Рабочая программа по этике 7,9 класс для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по обществознанию (7, 9 класс) по теме

Соболева Наталья Владимировна

Рабочая программа по этике для 7,9 класса составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обу­ча­ю­щи­хся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБПОУ КМБ № 4, учебного плана ГБПОУ КМБ № 4, авторской программы по этике для 7,9 класса Н. Б. Матвеевой, допущенной Министерством образования и науки РФ, Просвещение, 2010 г.

Основными целями рабочей программы по этике являются:

  • достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте учащихся;
  • формирование знаний в области этики деловых отношений, овладение ими системой универсальных и специфических знаний, требований и норм поведения реализуемых в процессе общественной жизни.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

  • обобщение знаний, полученных в ходе бесед и практических занятий по направлениям воспитательной работы в плане этического и нравственного воспитания; 
  • привитие учащемуся чувства полноправного гражданина общества, имеющего право на выбор профессии, умение построить свою собственную систему деловых и партнёрских отношений, желание стать коммуникабельными с окружающими, успешно адаптироваться в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_etike_dlya_79_klassov_2017-2018.docx90.65 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»

Дубининская улица, д. 25, стр. 1, Москва,115054

Телефон: (499) 235-52-94 Факс: (499) 235-52-94 E-mail: spo-4@edu.mos.ru http://www.kmb-4.mskobr.ru

ОКПО 75587448, ОГРН 1057705001970, ИНН / КПП 7705513678 / 770501001

                  РАССМОТРЕНО

ПЦК старших классов

Протокол № ___ от «___    ___________ _______2018 г.

Председатель ПЦК

_____________ И. А.Терехова

                                   ПРИНЯТО

Педагогическим советом ГБПОУ КМБ № 4

Протокол № ______ от «___» ______________________ 2018 г.

                          УТВЕРЖДЕНО

       Директор ГБПОУ КМБ № 4

    _____________Т.П. Антонова

   «___» ______________ 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по этике

7,9 класс

(для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями))

 

Составила:

учитель Соболева Н. В.

Москва 2018 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по этике для 7,9 класса составлена на основе:

- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4»;

 - учебного плана ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4»;

- авторской программы по этике для 7.9 класса Н. Б. Матвеевой, допущенной Министерством образования и науки РФ, Просвещение, 2010 г.

Изучение данного предмета в школе направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся. Специфические особенности развития личности умственно отсталых детей требуют знания учителем их индивидуальных черт характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к каждому учащемуся.

        Предлагаемый учебный курс с общим названием «Этика» является по своему содержанию интегрированным, но его основное понятийное ядро — нравственно-этические знания. Помимо собственно этических категорий, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить систему нравственно-этических понятий, осуществить комплексный подход к формированию сознания и личности в целом.

       Главное в работе учителя по данной программе — четыре основных содержательных направления:

  • знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я» на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения;
  • научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;
  • системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях;
  • познакомить обучающихся с основами деловой этики для лучшей социализации в жизни.

        Такая система отбора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

       Учитывая особенности мышления данной категории детей, учителю не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно — не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». Наиболее приемлемый путь — ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой — предоставлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.

       Цели данного учебного предмета

  • достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте учащихся;
  • формирование знаний в области этики деловых отношений, овладение ими системой универсальных и специфических знаний, требований и норм поведения реализуемых в процессе общественной жизни.

 Такой подход исключает заучивание правил, отчеты учащихся и другие требования дидактического порядка.

       Задачами предмета «Этика» являются:

  • обобщение знаний, полученных в ходе бесед и практических занятий по направлениям воспитательной работы в плане этического и нравственного воспитания;  
  • привитие выпускнику чувства полноправного гражданина общества, имеющего право на выбор профессии, умение построить свою собственную систему деловых и партнёрских отношений, желание стать коммуникабельными с окружающими, успешно адаптироваться в социуме.

Данная программа имеет хорошие коррекционные возможности:

  • в развитии мышления на основе установления причинно-следственных связей;
  • в формировании планирующей, развивающей и фиксирующей функций речи.

        Уроки этики — это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию учащихся, к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального общения и поведения. Для учителя очень важно не навязывать своего мнения, а косвенно подводить учащихся к приемлемым выводам и оценкам.

       Как было указано, специфика обучения детей с интеллектуальными нарушениями не дает возможности говорить о высоком уровне нравственного сознания, именно поэтому возникают сложности по воспитанию устойчивых черт поведения из-за неумения учащихся переносить нравственные эталоны на свое «Я».

         Работа по программе предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, просмотра кинофильмов, а также выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе.

 Общая характеристика учебного предмета.

Актуальность данной образовательной программы определяется сложившийся в стране ситуацией, необходимостью укрепления института семьи в нашем обществе, как основной государственно-общественной ячейки. В настоящее время эта проблема стоит наиболее остро, так как социально-экономическое, идеологическое развитие общества, формирование рыночных отношений негативно сказываются в большинстве случаев на устойчивости, прочности семейнобрачных отношений. Особенно это касается представления современной молодежи о ценности семьи и брака, о серьезном отношении к вопросу создания семьи и заключения брака.

Дети не видят или недостаточно информированы в вопросе образца отношений в семье между родителями и поэтому им необходим курс этики для становления личности семьянина. Подготовить ребенка к семейной жизни - это научить его добру, чувству товарищества, нравственности.

Целью данной программы является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. Помимо этого работа по данной программе направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что благоприятно повлияет на их будущую семейную жизнь, а именно будет способствовать созданию крепкой и прочной семьи.

При выборе методов работы наряду с использованием традиционных методов обучения таких как: рассказ учителя, беседа по теме и т.д., применяются различные методы и приемы работы, направленные на активизацию учащихся в процессе работы, а именно: элементы проблемных методов обучения, драматизации, решение различных «этических задач». Под этической задачей имеется ввиду жизненная ситуация (она может быть законченной или нет, тогда дети должны представить, как в дальнейшем поступят герои ситуации), заданная педагогом для совместного обсуждения поведения героев данной ситуации. Учащиеся могут выполнить это задание письменно (каждый самостоятельно). В этом случае обсуждение происходит после того, как каждый участник занятия предложил свое решение задачи. Важно помнить, что в ходе занятий учащиеся не должны быть пассивными слушателями. На каждом занятии происходит активное включение подростков в работу. В процессе занятия учащиеся учатся рассуждать о поступках других людей и своих собственных поступках, учатся находить мотивы того или иного своего поступка и поведения окружающих, опираясь на собственный жизненный опыт и знания, полученные на занятиях, находить нужное нравственное решение в сложной жизненной ситуации. В процессе занятий подростки учатся участвовать в обсуждении той или иной проблемы, учатся высказывать свою точку зрения, доказывать и отстаивать свою позицию. Они могут изменить ее, учитывая убедительные аргументы других участников обсуждения, научившись внимательно слушать всех участников дискуссии. При работе по программе используются не только уроки сообщения новых знания и комбинированные, но и уроки закрепления и применения знаний, где учитель значительную часть времени уделяет обсуждению и углубленному изучению предложенных им вопросов. Такие уроки посвящены решению этических задач, анализу драматизированных ситуаций, разрешению жизненных проблем.

           Использование активных методов обучения позволит учащимся осваивать получаемые знания неформально. В ходе занятий происходит коррекция и развитие мышления подростков, развитие эмоционально-волевой сферы.

Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи с курсом истории, обществознания, литературы и другими учебными дисциплинами.

Описание учебного предмета в учебном плане.

         Учебный предмет «Этика» входит в предметную область «Человек» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) согласно учебному плану Колледжа.

Рабочей программой предусмотрено проведение контрольно-обобщающих уроков, 1 раз в четверть.

        

  Личностные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты освоения рабочей программы по этике обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование уважительного отношение к культуре других народов;
  3. формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;
  4. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  5. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  7. формировать представления о семье, ее роли в жизни человека; формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;
  8. обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
  9. формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни; сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание;
  10. формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.
  11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Предметные результаты освоения программы по этике обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе        с   тем,   отсутствие   достижения   этого   уровня   отдельными обучающимися не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

          Программные требования усложняются по мере прохождения программы с учётом психофизических возможностей учащихся.

Основные требования к умениям учащихся

  • знать основные понятия
  • иметь представления о человеке как биологическом виде, знать его индивидуальные особенности; об основных видах деятельности личности; о правильном поведении и поступках; о дружбе и взаимоотношениях; добре и зле, уметь различать их
  • иметь представление о семье, ее значении в жизни человека и общества
  • знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитывать бюджет семьи на один месяц
  • знать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка
  • понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка, определять основные обязанности по отношению к своим детям
  • иметь представление о деловом этикете, правилах разговора по телефону, правилах ведения делового разговора с руководителем; деловом стиле одежды
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

2. Содержание учебного предмета.

Рабочая программа по этике в 7 классе состоит из трёх разделов: «Введение», «Понять самого себя», «Отношение товарищества»:

Введение.

1. Общее представление о предмете «Этика» как системе знаний о правилах взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом, о правилах, регулирующих поступки людей.
2. Этические представления людей в разные эпохи, краткое знакомство с историей происхождения этических правил.

Понять самого себя.

1. Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности). Единство всех людей как социальная общность.
2. Индивидуальные особенности каждого человека. Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела и др. Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент.
3. Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности:
развитие мышления, речи, индивидуальных способностей человека;
условия для формирования интересов, привычек, взглядов, убеждений, мировоззрения.
4. Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. Их роль и влияние на развитие личности человека.
5. Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы.
6. Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком.

Отношение товарищества.

1. Дружба — чувство, присущее человеку. Когда и как возникают дружеские связи. Для чего человеку нужна дружба.
2. Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей:

 коллектив объединяет общая деятельность, человек учится строить межличностные отношения, помогает выработке навыков коллективного взаимодействия и дисциплины, в коллективе формируются права личности, самоуважение, умение соотносить свои интересы с общественными;
дружба основана на эмоциональной и деловой привязанности к конкретному человеку, она характеризуется избирательностью, устойчивостью, психологической глубиной. В дружбе человек имеет возможность узнавать себя в другом человеке, он реализует потребность в самоанализе, самовыражении.
3. Почему говорят: «Скажи мне, кто твой друг...»? Основа дружеских отношений — согласие интересов, убеждений, воли, уважение, доверие, преданность, сотрудничество и партнерство.
4. «Какой ты друг?» Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь. Помощь настоящая и ложная.
5. Типы дружеских отношений:
истинная дружба (единство взглядов, интересов и т. д.);
дружба-соперничество (нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе другого, нет уважения);
дружба-компанейство (отсутствуют прочные связи, избирательность в отношениях, которые имеют поверхностный характер).
6. Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы преодоления конфликтов.
7. Этические правила в отношениях друзей (друзья-мальчики, друзья мальчик и девочка, друзья-девочки, друг-взрослый).

Рабочая программа по этике в 9 классе состоит из трёх разделов: «Условия, влияющие на деятельность человека», «Семья», «Этика производственных (деловых) отношений».

Условия, влияющие на деятельность человека

1. Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности.

2.Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений.

3. Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.

4. Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права.

5.  Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки.

6. Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право (общее представление).

 7.Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов по выбору учителя).

8. Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.

Семья

1. Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток. Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье.

2. Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки). Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.

3. Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.

4. Нравственность и сексуальность.

5. Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека.

6. Этика взаимоотношений юноши и девушки.

7. Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи).

8. Молодая семья и ее первые шаги в семейной жизни. Помощь и поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенностям характера партнера, уважение.

9 Социальная роль молодоженов. Их обязанности. Взаимопомощь в молодой семье.

10. Что такое материнство, отцовство. Забота о воспитании детей — родительский долг. Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. Формирование общих взглядов на процесс воспитания детей. Воспитание малыша в молодой семье.

11. Взаимоотношения с родителями, родственниками. Материальная и духовная связь с родителями. Влияние опыта прежней жизни супругов на процесс создания новой семьи.

12. Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи: естественные и искусственные, вещизм. Организация и ведение домашнего хозяйства (на примерах домоводства).

13. Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции. Нравственные правила общения, принятые в семье, в обществе друзей.

14. Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь окружающих.

15. Мода: происхождение, история. Знаковая функция моды: определение принадлежности к определенному племени, классу, сословию. Ее роль в настоящее время: средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство приобретения общественного статуса. Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие материальным возможностям.

16. Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая основа: неготовность (моральная, психологическая) супругов к выполнению своей семейной роли, различие взглядов, интересов, привычек, традиций, вмешательство и негативное влияние родителей, друзей, отсутствие понимания, взаимопомощи и т. д.

17. Предотвращение конфликтов, способы их разрешения.

18. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества.

Этика производственных (деловых) отношений.

1. Деловой этикет.

2. Правила делового разговора по телефону.

3. Правила делового разговора с руководителем: особенности вербального и невербального общения.

4. Деловой стиль одежды.


3. Тематическое планирование рабочей программы

7 класс  (34 часов в год, 1 час в неделю)

Содержание раздела

№ темы п/п

Наименование темы урока

Основные виды деятельности учащихся, практические работы

Контроль,

проверка достижений учащихся

Планируемые результаты обучения

по теме

Достаточный

уровень

Минимальный

уровень

  1. Введение (3 часа)

«Введение» предполагает знакомство учащихся с новым предметом «Этика» — с взаимоотношениями между людьми, отдельным человеком и обществом, правилами, регулирующими поступки людей. Особенно важно донести, что нравственные правила в обществе возникли давно, они имеют исторические корни, помогают устанавливать и регулировать отношения в человеческом сообществе.

1

Общее представление о предмете «Этика» как системе знаний о правилах взаимоотношения.

Знакомство учащихся с новым предметом «Этика» — с взаимоотношениями между людьми, отдельным человеком и обществом, правилами, регулирующими поступки людей.

Практические и творческие задания, тестовые работы.

Иметь представления о правилах взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом, о правилах, регулирующих поступки людей.  

Различать правила взаимоотношений между людьми, отдельным человеком  с помощью учителя.

2-3

Этические представления людей в разные эпохи.

Знакомство учащихся, что нравственные правила в обществе возникли давно, они имеют исторические корни, помогают устанавливать и регулировать отношения в человеческом сообществе.

Практические и творческие задания, тестовые работы.

Иметь представления о правилах взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом, о правилах, регулирующих поступки людей.  

Различать правила взаимоотношений между людьми, отдельным человеком  с помощью учителя.

  1. Понять самого себя (16 часов)

Раздел «Понять самого себя» обращен к самому учащемуся, предполагает осознание себя как личности, что дает возможность учителю обращаться к примерам и анализу разнообразных чувств, поступков людей, а также стимулировать учащихся к оценке собственных достоинств и недостатков применительно к эталонным образцам личности. Обращение к анализу особенностей собственной личности развивает самосознание ребенка, дает возможность формировать навыки самоанализа, самооценки и понимание самобытности и неповторимости себя как человеческой личности, что в дальнейшем служит основанием для воспитания доброго, уважительного отношения к другим людям.

4-5

Человек как биологический вид.

Познакомится с человеком как биологическим видом,  индивидуальными особенностями каждого человека как индивида с его физической и психической уникальностью (неповторимостью);

о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми;  о единственности, ценности и неповторимости каждого человека.

Практические и творческие задания, тестовые работы.

Иметь представления об индивидуальных особенностях каждого человека;  о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми.

Иметь представления об  особенностях каждого человека, общения с другими людьми.

6

Единство всех людей как социальная общность.

7

Индивидуальные особенности человека: биологические характеристики.

8

Контрольно-обобщающий урок.

Выполнение проверочной работы.

Проверочная работа по пройденным за четверть темам.

9

Индивидуальные особенности человека: биологические характеристики.

Познакомится с человеком как биологическим видом,  индивидуальными особенностями каждого человека как индивида с его физической и психической уникальностью (неповторимостью);

о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми;  о единственности, ценности и неповторимости каждого человека.

Практические и творческие задания, тестовые работы.

Иметь представления об индивидуальных особенностях каждого человека;  о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми.

Иметь представления об  особенностях каждого человека, общения с другими людьми.

10

Индивидуальные особенности человека: особенности психической деятельности.

11-12

Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности.

13-14

Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. Их роль и влияние на развитие личности человека.

15

Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд.

16

Контрольно-обобщающий урок.

Выполнение проверочной работы.

Проверочная работа по пройденным за четверть темам.

17

Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах. Их роль и влияние на развитие личности человека.

Познакомится с человеком как биологическим видом,  индивидуальными особенностями каждого человека как индивида с его физической и психической уникальностью (неповторимостью);

о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми;  о единственности, ценности и неповторимости каждого человека.

Практические и творческие задания, тестовые работы.

Иметь представления об индивидуальных особенностях каждого человека;  о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми.

Иметь представления об  особенностях каждого человека, общения с другими людьми.

18

Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы.

19

Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком.

  1. Отношение товарищества (15 часов)

В ходе работы по изучению данного раздела необходимо помнить о том, что подростковый возраст характеризуется ослаблением связи с родителями, поиском новых, равноправных отношений со сверстниками и что это период активного становления личности, ее самопознания и самоутверждения.

Данный период опасен возможностью неверного понимания отношений товарищества, что является одной из причин их вхождения в отношения (группы) с антисоциальной направленностью. Основными смысловыми направлениями в работе по этому разделу должны стать следующие: формирование представлений о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами; формирование представлений о способах различения истинной дружбы от отношений подчинения, потребительства и др.; формирование представлений о причинах конфликтов, возникающих в дружбе, товарищеских связях, возможностях и способах их преодоления.

20

Дружба — чувство, присущее человеку. Когда и как возникают дружеские связи. Для чего человеку нужна дружба.

Познакомиться с  представлениями о дружбе, с той эмоциональной и практической поддержкой, на которую они могут рассчитывать, а также понять, что все люди нуждаются в поддержке друг друга.

Практические и творческие задания, тестовые работы.

Иметь представление о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами;  реализовать потребность в самоанализе, самовыражении; понимать, что такое узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь, типы дружеских отношений. Уметь разбираться в конфликтных ситуациях.

Иметь представление о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами.

21

Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей.

22

Почему говорят: «Скажи мне, кто твой друг...»?

23

Основа дружеских отношений.

24

«Какой ты друг?» Узы товарищества.

25

Помощь настоящая и ложная.

26

Типы дружеских отношений: истинная дружба.

27

Контрольно-обобщающий урок.

Выполнение проверочной работы.

Проверочная работа по пройденным за четверть темам.

28

Типы дружеских отношений: дружба-соперничество.

Познакомиться с  представлениями о дружбе, с той эмоциональной и практической поддержкой, на которую они могут рассчитывать, а также понять, что все люди нуждаются в поддержке друг друга.

Практические и творческие задания, тестовые работы.

Иметь представление о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами;  реализовать потребность в самоанализе, самовыражении; понимать, что такое узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь, типы дружеских отношений. Уметь разбираться в конфликтных ситуациях.

Иметь представление о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами.

29

Типы дружеских отношений: дружба-компанейство.

30

Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы преодоления конфликтов.

31-32

Этические правила в отношениях друзей.

33

Итоговый контрольно-обобщающий урок.

Выполнение проверочной работы.

Проверочная работа по пройденным за год темам.

34

Повторение.

Повторить пройденные за год темы.

Практическая творческая  работа.

Самостоятельное выполнение работы.

Пассивное наблюдение и по возможности помощь в выполнении творческой работы.

9 класс  (34 часов в год, 1 час в неделю)

Содержание раздела

№ темы п/п

Наименование темы урока

Основные виды деятельности учащихся, практические работы

Контроль,

проверка достижений учащихся

Планируемые результаты обучения

по теме

Достаточный

уровень

Минимальный

уровень

  1. Условия, влияющие на деятельность человека (12 часов)

Сформировать у учащихся представление о свободе личности в собственных действиях, поступках, праве выбора своего пути, однако при этих условиях личность несет индивидуальную ответственность за собственный выбор. Выбор, в свою очередь, происходит под влиянием и с учетом многих факторов: чувства долга, складывающихся обстоятельств, общественного мнения, совести и др.

1

Повторение.

Вспомнить пройденный материал за предыдущие годы обучения.

Практические и творческие задания, тестовые работы.

Иметь представление о долге, совести, общественном мнении, свободе, необходимости, ответственности, свободе выбора, морали, праве и т.д.

Знать их роль и значение в жизни человека.

Иметь представление о правонарушениях и их наказуемости.

Знать общие сведения о семейном и уголовном праве.

Выполнять практические, творческие и тестовые задания.

Пассивное слушание материала.

Помощь в выполнении творческих работ  с учетом своих психофизических особенностей.

2

Долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности.

Познакомиться с понятиями: долг, совесть, общественное мнение, свобода, необходимость, ответственность, свобода выбора, мораль, право и т.д. Узнать их роль и значение в жизни человека.

Познакомиться с правонарушениями их наказуемостью.

Узнать о семейном и уголовном праве (общие сведения.)

3

Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений.

4

Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.

5

Мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права.

6

Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки.

7

Основные разделы права: семейное право, уголовное право (общее представление).

8

Контрольно-обобщающий урок.

Выполнение проверочной работы.

Проверочная работа по пройденным за четверть темам.

9

Основные разделы права: административное право, трудовое право (общее представление).

Познакомиться с административным и трудовым правом.

Практические и творческие задания, тестовые работы.

Иметь общее представление о трудовом и административном праве, случаях их применения в жизни.

Выполнять практические, творческие и тестовые задания по теме.

Пассивное слушание материала.

Помощь в выполнении творческих работ  с учетом своих психофизических особенностей.

10

Ответственность человека за совершенное правонарушение. Уголовный кодекс.

Познакомиться с уголовным и гражданским кодексом. Узнать об ответственности за совершенные правонарушениями в соответствии с уголовным и гражданским кодексами.

Практические и творческие задания, тестовые работы.

Иметь представление о гражданском и уголовных кодексах и ответственности за правонарушения в соответствии с данными кодексами. Выполнять практические, творческие и тестовые задания по темам.

Пассивное слушание материала.

Помощь в выполнении творческих работ  с учетом своих психофизических особенностей.

11

Ответственность человека за совершенное правонарушение. Гражданский кодекс.

12

Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.

Познакомиться с нравственным и безнравственным поведением человека или группы людей, их оценкой обществом и государством.

Практические и творческие задания, тестовые работы.

Иметь представление о нравственном и безнравственном поведении человека или группы людей. Знать об оценке поведения обществом и государством. Выполнять практические, творческие и тестовые задание по теме.

Пассивное слушание материала.

Помощь в выполнении творческих работ  с учетом своих психофизических особенностей.

  1. Семья (16 часов)

      Нередко примеры взаимоотношений в семье для многих учащихся оказываются негативными, поэтому следует, не ущемляя чувств детей, показать возможность существования иных отношений для того, чтобы привлечь их внимание к нравственным способам построения их будущей семьи.
Основные задачи данного раздела:
сформировать представления о проблемах создания и сохранения семьи;
направить внимание юношей и девушек на понимание и анализ своих чувств и желаний относительно понятий (
люблю, нравится);  дать представление о эмоциональных, социальных и психологических аспектах проблемы взаимоотношения полов, их нравственно-правовой ответственности; дать некоторые практические умения по планированию и ведению семейного хозяйства;
дать представление о приемах (способах) разрешения возможных конфликтов в семье; выявить представления учащихся относительно своей будущей семейной роли: муж — отец, жена — мать, а также об обязанностях и ответственности каждого члена семьи.

Особенно этот раздел важен для детей-сирот, так как личного опыта проживания в семье и наблюдений за развитием семейных отношений эти учащиеся, как правило, не имеют, и в этой связи необходимо использовать большее количество конкретных житейских примеров для анализа проблемных ситуаций.

13

Любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток.

Познакомиться с понятиями любовь и счастье, их многозначностью, представлением разных людей о счастье.

Практические и творческие задания, тестовые работы.

Иметь представление о любви и счастье, о представлении разных людей о счастье, представление о том кого и за что можно любить. Уметь различать понятия влюблённость и любовь (романтическая любовь). Выполнять практические, творческие и тестовые задание по теме.

Пассивное слушание материала.

Помощь в выполнении творческих работ  с учетом своих психофизических особенностей.

14

Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного пола.

Познакомиться с восприятием лиц противоположного пола. Узнать кого и за что можно любить.

15

Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.

Узнать что такое любовь, влюблённость, романтическая любовь; различие этих понятий.

16

Контрольно-обобщающий урок.

Выполнение проверочной работы.

Проверочная работа по пройденным за четверть темам.

17

Этика взаимоотношений юноши и девушки. Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека.

Познакомиться с этикой взаимоотношений юноши и девушки. Узнать как прощать обиды и какие поступки непростительны для человека.

Практические и творческие задания, тестовые работы.

Иметь представление об этике взаимоотношений юноши и девушки. Знать как прощать обиды и какие поступки непростительны для человека. Выполнять практические, творческие и тестовые задание по теме.

Пассивное слушание материала.

Помощь в выпол-нении творческих работ  с учетом своих психофизических особенностей.

18

Брак и его мотивы.

Познакомиться с определением: брак. Узнать для чего и с какой целью заключаются браки.

Знать определение: брак. Иметь общие представления для чего и с какой целью заключаются браки. Выполнять практические, творческие и тестовые задание по теме.

19

Молодая семья и ее первые шаги в семейной жизни.

Узнать что такое «молодая семья», кого так называют. Познакомиться с первыми шагами семейной жизни, социальной ролью молодоженов и их обязанностях, взаимопомощью в молодой семье.

Знать что такое «молодая семья», кого так называют. Иметь представление о первых шагах семейной жизни, социальной роли молодоженов и их обязанностях, взаимопомощи в молодой семье. Выполнять практические, творческие и тестовые задание по теме.

20

Социальная роль молодоженов. Их обязанности. Взаимопомощь в молодой семье.

21

Материнство, отцовство. Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка.

Познакомиться с понятиями: материнство и отцовство. Узнать об ответственности молодых родителей за жизнь и здоровье ребёнка.

Знать понятия: материнство и отцовство. Иметь представление об ответственности молодых родителей за жизнь и здоровье ребёнка. Выполнять практические, творческие и тестовые задание по теме.

22

Взаимоотношения с родителями, родственниками.

Узнать о правильных взаимоотношениях с родителями и родственниками молодоженов.

Иметь представления о правильных взаимоотношениях с родителями и родственниками молодоженов. Выполнять практические, творческие и тестовые задание по теме.

23

Экономика и быт молодой семьи.

Познакомиться с бытом молодой семьи. Узнать об её экономике.

Иметь представление об экономике и быте молодой семьи. Выполнять практические, творческие и тестовые задание по теме.

24

Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции.

Познакомиться с чувствами, привычками и традициями, которые могут существовать в семье.

Иметь представление об атмосфере семьи. Выполнять практические, творческие и тестовые задание по теме.

25

Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь окружающих.

Узнать что такое нравственный портрет семьи. познакомиться с влиянием семьи на жизнь окружающих.

Иметь представление о нравственном портрете семьи, ее влиянии на жизнь окружающих. Выполнять практические, творческие и тестовые задание по теме.

26

Семейные конфликты.

Вспомнить что такое конфликт. Узнать какие конфликты могут происходить в семье, их причины, способы разрешения и предупреждения конфликтов.

Знать понятие: конфликт. Иметь представление о том, какие конфликты могут происходить в семье, их причины, способы разрешения и предупреждения конфликтов. Выполнять практические, творческие и тестовые задание по теме.

27

Предотвращение конфликтов, способы их разрешения.

28

Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода.

Узнать о причинах распада семьи, как вести себя в ситуации развода.

Иметь представление о причинах распада семьи, о правильном (нравственном) поведении  в ситуации развода. Выполнять практические, творческие и тестовые задание по теме.

  1. Этика производственных (деловых) отношений (6 уроков)

Данный раздел дает учащимся представление об этике производственных (деловых) отношений. Что существенно поможет социализации.

29

Деловой этикет.

Познакомиться с деловым этикетом.

Практические и творческие задания, тестовые работы.

Иметь общее представление о деловом этикете.

Пассивное слушание материала.

Помощь в выполнении творческих работ  с учетом своих психофизических особенностей.

30

Правила делового разговора по телефону.

Познакомиться с правилами делового разговора по телефону. Составление правил.

Иметь представление о правильном деловом разговоре. Выполнять практические задание по теме.

31

Правила делового разговора с руководителем: особенности вербального и невербального общения.

Познакомиться с правилами делового разговора с руководителем, знать его особенности.

Иметь представления о правилах делового разговора с руководителем, его особенностях. Выполнять практические, творческие и тестовые задание по теме.

32

Деловой стиль одежды.

Познакомиться с деловым стилем одежды.

Иметь представление о деловом стиле одежды. Выполнить творческое задание по теме.

33

Итоговый контрольно-обобщающий урок.

Выполнение проверочной работы.

Проверочная работа по пройденным за год темам.

Повторение особенно трудных тем за год.

34

Повторение.

Повторить пройденные за год темы.

Практическая творческая  работа.

Самостоятельное выполнение работы.

Пассивное наблюдение и по возможности помощь в выполнении творческой работы.

4. Планируемые результаты освоения курса «Этики»

Класс

Планируемые результаты

Личностные результаты

Достаточный уровень

Минимальный уровень

7 класс

Учащиеся должны знать:

  • понятие о предмете «этика»
  • понятие о совершенствовании собственного здоровья - представление о психической деятельности человека
  • представление о дружбе и об умении выстраивать отношения со сверстниками и в коллективе
  • представление о типах дружеских отношений;
  • понятие о конфликтах в отношениях друзей;
  • этических правилах отношения друзей.

Учащиеся должны иметь представление с учётом психофизических возможностей (особенностей):

  • понятие о предмете «этика»
  • понятие о совершенствовании собственного здоровья - представление о психической деятельности человека
  • представление о дружбе и об умении выстраивать отношения со сверстниками и в коллективе
  • представление о типах дружеских отношений;
  • понятие о конфликтах в отношениях друзей;
  • этических правилах отношения друзей.

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование уважительного отношение к культуре других народов;

- формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

- формировать представления о личностных качествах людей;

- формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

9 класс

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия
  • представление о долге и совести личности
  • понятие о свободе выбора, представление о морали и праве
  • понятие о мере ответственности за свои поступки
  • представление о разных разделах права
  • понятие о нравственном и безнравственном поведении
  • представление о любви и счастье
  • понятие об этике взаимоотношений юноши и девушки
  • представление о браке и его мотивах
  • понятие о материнстве и отцовстве
  • представление об атмосфере семьи
  • понятие об обязанностях и правах отца и матери
  • представление о разводе и причинах распада семьи.
  • представление о долге и совести личности
  • понятие о свободе выбора, представление о морали и праве
  • понятие о мере ответственности за свои поступки
  • представление о разных разделах права
  • понятие о нравственном и безнравственном поведении
  • представление о любви и счастье
  • понятие об этике взаимоотношений юноши и девушки
  • представление о браке и его мотивах
  • понятие о материнстве и отцовстве
  • представление об атмосфере семьи
  • понятие об обязанностях и правах отца и матери
  • представление о разводе и причинах распада семьи;
  • представление об этике производственных (деловых) отношений.

Учащиеся должны:

  • Пассивно слушать учебный  материал.
  • Помогать в выполнении творческих работ  с учетом своих психофизических особенностей.

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование уважительного отношение к культуре других народов;

- формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально--нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формировать представления о семье, ее роли в жизни человека; формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;

- обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

- формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни; сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание;

- формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности по предмету.

5.1 Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учреждения
  2. Сборник программ под редакцией И.М. Бгажноковой
  3. Мультфильмы, кинофильмы, презентации, художественная литература.

5.2 Интернет-ресурсы:

  1. https://interneturok.ru/obshestvoznanie/5-klass 
  2.  https://interneturok.ru/obshestvoznanie/6-klass 
  3. https://interneturok.ru/obshestvoznanie/8-klass 

5.3 Материально-техническое обеспечение рабочей программы

1. Персональный компьютер с выходом в интернет.

2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 5 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Математике для 5 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 7 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Математике для 7 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 9 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Математике для 9 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 10 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Экономическому практикуму для 10 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 11 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Экономическому практикуму для 11 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 8 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптиро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 6 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адап...