Мастер – класс «Использование технологии критического мышления при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».
методическая разработка по естествознанию на тему

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями предполагает разработку содержания и технологий, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей . Технологией, направленной на достижение личностных результатов, является технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии — развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Использование технологии критического мышления при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».

Цель:

Формирование общих представлений о теоретических основах технологии РКМ и использовании при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Познакомить с теоретическими основами технологии РКМ
  2. Познакомить с авторскими наработками педагога по использованию ТРКМ при работе с детьми с ОВЗ;
  3. Показать на конкретных примерах, как учителя коррекционных учреждений могут использовать приемы ТРКМ на практике.

Результат –  умение применить в своей деятельности методические приёмы технологии ТКРМ

Структура мастер – класса:

  1. Вступительная часть.
  • Объявление темы и цели мастер-класса.  
  1. Теоретически - демонстрационная часть. 
  • Пояснение  и рекомендации
  1. Практическая часть.
  • Освоение методических приемов технологии.
  1. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

  1. Вступительная часть.

        Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию мастер – класс на тему: «Использование технологии критического мышления при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями предполагает разработку содержания и технологий общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей [1,с.7].

Технологией, направленной на достижение личностных результатов, является технология развития критического мышления (далее РКМ). Особенно важно, что базовая модель технологии стала практическим отражением закономерностей познавательной деятельности, которые были исследованы в работах Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Дьюи и др. 

Цель данной образовательной технологии — развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.) [2, с.11].

2. Теоретическая часть.

Технология критического мышления:  теоретические основы

Давайте вместе с вами реализуем принцип деятельностного подхода при знакомстве с  теоретическими основами технологии РКМ. Мы  предлагаем вам заполнить таблицу «Технология развития критического мышления». Вспомните, что вам известно о ТРКМ, запишите эти сведения в первой графе таблицы.

Сформулируйте  вопросы рассматриваемой темы и заполните 2 колонку таблицы.  

ЗНАЮ

Хочу узнать

Узнал

Обсуждение .

Чтобы более подробно познакомиться с ТРКМ, предлагаем работу с текстом. 

Задание 1:  прочтите  текст,  который  предложен  ниже.  Читая текст, помечайте соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения:

  • «V» - помечается то, что уже известно;
  • «-» - помечается то, что противоречит вашему представлению;
  • «+» - помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;
  • «?» - ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

     

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году.  Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления».

Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий «вызов — осмысление — рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали. Наличие технологии предполагает совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Все занятия построены в логике трёх стадий.

      Целью стадии вызова является пробуждение интереса к изучаемому вопросу, вызов уже имеющихся знаний, предположений, ассоциаций по данному вопросу.

      Стадия осмысления — реализации (realization) — это непосредственная работа с информацией (текстом, видеофильмом, лекцией учителя и т. д.). Она предполагает сохранение интереса к теме в процессе работы, активные методы восприятия информации, нанизывание «нового» знания на «старое», сопоставление «того, что было» и «того, что стало».
      Третья стадия — стадия рефлексии — дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации, является наиболее значимой для воспроизведения всего трехфазового цикла.

Во второй части задания предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу. В нее лучше записывать ключевые слова или фразы.

ИНСЕРТ

V

+

-

?

Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Вывод: Итак, технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применить.

Методические приемы использования технологии критического мышления при обучении детей с ОВЗ.

Отдельные приёмы технологии РКМ, а также целые уроки, разработанные в рамках данной технологии,  используются в преподавании различных тем предметной области «Естествознание». При этом  учитываются особенности психической деятельности  детей с интеллектуальными нарушениями, которые существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Поэтому к выбору приёмов, которые предлагает данная технология, при организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ нужно относиться  избирательно.

Для данной категории детей на этапе фазы  вызова применяются следующие приемы:

  • составление списка «известной информации»;
  • перепутанные логические цепи;
  • графическая систематизация материала - разбивка на кластеры;
  • Знаем/Хотим узнать/ Узнали (З-Х-У).

На стадии осмысления используются приёмы:

  • система маркировки текста;
  • разработки для самостоятельных работ;
  • сравнительная таблица;
  • поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы.

III фаза - фаза рефлексии должна помочь самостоятельно обобщить изученный материал.

Возможные приемы (зависят от приемов вызова):

  • возвращения кластерам, З-Х-У, разработкам для самостоятельных работ;
  • маркировочная таблица;
  • бортовые журналы;
  • синквэйн.

Пример из практики.

При изучении темы «Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья»  по географии  в шестом классе приём «Знаем – хотим узнать – узнали» становится  ведущим.

 После сообщения темы урока ученики вспоминают всё, что известно по изучаемому вопросу. Далее систематизируют знания  о формах поверхности Земли и  их обозначении условными цветами на физической карте. Составляют схему в первой графе таблицы:

Ученики рисуют условные цвета физической карты и отмечают, к какому виду поверхности они относятся.

Далее в ходе беседы обучающиеся сами определяют задачи  изучаемой темы:

  • равнины нашей страны;
  • расположение  равнин на карте.

На стадии осмысления идёт работа непосредственно с информацией – статьёй учебника. Перед работой с текстом детей с ОВЗ целесообразно подробно разобрать рисунки, тогда при чтении статьи ученикам с интеллектуальными нарушениями будет достаточно взглянуть на рисунок, чтобы понять содержание статьи  [3, с. 73]. Ученики рассматривают рисунок 129, читают подпись (Восточно-Европейская равнина), находят равнину на карте. Такая предварительная работа позволяет создать конкретный зрительный образ изучаемого географического объекта и запоминание названия и местонахождения его будет более осознанное [4, с. 29].

Так как текст велик по объему, педагог адресует учащихся к прочтению отдельных логичных фрагментов, указывая их расположение на странице [5, с. 103]. Ученики  читают о Восточно-Европейской равнине на странице 153.

По данному алгоритму дети знакомятся с Западно-Сибирской равниной и Среднесибирским плоскогорьем.

На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к  таблице «З-Х-У»: отвечают на вопросы, которые сами поставили, записывают свои ответы в третью графу таблицы. Использование данного приёма позволяет детям с ОВЗ сопоставить имеющиеся знания с новой информацией, осмыслить и обобщить изученный материал.

Использование методических приемов технологии РКМ при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает целый ряд преимуществ: усиление мотивации, развитие самостоятельной деятельности, активизацию мышления, способности к анализу и обобщениям, обеспечивает всестороннее развитие навыков и умений работы с текстом.  Технология РКМ открывает возможности для индивидуализации обучения, способствует активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса учащихся, несёт элементы творческого, исследовательского подхода, способствует формированию самостоятельности и творческой активности

3.Практическая часть.

Технология имеет множество методических приёмов. Существует очень много приемов ТРКМ. С приёмами «Знаем – хотим узнать – узнали», «ИНСЕРТ» или чтение с разметкой вы ознакомились на практике во второй части. Мы предлагаем объединиться в группы и освоить новый приём – составить синквейн о ТРКМ.

Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

Существуют определённые правила написания синквейна: 
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. [6, с.160].

Как это делать:

Название (обычно существительное)___________________________

Описание (обычно прилагательное)____________________________

Действия___________________________________________________

Чувство (фраза)_____________________________________________

Повторение сути____________________________________________

4. Итак, оправдались ли наши ожидания? (Подведение итогов). Заполнение 3 колонки таблицы

Раздаточный материал № 1

Технология развития критического мышления

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Раздаточный материал № 2

Задание 1.  Прочтите  текст,  который  предложен  ниже.  Читая текст, помечайте соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения:

  • «V» - помечается то, что уже известно;
  • «-» - помечается то, что противоречит вашему представлению;
  • «+» - помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;
  • «?» - ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

     

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году.  Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления».

Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий «вызов — осмысление — рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали. Наличие технологии предполагает совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Все занятия построены в логике трёх стадий.

      Целью стадии вызова является пробуждение интереса к изучаемому вопросу, вызов уже имеющихся знаний, предположений, ассоциаций по данному вопросу.

      Стадия осмысления — реализации (realization) — это непосредственная работа с информацией (текстом, видеофильмом, лекцией учителя и т. д.). Она предполагает сохранение интереса к теме в процессе работы, активные методы восприятия информации, нанизывание «нового» знания на «старое», сопоставление «того, что было» и «того, что стало».
      Третья стадия — стадия рефлексии — дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации, является наиболее значимой для воспроизведения всего трехфазового цикла.

Задание 2. Систематизируйте информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу. В нее лучше записывайте ключевые слова или фразы.

ИНСЕРТ

V

+

-

?

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  2. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. - Санкт-Петербург: КАРО; 2009
  3. Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. – М: Просвещение, 1970
  4. Синёв В.Н., Стожок Л.С. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе. – Киев, 1977
  5. Лифанова Т.М., Подвальная Е.В. Уроки географии в специальной (коррекционной) школе. – М: Просвещение, 2013
  6. Заир-Бек С. И.,  Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. – М: Просвещение, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...

Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...

Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

В докладе рассматриваются вопросы использования ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. По закону, эти дети имеют равные права со всеми на получение образования. Создание...

Семинар для учителей. Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ. Мастер-класс "Использование приемов технологии критического мышления"

Методическая разработка проведения семинара для учителей ОРКСЭ по теме "Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ.План семинара:1.     Нормативно-правовые основы ра...

Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии"

Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии". Использование различных приёмов на стадии вызова, осмысления, рефл...

Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...

Инновационные технологии и повышение качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья на тему: "Инновационные технологии и повышение качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"...