Игровая деятельность на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотности
статья по естествознанию (8 класс)

Игровая деятельность на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотности

План проведения открытого урока в 8 классе по теме «Повторение и обобщение темы «Электрические явления»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_i_obobshchenie_temy_elektricheskie_yavleniya.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотности

Актуальность опыта

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.

Традиционная школа направлена на совершенствование информационно-рецептурной системы обучения, не даёт возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности, в ней продолжает господствовать не мыследеятельностный, а традиционный знаниево-информационно-рецептурный подход, адресованный к памяти ученика, и не собирающий личностные образования в природосообразную целостную систему.

Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Поскольку форма организации учебного процесса остаётся на уровне класс - предмет - урок, требуется переосмыслить как их соотношение, так и содержание этих отдельных звеньев технологического процесса, что неизменно ведёт к изменению ценностей профессионально-педагогической культуры.

Основные вопросы, которые потребовали поиска ответа: Каким должен быть функционально грамотным человек? Как воспитать интерес к предмету физика?

Как разрешить острые противоречия педагогической практики:

Между потребностью общества в образованной, развитой личности и падением интереса учащихся к образованию, к знаниям.

Между необходимостью формирования осознанных действенных знаний учащихся и преобладанием вербальных методов обучения.

Между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний.

Между необходимостью всё время увеличивать объёмы информации, включаемой в содержание образования, и возможностями организма в её усвоении.

Пути разрешения педагогических противоречий связываю с решением задач:

  • изучение индивидуальных особенностей учащихся, их интересов;
  • сочетание традиционных и активных методов обучения;
  • внедрение технологии дифференцированного обучения и поуровневого контроля знаний;
  • сочетание блочной подачи учебного материала с вариативной последующей его отработкой.

Над этими проблемами работать приходится постоянно, но лучшие достижения состоялись за последние 5 лет, позволившие сформулировать идею своей системы деятельности, как:

Развитие интереса учащихся к предмету физика на основе активизации их познавательной деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Сомнения, сотрудничество, содружество выводят интересы подростка из состояния временных образований на другой уровень его развития, на уровень потребности в познании, что является стабильной характеристикой мыслящей личности.

Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, но и от наличия у них целенаправленной мотивации учения, от их обученности, обучаемости, прилежания, трудолюбия и, конечно, интереса к предмету.

Мотивация деятельности ученика будет разной, он будет учиться, если:

  • Ему интересно.
  • Он сам заинтересован, потому что ему эти знания пригодятся в будущем (но это уже осознанно).
  • Его заставляют, принуждают (родители, учителя....) - механическое учение.
  • Ему нравится личность учителя, потому он учит.

Интерес учащегося к предмету зависит иногда не столько от содержания, сколько от убеждённости в том, что он делает важное, нужное дело.

Многое помогает выработать такую убеждённость - от понимания значения науки до решения ситуативных проблемных вопросов путем включения учащихся в разнообразные формы учебной деятельности.

Именно поэтому внимание привлекает личностно-ориентированная (по характеру) и личностно-деятельностная (по существу) организация учебного процесса.

Образовательный процесс в школе направлен на развитие личности во всех основных формах её взаимодействия с миром. Объяснить любое явление природы с помощью только законов физики (а физика - наука о природе) невозможно, справедливо воздействуют законы всех наук. В связи с этим важны межпредметные связи, которые позволяют личности сформировать представление о единстве научной картины мира.

Формы, методы организации учебно-воспитательного процесса, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся

Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

В основе любого урока лежит организация познавательной деятельности учащихся. Поэтому ведущими процессами являются мышление и воображение, на основе которых происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, решение проблемных ситуаций и задач.

В.А.Сухомлинский писал, что на уроке "учитель не только открывает окно в мир знаний, но и выражает сам себя". Стараюсь, чтобы урок нес учащимся новые знания, понятия, вызывал у них эмоционально яркие ощущения, возбуждал мысли и чувства, интерес к теме урока, предмету.

Если вызван интерес к учению на уроке, то дома у ученика возникает потребность в расширении, углублении, закреплении полученных знаний, желание объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики.

Игровая   деятельность

Игра возможна только при условии заинтересованности в ней и учеников, и учителя. Ни в одну игру формально играть невозможно. Результатом деловой игры становится коллективное решение задачи, а проблемная ситуация, необходимая для активизации деятельности школьников, возникает как бы самопроизвольно: она предопределена правилами и условиями протекания самой игры.

Игровой элемент урока, рассчитанный на смекалку, развивает активность, вызывает интерес. "Опровергните мои слова: Говорят, что курица плавает, а утка тонет''. Учащийся должен начать свой ответ-доказательство словами: ''Нет, этого не может быть потому, что ...'' Или: ''Говорят, что сначала услышим гром, а потом сверкнёт молния''. Такие противоречивые выражения результативно ''работают'' в любом классе, по любой теме и на любом уровне, т.е. подобная работа полезна и в ходе изучения темы, и при повторении и закреплении знаний.

Мне посчастливилось быть студенткой Ирины Яковлевны Ланиной, которая выпустила книгу «100 игр по физике». На основе материала из этой книги я проводила открытый урок в 8 классе.

План проведения открытого урока в 8 классе по теме

«Повторение и обобщение темы «Электрические явления»

Урок  :        Выполнение  задания  дирекции  НИИ

Мы все сегодня являемся сотрудниками научно-исследовательского института.

Цель работы: исследовать  зависимость физических величин, характеризующих электрический ток на участке цепи при последовательном и параллельном сопротивлении проводников.

1ряд  (1 лаборатория НИИ):

-Исследовать зависимость сопротивления проводника от силы тока в нем и напряжения на его концах

-Убедиться на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах

2 ряд  (2 лаборатория  НИИ):

-Исследовать зависимость полного напряжения в цепи от напряжения на отдельных участках цепи и силы тока  при последовательном соединении проводников

-Убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных  участках цепи одинакова, полное напряжение равно сумме напряжений на отдельных участках

3 ряд  (3 лаборатория  НИИ):

-Исследовать зависимость силы тока в неразветвленной части цепи от силы тока в отдельных  параллельно соединенных проводниках и напряжение в цепи

-Убедиться на опыте, что сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединенных проводниках, напряжение одно и то же

Все учащиеся являются членами (по желанию) предложенных 6 групп:

- группа «Мозговой центр» (помощники учителя в организации урока)

- группа помощи в сборке электрических схем ( подготовленные заранее «главные лаборанты» )

- группа контроля техники безопасности  (подготовленные заранее «заместители главных лаборантов»)

- группа экспериментаторов (все присутствующие на уроке)

- группа  историков (учащиеся, которые готовили сообщения о биографии       Георга Ома )

- группа ТСО (учащиеся, которые делали презентацию )

Каждая пара учащихся получает лист с заданием для своей лаборатории: исследовательской деятельности в зависимости от того, на каком ряду сели.  Производят сборку электрической цепи, чертят ее схему, записывают в лист отчета показания приборов, производят необходимые расчеты, делают выводы. От каждой группы представители выступают с полученными выводами. Идет обсуждение и повторение пройденного материала, особое внимание отводится одному из основных физических законов – закону Ома.

Слово предоставляется группе историков, которые подготовили сообщение о биографии Георга Ома.

Одному из учащихся предложено записать на доске закон Ома и повторить его формулировку.

Группа ТСО представляет свой проект- презентацию на тему                           « Электрические явления».

Рефлексия

В начале занятия учащимся были выданы листочки, на которых я попросила во время урока  делать какие-то пометки, что получилось, понравилось,  не понравилось. В конце урока написать самооценку личного вклада на сегодняшнем занятии. Это все способствует у обучающихся развитию функциональной грамотности, они сами анализируют и предполагают, где эти знания и полученный опыт им сможет пригодиться.

Обязательно благодарю всех учащихся за данный урок, особо отмечаю активных помощников, так как главное в развитии креативности учащихся- мотивация- вера в свои возможности.

Оценки за урок выставляются после обработки результатов  сданных бланков с измерениями, расчетов, выводов каждой пары. Работы оценивает группа «Мозговой центр».

Так как урок проходил в рамках семинарского занятия и не был включен в учебный план, домашнего задания не было.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизации познавательной деятельности на уроке физики.

Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно  физический опыт, рисунок, модель, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей,...

Применение ИКТ на уроке физики для активизации познавательной деятельности учащихся.

выступление на зональном семинаре учителей естественно-математического направления....

Активизация познавательной деятельности на уроках физики

Как пробудить у учащихся тягу к знаниям? Как оживить процесс обучения? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной. Поможет решить эти вопросы при обучении физики ...

Активизация познавательной деятельности на уроках физики

В материале рассмотрены приемы работы , способствующие активизациии и развитию познавательной деятельности учащихся на уроках физики...