Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 9 класса
рабочая программа по экономике (9 класс)

Гурова Татьяна Сергеевна

Рабочая программа  внеурочной деятельности  социального направления "Финансовая грамотность" может быть полезна педагогам, преподающим данный курс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_fg_9_klass.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Голухинская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края

ПРИНЯТО                    

Заседанием педагогического  совета

Протокол №  

от                                  2019     г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

______________

Приказ №  _______    

 от 09.08.2019 г.

Рабочая программа  внеурочной деятельности социального направления «Финансовая грамотность» 9 класса по основной общеобразовательной  программе базового уровня  

 на 2019-2020 учебный год

Составитель: Гурова Т.С., учитель математики

Голуха 2019

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Голухинская СОШ».
  3. Учебный план  ООО МКОУ « Голухинская СОШ»  на 2019-2020 учебный год.
  4. Календарный учебный график ООО  МКОУ «Голухинская СОШ» на 2019-2020 учебный год.
  5. Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов и курсов МКОУ «Голухинская СОШ».
  6. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват.
    орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц.
    М.: ВИТА-ПРЕСС,
    2014.

Курс рассчитан на 0,5 часа в неделю,  17 часов  в год в 8 классе, 17 часов в 9 классе.

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности
у учащихся 8–9 классов, предполагающей освоение базовых финансо-
во-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер
финансовых отношений, а также практических умений и компетенций,
позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом фи-
нансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый ор-
ган, бизнес, пенсионная система и др.

Рабочая программа составлена в полном соответствии с авторской учебной программой.

Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:
• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «се-
минар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность
работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации
и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а так-
же участие в групповом и общем обсуждении;

• промежуточного контроля (в заключение изучения раздела).
Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний
и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопро-
сов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что
учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальный
банковский процент);

итогового контроля (по результатам изучения целого курса).
Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения уча-
щихся в освоении основ финансовой грамотности. Может осуществ-
ляться в форме имитационно-ролевой или деловой игры.
Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой учащийся реально может применить все знания,умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Итоговый контроль может осуществляться также в форме контрольной работы, включающей различные типы заданий.

В ходе организации учебной деятельности учащихся  используются следующие формы занятий: лекция-беседа, практикум, игра, семинар, занятие итогового контроля.

II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1 Управление денежными средствами  семьи (8ч)

Тема 1 Происхождение денег (2 часа)

Занятие 1 Деньги: что это такое?

 Обсуждение базовых понятий, организация  выполнения заданий, организация дискуссии.

Занятия 2.Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи.

Обсуждение базовых понятий, организация  выполнения заданий, обсуждение домашнего задания, организация дискуссии.

Тема 2 Источники денежных средств семьи (2 часа)

Занятие 3  Какие бывают источники доходов.

Обсуждение практической ситуации, решение экономических задач, мозговой штурм, дискуссия.

 Занятие 4  От чего зависят личные и семейные доходы.

Исследование практической ситуации, обсуждение, практическая работа с различными источниками, дискуссия.

Тема 3 Контроль семейных расходов (1 час)

Занятие 5 Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

Лекция-беседа, решение задач, обсуждение, дискуссия.

Тема 4 Построение семейного бюджета (2 часа)

Занятие 6 Что такое семейный бюджет и как его построить.

Исследование практической ситуации, решение расчётных задач на дефицит и профицит,  практическая работа, дискуссия.

Занятие 7 Как оптимизировать семейный бюджет.

Обсуждение практической ситуации, выполнение практических задач, обсуждение.

Занятие 8   Итоговое занятие по  разделу «Управление денежными средствами  семьи»

Создание проекта и его презентация, конкурс презентаций проектов, подведение итогов конкурса.

Контрольная работа по разделу.

Раздел 2  Способы повышения семейного благосостояния (6ч)

Тема 5 Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (2 часа)

Занятие 9 Для чего нужны финансовые организации.

Обсуждение, мини-практикум, практическая работа, дискуссия.

 Занятие 10 Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций.

Обсуждение, решение практических задач,дискуссия.

Тема 6 Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (2 часа)

Занятие 11 Для чего нужно осуществлять финансовое планирование.

Обсуждение, решение практических задач, дискуссия.

Занятие 12 Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

Лекция-беседа, выполнение практического задания, обсуждение, дискуссия.

Занятие 13 Проектная работа.

Создание проекта и его презентация, конкурс презентаций проектов, подведение итогов конкурса.

Занятие 14 Итоговое занятие по разделу «Способы повышения семейного благосостояния»

Контрольная работа по разделу.

Раздел 3 Риски в мире денег (3 часа)

Тема 7 Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (3 часа)

Занятие 15 ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца.

Обсуждение , практическая работа, дискуссия.

Занятие 16  ОЖС: болезнь, потеря работы. Природные и техногенные катастрофы.

Обсуждение , практическая работа, дискуссия.

Занятие 17 Чем поможет страхование.

Обсуждение,дискуссия.

III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема занятия

Количество часов

 Раздел 3 Риски в мире денег

4

Тема 8  Риски в мире денег

2

1

Какие бывают финансовые
риски

1

2

Что такое финансовые пирамиды

1

3

Практическое занятие. Организация проектной деятельности: что ещё можно сделать, чтобы
научиться большему

1

4

Итоговое занятие. Проверка знаний и умений по  разделу «Риски в мире денег»

1

Раздел 4  Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

8

Тема 9 Банки и их роль в жизни семьи

2

5

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1

6

Польза и риски банковских карт

1

Тема 10 Собственный бизнес

2

7

Что такое бизнес

1

8

Как  создать своё дело

1

Тема 11 Валюта в современном мире

2

9

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

10

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

11

Практическое занятие. Организация проектной деятельности: что ещё можно сделать, чтобы
научиться большему

1

12

Итоговое занятие. Проверка  знаний и умений по  разделу « Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем».

1

Раздел 5 Человек и государство: как они взаимодействуют

Тема 12   Налоги и их роль в жизни семьи

5

2

13

Что такое налоги и зачем их платить

1

14

Какие налоги мы платим

1

Тема 13 Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

1

15

Что такое пенсия и как сделать её достойной

1

16

Практическое занятие.
Организация проектной деятельности:
что ещё можно сделать, чтобы
научиться большему

1

17

Итоговое занятие.
Проверка  знаний и умений
по  разделу «
Человек и государство: как они взаимодействуют»

IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфе-
ре личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и
исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми ин-
ститутами обязанности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам
освоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и опреде-
лять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо
обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финан-
совых проблем и их оценки;

— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное
планирование поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следствен-
ные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных фи-
нансов и оценивать свои поступки;

— сформированность коммуникативной компетенции:
• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать
и продвигать предлагаемые идеи;
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из
различных источников.

Требования к предметным результатам освоения курса:
— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная
способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, про-
фицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, фи-
нансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски,
бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенси-
онный фонд и пенсионная система;

— владение знанием:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников до-
ходов семьи

• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков

• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной си-
стемы в РФ.

V.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература:

1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Ма-
териалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая гра-
мотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014
 

3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамот-
ность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая гра-
мотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014

Интернет-источники

1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной ста-
тистики
4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономи-
ческого развития РФ

5 www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и про-
мышленности РФ
6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ
9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»

10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга
11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»
12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической шко-
лы по личным финансам
14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по
экономике

15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории эко-
номической мысли (на англ. яз.)
16. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного порта-
ла «Экономика. Социология. Менеджмент»
17. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация
по мировой экономике
18. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы
экономики

19. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и фи-
нансовых исследований
20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ
21. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи
22. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации
23. www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка

24. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда
25. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету

VI.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.ПК

2. Мультимедиапроектор

3. Экран

VII.ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№п/п

Дата

Характеристика изменения

Реквизиты документа, которым закреплено  изменение

Подпись сотрудника, внёсшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...