Обобщающий урок по теме " Оптические явления " 9 класс
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Щетинина Вера Николаевна

Урок состоит из практической и теоретической части. практическая часть- коллективная работа в парах или группах, теоретическая- выполнение теста по теме.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon оптика 9.doc412.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно–обобщающий урок по теме «Оптические явления» 9класс.

Методический анализ изучаемой темы:

  1. Основное содержание изучаемого материала задают Государственный стандарт основного общего образования по физике (базовый уровень) 2004г. (Сборник нормативных документов. Физика - М.: «Дрофа», 2007 г.) и образовательной программой учителя физики высшей квалификационной категории  Щетининой В.Н. за 2009г.
  2. Глубина изложения материала определяется учебником «Физика: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений /С.В.Громов, Н.А.Родина; под. ред. Шароновой. М.: Просвещение, 2004».

Цель урока:  Создать условия для успешного повторения  обучающимися темы   «Оптические явления » и  подготовке к контрольной работе.

 Задачи урока:

  1. Рассмотреть основные понятия и законы геометрической оптики;  
  2. развивать практические и аналитические навыки обучающихся при постановке  самостоятельных опытов;
  1. провести предварительную диагностику знаний по теме.

 

 Оборудование урока:

Стакан с водой  и стеклянная палочка, зеркало- 3 шт, собирающая линза, экран, линейка, детский перископ, кювета с водой, прибор по «Оптике».

 Мультимедийное сопровождение урока:  

презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

Организация работы на уроке.

Слайд № 1 – титульный - название урока.

Слайд № 2 -  цели и задачи.

  1. Актуализация знании ( 5 мин)

Трудно перечислить все те  свойства света, которые делают нашу жизнь не унылой и однообразной, а яркой, разноцветной и радостной. Страшно представить себе жизнь без света. Закройте на минуту глаза! Страшно?

Никогда больше не увидеть голубого неба, розового заката, ярко–зеленой травы! Действительно, свет – это чудо, подаренное человеку природой.

- А как называется раздел физики, в котором изучают световые явления?

- Так что же такое свет?

Физики шутят, что свет- это темное пятно в физике. Такой каламбур оправдан, до сих пор ученые до конца не познали природу света.  В 9 классе мы изучаем раздел «Оптики», называемый геометрической.

- Какие законы лежат в основе геометрической оптики?

  1. Практическая часть урока (15 мин )

Слайд № 3 - работа в парах и группах.

Выполнить практическое задание, объяснить наблюдаемое явление  и записать выводы по плану:

Отчет

Цель наблюдения  (что хочу проверить?)

Объект наблюдения (чем пользуюсь?)

Полученные результаты (что увидел в процессе наблюдения?)

Выводы:

Учащиеся проводят качественные наблюдения в парах:

  1. Положить палочку в стакан с водой.  Пронаблюдать и объяснить,  почему она  кажется надломленной?
  2. С помощью линзы на экране получите изображение удаленного в окне предмета. Что произойдет с этим изображением, если половину линзы закрыть? Выскажите предположение, что вы увидите на экране и проверьте  его практически.
  3.  Перед зеркалом зажмурьте левый глаз и закройте его изображение на зеркале пальцем, то открыв левый глаз и закрыв правый, в зеркале можно увидеть, что палец будет закрывать изображение не левого, а правого глаза. Проверьте   практически и объясните.
  4.  Почему нельзя использовать плоское зеркало в качестве киноэкрана?

Выскажи предположение и проверь его практически.

  1. Посмотрите  в  игрушечный  перископ. Объясните его действие.
  2. В кювете налита вода, эмитирующая водоем. Предположите, глядя на воду сверху, каково  расстояние до дна и проверьте свое предположение измерением.
  3. Расположите предмет перед плоским зеркалом. Выскажите предположение,  изменится ли величина изображения, если  предмет  отодвинуть  на некоторое  расстояние от зеркала и проверьте его практически.
  4.  Поставьте эксперимент по описанию «Оптическая система глаза. Дефекты зрения»

Коллективное обсуждение результатов.

  1. Зарядка для глаз (1 мин)

Слайд № 4

Когда глаза устают, острота зрения неизбежно теряется. Глазам можно и нужно дать передышку, для этого желательно прекратить работу и пойти в темную комнату, либо в комнату со слабым освещением.

Что ж, не всегда такая комната есть в наличии, поэтому есть и более простой вариант. Самый универсальный и доступный способ – просто прикрыть глаза ладонями или одной ладонью. Опишем этот метод подробнее.

Такое упражнение выполняется быстро и просто.

Итак, закройте глаза и положите сверху на них раскрытые ладошки таким образом, чтобы нижняя область ладони опиралась непосредственно на скулу (можно и выше), а четыре заранее раскрытых пальца размещались на лбу.

Ладошку нужно изогнуть так, чтобы вы могли как открывать глаз, так и мигать им. При этом важно, чтобы ладонь не касалась самих глаз. Прежде чем наложить ладони желательно их согреть. Основная задача упражнения заключается в том, чтобы глаза ощутили тепло и провели некоторое время в темноте. Всего нескольких минут достаточно, чтобы глаза отдохнули, а острота зрения восстановилось.

Глаза работают в тандеме с мозгом, поэтому закрывая глаза ладошками, вы одновременно даете отдохнуть и мозгу. В этот момент желательно подумать, а чем- нибудь приятном.

5.Теоретическая  часть урока  (15 мин).

Учащиеся выполняют тест (13  мин)

Проверка в парах (2 мин)

Слайд №5.

Критерий оценки:

4-5 верных ответов - оценка «3»;

  1. верных ответов – оценка «4»;

8  верных ответов – оценка « 5».

6.Коррекция ошибок ( 3 мин).

Слайд № 6 -7

Номер вопроса по вариантам

Содержание проверяемого вопроса

Где прочесть нужную информацию

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

1

Отражение света

Понятие – свет.

§ 31, стр.80

§ 29, стр.75

2.

Геометрическая оптика

Источники света

Записи в тетради, тема «Свет»

§ 29, стр.76

3.

Закон прямолинейного распространения света

Отражение света

§ 30, стр.77

§ 31, стр.82

4.

Отражение света

Отражение света

§ 31, стр.81, записи в тетради

§ 31, стр.81, записи в тетради

5.

Линзы

Линзы

§ 34, стр.89

§ 34, стр.89

6.

Линзы

Линзы

§ 34, стр.90

§ 34, стр.90

7.

Построение изображений

Построение изображений

§ 35, стр.92

§ 35, стр.92

8.

Дефекты зрения

Дефекты зрения

§ 38, стр.102

§ 38, стр.102

7.Подведение итогов урока и выставление оценок за урок ( 4 мин)

Запись Д/З согласно корректировке.

8 Слайд №8

Приложения

Поставьте эксперимент «Оптическая система глаза»

  1. Разместите два осветителя  и  рисунок глаза  так, как показано на рисунке.

  1. Установите на месте хрусталика собирающую линзу. Получите  модель нормального глаза и пронаблюдайте, как световые потоки фокусируются хрусталиком на изображение сетчатки.
  2. Полосками магнитной резины частично перекройте световой поток, идущий за линзой, т. е. смоделируйте действие зрачка.
  3. Ответьте на вопросы:

1) Что вы наблюдали? Назовите, что составляет оптическую систему глаза.

2) Что подтверждают ваши наблюдения?

Поставьте эксперимент «Дефекты зрения»

  1. Разместите два осветителя  и  рисунок глаза  так, как показано на рисунке. ( Используйте предыдущую установку).
  2. Замените линзу (хрусталик) на самую короткофокусную.
  3. Получите  модель одного из дефектов зрения и пронаблюдайте, как световые потоки фокусируются хрусталиком перед сетчаткой и что наблюдается на сетчатке.
  4. Замените линзу (хрусталик) на длиннофокусную.
  5. Получите  модель одного из дефектов зрения и пронаблюдайте, как световые потоки фокусируются хрусталиком за сетчаткой и что наблюдается на сетчатке.

  1. Установите на экран перед линзой поочередно другие линзы и пронаблюдайте,  как можно исправить дефекты зрения.
  2. Ответьте на вопросы:

1) Что вы наблюдали? Назовите наблюдаемые дефекты зрения.

2) Как можно исправить дефекты зрения? Что подтверждают ваши наблюдения?

 

Тест по теме « Оптические явления»

Задания базового уровня

ВАРИАНТ 1.

1. Луч света невидим в чистом воздухе, а в запыленном видим, потому что…

А. Свет отражается от пылинок и попадает в глаза;

Б. чистый воздух прозрачный, а пыльный нет;

В. пыль начинает светиться;

Г. пыль становиться источником света.

2.  На какие  законы опирается геометрическая оптика?

А. Законы Ньютона;

Б. закон отражения, закон преломления света;

В. закон прямолинейного распространения света;

Г. закон прямолинейного распространения света, закон отражения, закон преломления света

3. Выберите правильную формулировку закона прямолинейного распространения света:

А. В вакууме световые лучи распространяются по прямой линии;

Б. В прозрачной среде свет распространяется по прямым линиям;

В. В отсутствие других лучей световой луч представляет собой прямую;

Г. В прозрачной однородной среде свет распространяется прямолинейно.

4. Угол отражения луча—это …

А. … угол между падающим и отраженным лучами;

Б. … угол между отраженным лучом и перпендикуляром к плоскости падения;

В. … угол между отраженным  лучом и плоскостью отражения;

Г. … угол между отраженным лучом и  произвольной прямой, лежащей в плоскости отражения.

5. Что является главной частью оптических приборов?        

А. Корпус;

Б. линза;

В. лупа;

Г. свет.

6. На рис. представлены сечения стеклянных линз. Какие это линзы?

 А.  Собирающие;

 Б.  рассеивающие;

 В.  сферические;

 Г.  оптические.

7.  На рис. показаны линза, предмет РQ  и его изображние РQ. Какая линия будет главной оптической осью?

       А. Р Р

       Б. Q Q                                                                                         

       В.  1

       Г.  3

8.  Оптическая система глаза строит изображение перед сетчаткой. Какой это дефект зрения  и какие линзы нужны для очков?

А. Близорукость, собирающие;

Б.  дальнозоркость, рассеивающие;

В. близорукость, рассеивающие;

Г. дальнозоркость, собирающие;

Тест по теме « Оптические явления»

Задания базового уровня

ВАРИАНТ 2.

1. Свет – это …

А. Электромагнитные волны, способные вызывать у человека зрительные ощущения;

Б. электромагнитные волны, излучающие с частотой от 0,3 до 400 ТГц;

В. электромагнитные волны, излучающие с частотой не превышающей 0,3 ТГц;

Г. электромагнитные волны.

3. Солнечным днем небо было безоблачным. Выберите правильное утверждение.

А. Солнце – естественный источник света;

Б. солнце – искусственный источник света;

В. чем выше солнце над горизонтом, тем длиннее тени предметов;

            Г. солнце светит отраженным светом.

2.  Выберите правильную формулировку закона отражения:

А. Падающий и отраженный лучи, а также перпендикуляр к границе раздела сред не лежат в одной плоскости, угол падения равен углу отражения;

Б.  Падающий и отраженный лучи, а также перпендикуляр к плоскости падения лежат в одной плоскости, угол между лучами  равен углу отражения;

В. Падающий и отраженный лучи, а также перпендикуляр к границе раздела сред, восстановленный в точке падения луча лежат в одной плоскости, угол падения равен углу отражения;

Г. Падающий и отраженный лучи, а также перпендикуляр к границе раздела сред лежат в одной плоскости, угол падения равен половине угла отражения;

 4.  Угол падения луча—это …

А. … угол между падающим и отраженным лучами;

Б. … угол между падающим  лучом и перпендикуляром к плоскости падения;

В. … угол между падающим  лучом и плоскостью падения;

Г. … угол между падающим  лучом и  произвольной прямой, лежащей в плоскости отражения.

5. Какое свойство линз позволяет широко их использовать в оптических приборах?

А. Линзы практически не поглощают свет;

Б. линзы практически не отражают свет;

В. линзы не изменяют направление света;

Г. с их помощью можно управлять световыми лучами и получать различные изображения.

6. На рис. представлены сечения стеклянных линз. Какие это линзы?

  А.  Собирающие;

  Б.   рассеивающие;

  В.   сферические;

   Г.  оптические.

7.  На рис. показаны линза, предмет РQ  и его изображние РQ. Какая линия будет побочной оптической осью?

       А. Р Р

       Б. Q Q                                                                                         

       В.  1

       Г.  3

8.  Оптическая система глаза строит изображение за  сетчаткой. Какой это дефект зрения  и какие линзы нужны для очков?

А. Близорукость, собирающие;

Б.  дальнозоркость, рассеивающие;

В. близорукость, рассеивающие;

Г. дальнозоркость, собирающие;

                    Тест по теме
         « Оптические     явления»

         Задания базового уровня
ВАРИАНТ 1.      А, Г,  Г,  Б, Б, А, А, В.
ВАРИАНТ 2.      А, А, В, Б, Г, Б, Б, Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно - обобщающий урок по теме "Тепловые явления"

Повторительно - обобщающий урок по физике в 8 классе по теме "Тепловые явления" в игровой форме....

Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.

8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...

Конспект обобщающего урока по теме "Тепловые явления"

Заключительный  урок по теме "Тепловые явления",...

разработка обобщающего урока по теме "Тепловые явления " 8 класс физика

Предсталена разработка обобщающего урока по теме "Тепловые явление" для 8 класса по физике...

Презентация к уроку по теме: "Оптические явления"

Презентация к уроку по теме: "Опрические явления."...

Конспект обобщающего урока по теме «Тепловые явления» в 8 классе

Обобщающий урок по теме «Тепловые явления» в 8 классе.Тема: Обобщающий урок по теме «Тепловые явления».Класс: 8.Цель: обобщить и систематизировать изученный материал по теме &l...