Экономика. Рабочая прогрмма 8 класс. Базовый уровень
рабочая программа по экономике (8 класс) на тему

Ковалев Евгений Александрович

Рабочая программа по экономике для 8 класса. Учебник И.В. Липсица "Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности", рассчитана на 34 учебных часа (1 урок в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_kl_ekonomika_doc.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы.

Автономная некоммерческая организация – средняя общеобразовательная школа «Димитриевская»

Рабочая программа

по учебному курсу  «Экономика»

8 класс

Базовый уровень

Учитель:

Ковалев Евгений Александрович

высшая квалификационная категория

        

Москва 2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана школы на 2010-2011 уч. год, на основе программы И. В. Липсица и учебника И. В. Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности». Рабочая программа составлена с опорой на примерную программу по экономике. Рабочая программа предназначена для учащихся основной школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики.  Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.

    Актуальность. Преподавание экономики в школе – это в определенной мере дань требованиям, выдвигаемым жизнью, которая зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Современному человеку, бесспорно, для успешной социализации, необходимо иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях, а также и об истории возникновения экономических явлений.

   Данная программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 8 класса, поскольку в нашей школе мы намерены создать систему экономического образования, охватывающую несколько классов, с 8 класса по 9 класс на базовом уровне, а 10 – 11 класс – на профильном, если на это будет выявлен социальный заказ.

   Цель программы состоит в формировании у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности и истории  возникновения различных институтов рыночной экономики.

   Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач:

Образовательные:  

  • формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;
  • формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного бюджета;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.

Развивающие:

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
  • подходить к событиям общественной жизни с экономической точки зрения;
  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
  • развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.

Воспитательные:

  • формирование коммуникативных навыков.
  • воспитание ответственности за экономические решения;
  • потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
  • воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Характеристика  предмета.

Содержание основного общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному человеку. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
•    человек и фирма;
•    человек и государство;
•    экономика домашнего хозяйства.
          Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
          Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
         Содержание курса в призвано дать учащимся основы экономических знаний, сформировать у них представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает объемный материал по экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной деятельности.

Сроки и этапы реализации программы.

Программа реализуется в течение одного года. Программа рассчитана на 34 часов в 8 классе, (1 час в неделю).

Связь со смежными дисциплинами.

В рамках курса «Экономика» активизируются межпредметные связи с дисциплинами: «Обществознание», «Математика», «История», «География» и др. Обществознание: формирование первичных представлений о понятиях «общество», «государство», «культура» и др. Математика: умение решать задачи. История: умение определять место события в прошлом, общий образ истории человечества как смены нескольких эпох, влияние исторических событий на развитие экономики. География: расположение государств, наличие и использование природных ресурсов, изменение названий государств с течением истории, природоиспользование и др.

Формы текущего и итогового контроля.

В программу заложены различные формы контроля: кроссворды, тесты, экономические игры, задачи и т. п.

Ожидаемые результаты.

В результате изучения данного курса ученик должен

Знать/Понимать

 смысл основных теоретических положений экономической науки;

основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

Уметь

приводить примеры:  видов трудовой деятельности, взаимодействия рынков; международной торговли;

 описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, банковскую систему,  рынок труда;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исполнения типичных экономических ролей;
  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации. 

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Количество

часов занятий

1

Зачем нужна экономика

1

2

Как устроена хозяйственная жизнь человечества

1

3

Как возникла экономика

1

4

Как организуется производство благ

1

5

Торговля – союзник производства

1

6

Какая бывает торговля

1

7

Многоликая розничная торговля

1

8

Зачем нужна оптовая торговля

1

9

Как оптовая торговля помогает производству

1

10

Зачем нужна биржа

1

11

Деньги – помощник торговли

1

12

Краткая история звонкой монеты

1

13

Зачем люди придумали банк

1

14

Банковские деньги

1

15

Как бумажные деньги стали главными

1

16

Как банки сделали деньги невидимыми

1

17

Как работают безналичные деньги

1

18

Деньги и банки в век электроники

1

19

Как работает электронная карточка

1

20

Как создается и как работает банк

1

21

Что такое кредитование

1

22

Как люди зарабатывают деньги

1

23

Почему существует повременная зарплата

1

24

В мире профессий и заработков

1

25

Как люди добиваются увеличения своих заработков

1

26

Что такое карьера и как она влияет на доходы

1

27

Как платят за творчество

1

28

Как производство помогает творцам

1

29

Что такое собственность и зачем она людям

1

30

Как люди становятся собственниками

1

31

За что можно лишиться собственности

1

32

Экономика: как все это работает вместе

1

33-34

Резерв учебного времени

2

Итого:

32 ч

Содержание программы

Тема 1. Зачем нужна экономика

        Понятие об экономике как хозяйственной деятельности. Потребности и блага. Факторы, определяющие уровень развития экономик4и и благосостояние граждан страны. Понятие о богатстве и факторах, определяющих его размеры.

Тема 2. Как устроена хозяйственная жизнь человечества

        Роль технического прогресса в развитии экономики. Разделение обязанностей и координация деятельности как основа хозяйственной жизни общества. Понятие об уровне жизни и факторах его роста.

Тема 3. Как возникла экономика

        История возникновения производства как особой сферы хозяйственной деятельности. Понятие о производственных ресурсах и производительности как мере эффективности их использования. Роль торговли в развитии производства. Изменения значения различных отраслей в обеспечении жизни общества. Современная отраслевая структура экономики России.

Тема 4. Как организуется производство благ

        Понятие о технологии как основе организации использования производственных ресурсов. Взаимосвязь науки и технического прогресса. Понятие о менеджменте и его значение в хозяйственной деятельности. Основные разновидности менеджмента. Два класса благ, создаваемых в результате производственной деятельности.

Тема 5. Торговля – союзник производства

        История возникновения обмена и торговли. Прогресс транспорта как фактор развития торговли. Причины расцвета или замирания торговли на протяжении истории человечества. Роль торговли в улучшении  условий хозяйственной деятельности человечества.

Тема 6. Какая бывает торговля

        История розничной торговли. Факторы успеха в розничной торговле. Закономерности развития форм организации розничной торговли. Экономические условия успешности розничной торговли.

Тема 7. Многоликая розничная торговля

        Коммерческие принципы организации универсальных и специализированных магазинов. Организация продаж с помощью дилеров. Причины возникновения безмагазинной торговли и ее формы.

Тема 8. Зачем нужна оптовая торговля

        Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового торговца. Выгоды, обеспечиваемые оптовой торговлей.

Тема 9. Как оптовая торговля помогает производству

        Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой торговли. Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России.

Тема 10. Зачем нужна биржа

        Сущность  биржевой торговли. История возникновения бирж. Принципы биржевой торговли и круг биржевых товаров. Понятие о биржевой спекуляции. Типы биржевых стратегий. История российской биржевой торговли.

Тема 11. Деньги – помощник торговли

        Понятие о бартере и проблемы, с которыми он сопряжен. Причины изобретения денег. Виды товарных денег. Причины и закономерности возникновения монет.

Тема 12. Краткая история звонкой монеты

        Драгоценные металлы и причины их использования для чеканки монет. Истории я российской монетной системы. Возникновение национальных монетных систем и проблемы обмена валют.

Тема 13. Зачем люди придумали банки

        Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древнейших времен. Понятие о кредите. Причины, затруднявшие развитие банковского дела в Европе.

Тема 14. Банковские деньги

        Как и когда возникли банковские деньги. Что такое «Порча денег». Причины возникновения различий между номиналом и реальной ценностью денег. Понятие о чеках. Факторы, способствовавшие возникновению банковских (кредитных) денег.

Тема 15. Как бумажные деньги стали главными

        История возникновения бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема. Причины вытеснения монет из драгоценных металлов бумажными деньгами.

Тема 16. Как банки сделали деньги невидимыми

        Причины исчезновения металлического (золотого) стандарта. Почему бумажные деньги называют декретными. Факторы возникновения безналичных расчетов.

Тема 17. Как работают безналичные деньги

        Механизм платежей с помощью чеков. Основы функционирования системы безналичных расчетов. Различия в масштабах наличных и безналичных расчетов в различных странах мира и причины этих различий. Достоинства и недостатки чековых расчетов.

Тема 18. Деньги и банки в век электроники

        Причины возникновения платежных карточек. Достоинства платежных карточек. Выгоды от использования карточек для их владельцев и торговцев. Механизм оплаты покупок при использовании банковских карточек.

Тема 19. Как работает электронная карточка

        Различия между дебетными и кредитными карточками. Что такое кредитная история. Компьютеризация и прогресс карточного бизнеса. Смарт-карты.

Тема 20. Как создается и как работает банк

        Различия моделей поведения людей с точки зрения склонности к сбережению денег. Роль банков в организации использования сбережений. Выгоды о т использования банков для хранения сбережений. Процентный доход и депозит. Типы депозитов.

Тема 21. Что такое кредитование

        Принципы кредитования. Проценты по кредиту и доход банка. Каналы поступления и оттока денег из банков. Роль банков в экономике.

Тема 22. Как люди зарабатывают деньги

        Понятие о доходах. Что такое заработная плата и когда она возникла. Виды доходов наемного работника. Механизмы повременной и сдельной заработной платы.

Тема 23. Почему существует повременная зарплата

        Какие профессии оплачиваются повременно. Механизм регулирования повременной оплаты. Профсоюзы и величина зарплаты. Современная система повременной оплаты и вознаграждений работников. Государственное регулирование оплаты труда.

Тема 24. В мире профессий и заработков

        Факторы, формирующие размер заработной платы. Понятие об интеллектуальном капитале человека. Опыт и риск как причины различий в уровнях оплаты людей различных профессий и с различным стажем работы.

Тема 25. Как люди добиваются увеличения своих заработков

        Система профессионального образования и ее роль в подготовке кадров и обеспечении роста заработков. История профессионального образования. Квалификационные системы и их значение в регулировании размеров оплаты труда. Университеты и бизнес-школы как организации подготовки специалистов высшей квалификации.

Тема 26. Что такое карьера и как она влияет на доходы

        Понятие о профессиональной карьере и ее основные этапы. Различные подходы к формированию своей карьеры. Плюсы и минусы многолетней работы в одной и той же организации. Организации, оказывающие содействие в поиске работы и планировании карьеры.

Тема 27. Как платят за творчество

        Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Когда люди стали получать гонорары. Достоинства и недостатки гонорарной оплаты творческих работников.

Тема 28. Как производство помогает творцам

        Технологии тиражирования творческих продуктов и их роль в изменении оплаты труда создателей этих продуктов. Понятие о роялти. Законодательная защита продуктов творческого труда и проблемы ее реализации в России. Интеллектуальная собственность и ее признаки.

Тема 29. Что такое собственность и зачем она людям

        Понятие о собственности. Как и когда возникла собственность. Вещественная и невещественная собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность.

Тема 30. Как люди становятся собственниками

        Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников.

Тема 31. За что можно лишиться собственности

        Законодательные основания изъятия собственности у ее владельцев. Понятие о несостоятельности и банкротстве. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики.

Тема 32. Экономика: как все это работает вместе

        Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Понятие о маркетинге. Экономические условия делового успеха. Понятие о прибыли.

Литература

Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.? Вита-Пресс,  1999.

Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. – М.: Фонд «Начала», 1997

Экономическая история зарубежных стран/Под общ. Ред. В.И.Голубовича. – Минск: Экоперспектива, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план. Кружок "Экономика фирмы". 10 класс, базовый уровень

Календарно-тематический план является частью рабочей программы кружка "Экономика фирмы " для  10-х  классов базового уровня.  Рабочая программа  рассчитана на реа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ 10 КЛАСС (базовый уровень)

Рабочая программа по экономике к учебнику:  Автономов В.С. Экономика: Учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд.: - 11-е изд. – М.: ВИТА – ПРЕСС.10 класс. Базовый уровень. 1 час в неделю, 35 ч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ 11 КЛАСС (базовый уровень)

Рабочая программа по экономике к учебнику:  Автономов В.С. Экономика: Учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд.: - 11-е изд. – М.: ВИТА – ПРЕСС.11 класс. Базовый уровень. 1 час в неделю, 35 ч...

Календарно-тематическое планирование по экономике 10-11 классы (базовый уровень)

Календарно-тематическое планирование по экономике 10-11 классы (базовый уровень)...

Рабочая программа СОО по экономике 10-11 классы (базовый уровень)

Рабочая программа составлена   в соответствии с требованиями  федерального компонента Государственного образовательного стандарта  среднего  общего образования (базовый уровен...

Экономика. Рабочая прогрмма 10 класс. Базовый уровень

Рабочая программа по курсу "Экономика" учебник А.П. Киреева, для 10 класса, рассчитанная на 36 часов. Базовый уровень....