Повышение интереса учащихся к естественным наукам через организацию внеклассной деятельности.
методическая разработка по естествознанию (7 класс) по теме

Ни для кого не секрет, что интерес учащихся к естественнонаучным дисциплинам, в том числе и к химии, резко падает. Современную молодежь намного больше интересуют гуманитарные науками - экономика, юриспруденция, история, и др. Дефицит времени на уроках не дает возможности выйти за рамки учебной программы поэтому, единственный способ заинтересовать предметом, помочь учащимся в определении устойчивых интересов, выявить склонности, способности и дарования - организация внеклассной работы. Участие в подготовке внеклассных мероприятий развивает у учащихся умение самостоятельно работать с литературой, решает целый ряд воспитательных задач (формирование ответственного отношение к делу, организованности, чувства коллективизма и т. д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение интереса учащихся к естественным наукам через организацию внеклассной деятельности.

Ни для кого не секрет, что интерес учащихся к естественнонаучным дисциплинам, в том числе и к химии, резко падает. Современную молодежь намного больше интересуют гуманитарные науками - экономика, юриспруденция, история, и др. Дефицит времени на уроках не дает возможности выйти за рамки учебной программы поэтому, единственный способ заинтересовать предметом, помочь учащимся в определении устойчивых интересов, выявить склонности, способности и дарования - организация внеклассной работы. Участие в подготовке внеклассных мероприятий развивает у учащихся умение самостоятельно работать с литературой, решает целый ряд воспитательных задач (формирование ответственного отношение к делу, организованности, чувства коллективизма и т. д.).

Предлагаю вниманию учителей разработку межпредметного фестиваля. Постоянно сталкиваясь с формализмом в знаниях учащихся,  который проявляется в том, что они не умеют связывать вновь изучаемый  материал с пройденным ранее, использовать на уроках химии знания по другим предметам, я поняла, что ребятам надо показать, как это можно делать. Во время проведения межпредметного фестиваля непринужденно и ненавязчиво актуализируются понятия,  изучаемые различными дисциплинами, выявляется общекультурная значимость многих из них, учащиеся учатся быстро «переключаться» с одного учебного предмета на другой. К тому же установление межпредметных связей - хорошее средство, как для устранения перегрузки учащихся, так и для формирования целостной картины восприятия окружающегося мира.

Фестиваль можно проводить и в актовом зале или на школьном дворе (в зависимости от количества учащихся и погоды). Продолжительность викторины примерно 1,5 часа.

Все участники делятся на команды.

Ход межпредметного фестиваля

Учитель. Сегодня вы собрались для того, чтобы расширить круг своих знаний, посмотреть на учебные предметы с иной точки зрения, посоревноваться, пообщаться друг с другом и в конце концов просто отдохнуть. Надеюсь, соревнование будет добрым, веселым, остроумным. 

А посвящено оно различным наукам. Вы увидите, что знание химии, биологии, иностранных языков, географии и т. д. может пригодиться в жизни любому, убедитесь, что «не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» (Дистервег).

Каждой команде выдаются маршрутные листы, где проставляется результат на каждом этапе. Команды должны пройти все этапы, выполняя задания в полном составе и прийти к финишу.

Этап «Химия и география»

Задания:

      1.    Найдите в таблице Д. И. Менделеева названия элементов, связанные  с названием государств.

Знак элемента

Страна

Знак элемента

Страна

2.  В названиях каких элементов можно прочитать название рек?

Ключи к заданиям.

  1. Германий, франций, полоний, рутений, галлий.
  2. Радон, нильсборий,  индий, полоний.

Этап «Биология и ОБЖ»

Задания:

  1. Назовите травы, которые способны остановить кровь, заменить вату для обработки раны.
  2. Составьте набор трав для целебного чая при простудах.

Ключи к заданиям.

  1. Порезник. Мох сфагнум.
  2. Малина, липа, аптечная ромашка, мать-и-мачеха.

Этап «Химия и история»

Задания

  1. Какие элементы названы в честь героев древней мифологии?
  2. Назовите вещества, с которыми связаны какие-либо исторические события на Руси.

Ключи к заданиям:

  1. Титан, прометий, тантал, ниобий, торий.
  2. Медный и соляной бунты 17в.

Этап « Биология и иностранные языки»

Задания:

  1. Само название этого растения в переводе с латинского языка говорит, что это снотворное средство. При детской бессоннице, сушеными цветами осыпают постель и перед сном говорят: «Заря-зарница красная девица возьми бессонницу, а младенцу дай сон и доброе здравие».
  2. По старо - славянским поверьям сила этого растения чародейская, по народному понятию заключается в цветке, который может подчинять себе нечистых духов, отыскивать клады.
  3. С древне - греческого языка эта жгучая трава-воин обладает божественной силой оберега от ведьм, лист ее - носимый при себе как талисман, отпугивает плохих людей.

Ключи к заданиям:

  1. Сон-трава
  2. Папоротник                                                        
  3. Крапива

Этап « Химия и биология»

Задания:

  1. Назовите химические элементы, которые называют – «Элементами жизни»
  2. Недостаток какого химического элемента в организме приводит к кариесу зубов.
  3. Какая кислота входит в состав желудочного сока и способствует пищеварению?

Ключи к заданиям.

  1. Углерод, кислород, водород, азот, фосфор, кальций, железо и др.
  2. Фтор.
  3. Соляная кислота.

Этап «Биология и русский язык»

Задания:

  1. Как вы думаете, с какими особенностями перечисленных животных организмов (или особенностями их использования человеком) связаны их русские названия: Зверобой, Мухомор, Бычий цепень, Глухарь, Зяблик.
  2. Найдите названия животных в следующих предложениях:

Со мной согласились все, но только не мой друг Саша.

Цветы стояли в вазе, бра висело на стене.

С сумками медленно шла мама.

Ливер-блюдо для гурманов.

Вол как будто нарочно шел медленно.

Во время подготовки команд, жюри подводит итоги. Затем называет команду, одержавшую победу в фестивале. По результатам игры жюри выбирает и награждает победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности и качества подготовки к ГИА по физике через организацию самостоятельной деятельности учащихся при решении экспериментальных "задач роста" (занятие лабораторного практикума)

 В соответствии с общей концепцией модернизации российского образования в старших классах нашей школы с 2006 года введено профильное обучение учащихся. Поэтому встал вопрос дифференциации учащихся при...

"Организация внеклассной деятельности для повышения интереса учащихся к естественным наукам"

В 2010-2011 учебном году методическое объединение естественно-научного цикла работало над организацией условий повышения интереса учащихся к естественным наукам....

Использование ИКТ как средство повышения мотивации учащихся на уроках географии и во внеклассной деятельности

Выступление на городском методическом объединении с темой самообразования...

Формирования экологического мировоззрения через организацию внеклассной деятельности в предметах естественнонаучного цикла

    Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологи...

Формирование познавательного интереса к изучению биологии через организацию исследовательской деятельности учащихся

1. В современных условиях все  более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению   жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен...