Статья" Междисциплинарное обучение: на бумаге или на уроке?"
статья по физике на тему

Бейбулатова Елена Анатольевна

 

В этой статье мною сделана попытка рассмотреть некоторые направления и особенности связи курсов физики и биологии применяемые мною.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Междисциплинарное обучение: на бумаге или на уроке?»

Учителя физики высшей квалификационной

 категории МОУ - СОШ№1 р.п. Степное

Советского района Саратовской области

  Бейбулатовой  Елены Анатольевны     

р.п. Степное 2011

      В мире, где мы живем, идет неизменный процесс интеграции знаний, охватывающий все сферы жизни, в том числе и науки о природе и человеке. Развитие межпредметных компетенций у учащихся на уроках физики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, понятия взаимосвязи явлений в природе и обществе.

Физика как наука оказала огромное влияние на ряд смежных наук и производств. Поэтому  я считаю, что чрезвычайно важна задача ознакомления учащихся с основными тенденциями развития современных наук и создание в их представлении общей картины мира с его единством и многообразием свойств живой  природы.  

В этой статье мною сделана попытка рассмотреть некоторые направления и особенности связи курсов физики и биологии применяемые мною.

Привлечение биофизических примеров служит лучшему усвоению курса физики. Школьники приучаются иллюстрировать законы физики не только примерами из техники, но и примерами живой  природы. С другой стороны, рассматривая жизнедеятельность растительных и животных организмов, они используют физические закономерности, физические аналогии.

Каковы же основные приемы, используемые мной на уроках физики:

 Эвристическая беседа.

Рассматривая в 11классе тему «Световые кванты. Действия света» я использую знания по общей биологии, биологии. В начале урока учащимся задается проблемный вопрос: Что общего у светлячка с лозунгом «Берегите лес! Лес наше богатство!» В результате решения этой проблемы учащиеся приходят к выводу, что их объединяет физическое понятие «свет».

Составление и решение задач биофизической направленности.

Задачи, связанные с физикой живой природы должны удовлетворять следующим требованиям:

    иметь отношение к изучаемым в физике вопросам;

    показывать практическое применение физических закономерностей в биологии;

    задача  должна носить реалистичный характер.

    задача  должна носить познавательный характер

 Экспериментальные и практические работы.

Обычно таковыми являются домашние экспериментальные задания.

Приведу примеры:

Определение средней мощности, развиваемой учеником при ходьбе.

Определение средней плотности тела ученика

 Проверка равновесия рычага при подъеме на полупальцы; при подъеме груза известной массы.

 Проектная деятельность, как на уроке, так и во внеурочное время.

Некоторые вопросы биофизического характера требуют более глубокого, разностороннего изучения, исследования, поэтому учащиеся получают задания провести самостоятельное исследование по определенной проблеме, или сами подбирают себе тему исследования

в соответствии с изучаемым разделом физики.

Приведу примеры некоторых проектов выполненных моими учениками:

 Симметрия.

 Удивительные свойства кристаллов.

Это удивительное трение.

 Измерение биофизических характеристик кошки Машки.

 Тепловые двигатели – прогресс или регресс современной цивилизации.

Все эти работы были представлены в разные годы на региональной учебно-научной конференции «Инициатива молодых» г. Саратов и международной научно-практической конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере» г. Саратов, где занимали призовые места.

 Работа со справочниками.

Я и мои ученики  систематически используем

  «Справочник по физике и технике» А.С.Енохович (данные о различных параметрах человека).  

«Краткий справочник преподавателя» П.Н. Боровицкого (данные о скорости поднятия воды по стеблю, о скорости роста особенно быстро растущих растений и т.д) для:

 составления задач;

 подбора недостающих данных;

 написания рефератов, докладов;

выполнения проектов;

проведения занятий элективных курсов в 9 классах, таких как: «Физика человека», «Экспериментальная физика в школе и дома».

Биофизический материал является благодатным для мобилизации внимания учащихся, для превращения абстрактных формулировок в нечто конкретное, близкое и очень понятное. Поэтому результатом такой интеграции физики, химии и биологии, я считаю, является повышение познавательной активности по предмету.

P.S. Ограничиваясь рамками объема статьи, я не уделила внимания связи курсов физики с ее «сестрами»: математикой и информатикой, а также географией, астрономией и другими дисциплинами. Но значимость межпредметных связей трудно переоценить, так как связь с другими предметами помогает преодолеть предметную инертность мышления и расширяет кругозор учащихся, а учитель, опираясь на связь с другими  предметпми, реализует комплекстный подход к воспитанию и обучению.                                                                                  

Приложение:

План-конспект урока по физике на тему «Электрический ток. Законы электрического тока» (10класс, 2часа в неделю программа общеобразовательная, учебник «Физика10» Г.Я. Мякишев, В.В. Буховцев, Н.Н Сотский.)

Образовательные задачи урока:

 Обеспечить в ходе урока  обобщение материала по данной теме.

Развивающие задачи: 

1. Развивать у учащихся умение обобщать  изученный материал и уметь применять его на практике.

2. Развивать эмоции учащихся.

3. Развивать познавательный интерес, рассматривая связь данной темы с жизнью.

Воспитательные задачи урока:

1. Содействовать в ходе урока формированию представления о мире, как едином целом.

2. Содействовать в ходе урока формированию связи физики с другими науками (биологией, химией, медициной).

3. Содействовать эстетическому воспитанию школьников.

Оборудование к уроку: 

1. Волчек, карточки с цифрами 1,2,3,4,5 (цифру «5» заранее закрывают листом бумаги).

2. Карточки с задачами и кодограммы для записи ответа.

3. Схема «Биотоки человека».

4. Презентации

5. Компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?», сопровождается мультимедийной презентацией. Класс заранее разбивается на две команды, выбираются капитаны.

Команды получают домашнее задание.

1. Организационный момент.

Запись числа, темы урока в тетради.

Учитель объясняет цель урока: «Обобщение материала по теме «Электрический ток. Законы электрического тока», его практическая значимость».

2. Начало игры: 

Капитаны команд по очереди вращают волчок, а учитель зачитывает задания, выпавшие на цифры 1-4.

Задание №1 

«Страшная, страшная сказка»

 Капитанам предлагается составить рассказ (справедливый с точки зрения физики) на тему:

-   «Что было бы, если бы, отсутствовали заряженные частицы»;

- «Что было бы, если бы, положительные и отрицательные частицы перестали взаимодействовать друг с другом». Затем идет обсуждение этих вопросов.

«Что такое…?»

1. Ученикам предлагается, решив 8 задач, отгадать пропущенное слово.

Задачи решаются по цепочке, если в команде больее8учеников, задачи раздаются в двух экземплярах. Затем данные передаются капитану, и он по кодограмме выясняет какое это слово.

Номер задачи соответствует порядковому номеру буквы в слове, ответ – числу в данной клетке.

2. После угадывания слова «электрон», задается вопрос: «Что такое электрон?». Для расширения и углубления знаний, они прослушивают диалог двух ученых об электроне, а затем высказывают свое мнение.(отрывок из книги Ильченко «Перекрестки химии, физики, биологии», стр62).

Задание №3.

Живые источники.

Заслушивается домашнее задание команд: презентации на темы:

- Электрические рыбы;

- Животные, обладающие генерирующими органами;

- Биотоки человека;

- Живые источники тока.

Материалы для своих работ ученики берут из книг: Кац «Биофизика на уроках физики», Ильченко «Перекрестки физики, химии, биологии», Энциклопедии юного физика, биолога.

Задание №4.

«Королевство зубной щетки»

Ученикам задается вопрос «Почему надо чистить зубы?». После небольшой дискуссии по этому вопросу  засушивается ответ с точки зрения физики, химии, биологии (презентация по материалам книги Ильченко «Перекрестки…»).

Задание №5.

«Как ты прекрасна, а я влюблен…»

Карточку с данной цифрой получает капитан команды, работавшей более интенсивно.

Учитель: «Эти слова принадлежат американскому ученому Джону Колу, и он их обратил к Вселенной». Учащимся предлагается обсудить данный вопрос с точки зрения

существования заряженных частиц.

3. Заключительная часть урока:

И снова умрешь, и появишься снова,

Год ли спустя, миллионы годов –

Частный случай на вечной основе,

Который мгновенно возникнуть готов.

Да, я родился, проживу до ста,

Чтобы затем навсегда умереть,

Но я электронов случайная доза,

А эта случайность возможна и впредь…       И.Сильвинский

4. Подведение итогов. Домашнее задание: Написать небольшое сочинение на тему

 «Я электронов случайная доза».

Приложение:

    А     0       

      О          0,43 

        Д        0,1

        К          4

    Т   0,75

       Э         2,5

         З         3

         Н       3,2

     Л    2

        М        1,4

          Р        1

         Ф      480

    У    75

        Е         1,5

        Н      0,25

          Б      3,5

  1. Кодограмма:

2. Задачи:

№1. Определить общее сопротивление цепи, если все сопротивления по 1 Ом.

№2. Определить показания вольтметра, если Э.Д.С.4В, внутреннее сопротивление источника  тока 0,2Ом, первое сопротивление 2 Ом, второе – 1,8 Ом.  

№3. Определить общее сопротивление цепи, если все сопротивления по 1 Ом.

№4. Определить показания вольтметра, если Э.Д.С.4В, внутреннее сопротивление источника  тока 0,5Ом, первое сопротивление 1Ом, второе – 1Ом.

№5.  Определить общее сопротивление цепи, если все сопротивления по 1 Ом.

№6. Определить показания вольтметра, если Э.Д.С.2В, внутреннее сопротивление источника  тока 0,5Ом, первое сопротивление 1Ом, второе – 1Ом.

№7. Определить удельное сопротивление провода, включенного в цепь аккумулятора, если напряжение на полюсах 1,29. В, длина провода 8м, площадь поперечного сечения 0,8мм2, а сила тока 0,3А.

№8. Определить мощность электрического тока, проходящего через тело человека, если напряжение в цепи 220В, сопротивление человека от одной руки до конца другой руки 15кОм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Урок по трудовому обучению. Тема: "Изготовление закладки из бумаги и картона". 2 класс.

Урок направлен на коррекцию недостатков мыслительной деятельности (ориентировка в задании, планирование хода работы над изделием, определение приёмов работы и инструментов, необходимых для их выполнен...

Обучение навыку составления деловых бумаг учащихся коррекционной школы

В статье перечислены приёмы и методы для обучения умственно отсталых школьников оформлению разных видов деловых бумаг...

Дистанционное обучение 9 класс "Деловые бумаги. Заявление" от 2.02.2106

Теоретические сведения по теме урока  и шаблон заявления для отсутствующих на уроке и заболевших учеников....

Конспект открытого урока трудового обучения по теме: "Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник)", 4 класс

Цель:учить изготавливать русский головной убор –кокошник из картона с применением цветной бумаги;Задачи:формирование умений ориентироваться в задании , анализировать объект, планировать ход работы над...

Урок трудового обучения "Работа с бумагой «Изготовление елочной гирлянды из полос цветной бумаги»"

Урок для обучающихся 1 класса с нарушениями интеллектаТип урока: урок-практикумЦель: научить изготавливать ёлочную гирлянду из полос цветной бумаги.Задачи:ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: формировать умения работать ...