Обобщающий урок сказка "Электрические явления"
план-конспект урока (физика, 8 класс) по теме

Мостовая Наталия Владимировна

Повторение и обобщение темы "Электрические явления в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok-skazka_8_klass.doc72.5 КБ
Microsoft Office document icon zhelezo.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon razdatochnyy_material.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок
на тему: "Электрические явления".

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме.

 Задачи:

Образовательные:  проверить усвоение учащимися физических формул;  выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи, давать ответы на качественные вопросы по теме.

Воспитательные:   приучать учащихся к

  - аккуратности при оформлении решений задач, как в тетрадях, так и на доске;

  - доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке и самооценке.

 Развивающие:  продолжать развивать умение:

 - анализировать условия заданий,

- обобщать изученный материал при решении задач,

- развивать интерес к предмету; логическое  мышление, самостоятельность суждений;

 - продолжать развивать монологическую речь с использованием физических  терминов

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня вспомним все о токах –
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем!

Ребята, мы с вами завершили изучение раздела «Электричество», а сегодня давайте вместе повторим все, что запомнили.

   2.  В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них дочь – Настасья - Премудрая. Красавица писаная, а уж рукодельница! Но больше всего она физику любила. Она уходила в лес, где целыми днями физические опыты проводила. И все шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и унес Настасью неизвестно куда, чтобы помогла ему физику использовать во вредных целях. Крикнул тут царь клич: "Кто спасет мою дочь, тому в жены ее отдам". Нашелся храбрец: Иван - крестьянский сын. Собрался он в дорогу и пошел, куда глаза глядят. Идет, а навстречу ему заяц.

- Куда путь держишь?

- Настасью - Премудрую искать, ее черный вихрь унес.

- Нелегко тебе придется, ведь спасти ее сможет лишь тот, кто физику хорошо знает.

- Вот и хорошо, уж что-что, а физику-то я знаю.

Дал ему заяц клубок и говорит:

- Он волшебный, но станет им тогда, когда скажешь правильно: Что такое электрический ток? Задумался Иван, давайте ему поможем. 

Покатился клубок и привел Ивана к деревьям. А на них вместо листьев листочки бумажные висят. Хотел он пройти мимо, да услышал голос: - Помоги нам Иван! Развесь листочки правильно: на одно дерево проводники электричества, а на другое - диэлектрики. Принялся Иван за работу. Кто может выполнить это задание? 

Проводники

Диэлектрики

железо

фарфор

тело человека

стекло

алюминий

резина

почва

пластмасса

Растворы солей и кислот в воде

воздух

(Желающий ученик на магнитной доске размещает карточки. Остальные в тетради пишут по пять названий проводников и диэлектриков) Выполнил Иван задание, а перед ним зеленой листвой шумят деревья: "Спасибо Иван, за то, что оживил нас". Пошел он дальше, а клубок покатился так быстро, что Иван за ним еле успевал. Вдруг впереди болото: не обойти, не объехать. Что делать? Сел Иван на камень, да призадумался. И слышит, будто зовет его кто-то. Смотрит - змея.

- Отодвинь камень, на котором сидишь, там - письмо заветное. Сумеешь ответы найти - откроется тебе тропинка через болото, а не сумеешь - не видать тебе Настасьи - Премудрой - сказала змея.

Отодвинул Иван камень, а под ним и впрямь письмо, а в нем два задания.

Первое: дописать концы фраз (в тетрадях):

  1. Электрическим током называется….
  2. Действия электрического тока…
  3. Причиной сопротивления проводников является взаимодействие движущихся электронов с….
  4. Амперметр включается в цепь….
  5. Вольтметр включается в цепь…
  6. Формула сопротивления проводника…
  7. Формула закона Джоуля – Ленца…
  8. Формула работы электрического тока…
  9. Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при…
  10. Мощность равна отношению работы к…

Да ... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Справился Иван с первым заданием, взялся за второе, а оно не простое: что вы можете сказать об этом приборе?

Как только выполнил Иван это задание, увидел он тропинку через болото, а клубок покатился по ней. Идет Иван за ним, глядь - перед ним старичок на пеньке сидит и говорит:

- Погоди добрый молодец! Дальше не пройдешь, если не ответишь на мой вопрос.

- Задавай.

Задание

Обозначения.

Правильный ответ.

Электрическая лампа.

Гальванический элемент.

Звонок.

Батарея элементов.

Выключатель

Резистор.

Справился Иван с заданием. (Скажите, что он ответил старичку?) Покатился клубок дальше. Идет Иван, торопится. Остановился клубок. Видит Иван впереди бревно огромное посреди дороги лежит, не обойти, не перепрыгнуть. А на бревне слова написаны: "Если найдешь физические ошибки в рассказе, то отодвинется бревно, а не найдешь, - так и останешься на этой стороне. "Рассказ с ошибками.

«Французский физик Э.Резерфорд, проводя исследования состава и строения атомов, сделал вывод, что каждый атом состоит из электронов, которые находятся в его центре; протонов, движущихся вокруг электронов, и нейтронов, располагающихся снаружи атома. Поскольку заряженные частицы сосредоточены внутри атома, а на поверхности расположены нейтроны, не имеющие заряда, атом в целом нейтрален».

Иван точно, как и вы, указал все ошибки, тут же бревно отодвинулось, и он пошел дальше. Долго ли коротко он шел, но, наконец, пришел к замку, а войти в него не может - вокруг глухие стены до самого неба простираются. Отыскал небольшую дверь, но на ней замок многопудовый. Попытался Иван сбить его, да все напрасно. Стоит Иван, пригорюнился. Вдруг голос слышит: "Не печалься Иван, замок сам откроется, если сумеешь ты правильно ответить на вопросы теста".

С последними словами замок упал на землю. Открыл Иван дверь, а перед ним Настасья - Премудрая.

- Молодец, Иван! Не побоялся трудностей и испытаний! Все прошел. Осталась самая малость. Чтобы разрушить злые чары, надо выполнить тест. (В тетрадях)

1

2

3

4

5

6

7

8

1 1 2 1 2

1

2 3 4

2

4

1

5

2

  1.  Имеет ли электрический заряд:

Электрон  

Ядро

Нейтральный атом

Протон

Нейтрон

1. Имеет

2. Не имеет

  1.  Сколько электронов в нейтральном атоме

1-1

2-2

3-3

4-4

5-5

  1. Как называется единица измерения: силы тока, напряжения, электрического сопротивления?

1-Ватт

2-Ампер

3-Вольт

4-Ом

5- Джоуль

  1. Какой формулой выражается закон Ома для участка цепи?
  1. A=IUt
  2. I=U|R
  3. Q=I2Rt
  4. R=ρl|S

  1. Сила тока, проходящая через нить лампы, 0,3А, напряжение на лампе 6В. Каково электрическое сопротивление нити лампы?
  1. 2 Ом
  2. 1,8 Ом
  3. 0,05 Ом
  4. 20 Ом
  5. О,5 Ом

  1. Какова мощность электрического тока в электрической лампе при напряжении 100 В и силе тока 0,5 А?

1-50 Вт

2-200 Вт

3-0,05 Вт

4-500 Вт

5-5 кВт

  1. По данным вопроса 6 определите работу тока за 16 мин.

1-100 кДж

2-400 Дж

3-0,01 Дж

5-48 кДж

5-24 кДж

6-600 Дж

  1. Каково общее электрическое сопротивление цепи?

1-1,5 Ом

2-3 Ом

3-6 Ом

4-12 Ом

5-0,67 Ом

Выполнил Иван и это задание. Рухнули злые чары, и очутились Иван да Настасья - Премудрая дома. Обрадовались царь с царицей, сыграли свадьбу и стали жить-поживать, да добра наживать. Тут и сказке конец. Кто слушал ее да физику повторял, молодец! (Тетради сдают)

Домашнее задание: 1. Составить кроссворд по теме «Электрические явления»

2. Решите задачу:

В ту отдаленную эпоху, когда молнии приписывали «богам», подобный вопрос звучал бы кощунственно. Но в наши дни, когда электрическая энергия превратилась в товар, который измеряют и оценивают, как и всякий другой, вопрос о том, какова стоимость молнии, вовсе не должен казаться бессмысленным. Задача состоит в том, чтобы учесть электрическую энергию, потребную для грозового разряда, и оценить ее хотя бы по таксе электрического освещения.

Потенциал грозового разряда равен примерно 50 миллионам вольт. Максимальная сила тока оценивается при этом в 200 тысяч ампер (ее определяют, заметим кстати, по степени намагничивания стального стержня тем током, который пробегает в его обмотке при ударе молнии в громоотвод). Мощность в ваттах получим перемножением числа вольт на число ампер; при этом, однако, надо учесть то, что, пока длится разряд, потенциал падает до нуля; поэтому при вычислении мощности разряда надо взять средний потенциал, иначе говоря — половину начального напряжения. Отдача мощности длится около одной тысячной доли секунды.
– Ребята, а вы знаете, что каждую секунду над землей сверкает 100 молний? Давайте рассчитаем, сколько рублей «сгорает» в атмосфере Земли за 1 секунду?
– Давайте представим, что человек научился ловить молнии и использовать их энергию. Вам кажется это невозможным? Но ведь 100 лет назад полет в космос тоже казался невозможным. Человек, научившись использовать энергию воды, ветра, огня, планирует «приручить» молнии и использовать их для решения своих энергетических проблем. Прекрасные перспективы!



Предварительный просмотр:

железо

фарфор

стекло

резина

пластмасса

воздух

алюминий

почва

тело человека

растворы солей и кислот в воде



Предварительный просмотр:

Класс_________

Фамилия Имя____________________________

Тема урока:__________________________________________________

  1. Заполните таблицу:

Проводники

Диэлектрики

  1. Допишите концы фраз:

1. Электрическим током называется….

2. Действия электрического тока…

3. Причиной сопротивления проводников является взаимодействие движущихся электронов с….

4. Амперметр включается в цепь….

5. Вольтметр включается в цепь…

6. Формула сопротивления проводника…

7. Формула закона Джоуля – Ленца…

8. Формула работы электрического тока…

9. Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при…

10. Мощность равна отношению работы к…

3.

Задание

Обозначения.

Правильный ответ.

Электрическая лампа.

Гальванический элемент.

Звонок.

Батарея элементов.

Выключатель

Резистор.


  1. Найди ошибки в тексте:

«Французский физик Э.Резерфорд, проводя исследования состава и строения атомов, сделал вывод, что каждый атом состоит из электронов, которые находятся в его центре; протонов, движущихся вокруг электронов, и нейтронов, располагающихся снаружи атома. Поскольку заряженные частицы сосредоточены внутри атома, а на поверхности расположены нейтроны, не имеющие заряда, атом в целом нейтрален».

  1. Тест.

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Имеет ли электрический заряд:

Электрон  

Ядро

Нейтральный атом

Протон

Нейтрон

1. Имеет

2. Не имеет

  1.  Сколько электронов в нейтральном атоме водорода?

1-1

2-2

3-3

4-4

5-5

  1. Как называется единица измерения: силы тока, напряжения, электрического сопротивления?

1-Ватт

2-Ампер

3-Вольт

4-Ом

5- Джоуль

  1. Какой формулой выражается закон Ома для участка цепи?

  1. A=IUt
  2. I=U|R
  3. Q=I2Rt
  4. R=ρl|S

  1. Сила тока, проходящая через нить лампы, 0,3А, напряжение на лампе 6В. Каково электрическое сопротивление нити лампы?

  1. 2 Ом
  2. 1,8 Ом
  3. 0,05 Ом
  4. 20 Ом
  5. О,5 Ом

  1. Какова мощность электрического тока в электрической лампе при напряжении 100 В и силе тока 0,5 А?

1-50 Вт

2-200 Вт

3-0,05 Вт

4-500 Вт

5-5 кВт

  1. По данным вопроса 6 определите работу тока за 16 мин.

1-100 кДж

2-400 Дж

3-0,01 Дж

4-24 кДж

5-48 кДж

6-600 Дж

  1. Каково общее электрическое сопротивление цепи?

             

   

1-1,5 Ом

  1. 3 Ом

3 -6 Ом

4-12 Ом

5- 0, 67 Ом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме " Оптические явления " 9 класс

Урок состоит из практической и теоретической части. практическая часть- коллективная работа в парах или группах, теоретическая- выполнение теста по теме. ...

Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.

8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока "Электрические явления"

Данный урок предназначен для учащихся 8 класса, предполагает повторение, обоб-щение и систематизацию знаний по теме: «Электрические явления». К разработке урока прилагается мультимедийную презентация ...

повторительно-обобщающий урок "Тепловые явления"

Повторительно-обобщающий урок "Тепловые явления"....

Обобщающий урок "Электрические явления"

Урок-игра, позволяющий повторить основные законы по теме "Электрические явления" и расширить общий кругозор обучающихся....

Обобщающий урок:" Магнитные явления" 8 класс

Подготовка к к.р.Обобщение пройденного материала....