Игровая деятельность на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотности
статья по естествознанию (8 класс)
Игровая деятельность на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотности
План проведения открытого урока в 8 классе по теме «Повторение и обобщение темы «Электрические явления»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_i_obobshchenie_temy_elektricheskie_yavleniya.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотности
Актуальность опыта
Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.
Традиционная школа направлена на совершенствование информационно-рецептурной системы обучения, не даёт возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности, в ней продолжает господствовать не мыследеятельностный, а традиционный знаниево-информационно-рецептурный подход, адресованный к памяти ученика, и не собирающий личностные образования в природосообразную целостную систему.
Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.
Поскольку форма организации учебного процесса остаётся на уровне класс - предмет - урок, требуется переосмыслить как их соотношение, так и содержание этих отдельных звеньев технологического процесса, что неизменно ведёт к изменению ценностей профессионально-педагогической культуры.
Основные вопросы, которые потребовали поиска ответа: Каким должен быть функционально грамотным человек? Как воспитать интерес к предмету физика?
Как разрешить острые противоречия педагогической практики:
Между потребностью общества в образованной, развитой личности и падением интереса учащихся к образованию, к знаниям.
Между необходимостью формирования осознанных действенных знаний учащихся и преобладанием вербальных методов обучения.
Между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний.
Между необходимостью всё время увеличивать объёмы информации, включаемой в содержание образования, и возможностями организма в её усвоении.
Пути разрешения педагогических противоречий связываю с решением задач:
- изучение индивидуальных особенностей учащихся, их интересов;
- сочетание традиционных и активных методов обучения;
- внедрение технологии дифференцированного обучения и поуровневого контроля знаний;
- сочетание блочной подачи учебного материала с вариативной последующей его отработкой.
Над этими проблемами работать приходится постоянно, но лучшие достижения состоялись за последние 5 лет, позволившие сформулировать идею своей системы деятельности, как:
Развитие интереса учащихся к предмету физика на основе активизации их познавательной деятельности в учебно-воспитательном процессе.
Сомнения, сотрудничество, содружество выводят интересы подростка из состояния временных образований на другой уровень его развития, на уровень потребности в познании, что является стабильной характеристикой мыслящей личности.
Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, но и от наличия у них целенаправленной мотивации учения, от их обученности, обучаемости, прилежания, трудолюбия и, конечно, интереса к предмету.
Мотивация деятельности ученика будет разной, он будет учиться, если:
- Ему интересно.
- Он сам заинтересован, потому что ему эти знания пригодятся в будущем (но это уже осознанно).
- Его заставляют, принуждают (родители, учителя....) - механическое учение.
- Ему нравится личность учителя, потому он учит.
Интерес учащегося к предмету зависит иногда не столько от содержания, сколько от убеждённости в том, что он делает важное, нужное дело.
Многое помогает выработать такую убеждённость - от понимания значения науки до решения ситуативных проблемных вопросов путем включения учащихся в разнообразные формы учебной деятельности.
Именно поэтому внимание привлекает личностно-ориентированная (по характеру) и личностно-деятельностная (по существу) организация учебного процесса.
Образовательный процесс в школе направлен на развитие личности во всех основных формах её взаимодействия с миром. Объяснить любое явление природы с помощью только законов физики (а физика - наука о природе) невозможно, справедливо воздействуют законы всех наук. В связи с этим важны межпредметные связи, которые позволяют личности сформировать представление о единстве научной картины мира.
Формы, методы организации учебно-воспитательного процесса, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся
Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.
В основе любого урока лежит организация познавательной деятельности учащихся. Поэтому ведущими процессами являются мышление и воображение, на основе которых происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, решение проблемных ситуаций и задач.
В.А.Сухомлинский писал, что на уроке "учитель не только открывает окно в мир знаний, но и выражает сам себя". Стараюсь, чтобы урок нес учащимся новые знания, понятия, вызывал у них эмоционально яркие ощущения, возбуждал мысли и чувства, интерес к теме урока, предмету.
Если вызван интерес к учению на уроке, то дома у ученика возникает потребность в расширении, углублении, закреплении полученных знаний, желание объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики.
Игровая деятельность
Игра возможна только при условии заинтересованности в ней и учеников, и учителя. Ни в одну игру формально играть невозможно. Результатом деловой игры становится коллективное решение задачи, а проблемная ситуация, необходимая для активизации деятельности школьников, возникает как бы самопроизвольно: она предопределена правилами и условиями протекания самой игры.
Игровой элемент урока, рассчитанный на смекалку, развивает активность, вызывает интерес. "Опровергните мои слова: Говорят, что курица плавает, а утка тонет''. Учащийся должен начать свой ответ-доказательство словами: ''Нет, этого не может быть потому, что ...'' Или: ''Говорят, что сначала услышим гром, а потом сверкнёт молния''. Такие противоречивые выражения результативно ''работают'' в любом классе, по любой теме и на любом уровне, т.е. подобная работа полезна и в ходе изучения темы, и при повторении и закреплении знаний.
Мне посчастливилось быть студенткой Ирины Яковлевны Ланиной, которая выпустила книгу «100 игр по физике». На основе материала из этой книги я проводила открытый урок в 8 классе.
План проведения открытого урока в 8 классе по теме
«Повторение и обобщение темы «Электрические явления»
Урок : Выполнение задания дирекции НИИ
Мы все сегодня являемся сотрудниками научно-исследовательского института.
Цель работы: исследовать зависимость физических величин, характеризующих электрический ток на участке цепи при последовательном и параллельном сопротивлении проводников.
1ряд (1 лаборатория НИИ):
-Исследовать зависимость сопротивления проводника от силы тока в нем и напряжения на его концах
-Убедиться на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах
2 ряд (2 лаборатория НИИ):
-Исследовать зависимость полного напряжения в цепи от напряжения на отдельных участках цепи и силы тока при последовательном соединении проводников
-Убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова, полное напряжение равно сумме напряжений на отдельных участках
3 ряд (3 лаборатория НИИ):
-Исследовать зависимость силы тока в неразветвленной части цепи от силы тока в отдельных параллельно соединенных проводниках и напряжение в цепи
-Убедиться на опыте, что сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединенных проводниках, напряжение одно и то же
Все учащиеся являются членами (по желанию) предложенных 6 групп:
- группа «Мозговой центр» (помощники учителя в организации урока)
- группа помощи в сборке электрических схем ( подготовленные заранее «главные лаборанты» )
- группа контроля техники безопасности (подготовленные заранее «заместители главных лаборантов»)
- группа экспериментаторов (все присутствующие на уроке)
- группа историков (учащиеся, которые готовили сообщения о биографии Георга Ома )
- группа ТСО (учащиеся, которые делали презентацию )
Каждая пара учащихся получает лист с заданием для своей лаборатории: исследовательской деятельности в зависимости от того, на каком ряду сели. Производят сборку электрической цепи, чертят ее схему, записывают в лист отчета показания приборов, производят необходимые расчеты, делают выводы. От каждой группы представители выступают с полученными выводами. Идет обсуждение и повторение пройденного материала, особое внимание отводится одному из основных физических законов – закону Ома.
Слово предоставляется группе историков, которые подготовили сообщение о биографии Георга Ома.
Одному из учащихся предложено записать на доске закон Ома и повторить его формулировку.
Группа ТСО представляет свой проект- презентацию на тему « Электрические явления».
Рефлексия
В начале занятия учащимся были выданы листочки, на которых я попросила во время урока делать какие-то пометки, что получилось, понравилось, не понравилось. В конце урока написать самооценку личного вклада на сегодняшнем занятии. Это все способствует у обучающихся развитию функциональной грамотности, они сами анализируют и предполагают, где эти знания и полученный опыт им сможет пригодиться.
Обязательно благодарю всех учащихся за данный урок, особо отмечаю активных помощников, так как главное в развитии креативности учащихся- мотивация- вера в свои возможности.
Оценки за урок выставляются после обработки результатов сданных бланков с измерениями, расчетов, выводов каждой пары. Работы оценивает группа «Мозговой центр».
Так как урок проходил в рамках семинарского занятия и не был включен в учебный план, домашнего задания не было.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизации познавательной деятельности на уроке физики.
Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно физический опыт, рисунок, модель, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей,...
Применение ИКТ на уроке физики для активизации познавательной деятельности учащихся.
выступление на зональном семинаре учителей естественно-математического направления....
Активизация познавательной деятельности на уроках физики
Доклад на августовском совещании...
Проектная деятельность как один из методов активизации познавательной деятельности на уроках физики
Выступление на заседании методической комиссии...
Активизация познавательной деятельности на уроках физики
Как пробудить у учащихся тягу к знаниям? Как оживить процесс обучения? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной. Поможет решить эти вопросы при обучении физики ...
Научно - исследовательская деятельности учащихся, как условие активизации познавательной деятельности на уроках обществознания и истории.
Выступление на августовской конференции 2015 года...
Активизация познавательной деятельности на уроках физики
В материале рассмотрены приемы работы , способствующие активизациии и развитию познавательной деятельности учащихся на уроках физики...