РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 10 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
рабочая программа по экономике (10 класс) на тему

Наумова Наталья Евгеньевна
Рабочая программа по Экономическому практикуму для 10 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучаю¬щихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4»; - Учебного плана ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4»; - Авторской программы И.М. Бгажноковой «Экономический практикум» в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2000. и Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Екатеринбург, 2000. Основными целями рабочей программы по экономическому практикуму являются: - формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях; - выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности; - формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»; - освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры. - формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений; - формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета; - воспитание социально значимых качеств личности. Общая характеристика учебного предмета. Основы экономических знаний являются важным компонентом в общей системе школьного образования. Необходимость включения указанной дисциплины в учебный план школы для детей с особыми образовательными потребностями объясняется, с одной стороны, общими тенденциями развития современного общества, а с другой – коррекционными задачами специальной школы, основная из которых – подготовка детей с интеллектуальным недоразвитием к практической жизни. Экономический практикум для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер. По словам И. М. Бгажноковой «Практикум» следует рассматривать не только и не столько как учебную дисциплину, сколько как общеразвивающий в социальном плане предмет, помогающий подросткам практически осмыслить и усвоить самые элементарные сведения об экономических отношениях человека с окружающем его миром. В этой связи возможно не обозначать стандарты усвоения знаний, принятые в общеобразовательных предметах». В программе представлены несколько разделов: 10класс: «Экономика как хозяйство», «Человек и собственность», «Человек как работник», «Повторение». Содержание каждого из разделов распределено по четвертям и имеет соответствующую тематическую рубрикацию. В соответствии с темами предлагается словарь терминов и понятий, а также указаны возможные виды практических занятий для повторения и закрепления: деловые игры, описания, викторины, рассказы, наблюдения, экскурсии. К отдельным темам даны примерные вопросы для повторения, что не является типичным для построения учебной программы. Учителю следует опираться на учебные и популярные издания , продумывая и иллюстрируя каждое занятие конкретными примерами, наглядностью, вовлекая самих учащихся в беседу, рассуждения, т.е. отойти от стереотипа урока. Работа над терминологией и словарём является неотъемлемой частью каждого занятия. Учащиеся должны понимать значения таких слов, а также когда и где они используются. Как и по другим предметам , так и в данном случае учащимся целесообразно иметь специальную тетрадь (альбом) Описание места учебного предмета в учебном плане. Учебный предмет «Экономический практикум» относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) согласно учебному плану Колледжа. Рабочей программой предусмотрено проведение: - контрольных работ и практических работ . С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ek_pr_10kl_17-18.docx51.95 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»

Дубининская улица, д. 25, стр. 1, Москва,115054

Телефон: (499) 235-52-94 Факс: (499) 235-52-94 E-mail: spo-4@edu.mos.ru http://www.kmb-4.mskobr.ru

ОКПО 75587448, ОГРН 1057705001970, ИНН / КПП 7705513678 / 770501001

                  РАССМОТРЕНО

ПЦК старших классов

Протокол № _1_ от «_25    ___августа _______2017 г.

Председатель ПЦК

_____________ И. А.Терехова

                                   ПРИНЯТО

Педагогическим советом ГБПОУ КМБ № 4

Протокол № __1__ от «30» августа 2017 г.

                          УТВЕРЖДЕНО

       Директор ГБПОУ КМБ № 4

    _____________Т.П. Антонова

   «___» ______________ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по экономическому практикуму

10 класс

(для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

 

Составила:

учитель Наумова Н.Е.

Москва 2017 г.

  1. Пояснительная записка   

Рабочая программа по экономическому практикуму для 10 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4»;

 - Учебного плана ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4»;

- Авторской программы И.М. Бгажноковой «Экономический практикум» в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2000. и Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Екатеринбург, 2000.

Основными целями рабочей программы по экономическому практикуму являются:

- формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;

- выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;

- формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;

- освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

- формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;

- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

- обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

- освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры;

- формирование специальных и обще учебных умений и навыков;

- воспитание социально значимых качеств личности.

Общая характеристика учебного предмета.

 Основы экономических знаний являются важным компонентом в общей системе школьного образования. Необходимость включения указанной дисциплины в учебный план школы для детей с особыми образовательными потребностями объясняется, с одной стороны, общими тенденциями развития современного общества, а с другой – коррекционными задачами специальной школы, основная из которых – подготовка детей с интеллектуальным недоразвитием к практической жизни. Экономический практикум для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер. По словам И. М. Бгажноковой  «Практикум» следует рассматривать не только и не столько как учебную дисциплину, сколько как общеразвивающий в социальном плане предмет, помогающий подросткам практически осмыслить и усвоить самые элементарные сведения об экономических отношениях человека с окружающем его миром. В этой связи  возможно не  обозначать стандарты усвоения знаний, принятые в общеобразовательных предметах».

В программе представлены несколько  разделов: «Экономика как хозяйство», «Человек и собственность», «Человек как работник», «Повторение». Общий объем курса -68 часов, по 2часа в неделю.

Содержание каждого из разделов распределено по четвертям и имеет соответствующую тематическую рубрикацию. В соответствии с темами предлагается словарь терминов и понятий, а также указаны возможные виды практических занятий для повторения и закрепления: деловые игры, описания, викторины, рассказы, наблюдения, экскурсии. К отдельным темам даны примерные вопросы для повторения, что не является типичным для построения учебной программы. Учителю следует опираться на учебные и популярные издания , продумывая и иллюстрируя каждое занятие конкретными примерами, наглядностью, вовлекая самих учащихся в беседу, рассуждения, т.е. отойти от стереотипа урока.

Работа над терминологией  и словарём является неотъемлемой частью каждого занятия. Учащиеся должны понимать значения таких слов, а также когда и где они используются. Как и по другим предметам , так и в данном случае учащимся целесообразно иметь специальную тетрадь (альбом)

Раздел 1.  Экономика как хозяйство. (16ч)

Цели:

дать понятие об экономике как науке о хозяйстве; разных масштабах экономики; об ограниченных благах, услугах, ресурсах, о выборе;

сформировать умения устанавливать цену выбора, обосновывать принятое решение; рассуждать об экономических целях, исходя из конкретной социальной роли человека.

Основные понятия: экономика , ограниченные экономические блага, услуги, ресурсы, безграничные потребности, выбор, цена выбора.

Раздел 2. Человек и собственность. (32ч.)

Цели:

дать понятие о собственности общественной(государственной) и частной; приватизации как процессе преобразования государственной собственности в частную; о назначении, этапах и способах приватизации в России; о приватизации жилья; о рынке жилья; об агентах недвижимости;

 сформировать умения проводить анализ местных и непроизводственных объектов; представляют ди они государственную или частную собственность; составлять документы на передачу собственности(доверенность на пользование, акт дарения, завещательное распоряжение); анализировать реальные сюжеты о мошенничество в сфере торговли приватизационным жильём.

Основные понятия: собственность личная, частная(приватная), общественная (государственная); приватизация; приватизация жилья, агенство недвижимости.

Раздел 3. Человек как работник (16ч)

Цели:

дать понятие о трудовом контракте; о сдельной и повременной, номинальной м реальной зарплате; о причинах различий в уровне оплаты труда;

сформировать умения письменно заполнять бланк трудового контракта, ориентироваться в порядке начисления заработной платы с использованием тарифных разрядов, решать задачи экономического содержания на определение размера заработной платыпри сдельной и повременной работе.

Основные понятия: трудовой контракт; зарплата сдельная, повременная; тариф; тарифная ставка; оклад.

Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи.

При изучении той или иной темы следует опираться на знания учащихся , полученных на уроках истории, естествознания, чтения, математики, труда, домоводства. Так  за счёт реализации межпредметных связей можно преодолеть неизбежные трудности в осмыслении учащимися собственно экономических понятий.

Раздел 4. Повторение(2 ч)

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Экономический практикум» относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) согласно учебному плану Колледжа.

Рабочей программой предусмотрено проведение:

- контрольных работ - 4

- практических работ - 12

С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий.

 Программа может быть использована в 10-11 классах. Материал можно распределить на 2 года обучения.

Личностные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися 10 класса с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование уважительного отношение к культуре других народов;
  3. формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;

            4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  1. развитие элементарных навыков самостоятельности;
  2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  3. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  4. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  5. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  6.  формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).

Предметные результаты освоения программы по Экономическому практикуму обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.

Минимальный уровень освоения программы по Экономическому практикуму (максимальная помощь учителя):

- Знакомство с элементарными экономическими терминами;

- обсуждение  повседневных жизненных ситуаций, связанных  с экономикой;

- называть, что семья сама производит и сама же потребляет;

- обсуждение  ситуаций, связанных с разделением домашнего труда;

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

           Достаточный уровень освоения программы по Экономическому практикуму:

- отличать экономические термины от неэкономических;

- объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;

- различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);

- принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;

- решать задачи экономического содержания;

- различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

  1. Содержание учебного предмета

Рабочая программа по Экономическому практикуму 10 класс состоит из трёх  разделов:

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела

Название раздела и темы

Кол-во часов

10 класс

66ч.

1

Экономика как хозяйство

16

1.1 Понятие об экономике

1.2 Натуральное хозяйство. Бартер.

1.3 Товарное хозяйство. Разделение труда (специализация)

2

Человек и собственность

32

2.1 Собственность, приватизация

2.2 Ценные бумаги. Акции. Облигации. Рынок ценных бумаг.

2.3 Бедность и богатство.

2.4 Инфляция

3

Человек как работник

16

3.1 Повременная и сдельная , номинальная и реальная заработная плата.

3.2 Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы. Льготы.

3.3 Безработица. Биржа труда.

4.

4.1 Повторение

итого

66

В1

Содержание раздела

№ темы п/п

Наименование темы урока

Основные виды деятельности учащихся, практические работы

Контроль,

проверка достижений учащихся

Планируемые результаты обучения по теме

Минимальный уровень

Планируемые результаты минимального уровня соответствуют 2 и 3 уровню в ваших программах.

Достаточный уровень

  1. Экономика как хозяйство

Понятие об экономике.

Натуральное хозяйство. Бартер.

Товарное хозяйство. Разделение труда (специализация)

1-4

5-8

9-16

Экономика. Экономические блага.

Экономические услуги. Экономические потребности

Выбор. Цена выбора.

Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Цена выбора».

Натуральное хозяйство.        

Натуральный обмен (бартер).        

Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Бартер»        

Закрепление по теме : «Натуральное хозяйство».        

Разделение труда.

Специализация.

Товарное хозяйство.

Производительность труда.

Закрепление по теме: "Товарное хозяйство".

Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Разделение труда»

Контрольная работа №1 по теме: «Экономика как хозяйство».

Работа над ошибками

Работа с учебником.

Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Цена выбора».

Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Бартер»

        

Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Разделение труда»

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

Контрольная работа №1 по теме: «Экономика как хозяйство».

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия: источник, средство, ресурсы, экономические отношения, производственные отношения, производитель, потребитель и т.д..

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Узнавать и называть понятия: источник, средство, ресурсы, экономические отношения, производственные отношения, производитель, потребитель и т.д.

                                         2.      Человек и собственность

Собственность, приватизация.

Ценные бумаги. Акции. Облигации. Рынок ценных бумаг.

Бедность и богатство.

Инфляция.

1-7

8-14

15-23

24-32

Собственность.

Общественная (государственная собственность).

Частная собственность.

Приватизация.

Национализация.

Закрепление знаний по теме: «Собственность. Приватизация».

Практикум: решение экономических задач по теме: «Оформление документов на приватизацию».

Ценные бумаги: акции.        

Дивиденд.        

Облигация.         

Вексель. Сберегательный сертификат.        

Закрепление знаний по теме: «Собственность. Приватизация».        

Практикум: решение экономических задач по теме: «Ценные бумаги».        

Контрольное тестирование  №2 по теме : «Собственность. Ценные бумаги».

Бедность и богатство        

Прожиточный минимум.        

Личное имущество.        

Движимое имущество.        

Недвижимое имущество.        

Аренда.        

Рента.        

Закрепление знаний по теме: «Бедность и богатство».        

Практикум: решение экономических задач по теме: «Личное имущество: деловая игра «Аренда».

Инфляция.

Рост стоимости жизни.

Риски при высокой инфляции.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчёт бюджета семьи в условиях инфляции».

Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчет процентных ставок по вкладам»

Закрепление знаний по теме: «Инфляция»

Практикум: решение экономических задач по теме: « Инфляция».

Контрольная работа №3 по теме: « Человек и собственность»

Работа над ошибками        

Работа с учебником.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Оформление документов на приватизацию».

Практикум: решение экономических задач по теме: «Ценные бумаги»        

Практикум: решение экономических задач по теме: «Личное имущество: деловая игра «Аренда».

Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчёт бюджета семьи в условиях инфляции».

Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчет процентных ставок по вкладам».

Практикум: решение экономических задач по теме: « Инфляция».

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

Контрольное тестирование  №2 по теме : «Собственность.

Контрольная работа №3 по теме: « Человек и собственность»

С помощью учителя читать, записать в словарь понятия:

личная собственность, семейное имущество.

Называть предметы личной собственности и семейного имущества.

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Узнавать и называть понятия: личная собственность, семейное имущество, органы управления, материально-имущественные ценности, интеллектуальная собственность, акции, акционер, владелец, распорядитель, пользователь.

                                      3.Человек как работник.

Повременная и сдельная , номинальная и реальная заработная плата.

Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы. Льготы.

Безработица. Биржа труда.

1-7

8-12

13-16

Рабочая сила. Цена рабочей силы.

Трудовой контракт.

Зарплата. Сдельная и повременная.

Тарифная ставка.

Закрепление знаний по теме: «Заработная плата».

Практикум: решение экономических задач по теме: «Составление трудового контракта»

Практикум: решение экономических задач по теме: «Трудовая книжка семьи».

Условия труда.

Охрана труда.

Профсоюзы.

Льготы.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Охрана труда».

Безработица.

Биржа труда.

Контрольная работа №4 по теме: «Человек как работник»

Работа над ошибками

Работа с учебником.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Составление трудового контракта»

Практикум: решение экономических задач по теме: «Трудовая книжка семьи».

Практикум: решение экономических задач по теме: «Охрана труда».

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

Контрольная работа №4 по теме: «Человек как работник»

С помощью учителя

читать, записывать в словарь понятия: труд и деятель-ность; рабочая сила;  заработная плата.

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Узнавать и называть понятия: труд и деятельность; рабочая сила; вид, количество качество труда, тариф, минимальная зарплата, премия, благосостояние

                                         4. Повторение.

Повторение.

1-2

Повторение пройденного.

Решение задач экономического содержания.

Работа с учебником.

Фронтальный опрос.

С помощью учителя повторить основные понятия из курса.

Повторить основные понятия.

В2 уровни достижения

3. Тематическое планирование рабочей программы

(68 часов в год, 2 часа в неделю)

Содержание раздела

№ темы п/п

Наименование темы урока

Основные виды деятельности учащихся, практические работы

Контроль,

проверка достижений учащихся

Планируемые результаты обучения по теме

Минимальный уровень

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:  

Достаточный уровень

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление  о

  1. Экономика как хозяйство

1.1 Понятие об экономике.

1-4

Экономика. Экономические блага.

Экономические услуги. Экономические потребности

Выбор. Цена выбора.

Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Цена выбора».

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Цена выбора».

        

Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Разделение труда»

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

Контрольная работа №1 по теме: «Экономика как хозяйство».

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:   экономика , экономические блага, услуги, потребности, выбор, цена выбора.

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление   об экономике как науке о хозяйстве; разных масштабах экономики; об ограниченных благах, услугах, ресурсах, о выборе;

С помощью учителя устанавливать цену выбора, обосновывать принятое решение; рассуждать об экономических целях, исходя из конкретной социальной роли человека.

Узнавать и называть понятия: источник, средство, ресурсы, экономические отношения, производственные отношения, производитель, потребитель и т.д.

1.2 Натуральное хозяйство. Бартер.

5-8

Натуральное хозяйство.        

Натуральный обмен (бартер).        

Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Бартер»        

Закрепление по теме : «Натуральное хозяйство».        

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Бартер»

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:  

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление  о

1.3 Товарное хозяйство. Разделение труда (специализация)

9-16

Разделение труда.

Специализация.

Товарное хозяйство.

Производительность труда.

Закрепление по теме: "Товарное хозяйство".

Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Разделение труда»

Контрольная работа №1 по теме: «Экономика как хозяйство».

Работа над ошибками

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Разделение труда»

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

Контрольная работа №1 по теме: «Экономика как хозяйство».

Работа над ошибками

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:  

                                         2.      Человек и собственность

  1. Собственность, приватизация.

1-7

Собственность.

Общественная (государственная собственность).

Частная собственность.

Приватизация.

Национализация.

Закрепление знаний по теме: «Собственность. Приватизация».

Практикум: решение экономических задач по теме: «Оформление документов на приватизацию».

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Оформление документов на приватизацию».

        

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

Контрольное тестирование  №2 по теме : «Собственность.

Контрольная работа №3 по теме: « Человек и собственность»

С помощью учителя читать, записать в словарь понятия:

личная собственность, семейное имущество.

Называть предметы личной собственности и семейного имущества.

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление  о

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Узнавать и называть понятия: личная собственность, семейное имущество, органы управления, материально-имущественные ценности, интеллектуальная собственность, акции, акционер, владелец, распорядитель, пользователь.

2.2 Ценные бумаги. Акции. Облигации. Рынок ценных бумаг.

8-14

Ценные бумаги: акции.        

Дивиденд.        

Облигация.         

Вексель. Сберегательный сертификат.        

Закрепление знаний по теме: «Собственность. Приватизация».        

Практикум: решение экономических задач по теме: «Ценные бумаги».        

Контрольное тестирование  №2 по теме : «Собственность. Ценные бумаги».

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Ценные бумаги»        

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

Контрольное тестирование  №2 по теме : «Собственность. Ценные бумаги».

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:  

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление  о

2.3 Бедность и богатство.

15-23

Ценные бумаги».

Бедность и богатство        

Прожиточный минимум.        

Личное имущество.        

Движимое имущество.        

Недвижимое имущество.        

Аренда.        

Рента.        

Закрепление знаний по теме: «Бедность и богатство».        

Практикум: решение экономических задач по теме: «Личное имущество: деловая игра «Аренда».

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Личное имущество: деловая игра «Аренда».

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:  

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление  о

2.4 Инфляция

24-32

Инфляция.

Рост стоимости жизни.

Риски при высокой инфляции.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчёт бюджета семьи в условиях инфляции».

Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчет процентных ставок по вкладам»

Закрепление знаний по теме: «Инфляция»

Практикум: решение экономических задач по теме: « Инфляция».

Контрольная работа №3 по теме: « Человек и собственность»

Работа над ошибками        

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчёт бюджета семьи в условиях инфляции».

Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчет процентных ставок по вкладам»

Практикум: решение экономических задач по теме: « Инфляция».

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

Контрольная работа №3 по теме: « Человек и собственность»

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:  

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление  о

                                      3.Человек как работник.

3.1. Повременная и сдельная , номинальная и реальная заработная плата.

1-7

Рабочая сила. Цена рабочей силы.

Трудовой контракт.

Зарплата. Сдельная и повременная.

Тарифная ставка.

Закрепление знаний по теме: «Заработная плата».

Практикум: решение экономических задач по теме: «Составление трудового контракта»

Практикум: решение экономических задач по теме: «Трудовая книжка семьи».

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Составление трудового контракта»

Практикум: решение экономических задач по теме: «Трудовая книжка семьи».

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

Контрольная работа №4 по теме: «Человек как работник»

С помощью учителя

читать, записывать в словарь понятия: труд и деятель-ность; рабочая сила;  заработная плата.

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление  о

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Узнавать и называть понятия: труд и деятельность; рабочая сила; вид, количество качество труда, тариф, минимальная зарплата, премия, благосостояние

3.2 Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы. Льготы.

8-12

Условия труда.

Охрана труда.

Профсоюзы.

Льготы.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Охрана труда».

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Охрана труда».

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:  

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление  о

3.3 Безработица. Биржа труда.

13-16

Безработица.

Биржа труда.

Контрольная работа №4 по теме: «Человек как работник»

Работа над ошибками

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

Контрольная работа №4 по теме: «Человек как работник»

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:  

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление  о

                                         4. Повторение.

Повторение.

1-2

Повторение пройденного.

Решение задач экономического содержания.

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Фронтальный опрос.

С помощью учителя повторить основные понятия из курса.

Повторить основные понятия.

4. Планируемые результаты освоения курса «Природоведения»

Планируемые результаты

Личностные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- Знакомство с элементарными экономическими терминами;

- обсуждение  повседневных жизненных ситуаций, связанных  с экономикой;

- называть, что семья сама производит и сама же потребляет;

- обсуждение  ситуаций, связанных с разделением домашнего труда;

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

- отличать экономические термины от неэкономических;

- объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;

- различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);

- принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;

- решать задачи экономического содержания;

- различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

-воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;

- формирование уважительного отношение к культуре других народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;

- развитие элементарных навыков самостоятельности;

- формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, тетрадь на печатной основе и др.);

- совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности по предмету.

5.1 Учебно-методическое обеспечение программы

Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа // Дефектология. – 2000. - №5. – с.37-43.

Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).

Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -152 с. – (Коррекционная школа).

Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2003

5.2 Интернет-ресурсы:

•        http://www.edu.ru/

•        http://school-collection.edu.ru/

•        http://fcior.edu.ru/

•        http://katalog.iot.ru/index.php

•        http://window.edu.ru/

•        http://rusedu.ru/

•        http://www.openclass.ru/ Сетевое образовательное сообщество Открытый класс

.

5.3 Материально-техническое обеспечение рабочей программы

1. Персональный компьютер с выходом в интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 5 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Математике для 5 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 7 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Математике для 7 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 9 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Математике для 9 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 11 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Экономическому практикуму для 11 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...

Рабочая программа по этике 7,9 класс для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по этике для 7,9 класса составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью (инт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 8 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптиро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 6 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адап...