Анализ ключевых ситуаций.
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Марченко Марианна Анатольевна

Здесь представлены задачи по  методу КЛУС для7 - 9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая  работа.

Анализ ключевых ситуаций.

Свободное падение тел.

Начнем с определения этого явления: свободным падением называется движение тел под действием силы тяжести.  Но движение тела только под действием силы тяжести весьма редкое явление, поэтому  свободным падение можно считать условно. Силы сопротивления среды считаются равными нулю.

Свободное падение  - это равноускоренное движение, т е движение с постоянным ускорением g.

Ускорение свободного падения зависит:                                                  

  1. От расстояния тела до центра планеты;
  2. От массы планеты                                    М    ЬЬьЬ      R                                

Среднее значение ускорения свободного падения на Земле равно 9,8 м/. Направлено ускорение свободного падения также как сила тяжести.

 

                                                    y

 

                                                                                                                            

                 g                                                 g                                                 g

y                                                                                                   y

//////////////////                                //////////////////////                           ////////////////////                      

А уравнения движения будут выглядеть следующим образом:

                                                                 

Закон всемирного тяготения.

В этой ключевой ситуации следует обратить внимание на то, что гравитационные силы действуют между любыми двумя телами и проявляются в виде притяжения. По третьему закону Ньютона эти силы равны по модулю и противоположны по направлению.

Факты, доказывающие существование этих сил:

  1. Приливы и отливы
  2. Падение тел на Землю                                                                   
  3. Движение Земли вокруг Солнца
  4. Движение Луны вокруг Земли.                           F                  -F              

                                                                                                   

                                                                                                        r            

  ;

G – гравитационная постоянная одинаковая для всех тел и численно равная силе притяжения между двумя телами по1кг на расстоянии 1 м.

G   численное значение определено экспериментально.

Сложности при решении задач связаны с вычислениями, все величины данные в задаче необходимо представлять в стандартном виде и после этого производить вычисления.

Методическая  разработка урока физики с использованием ключевых учебных ситуаций.

Цель урока: повторение курса физики основной школы, формирование навыков решения задач (самостоятельно анализировать условие задачи, оценивать полученный результат, искать дополнительные данные), контроль знаний,  подготовка к ГИА.

Учащимся предлагается тест по всему курсу физики за 7 – 9 класс.

20 мин самостоятельная работа с тестом (1 – 15),

10 мин разбор тестовых заданий (1 – 15) вместе с учениками.

7 - 10 мин разбор задачи с кратким ответом и задачи с полным решением.

5 - 8 мин резервное время, его можно использовать для разбора заданий по тексту (16 – 18).

Тестовое задание с выбором ответа.

  1. Движется или покоится человек, спускающийся со скоростью 1м/с вниз по эскалатору, который движется вверх со скоростью 1 м/с?
  1. Движется
  2. Покоится
  3. Движется относительно лампы на стене
  4. Покоится относительно земли

Это задача на относительность движения. Следует, сложить скорости человека и эскалатора учитывая их направления. В результате получаем 0, значит человек покоится относительно земли.

  1. Штангу, какого веса спортсмен может поднять на Луне, если на Земле он поднимает штангу весом 1200Н?  Известно, что ускорение свободного падения на Луне в 6 раз меньше , чем на Земле.
  1. 1800 Н       2)  3600 Н      3)  200 Н      4)  7200 Н

Вес тела Р=mg, если g уменьшить в 6 раз, то массу штанги можно увеличить в 6 раз, следовательно в 6 раз увеличится вес = 7200Н.

  1. Какую скорость получит неподвижная  лодка с находящимся в ней охотником общей массой 200 кг после выстрела горизонтальном направлении, если масса пули равна 10 г, а её скорость при выстреле из ружья равна 800 м/с?
  1. 0,03 м/с      2)  0,04 м/с      3)  0,05 м/с     4)  0,06 м/с

Импульс пули равен импульсу лодки 200v=0,01800 ; v=0,04м/с

  1. На каком расстоянии от охотника находится препятствие, если он услышал  эхо выстрела через 5 с после выстрела? Считайте скорость звука в воздухе равной 340 м/с.
  1. 0,85 км        2)  2,7 км        3)  3,4 км          4) 1,7 км

В однородной среде звук распространяется с постоянной скоростью, умножив эту скорость на время найдем пройденный путь = 1700м, но это путь от охотника до препятствия и обратно. Значит расстояние до препятствия  - половина пройденного пути = 850м = 0,85км.

  1.  Определите массу бензина, который можно налить в бак объёмом 50 л.
  1.  50 кг           2)  45 кг          3)  35,5 кг         4)  60 кг

m=pV. Определим по таблице плотность бензина = 710кг/, переведем литры в кубические метры = 0,05, перемножив полученные значения получим массу бензина 35,5кг.

  1. По графику зависимости проекции вектора перемещения от времени для двух тел найдите модуль скорости тела 2 относительно тела 1.
  1. 0,75 м/с        2)  1м/с          3)  4 м/с              4)   0,25 м/с  

8 S,м

        1

4

             4           8             12      t,c

-2        2

-4

Определим по графику скорости первого и второго тела 0,5м/с ;=-0,25м/с. Сложим полученные значения. 0.75 м/с.

  1. Какое физическое явление лежит в основе проветривания помещения при открытой форточке?
  1. Испарение     2) излучение     3) конвекция     4) конденсация

При проветривании наблюдается движение потоков воздуха: холодный из форточки вниз, теплый вверх, а движение потоков воздуха – это конвекция.

  1. Чугунный и стеклянный шарики равной массы лежат на дне аквариума. Выберите правильный ответ.
  1. На шарики действует одинаковая сила Архимеда.
  2. Определить, какой из шариков сильнее выталкивается водой, нельзя.
  3. Вода выталкивает стеклянный шарик сильнее, чем чугунный.
  4. Вода выталкивает чугунный шарик сильнее, чем стеклянный.

Выталкивающая сила зависит от объёма, погруженного в жидкость тела. У стеклянного шарика при равной массе с чугунным объём будет больше, т к у него плотность меньше. Значит, вода выталкивает стеклянный шарик сильнее.

  1. Изменится ли масса положительно заряженной металлической сферы, если к ней прикоснуться другой такой же незаряженной сферой?
  1. Не изменится    2)  масса увеличится     3)  масса уменьшится     4)  это зависит от размера сфер

Тело считается положительно заряженным, если у него не хватает электронов. При соприкосновении сфер, электроны с незаряженной сферы перейдут на заряженную. Т к электроны обладают некоторой массой, то масса заряженной сферы увеличится.

  1. Какое(-ие) из действий тока всегда сопровождает (-ют) его протекание?
  1. только тепловое   2) только магнитное   3) только химическое   4) тепловое и магнитное.

Любой проводник нагревается при прохождении по нему электрического тока, это происходит из–за взаимодействия частиц вещества, при их соударении выделяется энергия. Вокруг движущихся заряженных частиц всегда возникает магнитное поле. Поэтому протекание электрического тока всегда сопровождается его тепловым и магнитным действием.

  1. Если распилить постоянный магнит по линии, проходящей между его полюсами, то:
  1. Каждая часть магнита будет иметь один полюс
  2. На каждой части магнита будут южный и северный полюсы
  3. Магнит размагнитится
  4. На одной части магнита будут два южных, а на другой – два северных полюса

Не существует магнитных зарядов, поэтому и разделить их нельзя. Магнитные свойства объясняются наличием одинаково направленных круговых токов внутри металла.

Ю                           С    Если распилить магнит, то на каждой его части будут

                                                      южный и северный полюсы.              

ю               с   ю                 с

  1. Если фокусное расстояние линзы 200 см, то её оптическая сила равна:
  1. 0,5 дптр    2) 0,005 дптр    3) 2 дптр    4) ответить на вопрос по имеющимся данным невозможно

Оптическая сила линзы  , переведем сантиметры в метры и вычислим:

  1. Сопротивление каждого резистора на участке цепи равно 2 Ом. Найдите общее сопротивление участка.

                               R2

       R1

                                     

                                      R3

  1. Ом          2)   Ом         3) 12 Ом         4)  3 Ом

Резисторы R2 и R3 соединены параллельно: R2,3 =R2/2,  R2,3 =1 Ом. Участки цепи R1 и R2,3 последовательны: Rобщ = R1 + R2,3 ; Rобщ =3 Ом.

  1. Чему равна длина электромагнитной волны, если частота её МГц?

1)3м    2) 0,3 м    3) 3 м   4) ответить на вопрос по имеющимся данным невозможно

длина электромагнитной волны равна  , где 3108 м/с

=0,3м

  1. В процессе цепной ядерной реакции деления ядер урана частица, вызывающая деление ядра и одновременно являющаяся одним из продуктов реакции, - это:
  1. Электрон     2)  протон     3)  нейтрон     4)  позитрон

В процессе цепной ядерной реакции деления ядер урана излучаются нейтроны, они вызывают деление ядер.

Прочитайте текст и выполните задания 16-18.

   В воздухе всегда находится некоторое количество водяного пара. Пар, находящийся в термодинамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным. Его давление зависит от температуры.

    Для оценки влажности воздуха вводится понятие абсолютной и относительной влажности.

   Абсолютной влажностью воздуха называют массу водяного пара, содержащегося в 1  воздуха (или плотность) при данной температуре.

    Однако, зная одну только абсолютную влажность, нельзя ещё судить о степени влажности воздуха. Надо ввести ещё понятие относительной влажности.

     Относительной влажностью воздуха φ называют отношение плотности водяного пара, содержащегося в воздухе, к плотности насыщенного пора при данной температуре.

 .

   Чем меньше относительная влажность воздуха, тем более далек пар в нем от насыщения. Если охлаждать воздух, то при некоторой температуре пар  в нем станет насыщенным и начнет конденсироваться на более холодной поверхности, т.е. выпадает роса. Температура, при которой водяной пар, содержащийся в воздухе, становится насыщенным, называется точкой росы.

  1. За окном идет дождь. Означает ли это, что влажность воздуха равна 100%?

1) Да, всегда                                                        2) нет, никогда

 3) может быть равна, а может и нет          4) зависит от температуры воздуха

17. Можно ли по внешнему виду отличить трубу с горячей водой от трубы с холодной водой?

1) нет, никогда      2)можно, летом      3) можно, зимой      4) можно всегда

18. Чему равно давление насыщенного водяного пара при  , если при относительной влажности воздуха 100% давление водяного пара равно 2,33 кПа?

1) 1,16 кПа          2) 4,66 кПа            3) неизвестно               4) 2,33 кПа 

Задание с кратким ответом.

Под действием силы 2 Н тело массой 2 кг изменило скорость на 6 м/с. Сколько времени действовала сила?

Ответ:6секунд.

Под действием силы тело приобретает ускорение  или  составим и решим систему         

Задача с полным решением.

За какое время в минутах нагреется на 80 1,5 л воды в электрическом чайнике мощностью 600Вт и с КПД 80%?

Ответ:17,5 минут.

Количество теплоты необходимое для нагрева воды , где m =

с– узнаем из таблицы,  – переведем литры в кубические метры.

Электрический ток совершает работу А, для нагрева воды расходуется 80%, значит 0,8А=.

Зная мощность чайника, определим время нагрева воды    при вычислении получаем 1050 секунд или 17,5 минут.

В завершении урока даётся задание на дом по результатам работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..

Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...

Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..

Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...

Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..

Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...

Ключевые ситуации в курсе физики 8 класса.

Здесь рассматриваются две ключевые ситуации "Энергия топлива" и "Последовательное и параллельное соединения проводников" и приведены примеры разноуровневых задач к ним....

Ключевые ситуации на уроках физики

На современном уровне развития общества учащиеся должны не просто овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, но и уметь самостоятельно их добывать, анализировать и успешно использовать для...