Конспект обобщающего урока по теме "Тепловые явления"
план-конспект занятия (физика, 10 класс) по теме

Эмирали Ольга Анатольевна

Заключительный  урок по теме "Тепловые явления",

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_teplovye_yavleniya.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок систематизации и обобщения материала 

Место в учебном плане: заключительный урок по теме: Тепловые явления. 

Цели урока: систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся о тепловых явлениях; стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора; воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива; развитие навыков работы в группах на основе раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика.

Задачи урока:

воспитательная - развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;
учебная - обобщение, систематизация, углубление знаний;
развивающая - развитие памяти, логического мышления, приёмов умственной деятельности.

Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Учитель приветствует ребят и гостей, объявляет цель и план урока.
- Ребята, сегодняшний урок мы проведём в форме урока-семинара. Вы предварительно разделились на 4 команды,  чтобы у вас  была возможность подготовить дополнительную информацию и опыты; подготовить проекционные материалы; физические приборы для демонстрации опытов; .
Учитель обращает внимание учащихся на высказывания:

На экране высвечиваются высказывания:

  • "Всё выучить невозможно, а научиться рассуждать - необходимо".
  • "Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх".
  • "Хорошая команда - залог успеха".

 Зачитываю  стихотворение:

О теплоте начнём рассказ,
Всё вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведём мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание,
Идей научных видя обаяние!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовётся: "ТЕПЛОТА"!

А теперь - внимание! Представляю команды :

1 группа подготовила нам эксперименты о теплопередаче и законе сохранения   энергии
2 группа  освещает вопрос  о приготовлении пищи и видах  топлива.
3 группа ознакомит нас с энергией  и теплотой в живой природе.
4 группа расскажет о тепловых механизмах и двигателях.

Интересную информацию, решение задач прошу записывать в тетрадь.

Будьте внимательны. В конце урока вы сами оцените работу каждой группы выставлением оценок.

А теперь давайте обратимся к сайту и повторим основные понятия темы «Тепловые явления».

На этом сайте вы также найдете интересные видеоматериалы, кроссворды и дополнительные сведения по теме.

Для того чтобы перейти к эксперименту нам необходимо вспомнить правила техники безопасности:

Осторожно обращаться со стеклянными колбами и пробирками, спичками и легко воспламеняющимися веществами.

Слово предоставляется 1 команде.

  Наша команда приготовила эксперименты   по теплопередаче и закону сохранения энергии,  используя для этого школьное оборудование

Опыт 1: Кипячение воды в бумажной коробке. 

 Возьмём небольшую коробочку из плотной бумаги, нальём в неё воды и поставим над спиртовкой. Вода нагревается и, наконец, закипает, а коробка остаётся целой.  Предлагаю  убедиться в этом (приглашает гостей и ребят) Может кто-нибудь объяснит этот опыт?  (Это объясняется тем, что теплота от спиртовки передаётся воде, а температура бумажной коробки не достигает температуры воспламенения.)

Опыт 2: Несгораемый платок. Возьмем носовой платок ,  намочим его спиртом и подожжем . Через некоторое время пламя тухнет. Почему это происходит? ( Платок остаётся целым, потому что он ранее был смочен водой, а вода имеет плохую теплопроводность.)

Экспериментальная задача:

Определение температуры предмета, нагретого в пламени.

  Возьмем оборудование: кусок медной проволоки (массой 20 гр.=0,02 кг ) , калориметр с холодной водой (масса воды  100 гр = 0,1 кг), термометр, спиртовку, щипцы. Измерим температуру холодной воды и запишем на доске. Нагреем над спиртовкой кусок медной проволоки. Опустим ее в холодную воду и опять измерим температуру воды и запишем.

Ученик : По таблице определим удельную теплоемкость воды и меди. Запишем  условие задачи и решим ее.

Учитель: Первобытные люди начали использовать огонь 700 000 лет назад. Как источник тепла и света, огонь предоставлял возможность не зависеть от капризов природы и жить в пещерах. Огонь был также мощным средством защиты от хищных животных. И, наконец, с помощью огня человек научился, приготавливать себе пищу. Первобытные люди заметили, что кусок мяса, упавший в огонь, вкуснее сырого.

Предоставим слово II команде для более широкого раскрытия этой темы.


 Какие тепловые способы приготовления пищи вам известны?  Укажите источник тепловой энергии и способ передачи теплоты к продуктам.

Ответ основан на жизненном опыте: Продукты могут быть приготовлены:

  • в печи,
  •  на пару
  • в костре,
  • на огне,
  •  в дыму,
  • на углях и т.д.  

Источником тепловой энергии является топливо. В быту мы готовим пищу на газу, также используем тепло раскаленных углей и дыма. В пароварке готовим на пару

Распространенный способ передачи тепла – теплопроводность.

 Задание 2 : Большая часть нашей пищи готовится в кипящей воде. Какая вода - сырая или кипячёная закипает при одинаковых условиях раньше? Расскажите о процессе кипения: от чего зависит, как происходит, какими закономерностями характеризуется.

В действительности раньше закипит вода сырая, так как она содержит в растворе воздух. Кипение- это процесс интенсивного парообразования не только со свободной поверхности, но и по всему объёму жидкости внутрь образующихся при этом пузырьков пара. Описание процесса кипения:

  • При поступлении теплоты увеличивается температура жидкости
  • Увеличивается объём пузырьков воздуха
  • На пузырёк действует сила Архимеда
  • Пузырёк всплывает и лопается, попадая в непрогретую часть жидкости
  • При равномерном нагревании жидкости, пузырёк доплывает и лопается на поверхности
  • При  увеличении давления температура кипения воды возрастает. Например, в кастрюлях скороварках пищу варят под давлением около 200 кПа.  Температура кипения воды при этом достигает 1200С. В воде такой температуры процесс «варения»  происходит значительно быстрее, чем в обычном кипятке.

Следующее задание 3: Почему жареное вкуснее варёного?

А как Вы думаете почему ?

Причина того, что жареная пища вкуснее варёной заключается главным образом в физических особенностях процессов жарения и варки. Ни вода, ни жир не нагреваются выше температуры их кипения,- но вода кипит при 1000 С, жир - при 2000 С, значит, жаренье происходит при более высокой температуре, чем варка. Более высокое нагревание вызывает в органических веществах пищи изменения, улучшающие вкус (жаркое вкуснее варёного мяса, яичница вкуснее варёных яиц и т.д.).

Задание 4: В какой посуде пища подгорает легче: в медной или в чугунной? Почему?

Ваше мнение.

Теплопроводность меди в 8 раз больше, чем чугуна; это значит, что в единицу времени через слой меди протекает в 8 раз больше теплоты, чем через слой чугуна такой же толщины при одинаковой разности температур по обе стороны слоя. Отсюда ясно, что в медной посуде, поставленной на огонь, пища должна подгорать легче, чем в чугунной.

Задание 5. Какова мощность горящей спички? (Решить

задачу экспериментально)

Проведем опыт. Нам нужны спички и секундомер.

При горении развивается тепло, освобождается энергия. Можно выяснить, сколько джоулей энергии развивает горящая спичка в секунду, т.е. какова мощность горящей спички в ваттах?

Мы взвесили  спичку (m=100 мг = 0,1 г), теплотворную способность древесины примем равной 12500 . Определяем по секундомеру, что спичка сгорает за 20 секунд.

Q=q.m; Q=12500. 0,1 г =1250 Дж; P== =63 Дж.

Следовательно, мощность горящей спички равна 63 Ватта, т.е. по мощности превосходит 50-ваттную электрическую лампочку.

Задание 6. Проанализируйте виды топлива, которые используются в современной технике. Какие виды топлива использовались в древности? Какие вещества, возможно, будут использоваться как топливо?

Получение и освоение огня заметная страница в истории цивилизации. Первому костру около 400 000 лет и 30 000 лет назад его научились добывать трением, а позднее изобрели огниво ; спички появились в 1855 году. Для нагревания тел часто используют энергию, выделяющуюся при сгорании топлива.  С древних времен известны такие виды топлива, как уголь , нефть и некоторые сланцы. При сжигании они дают большее количество теплоты. В наше время словом «топливо » часто называют вещества, используемые в ядерных реакторах на атомных электростанциях- ядерное топливо, в ракетных двигателях- ракетное топливо. Важной характеристикой топлива является жаропроизводительность, оцениваемая максимальной температурой, которую можно получить при полном сгорании топлива в воздухе. Так при сгорании дров максимальная температура 16000С, каменный уголь дает 25000С, бензин – 21000С.

Учитель: "Физика не только может, но и должна глубоко вторгаться в биологию как своими средствами исследования, так и свойственными её теоретическими представлениями" - Это слова академика Л.А. Арцимовича. Действительно, физические методы исследования широко используются при изучении живой природы, а своеобразие этого объекта вызывает к жизни новые, более совершенные методы физических исследований.

Предоставим слово команде III , которая расскажет о тепловых процессах в живой природе.

Задание1.Главный закон, которому подчиняются все тепловые процессы, - закон сохранения энергии. Все живые организмы затрачивают в процессе жизнедеятельности много энергии (движение, питание, охота и т.д.). Откуда они берут энергию для этого?

Главный закон, которому подчиняются все тепловые процессы, - закон сохранения энергии. Все живые организмы затрачивают в процессе жизнедеятельности много энергии (движение, питание, охота и т.д.)  Дыхание живых существ иногда называют медленным горением, т.к. кислород поступает в организм при дыхании. Если рассмотреть табл.2,  то можно сделать вывод, что Теплота сгорания суточного рациона пищи у разных категорий трудящихся различна и питание должно быть разным

         Теплота сгорания суточного рациона пищи у разных категорий трудящихся. 

                                                                                                                                           Таблица 2

Работники, чья деятельность не связана с затратой больших физических усилий

Педагоги, врачи, учёные, студенты, инженеры, канцелярские работники

2400 ккал (10 000 кДж)

Квалифицированные рабочие и работники сферы обслуживания, чья деятельность требует небольших физических усилий

Токари, сборщики, фрезеровщики, столяры, продавцы, официанты и т.д.

2700 ккал (11300 кДж)

Работники, чья деятельность связана с затратой больших физических усилий

Кузнецы, слесари, штукатуры, крестьяне

2900 ккал (12 000 кДж)

По таблице можно рассмотреть сколько килокалорий  затрачивают спортсмены

 Теплота сгорания суточного рациона пищи одного спортсмена для разных видов спорта

Таблица.4

Футбол, хоккей

4600 ккал

19 МДж

Гимнастика

3900 ккал

16,3 МДж

Волейбол

4350 ккал

17,25 МДж

Плавание

4250 ккал

16,3 МДж

Бег, прыжки

3950 ккал

18,2 МДж

Метание диска

3950 ккал

16,05 МДж

Бег на лыжах

4900 ккал

20,5 МДж

Бег на коньках

4650 ккал

19,05МДж

На сайте имеется информация  о калорийности пищевых продуктов, ккал. Приглашаем посетить сайт и составить свой суточный рацион.

 Задание 2.Приведите примеры о влиянии тепловой энергии окружающей среды на процессы в живой природе.

Контроль температуры тела у человека осуществляется гипоталамусом. Эта железа при любых изменениях температуры организма посылает нервные импульсы к определённым органам, чтобы стимулировать процессы увеличения теплоотдачи или сохранения тепла. У многих птиц и млекопитающих есть способность сохранять температуру тела постоянной.

IV команда. Тепловые механизмы и двигатели.

Учитель: Физически развитый человек может совершить за рабочий день полезную работу около 1 миллиона джоулей. Тепловые машины освободили человека от тяжёлого физического труда в промышленности и сельскохозяйственном производстве. Они выполняют работу в сотни и тысячи раз больше той, которую мог бы выполнить человек без машин. Основное назначение большинства применяемых в современной технике тепловых машин заключается в превращении внутренней энергии топлива в механическую энергию. Механическая энергия далее может превращаться в электрическую энергию и любые другие виды энергии. Предоставим слово команде IV , которая расскажет более подробно о тепловых механизмах и двигателях.

Задание 1.Приведите примеры механизмов, использующих при своей работе тепловую энергию. Укажите в каждом случае источник энергии, путь её преобразования.

Тепловыми двигателями называют устройство, совершающее работу за счет использования внутренней энергии топлива.

Существуют различные виды тепловых двигателей: паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, газовая и паровая турбины, реактивный двигатель. В каждом из них энергия топлива сначала переходит в энергию газа (или пара), который затем, расширяясь, совершает работу. В процессе совершения этой работы часть внутренней энергии газа превращается в механическую энергию движущихся частей двигателя. Первые практически действующие универсальные паровые машины были созданы русским изобретателем Иваном Ивановичем Ползуновым и англичанином Джемсом Уаттом. Основной частью паровой машины является цилиндр, внутри которого находится поршень. Поршень приводится в движение паром, который поступает из парового котла.

Используя компьютерные технологии, учащиеся показали устройство и принцип действия паровой машины.

Вывод: главным недостатком первых паровых машин был низкий КПД. У паровозов КПД не превышал 9%.

задание 2.Опишите первые практически действующие универсальные паровые машины. Объясните принцип действия.

Паровые турбины установлены на ТЭЦ, которые вырабатывают более 80 % энергии для страны. Именно паровые турбины приводят в движение роторы  генераторов электрического тока.

Двигатели внутреннего сгорания широко используются в автомобильном транспорте: их устанавливают на машинах, мотоциклах, железнодорожном транспорте, в легкой авиации, в бензопилах, газонокосилках, на различном сельскохозяйственном оборудовании,  тракторах, комбайнах. Этот вид двигателей хорош своей сравнительно высокой мощностью при относительно небольших размерах.

Третий тип тепловых двигателей, реактивный. Преимущество – высокий КПД до 60%

задание 3.Тепловые машины и охрана окружающей среды.

Кроме положительного эффекта от использования тепловых машин проблема имеет и другую сторону. Основными загрязнителями атмосферы являются машины, особенно грузовики. Мы живем в то время, когда человек уже осознал, что природе необходимо помочь, что состояние окружающей среды зависит от нас, от нашего отношения к ней.

Есть способы уменьшения загрязнения воздуха дорожно-транспортными средствами:

  • сократить количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу каждым автомобилем;
  • использовать как можно больше те транспортные средства, которые потребляют меньше горючего
  • заменить двигатели внутреннего сгорания на электродвигатели, используемые в электромобилях

учитель: Все задания закончились прошу вас оценить работу каждой группы на оценочных листах

результат высвечивается на экране.

Учитель: Большое спасибо всем за совместную работу. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок сказка "Электрические явления"

Повторение и обобщение темы "Электрические явления в 8 классе....

Конспект обобщающего урока английского языка в 4 классе по теме "Уроки здоровой еды"

Открытый урок в 4 классе по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English"....

Повторительно-обобщающий урок-викторина «Электрические явления»

Каждому преподавателю хочется, чтобы ученики любили его предмет, шли на урок с радостью, были активными участниками учебного процесса и получали удовлетворение от полученных знаний. Поэтому необходимо...

Конспект обобщающего урока по математике в 6 классе. Урок посвящается юбилею В.П. Рочева – выпускника школы, олимпийского чемпиона.

Конспект  обобщающего урока по математике  в  6 классе.Урок посвящается юбилею В.П. Рочева – выпускника школы, олимпийского чемпиона....

Конспект обобщающего урока по теме «Тепловые явления» в 8 классе

Обобщающий урок по теме «Тепловые явления» в 8 классе.Тема: Обобщающий урок по теме «Тепловые явления».Класс: 8.Цель: обобщить и систематизировать изученный материал по теме &l...

Конспект обобщающего урока по физике в 8 классе по теме "Электрические явления"

Конспект может быть использован для обобщения ранее изученного материала по теме "Электрические явления", а так же для подготовки к контрольной работе....

Конспект обобщающего урока по физике в 8 классе по теме: «Электрические явления»

Данный урок проводится для учащихся 8 класса после изучения темы «Электрические явления».  Это  повторение, обобщение и систематизацию знаний по данной теме.Методическая раз...