Использование ИКТ как средство повышения мотивации учащихся на уроках географии и во внеклассной деятельности
статья на тему

Выступление на городском методическом объединении с темой самообразования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Использование ИКТ как средство повышения мотивации учащихся на уроках географии и во внеклассной деятельности

Горяйнова Я.О.учитель географии высшей категории МБСОУ СКОШ № 34

Слайд 2

Личность – звено между мотивацией и ее реализацией” (З. Фрейд)

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).

Когда ученик говорит: “Мне тогда все понятно, когда интересно”, значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка?

Слайд 3

Через самостоятельность и активность? Через поисковую деятельность на уроке и дома? Через создание проблемной ситуации и разнообразие методов обучения? А может через новизну материала, эмоциональную окраску урока?

Слайд 4

Урок есть и остаётся основной формой получения знаний. Провести урок на современном этапе стало намного сложнее и труднее, чем это было 20 лет назад. В чём дело?

Современный ученик стал другим - много знающим: это я видел, это я слышал, это я читал и т.д. Современный ученик получает огромный поток информации вне школы, вне урока. Учитель в какой-то степени перестал быть для учеников первоисточником получения знании. Вследствие этого, и других факторов, интерес к учебному процессу со стороны некоторых учащихся снижен. Становиться всё трудней и труднее вовлечь их в учебный процесс, в формировании знаний. Школьников заставляют учиться все - учителя, родители, родственники, но желания от этого у детей не прибавляется. А учитель обязан дать знания всем учащимся, развивать их способности, склонности.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе вообще и в том числе к предмету география. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много: это и перегруженность школьных программ, и оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся.

Поэтому, как учитель ставлю перед собой цель – повышать мотивацию учащихся в учебной деятельности, активизировать познавательную деятельность. А как повысить интерес? Необходимо доказать значимость предмета - это один из немногих школьных предметов тесно связанных с жизнью. Мы живём среди процессов и явлений природы. И сегодня доказывать значимость предмета стало намного проще с внедрением новых компьютерных технологий в процесс обучения. Урок приобрёл иную форму, он стал более насыщен, иллюстрирован, интересен, познавателен, результативен и живым.

Готовясь к урокам, я определила для себя, что одной из важнейших составляющих успешного обучения является использование ИКТ. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

География - это предмет, где ИКТ, особенно презентации, можно использовать практически на каждом уроке. Компьютерную презентацию можно использовать как в течение всего урока, так и на отдельном этапе.

На своих уроках я использую компьютер на разных этапах обучения:

- как источник учебной информации;

- при объяснении нового учебного материала;

- при повторении и закреплении изученного материала;

- при проведении практических работ;

- как наглядное пособие;

- как механизм самоподготовки и инструмент для индивидуальной работы;

- как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений.

Слайд 5

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности учащихся;

- формирует активную жизненную позицию.

В своей практической деятельности при изучении новой темы я использую мультимедийные электронные учебники: виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» (видеофрагменты с комментариями диктора, яркие фотоматериалы, всевозможные географические карты, краткий четкий текстовой материал, графики, таблицы), интерактивные наглядные пособия, цифровые образовательные ресурсы и др. На таких уроках теоретический материал представляется в доступной, наглядной форме. Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране землетрясения, разрушительного цунами и т.д.

В познании явлений природы нашей Земли компьютер становится и для учителя, и для ученика главным помощником в образовательном процессе.

В 6 классе электронные презентации позволяют иллюстрировать изучаемый материал, расширять кругозор учащихся, мотивировать их на изучение предмета. И это притом, что на изучение практически каждой темы выделяется чаще всего не более одного урока и за отведенное время необходимо освоить новые понятия и термины, понять суть изучаемого материала и закрепить материал.

Слайд 6,7

Так, при изучении темы «Вулканы», можно в презентации показать виды разных вулканов - действующих и потухших, показать внутреннее строение вулкана, вынести ключевые определения и показать картины извержения вулканов в настоящее время и в прошлом - «Гибель Помпеи». Для закрепления материала можно на слайде представить вопросы или задания теста, что позволит сэкономить бумагу на распечатывание тестов или заданий.

Давайте сейчас проведём мини эксперимент. Сравним объяснение природного явления в двух вариантах:

Слайд 8

  1. словесное объяснение: «Цунами – это грозное природное явление, вызванное подводным землетрясением или извержением вулкана… Это огромная волна в районе прибрежного мелководья высотой до 40 метров, надвигающая на сушу, сметающая всё на своём пути. Скорость движения 700-800 км/час»;

Слайд 9

  1. словесное объяснение с использованием видеофрагмента или иллюстрации.

Разница очевидна даже для нас взрослых, в тем более для детей 6 класса. Очевидными для них становятся различные атмосферные и тектонические процессы, наглядность которых с помощью других дидактических средств очень трудно представить. Например, виртуально можно найти описание какого-либо географического объекта, спуститься на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса.

Слайд 10

В 7 классе, где на уроках часто используется несколько карт, можно карты сканировать и представлять на слайдах электронной презентации, это позволяет использовать на уроке большее количество карт, экономит место и время на перевешивание карт, если в работе задействована и доска.

Слайд 11

Интересны в плане анимации интерактивные карты, где путём наложения событий и явлений с помощью стрелок, цвета и штриховки вытекает полная картина изучаемого материала.

Слайд 12

При изучении раздела «Особенности природы России» в 8 классе, можно представить электронные презентации, иллюстрирующие памятники природы России, такие как: «7 чудес России», «Долина гейзеров на Камчатке», «Карелия - край озер и лесов», «Памятники природы Челябинской области» и другие. Такие презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее красоту, уязвимость, что побуждает школьников высказывать свои мысли о значимости таких мест для человека, о необходимости их охранять, беречь.

Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников предлагаю учащимся творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий. Учащиеся создают слайды и слайд-шоу для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей для проведения конкретного урока. Такие презентации учащиеся могут готовить самостоятельно. Особенно важно это при изучении своей страны в 8-9 классах. Такие презентации позволяют виртуально путешествовать по стране, своей области, посетить виртуально значимые и красивейшие места.

Например, в 8 классе можно создать презентации при изучении природы отдельных природно-территориальных комплексов, в 9 классе - презентации по темам «Города России», «Города Золотого кольца», «Народные промыслы Центральной России», «Военно-промышленный комплекс России» и др.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника. Что касается статистических данных - каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернет.

Между современными детьми и учителями всегда возникает спор в вопросе объективности выставления оценок. Сегодня компьютер разрешает и эту проблему. По прохождению многочисленных тренажеров и тестов электронных учебников, оценку выставляет сам компьютер.

Слайды 13-17

Широким полем для внедрения средств ИКТ является внеклассная работа. ИКТ применяю при проведении предметных декад по географии, классных часов. Особенно нравятся детям внеклассные мероприятия по путешествию в разные уголки нашей планеты, интеллектуальные состязания, просмотры видеофильмов, документальные фильмы о путешественниках.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
  • сделать процесс обучения более интересным и разнообразным;
  • обеспечивает наглядность;
  • -привлекает большое количество дидактического материала;
  • экономит время;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке;
  • обеспечивает дифференциацию обучения;
  • повышает качество знаний;
  • дает возможность быстро и точно оценить способности и знания ребенка, получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать.

Но хотелось бы сказать и о незначительных минусах:

Во-первых, Использование компьютера на уроках необходимо вводить не «вместо», а наряду с другими современными технологиями.

Ученик должен уметь самостоятельно анализировать, сравнивать, описывать, а для этого ему нужно уметь говорить. Поэтому только машинный контроль знаний учащихся для школы не подходит. Конечно, никакая даже самая умная программа не способна заменить наблюдения в природе, использование отрывков из художественных произведений при описании природы. Во всём нужно знать меру.

Во-вторых, проблема выставления оценок за рефераты и доклады. Сегодня написать реферат, а точнее скачать с интернета очень просто. Но как быть учителю, который должен оценить работу. Что поставить?

В-третьих, компьютер это техника, которая в любой момент может подвести.

Таким образом, применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения географии с качественно новой стороны. Использование современных ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.

Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.

Конечно же, ИКТ никоим образом не сможет заменить «живое» знакомство с природой, выход на экскурсии и в музеи и так далее. Но за новыми технологиями будущее, и мы, географы, должны взять их на вооружение, и делать наши уроки более наглядными, более интересными, более доступными и понятными нашим ученикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Доклад, представленный на IV Августовских педагогических чтениях "От компетентного учителя к компетентному ученику"...

"Проектная деятельность-эффективное средство повышения мотивации учащихся на урока немецкого языка"

Данная работа содержит тнебольшой теоретический материал по применению проектной технологии на уроках немецкого языка на разных ступенях обучения. В этой работе я рассказываю о том,как я работаю над п...

Проект «Интерактивная доска как средство повышения мотивации учащихся на уроке информатики в основной школе»

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного ...

Моя методическая тема "ИКТ - как средство повышения мотивации учащихся на уроках математики"

Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые ...

Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"

Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"...

Проект на тему "Повышение мотивации учащихся на уроках географии через использование возможностей интерактивной доски"

Проект рассказывает о различных видах интерактивной работы при помощи интерактивной доски и тестинг системы....

Проектная деятельность как эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка в условиях цифровизации

Проектная деятельность как эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка в условиях цифровизации...