нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;

национальную систему нормативного регулирования;

международные стандарты финансовой отчетности;

понятие бухгалтерского учета;

сущность и значение бухгалтерского учета;

историю бухгалтерского учета;

основные требования к ведению бухгалтерского учета;

предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;

план счетов бухгалтерского учета;

формы бухгалтерского учета.

Экспертная оценка в ходе проведения и защиты практических работ

Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе групповой дискуссии

Экспертная оценка выполненных самостоятельных работ

Экспертная оценка практической части экзаменационного задания по дисциплине

Экспертная оценка выполненных домашних работ

Экспертная оценка выполненных самостоятельных работ

Экспертная оценка результатов контрольных работ (тестирования)

Экспертная оценка результатов устных опросов

Экспертная оценка теоретической части экзаменационного задания по дисциплине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в Государственном образовательном учреждении среднего профе...

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы бухгалтерского учета"

Рабочая программа учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Калькуляция и учет в общественном питании

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности (специальностям) начального профессионального образова...

Рабочая программа по предмету "основы бухгалтерского учета, налогов и аудита"

Рабоча программа по предмету "основы бухгалтерского учета, налогов и  аудита" по профессии "Хозяйка(ин) усадьбы...

Рабочая программа учебной дисциплины "Автоматизация бухгалтерского учёта"

  Рабочая программа учебной дисциплины Автоматизация бухгалтерского учёта разработана в соответствии с  Федеральными государственными образовательными стандартами по  специальнос...