Вода - чудо природы
план-конспект урока по естествознанию (6 класс) на тему

Стативо Татьяна Сергеевна

"Вода - чудо природы" - обобщающий урок по теме "Вода" в 6 классе коррекционной школы 8 вида. Задачи урока: в процессе опытов установить основные свойства воды, показать значение воды, обратить внимание учащихся на меры охраны воды от загрязнения, развитие творческих способностей учащихся  через составление предложений к рисункам, развивать наблюдательность и любозначтельность учащихся,  учить делать выводы из опытов и практических работ, воспитывать бережное отношение к воде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Вода – чудо природы»

Задачи:

Образовательная: В процессе опытов установить  основные свойства воды, показать значение воды, обратить внимание обучающихся на меры охраны водоемов от загрязнения; способствовать развитию творческих способностей учащихся через составление предложений к рисункам.

Коррекционная: Развивать наблюдательность и любознательность, учить делать выводы из опытов и практических работ; развивать монологическую и диалогическую речь.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к воде.

Тип урока: обобщающий урок.

 Оборудование:

Ход урока:

1. Организационный  момент

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке.

2. Постановка целей урока.

Цель нашей сегодняшней встречи познакомиться с  созданием условий для повышения мотивации и развития познавательной активности учащихся на уроках естествознания. В этом мне помогут мои  ученики. Они умны, работоспособны, любознательны.

Так о чем же сегодня мы будем говорить? Какая тема нашего урока?

На столе – черный ящик. У детей – листочки. Если вы узнаете, что это за вещество, запишите его название на листочке.

Учитель: Здесь находится вещество…

А. …которое можно встретить в океанах, морях, реках, озерах, родниках.

Б. … без него не могут жить люди, растения, животные.

В. …оно является средой обитания для многих организмов.

Г. … это о ней сложены в народе загадки:

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

Покажите, что вы написали на своих листочках. Правильно, ребята!

Это вещество вода. (Учащиеся записывают тему урока в тетрадь). И она пришла сегодня к нам на урок. Встречайте – Царица Вода!

Царица Вода:

А ну, скорей снимите шляпу!

Я дочь космического папы.

Я вездесуща и легка,-

Я лед, я пот, я – облака.

Я иней, чай, бульон, туман,

Река, ручей и океан.

Когда я злюсь, то закипаю;

Когда мороз – я застываю.

Я одно из самых распространенных веществ на Земле. Я обладаю уникальными свойствами. Я могу быть в трех состояниях. А вы, ребята, знаете в каких?

Учитель: давайте назовем, какая бывает вода.

- Жидкость, газ, твёрдое вещество.

Царица Вода: Я принесла с собой фильм обо мне, который расскажет вам, какая я важная и нужная на Земле. Давайте вместе посмотрим. (просмотр видеофрагмента).

(фильм заканчивается словами: … но это стало доступно человеку только после того, как он изучил свойства этого вещества.)

Царица Вода:  Я вижу в классе ребят из моей свиты. Вот они и помогут мне рассказать о моих свойствах.

Капельки демонстрируют свойства воды:

Опыт 1. Вода – жидкость. Вода не имеет своей формы.

Оборудование: вода, стакан, колба, блюдце.

Ученик наливает воду в стакан, переливает в колбу, затем в блюдце.

Если налить воду в стакан, то она примет форму стакана, а если налить в колбу, то она будет иметь форму колбы. Если налить немного воды на блюдце, то она растечется. Из наклоненного стакана вода выливается.

Вывод: Вода – жидкость. Вода не имеет своей формы.

На экране предложения: «Вода – жидкость», «Вода не имеет своей формы».  Учащиеся записывают предложения в тетрадь.

Опыт 2. Вода – прозрачная жидкость.

Оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, две чайных ложки.

В стакане с чистой водой чайная ложка видна хорошо, а в стакане с молоком она не видна.

Вывод: Вода – прозрачная жидкость. Она не имеет цвета.

На экране – «Вода прозрачная». (Учащиеся записывают в тетрадь).

Учитель: Как можно отличить воду от других прозрачных жидкостей?

Опыт 3. Вода без вкуса, без запаха.

Оборудование: стакан с чистой водой, стакан с уксусом.

Жидкости можно различить по запаху. Из стакана с водой запах не чувствуется, а из стакана даже с разбавленным водой уксусом чувствуется резкий запах.

Вывод: Чистая вода безвкусная,  без запаха.

На экране – «Вода безвкусная», «Вода без запаха». (Учащиеся записывают в тетрадь).

Опыт 4. Вода – растворитель.

Оборудование:  

а) три стакана с водой, сахар, соль, крахмал или мел, ложечка для размешивания.

В каждый из стаканов ученик насыпает соль, сахар, мел, перемешивает.  В воде поваренная соль после перемешивания становится невидимой. Вода растворяет ее и становится соленой на вкус. Сахар в воде тоже становится невидимым, растворяется в ней. Если же мел размешать в воде, то он поднимется со дна сосуда, а потом снова осядет на дно.

Вывод: Вода – растворитель некоторых твердых веществ.

На экране: «Вода – растворитель».

Вопросы к ученику и ребятам в классе:  Что произошло с солью (сахаром)?  Изменилась ли прозрачность воды? Изменился ли ее цвет? Каким стал вкус воды?  Все ли вещества растворяет вода?

Опыт 5. При нагревании вода расширяется. При охлаждении – сжимается. (совместная работа ученика и педагога: презентация опыта с комментариями учащегося).

Ученик: При нагревании вода расширяется. Это можно заметить и без проведения специальных опытов.  Когда на огонь ставят полный чайник воды, то при нагревании вода начинает выливаться из его носика. То же самое происходит, если в кастрюлю, в которой варят картофель, наливают воду доверху. При нагревании вода расширяется и выливается через край кастрюли на плиту. Поэтому нельзя наливать воду до самых верхних краев ни в чайник, ни в кастрюлю.

При охлаждении вода сжимается, занимает меньше места. Это можно заметить, когда полную бутылку воды взять из холодильника и  дать ей постоять некоторое время  в тепле. На столе образуется лужица. Это происходит потому, что в холодильнике вода сжимается, а в комнате, в тепле, она расширяется и выливается наружу.

Вывод:

Учитель: Назовите, какими свойствами обладает вода?

Учащиеся называют свойства воды, на экране появляется слайд «Свойства воды».

Царица Вода: Спасибо, мои любимые помощники. А сейчас я хочу посмотреть, как вы справились с домашним заданием.

Учитель:

- Дома вы нарисовали рисунки о воде и к ним на уроке развития речи написали мини-сочинение-рассуждение.  Давайте послушаем некоторые из них (прослушивание 2-3 учащихся).

На доске выставка рисунков (заранее)

- Чему посвящены ваши рисунки?  К чему вы призываете людей своими рисунками?

-  Как можно назвать эту выставку рисунков? («Берегите воду»)

- Для бережного отношения к воде на уроках развития речи вы разработали правила пользования водой. Давайте прочтём их.

Правила пользования водой

Плотно закрывай кран.

Если заметил, что из крана течет напрасно вода, закрой кран.

Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.

Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а, сколько воды сбережешь!

Когда охлаждаешь бутылку с лимонадом, поставь её в холодильник, не держи под холодной струёй воды.    

Дополнительное задание: Тест (выберите правильные утверждения)

(Учащиеся выполняют задание на листочках, один ученик на интерактивной доске отмечает правильные утверждения, затем идет проверка)

1. Чистая вода без запаха.

2. Вода растворяет любые вещества.

3. Чистая вода прозрачная.

4. При нагревании вода расширяется.

5. При охлаждении вода сжимается.

6. Чистая вода имеет соленый вкус.

7. Чистая вода без вкуса.

Подведение итогов урока

Самоанализ урока

Содержание урока соответствует основным дидактическим принципам: научности, доступности, наглядности, сознательности и активности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей данного класса. Учебный материал подобран в соответствии с программным материалом, а также на основе диагностики  обученности  учащихся.

Большинство детей класса имеют положительную мотивацию к учебной деятельности. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей и с опорой на жизненный опыт. Тема "Вода – чудо природы" -  обобщающий урок по теме "Вода".

При подготовке и проведении урока были поставлены задачи:

Образовательная: В процессе опытов установить  основные свойства воды, показать значение воды, обратить внимание обучающихся на меры охраны водоемов от загрязнения; способствовать развитию творческих способностей учащихся через составление предложений к рисункам.

Коррекционная: Развивать наблюдательность и любознательность, учить делать выводы из опытов и практических работ; развитие монологической и диалогической речи.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к воде.

Урок начался с позитивного психологического настроя и носил проблемный и развивающий характер. Учащиеся предугадывали то, что должны были делать на уроке, благодаря работе с «черным ящиком». Опыты, которые проводили сами учащиеся на уроке, позволили ученикам стать живыми участниками образовательного процесса, что способствовало формированию умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности. Проведение опытов, использование ИКТ на уроке послужило воздействию на эмоции детей, что усилило процесс осмысления и запоминания учебного материала. Для достижения поставленных целей использовала разнообразные методы и приёмы, инновационные технологии, формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, работа в парах. Урок строился на основе сотрудничества взаимодействии учащихся и учителя. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры из жизни, высказывали своё отношение, не боялись дать неправильный ответ.

Работоспособность учащихся на уроке обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, подобранных заданий и частой смены деятельности.

Учащиеся с желанием неоднократно выходили к доске, выбирая правильные ответы. В процессе урока происходило чередование поз, возрастала двигательная активность, что способствовало отсутствию утомления у учащихся.

Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась также путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся. Смена видов деятельности и возможность применить свои знания при проведении опытов активизировали  внимание учащихся в течение всего урока.

Я считаю, что на уроке цель достигнута. Учащиеся показали, что владеют представлениями о свойствах воды, умеют аргументировать свою точку зрения, уважая мнение других учащихся, умеют сотрудничать с учителем и работать в команде, так же осознают роль человека в сохранении природы. Выбранный тип и форма урока себя оправдали. Ученики в условиях открытого урока  сумели сконцентрироваться и показать свои знания. Все учащиеся были в активной позиции все 40 минут урока.  

Таким образом, считаю, что методы  и средства обучения соответствовали задачам и содержанию урока.

Образовательные, коррекционные и воспитательные аспекты урока были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода. методы определения состава воды.Вода в природе, способы ее очистки.

Разработка урока химии в 8 классе, для учащихся обучающихся по  программе Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. материал урока включает элементы исследовательской деятельности учащихся. к уроку разработ...

итоговый урок по теме "Вода" -"Чудо природы" 8 кл.

Итоговый урок-конкурс знатоков в 8 классе.Разработан на основе методики "Я иду на урок химии"....

Презентация "Вода- чудо природы" для учащихся 8 класса

Презентация о воде для учащихся 8 класса....

Методическая разработка занятия в ГПД для 2 класса "Вода - чудо природы"

Вода - эта жидкость самая загадочная и самая важная. Давайте побудим детей понять её значимость в нашей жизни и воспиьаем бережное отношение к ней!!!...

Презентация мероприятия в рамках недели географии и биологии "Вода - чудо природы" для 6 класса

Презентация к интерактивной игре  "Вода чудо природы" составлена для обучающихся 6 класса (АООП, вариант1)...

Интерактивная дидактическая игра "Вода- чудо природы"

В игре участвуют 2 команды•Для начала игры нажмите на выбранную вами категорию ,  далее выберите  задание (1 или 2)•Команда, которая выполнит задание, получает 1 каплю, команда не ...