История на уроках физики «Наша древняя столица – г. Москва» Факультативный курс 7 класс
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

 

      

 Программа составлена с учетом  Федерального компонента государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2004 г.

 

Программа рассчитана на учащихся, получивших определенные знания по предмету «Природоведение» и осваивающих учебный материал по курсу физика 7 класс.

Факультативные занятия  предназначены для развития самостоятельности, творческих способностей учащихся. Содействуют интеллектуальному развитию ученика; обеспечивают реализацию права каждого учащегося на получение дополнительного образования в соответствии с его потребностями и возможностями.

 

С точки зрения реализации гуманистического потенциала учебно-воспитательного процесса, на сегодняшний день важно своевременное выявление природных задатков школьников, развитие их способностей и ориентация на те виды будущей деятельности, которые в наибольшей степени отвечают склонностям каждого ученика. Изучение факультативного курса направлено на устранение прогрессирующей потери интереса школьников к изучению физики. Факультативный курс подразумевает развитие той или иной сферы личности, одно из приоритетных направлений работы с «неуспешными учащимися»: - не допустить формирования комплекса «неудачника».В процессе обучения обеспечивает возникновение у школьников положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, ее содержанию и методам осуществления.

Реализуя концепцию школьного образования, составлена система заданий так, что каждое задание рассчитано на базовый уровень знаний, решение которых требует знаний и сообразительности, логичного обоснования составленных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl.programma_fakultativa.doc245 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ       « Средняя общеобразовательная    школа №2» г.Тарко- Сале

                         

                                                                                                                                                                                           

«Рассмотрено на заседании МС школы »            

протокол №   2 от

«____»____________2011г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________Дюшко Л.В.

Руководитель МС школы

_____________ Лазарева Л.Д.

История на уроках физики

«Наша древняя столица – г. Москва»

Факультативный курс  

7 класс

Рабочая программа составлена с учетом  Федерального компонента государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2004 г. , «Программы факультативных курсов. Сборник № 2, часть 2. Физика. Астрономия. География» М.: Просвещение. 2004 г.

Богдан Людмила Леонидовна,

учитель физики,

высшая категория

г. Тарко-Сале

2011 г.

История на факультативных занятиях по физике.

7 класс

«Наша древняя  столица - г. Москва»

1.Пояснительная записка.

 Программа составлена с учетом  Федерального компонента государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2004 г.

Программа рассчитана на учащихся, получивших определенные знания по предмету «Природоведение» и осваивающих учебный материал по курсу физика 7 класс.

Факультативные занятия  предназначены для развития самостоятельности, творческих способностей учащихся. Содействуют интеллектуальному развитию ученика; обеспечивают реализацию права каждого учащегося на получение дополнительного образования в соответствии с его потребностями и возможностями.

С точки зрения реализации гуманистического потенциала учебно-воспитательного процесса, на сегодняшний день важно своевременное выявление природных задатков школьников, развитие их способностей и ориентация на те виды будущей деятельности, которые в наибольшей степени отвечают склонностям каждого ученика. Изучение факультативного курса направлено на устранение прогрессирующей потери интереса школьников к изучению физики. Факультативный курс подразумевает развитие той или иной сферы личности, одно из приоритетных направлений работы с «неуспешными учащимися»: - не допустить формирования комплекса «неудачника».В процессе обучения обеспечивает возникновение у школьников положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, ее содержанию и методам осуществления.

Реализуя концепцию школьного образования, составлена система заданий так, что каждое задание рассчитано на базовый уровень знаний, решение которых требует знаний и сообразительности, логичного обоснования составленных задач.

        Представленный факультативный курс дает возможность привлекать учащихся к решению задач с физическим содержанием и одновременно выборочно знакомить с наиболее емкими и значительными событиями отечественной истории. Сохраняется в работе хронологический принцип в изложении исторического материала и поэтапное изучение учебного материала по физике, в соответствии с планированием учебной программы.        

Курс, разработан применительно к материалу

Наша древняя столица - г. Москва.

Он представляет интерес и для учащихся других регионов. Материал может быть использован при проведении повторительно-обобщающих  интегрированных уроков истории и физики, на факультативных занятиях по физике, как элективный курс для удовлетворения познавательных интересов учащихся.

        Подобрана информация, которая вызывает у учащихся интерес к предметам, повышает любознательность, содействует воспитанию. Программа предполагает не только вариативность ее применения, но и допускает корректировку содержания с учетом теоретических знаний у учащихся, творческих способностей.

        В качестве основного метода реализации практической части программы рекомендуется организация самостоятельной творческой работы учащихся, как индивидуальной, так и групповой по составлению условий задач с физическим содержанием на базе изученного теоретического материала.

        Используем  «активные» приемы решение физических задач (качественных, количественных, графических, оценочных), составленных учащимися на основе исторического текста.

        Процесс обучения осуществляется через занятия:

  1. исследования, в ходе которых учащиеся решают серию познавательных задач;
  2. творчества, на которых используют полученные знания и составляют условия задач;
  3. отчеты, где заслушиваются результаты их работы, дополняющие и расширяющие имеющихся у них знания.  

           

 

Самообразование человека обуславливается его внутренней потребностью. Изучение курса формирует у школьников соответствующие мотивы, устойчивые желания, интересы и умения.  К числу самых необходимых для самообразовательной деятельности по физике умений  можно отнести следующие:

  1. осуществлять первичную обработку материала (анализ, систематизацию и т.д.) учебного материала;
  2. использовать этот материал в запланированной работе;
  3. изучить дополнительную литературу;
  4. обсудить содержание своей работы.

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам.

Материал курса связан с теми знаниями, которые учащиеся получают по физике, математике.

В результате формируется комплекс учебных действий:

  1. учатся работать над информацией;
  2. учатся разрабатывать определенный вид заданий;
  3. углубляют свои знания по теме: «Наша древняя столица          г. Москва»
  4. проявляют интеллектуальные способности;
  5. раскрывают многогранность своих интересов;

По итогам изучения курса корректируется работа с одаренными детьми, в том числе может быть изменена траектория образования конкретного ученика.

2.Содержание курса.

 «Наша древняя столица – г. Москва»

История на факультативных занятиях по физике.

Введение-1 час.

Исторические источники. Понятие о карте, схеме.

Раздел I     История Московского Кремля - 24 часа.

  1. Кремль деревянный, белокаменный, кирпичный. Стены башни, мосты, стрельницы.

Кремль на защите Москвы (1238 г., 1382 г., 1612 г.)   - 12 часов.

Наглядные материалы: карты, (Кремль, его стены и башни); репродукции картин А.М. Васнецова «Постройка первых стен Кремля», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрие Донском», «Основание Москвы»

  1. За Кремлевскими стенами -  12 часов.

Площади вокруг Кремля. Гранатовитная палата. Большой Кремлевский Дворец и оружейная палата. Саккосы митрополитов в оружейной палате. Успенская звонница. Царь Колокол. Первые большие часы в Москве. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому.

Наглядные материалы: иллюстрации памятников истории и архитектуры на территории Кремля. 

Раздел II.      Составление сборника задач по разделам физики - 10 часов.

Цели:

  1. Дидактическая - углубление мотивации к овладению знаниями;
  2. Воспитательная - формирование внутренней культуры учащегося, (умение концентрировать внимание вокруг существенной информации)
  3. Развивающая - повышение интереса к предметам: история, физика; формирование понимания излагаемых фактов.
  4. Образовательная - расширение знаний учащихся, формирование умения проводить самообразовательную деятельность, вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по составлению условий задач.

Задачи:

  1. Повышать интерес к изучаемому предмету;
  2. Развивать мышление у учащихся, формировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  3. Показать информативную ценность;
  4. Углублять знания по предметам история, физика, подведение учащихся к самостоятельному изучению учебной и научной литературы.
  5. Развивать исследовательские способности учащегося. Учить составлять задачи с физическим содержанием на базе изучаемого исторического материала, формировать творческую активность и познавательную самостоятельность.

3.Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  1. -теоретический базовый материал по физике 7 класса.
  2. -алгоритмы условий задач;
  3. -способы составления задач;

Учащиеся должны уметь:

  1. получать информацию из различных источников;
  2. пользоваться изученным историческим материалом для составления условия задач;
  3. определять физические величины по заданным условиям;
  4. пользоваться  измерительными приборами.

Способ

осуществления предлагаемой работы

«Выучить ребенка учиться,

а потом поручить это делать ему самому»

(Ушинский. Избр. Пед.соч.

М., 1939 г., том 2. стр 147)  

Работа проводится в парах сменного или постоянного состава.На первом занятии учащиеся знакомятся с содержанием предложенного для изучения учебного материала. Учитель готовит образцы задач, условия которых составлены с использованием исторического материала. Учащиеся анализируют условия, составляют алгоритм решения задач и решают их.К следующему занятию наиболее успешно справившимся ученикам с предыдущим заданием ученикам  предлагается подготовить:

  1. дополнительный исторический материал по изучаемому разделу;
  2. по аналогии с заданием на занятии составить условия задач по изученным разделам физики, которые решались на занятии;
  3. расширить условия задач,  с физическим содержанием, усложнить их.

Учащиеся, которые испытывают затруднения, выполняют следующую работу:

  1. отрабатывают навыки составления задач по предложенному алгоритму, на базе исторического материала с которым знакомились на занятии.

На следующем занятии учащиеся знакомятся с новой дополнительно найденной ими информацией, обучают друг друга составлению условий задач. Задают вопросы, которые выясняют, всё ли условия в задаче необходимы для ее решения имеются, вычленяют лишние; решают задачи.

Учащиеся работают по вышеуказанной схеме, пока не будут изучены все предложенные темы. Изучение заканчивается итоговыми уроками, на которых представляются все задачи, которые составлены учащимися в виде сборника задач.

Результаты  

Такая работа дает много положительного. Отмечается развитие грамотной речи, учащиеся обмениваются дополнительно подобранным историческим материалом, учатся рассуждать, составлять условия задач по изученным темам в физике, работать со справочниками по физике, проверяется степень усвоения учебного материала. На занятиях создается непринужденная обстановка общения, учащиеся имеют возможность работать в группах сменного состава. Это способствует меньшей утомляемости учащихся на занятиях, повышению их работоспособности.

Трудности

Большая подготовительная работа по отбору материала на базе, которого составляются условия задач. Учителю одновременно приходится отвечать на вопросы, оценивать правильность условий составленных задач, координировать работу учащихся разных групп обученности.

Задача

Обеспечить сознательный выбор профиля специальной и профессиональной подготовки, усилить воспитательную направленность предмета.

Распределение учебного времени, отведенного на изучение
отдельных разделов курса в 7 классе.

№ темы

Тема программы

Примерные сроки

Количество часов

Количество практических работ

1.

Кремль деревянный, белокаменный, кирпичный. Стены башни, мосты, стрельницы.

Кремль на защите Москвы (1238 г., 1382 г., 1612 г.)  

Сентябрь- ноябрь

12 часов.

6

2.

За Кремлев-скими стенами  

Декабрь- февраль

12 часов.

6

3.

Составление сборника задач по разделам физики

Март- май

10 часов.

10

Учебно- тематический план

п/п

Дата

проведения

Название темы

Количество часов

Форма

проведения

Образовательный продукт (мате-риалы, которые будут разработаны учащимися в ходе урока)

Все-го

Лек-ции

Прак-тика

Введение    -  1 час

1

Введение:

Исторические источники. Понятие о карте, схеме.  

1 ч

1 ч

-

Беседа

Составление карты, схемы

История Московского кремля   -   12 ч

2-3

Кремль: деревянный

2

1

1

практическая работа

Составление алгоритмов, схем, решения задач.

 Условия задач.

4

Кремль: бело-каменный

1

1

практическая работа

Составление алгоритмов, схем, решения задач.

 Условия задач.

5

Кремль: кирпичный

1

1

Лекция;

практическая работа

Составление алгоритмов, схем, решения задач.

 Условия задач.

Стены, башни, мосты, стрельницы  -  4 ч

6-7

Стены, башни, мосты, стрельницы.

2

2

-

Лекция;

8

Стены, башни.

1

1

практическая работа

Составление алгоритмов, схем, решения задач.

 Условия задач.

9

Мосты, стрельницы.

1

1

практическая работа

Составление алгоритмов, схем, решения задач.

 Условия задач.

Кремль на защите Москвы  4 - часа

9

Кремль на защите Москвы (1238, 1382, 1612)

1 ч

1 ч

Лекция;

10

Кремль на защите Москвы (1238)

1

1

практическая работа

Составление алгоритмов, схем, решения задач.

11

Кремль на защите Москвы (1382)

1

1

практическая работа

Составление алгоритмов, схем, решения задач.

12

Кремль на защите Москвы (1612)

1

1

практическая работа

Составление алгоритмов, схем, решения задач.

За Кремлевскими стенами      - 4 ч

13-14

Площади вокруг Кремля.

2

1

1

Лекция;

практическая работа

Составление алгоритмов, схем, решения задач.

15-16

Гранатовитая палата

2

1

1

Лекция;

практическая работа

Составление алгоритмов, схем, решения задач.

17-18

Большой Кремлевский дворец

2

1

1

Лекция;

практическая работа

Составление алгоритмов, схем, решения задач.

19-20

Оружейная палата

2

1

1

Лекция;

практическая работа

Составление алгоритмов, схем, решения задач.

21-22

Успенская звоница .

2

1

1

Лекция;

практическая работа

Составление алгоритмов, схем, решения задач.

23

Царь Колокол.

1

1

практическая работа

Составление алгоритмов, схем, решения задач.

24

Первые большие часы в Москве.

1 ч

-

1 ч

практическая работа

Составление алгоритмов, схем, решения задач.

Условия задач.

25

Памятник К. Минину и Д. Пожарскому.

4 ч

2 ч

2 ч

практическая работа

Составление алгоритмов, схем, решения задач.

Условия задач.

Составление сборника задач  -  10 ч

26

Кремль: деревянный

1

1

практическая работа

Сборник задач по физике.

27

Кремль: бело-каменный

1

1

практическая работа

Сборник задач по физике.

28

Кремль: кирпичный

1

1

практическая работа

Сборник задач по физике.

29

Стены, башни.

1

1

практическая работа

Сборник задач по физике.

30

Мосты, стрельницы.

1

1

практическая работа

Сборник задач по физике.

31

Площади вокруг Кремля.

1

1

практическая работа

Сборник задач по физике.

32

Гранатовитая палата

1

1

практическая работа

Сборник задач по физике.

33

Большой Кремлевский дворец. Оружейная палата

1

1

практическая работа

Сборник задач по физике.

34

Царь Колокол.

1

1

практическая работа

Сборник задач по физике.

35

Первые большие часы в Москве.

1

1

практическая работа

Сборник задач по физике.

6.Средства контроля.

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Административный контроль   ЗУНов

плановых практических работ

2

2

2

2

8

 

   

  1. Учебное и учебно-методическое обеспечение.

1.Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках– М.: Педагогика-пресс, 1994.- 288с.

2.Кончаловская Н. Наша древняя столица. – М.: Детгиз,1962.- 320с.

3.Ноздрачева Л.М. Пропедевтика аналитического аппарата в геометрических задачах 5,6 классов // Математика в школе. – 1990.- №2.- С.14-17.

4.Перькова О.И., Сазонова Л.И. Упражнения для учащихся 5,6 классов // Математика в школе. - 1993. - №1. -С.23-27.

5. Стены и башни Московского Кремля. Архитектура и история. www.russiancity.ru/text/mos04.htm

6. Московский Кремль — Википедия  ru.wikipedia.org/wiki/Кремль_(Москва)

7. Энциклопедия древнерусской жизни: Древняя Москва Аполлинария Васнецова www.booksite.ru/enciklopedia/towns/24.htm   

8.Архитектурные ансамбли Москвы XV - начала XX веков. М., 1997 стр. 28-33 
9.
Г.В. Борисевич. Об основных этапах территориального развития Московского Кремля в XI-XV вв. (по археологическим данным). // Архитектурное наследие Москвы. М. 1988. Стр. 22-31 

 10.Н.Н. Воронин. Московский Кремль (1156-1367 гг.). //Материалы и исследования по археологии СССР, №77 (Метательная артиллерия и оборонительные сооружения), 1958 г. стр. 57-66 
 11.
В.С. Гончаренко Стены и башни. Путеводитель. М., 2001 
 12.
А.А. Гончарова , А.И. Хамцов Стены и башни Кремля. М., 1980 
 13.
Древнерусское градостроительство X-XV вв. М., 1993, стр. 311-320 
  
Зодчие Москвы М., 1981 стр 42-81 
  14
Г.Я. Мокеев. Древнерусские крепости комбинированного типа. // Проблемы теории и истории архитектуры. М., 1973, Стр. 72-85 
  15. 
М.Г. Рабинович. К истории укреплений Московского Кремля. Стр. 326-338. 
  16.
Б.Н. Флоря. Русские посольства в Италию и начало строительства Московского     Кремля.// Материалы и исследования Государственных музеев Московского Кремля. Вып. 3, М., 1980. стр. 12 - 18

Приложения.

История Московского Кремля

Московский Кремль

Впервые поселение «Москва» упоминается в летописи 1147 г. в связи с именем Юрия Долгорукого. Принято от этой даты отсчитывать возраст нашей столицы, а князя – называть ее основателем. Но археологические раскопки показали, что уже в XI в., лет за сто до рождения Юрия Долгорукого, в месте впадения реки Неглинной в Москву – реку, стояло селение с небольшим укреплением.

Укрепленная часть поселения, которую теперь бы назвали Кремлем, размещалась на высоком Боровицком холме и была протяженностью всего от нынешних Боровицких ворот до Большого Кремлевского дворца. Подступы к крепости с двух сторон преграждали Москва - реки и река Неглинная, а с третьей – ров. Когда проводили раскопки между Большим Кремлевским дворцом и Оружейной палатой, неожиданно обнаружили остатки заплывшего землей рва, который 900 лет назад вырыли москвичи для защиты своей крепостцы. Имел он глубину 5-6 м, ширину поверху 15-16 м, и был, вероятно, сухим, т.е. не имел воды. Из земли, вынутой при строительстве рва, был насыпан вал, и на нем воздвигнут частокол.

        Из маленького поселения XI в. Москва к XII в. выросла в пограничный городок Владимирского княжества. В ее укрепленной части, Кремле, стояли дружины, охранявшие подступы к Владимировщине. Там же, за стенами крепости, укрывались горожане при появлении врага.

        В XII в. оборонная мощь Кремля постоянно поддерживалась москвичами, потому что период был труден для страны. Русские княжества вели между собой бесконечные войны, при которых горели города и поселки, гибли жители. Несколько раз сраженья шли в самой Москве. При этом дотла сгорели дома, церкви, Кремль. Но самые страшные испытания свалились на Москву в 1238 г., когда под ее стены пришли полчища хана Батыя. Москвичи укрылись за стенами Кремля и самоотверженно защищали город, но отстоять его не сумели.

        Москва, уничтоженная Батыем, вновь отстроилась и выросла. Она была завещана Александром Невским (великим князем Владимирским) сыну Данилу, как отдельной (удельное) княжество. При приемнике князя Даниила – Юрии, роль княжества увеличилась уже настолько, что оно стало называться Великим Московским. Чтобы Москва соответствовала новому званию – столицы Великого княжества, князь Иван Калита, тоже сын Даниила, стал ее украшать.

За несколько зимних месяцев 1339 – 1340 гг. опытные «рубленники» (плотники) поставили красивую и прочную крепость «град Москва дубов»

Задача

Сооруженные стены Кремля образованы срубами – «городнями», поставленными вплотную друг к другу. Срублены они были из огромных бревен диаметром до 70 см, длиной до 15 м. Внутри «городни» заполняли камнями и землей, а снаружи обмазывали глиной для защиты от пожара.

Чему равен объем одного бревна и его вес? Сколько таких бревен  необходимо было для сооружения стены длиной 1,67 км?

        30 лет дубовые стены успешно защищали москвичей. Но ситуация изменилась с появлением у татар мощных камнеметов, метавших камни, «яко же можаху  4 человека сильнии подьяти».

При штурме деревянной крепости татары сначала обстреливали большими камнями участок ее стены или заборала (бруствера), защищавшего от  стрел верхний ход стены. Как только в стене появились разрушения, нападавшие бросались туда под прикрытием тучи стрел, которые они «яко же дождем пущаху».

        Время деревянных крепостей прошло, новая техника нападения привела Дмитрия Донского к необходимости «ставить город Москва камен». За год на Боровицком холме поднялись белые стены первого каменного Московского Кремля.

        Почти век белокаменные стены оставались непреступными, но обветшали, и повелел Иван III строить новый Кремль. За 14 лет усилиями русских и итальянских зодчих поднялась грозная крепость, выдающееся сооружение своего времени. Она хорошо сохранилась, и уже 500 лет украшает Москву.

С 1485 по 1495 на Боровицком холме был возведен новый Кремль. Сначала перестроили участок укреплений вдоль Москвы-реки: отсюда, с юга, чаще всего нападали крымские  татары. Первыми поставили Тайницкую и Москворецкую башни, затем Водовзводную и Боровицкую. Лишь потом, под защитой башен, воздвигли стены между ними. Затем приступили к укреплению Кремля с восточной стороны: так как с того места, где сейчас Красная площадь, крепость была особенно уязвимой. Здесь не было природных защитных рубежей – рек – Москвы и Неглинной. Отсюда ждали нападения  - приступа, а посему эту сторону Кремля называли приступной.

В последнюю очередь строители защитили Кремль с запада, куда подступы к  крепости преграждали топкие берега Неглинной. Но они же и усложняли строительство, потому что пришлось уплотнять грунт. Иначе он не выдержал бы тяжести монументальных стен и башен крепости.

        Кремль кажется построенным из кирпича. Но кирпичом его стены лишь облицованы, а сложены они из камней, при строительстве залитых известью. Известь, затвердев, связала камни и кирпичи в монолит такой прочности, что его не могли разрушить стенобитные машины.

По широкой кремлевской стене можно ходить.

Задача

Протяженность стен Кремля 2,235 км. Сколько времени потребуется, для того чтобы пройти по стенам Кремля, если средняя скорость движения человека 4 км/час?

Этот боевой верхний ход имеет ширину 2,2 –3,8 м, и защищен с наружной стороны высокими (2-2,5 м) зубцами, и выполненными в форме ласточкиного хвоста, которые называются мерлонами. Через бойницы в мерлонах стреляли из луков, ручниц – ручного огнестрельного оружия и самострелов – луков, тетиву которых натягивали воротом или с помощью зубчатых колес. Самострелы (арбалеты) были, по тем временам, оружием страшной силы пи дальнобойности.

        Для защиты верхнего хода между зубцами имеется каменный парапет, над которым в военное время устанавливали толстые доски – заборола. При отражении атаки заборольники (воины, находящиеся за заборолами), отодвигали доски и лили на нападающих кипящие воду и смолу, сбрасывали булыжники.

        Обстрел неприятеля производился не только с боевого верхнего хода стен. Стены снизу имели еще ряд амбразур,  которые назывались бойницами «подошвенного» боя, а с  приступной стороны в толще стен, соединявших Константино – Еленинскую башню с Набатной, а ту – со Спасской, был внутренний ход, вдоль которого шли бойницы «среднего» боя. Московский Кремль был самой высокой крепостью Руси и  атакующие не могли взобраться на его стены высотой в трех или современный шестиэтажный дом. Если даже предположить, что возможно сделать штурмовые лестницы такой длины, то немыслимо представить, как можно было их установить под огнем сотен воинов – защитников Кремля, стоявших у бойниц.

Для того чтобы многочисленный гарнизон крепости мог быстро занять свои боевые места, в стенах у Никольской, Боровицкой, Петровской и  Благовещенской башен имелось четыре лестницы, по которым ратники поднимались на боевой верхний ход стены.

        Задача

Лестница у Благовещенской башни имеет на 8 ступеней больше, чем у Петровской. Лестница у Никольской – на 33 ступени больше, чем у  Благовещенской. Лестница у Боровицкой башни – на 11 ступеней больше, чем у Никольской. Вычислить, сколько ступеней имеет каждая лестница, если известно, что всех 4-х вместе – 173 ступени.

Какую работу необходимо совершить, для того чтобы ратнику подняться на каждую из этих башен, если известно, что высота ступени 30 см, а масса ратника 80 кг?

На стены можно было подняться не только по внутренним всходам, но и из некоторых башен. Башни были двух типов – проездные (воротные), с воротами, ведущими в крепость, и глухие. Сейчас для проезда в Кремль открыты ворота лишь трех башен: Спасской, Троицкой и Боровицкой. Раньше таких башен было больше.

Чтобы враг не ворвался в крепость через проездные башни – Никольскую, Боровицкую, Спасскую, Троицкую, Тайницкую и  Константино-Еленинскую, их особенно тщательно укрепляли.

Каждая имела «стрельницы» - пристройки, из которых обстреливали неприятеля, штурмующего ворота. К каждой вел мост: подъемный или быстро убираемый. На плане Кремля 1597г. видны защитные башенки перед мостами, ведущими к Тайницкой, Константино-Еленинской и Троицкой башням. Из этих предмостных башенок сохранилась лишь Кутафья, охраняющая подступы к Троицкому мосту.

Внутри проездных башен имелись лестницы, по которым с земли поднимались на верхние этажи башен, а оттуда на стену. Кроме проездных, была только одна башня – Набатная, в которой снизу на самый верх вела лестница. Вероятно, это было сделано для того, чтобы при опасности можно было быстро добежать до колокола и ударить «в набат».

Глухие же башни имели только одни входные двери – со стороны крепости. Через них попадали в нижнее помещение башни, предназначенное для хранения продовольствия  и боеприпасов. Но подняться отсюда наверх было невозможно: помещение с верхними этажами не сообщались. На верхние ярусы глухих башен можно было попасть только по боевому верхнему ходу стены. Пытаться овладеть глухой башней с земли было безнадежной затеей.

Кремль выстроен так, что, поднявшись на стену в любом месте, можно обойти его по периметру и возвратиться в исходную точку. Каждая башня имела на уровне боевого верхнего хода стены сквозной проход. Благодаря такому устройству крепости, ее защитники могли быстро собраться там, где возникала угроза штурма.

Стены Кремля невозможно было взять приступом, и ни раз за 500 лет их существования враг ими не овладел. Но, представляя собой мощные оборонительные сооружения, стены и украшают крепость. На их темно-красном фоне четко вырисовываются белокаменные соборы, золотые купола, зеленные сады. Стены Кремля объединяют все постройки на Боровицком холме в некий сказочный град, яркий и праздничный.

Оборонительный ров на Красной площади.

                         

          В 1508г.в Москву по повелению царя Василия III, со всех сторон государства Московского согнали землекопов, и они за 1,5 месяца вырыли на Красной площади ров от реки Неглинной до Москвы реки. Потом этот ров облицевали камнем и кирпичом и наполнили водой из Неглинной. Чтобы вода самотеком шла по рву к Москве – реке, пришлось уровень воды в Неглинной поднять плотиной. Вода во рву удерживалась посредством шлюзов. После завершения работ в 1516г. Кремль оказался как бы на острове. Его с 3-х сторон защищала вода.

Задача    

Вычислите с точностью до 1 т. массу грунта, который вынули землекопы при строительстве оборонительного рва на Красной площади, если известно, что ров был длиной в 539,8 м, глубиной – 12,8 м, шириной – 36,3 м, а масса 1 куб. м грунта 2,5 т.

        Какова средняя плотность грунта?

        Чему равна работа, выполненная землекопами?  

Через этот широкий ров у Спасских, Никольских и Константино-Еленинских ворот были сооружены деревянные подъемные мосты. В XVII в. вместо них возвели каменные, на арках.

На Спасском мосту и тогда, когда он был деревянным, и когда он стал каменным, торговали книгами. Здесь продавали рукописные книги. Здесь продавали рукописные книги, а с развитием книгопечатания – рукописные и печатные. Особенно бойко шла торговля азбуковниками, календарями, лубочными картинками.

Перед мостом по разрешению Петра I было построено двухэтажное здание с террасой, украшенное сверху скульптурой. В нем помещался книжный магазин В.А. Киприянова.

В книжном магазине В.А. Киприянова книги можно было не только купить, но и почитать. Это была единственная бесплатная, общедоступная библиотека в Москве, а вероятнее всего, и в России. Ею пользовались те, у  кого не было денег на покупку книг. Известно, что многие часы провел в ней М.В. Ломоносов.

        В мирные годы в царствование Ивана Грозного во рву у Угловой Арсенальной башни жили и львица, привезенные в подарок царю английским послом Д. Горсеем в 1587 г. При царе Алексее Михайловиче во рву жил слон, подаренный царю персидским шахом. Потом этих зверей пересилили в зверинец.

В XVII в. ров потерял военное значение, и был засыпан в 1815 – 1816 гг. при реконструкции площади после Наполеоновского нашествия.              

   

Площади вокруг Кремля

                   

Москва в XV в. была городом, в котором большинство церквей, дома, мостовые и заборы были деревянными, поэтому возникавшие в ней пожары почти невозможно было потушить.

Страшный пожар охватил город в 1493 г. Он начался в Замоскворечье, потом перекинулся через реку в Кремль. В результате выгорели  не только постройки на Боровицком холме, но и посады вокруг него.

После этого пожара к востоку от Кремля образовалась пустое пространство, которое долгое время называли «пожар», а позже – «Великий торг», ибо оно стало главной торговой площадью города, а теперь мы называем его Красой площадью.

Создав вокруг Кремля цепь пустырей, правительство не только оберегло его от пожаров, которые могли перекинуться на Боровицкий холм из посадов, но и повышало обороноспособность крепости.

В конце XV на Москву чаще всего нападали кочевники, которые почти не брали в поход орудий и могли обстреливать защитников Кремля, в основном, из луков. Сохранились сведения о том, какой была дальность полета стрелы, выпущенной из лука. Арабская «Книга по описанию превосходных качеств лука и стрел» 1500 г. сообщает, что лучники всего мира прицельно стреляли на расстояние от 13,5 до 67,5 м. При этом предельная дальность полета стрел была 162,5 м. Следовательно, ордынцы не могли поразить защитников Кремля, стреляя из лука через поле шириной около 170 м, не хватало дальности полета стрел. Подкрасться к крепости поближе по незастроенному пространству тоже было невозможно.

Задача  

Красная площадь занимает 6,9512 га. Выразить ее размеры в кв. м.

Толщина булыжного камня 25 см. Вычислить массу булыжника который необходим был для того, чтобы уложить им всю площадь?     

 

   

Грановитая палата

Задача

Стрела из лука летела не далее 162,5 м. А пушечное ядро – в 1,5 раза дальше. Вычислите предельную дальность стрельбы из орудий в XV в. с точностью до 1 м?

Пустырь к востоку от Кремля начали называть Красной площадью в XVII в, когда она стала действительно красивой. К этому времени выросли нарядные завершения  на Кремлевских башнях, заиграли часы на Спасской башне, выросли вдоль площади торговые ряды (теперь на этом месте стоит ГУМ) и Земский приказ (на его месте – Исторический музей). Блестела вода во рву, и украшал площадь причудливый храм Покрова на Рву, возведенный в 1552-1560 гг., и более известный сейчас как храм Василия Блаженного (по имени почитаемого московского юродивого, похороненного в пристроенном к храму приделе).

Однако и в XVII в. Красная площадь не была замощена. В дождь она покрывалась вязкой грязью, через которую можно было пройти только по двум дорожкам из бревен, одна из которых шла от моста у Спасских ворот к  Ильинке,  вторая – от Никольского моста к  Никольской улице. Только в 1804 г. площадь вымостили булыжником, и лишь в XX в на ней появились фонари. Но при всех недостатках площадь была красива. Это подтверждают и русские исторические документы, и отзывы иностранцев.

Грановитая палата – самая большая палата XV в. на Руси

Зал Грановитой палаты был велик, но казался еще больше, чем в действительности, так как был почти пуст. Вдоль его стен шло возвышение, поднимавшееся над полом на две ступени. На нем стояло скамейки для гостей. В «Красном « углу, на трехступенчатом возвышении стоял трон. Его расположение в восточном углу палаты было данью древней традиции, по которой в славянских жилищах это место считалось самым почетным.

        Княжеских и царских тронов сохранилось несколько.

        

        Из царских тронов, хранящихся в Оружейной палате, необычным обликом выделяется массивный серебряный двуместный трон, на котором восседали правившие вместе братья – пятнадцатилетние царь Иван и десятилетний царь Петр. Трон имеет по сиденью для каждого из братьев. В спинке трона за сиденьем младшего, но более смышленого царя, было задернутое занавесом оконце, за которым в потаенном пространстве прятались те, кто подсказывал будущему Петру Великому, в случае необходимости, как себя вести и что говорить при царских приемах. Поэтому глубина трона значительно больше глубины сидения царевичей.

Трон был изготовлен в 1682 г. в кремлевских мастерских. На изготовление его резных, чеканных и литых деталей пошло 13 пудов 2 фунта (208 кг 800 г) серебра.  

Задача  

Глубина сиденья двойного трона, изготовленного для малолетних  царевичей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, составляет 0,84 м, высота – на 3,16 м больше его глубины. Глубина трона на 1,65 м меньше высоты. Запишите высоту трона и вычислите ее численную величину и вес.          

        

Большой Кремлевский Дворец и оружейная палата.

В 1838-1849 гг. по распоряжению Николая I архитектор К.А. Тон возвел Большой Кремлевский дворец.

Здание двухэтажно. Первый этаж его служил Собственной половиной  дворца (там жили члены царской семьи), а второй – его Парадной половиной. Залы второго этажа очень высоки и для их равномерного освещения окна в залах размещен в два ряда. Второй и третий ряды окон фасада и являются двухсветным освещением залов. Резные (из белого камня) наличники окон и белые лопатки между окнами образуют рисунок фасадов, скрадывающий их размеры: здание не кажется ни чрезмерно длинным, ни слишком высоким.

Общая площадь помещений Большого Кремлевского дворца составляет почти 20000 кв. м.

При строительстве дворца К.А. Тоном были использованы прогрессивные для своего времени конструкции, новые строительные материалы. Так он применил металлические перекрытия и железные стропила, которые впервые были применены В.П. Стасовым и  А.П. Брюлловым при перестройке Эрмитажа после пожара 1837 г.

Задача

Для строительства крыши Большого кремлевского дворца использовано 1785,42 т железа и 245700кг чугуна. На сколько центнеров железа пошло на сооружение крыши больше, чем чугуна.

Чему равен вес этих материалов?

Каков их объем?

Пять парадных залов второго этажа посвящены высшим русским орденам. 

Первым из них был орден Св. Андрея Первозванного, учрежденный Петром I. Им награждали только по личному решению царя лиц императорской фамилии и выдающихся полководцев. Первым кавалером его в 1699 г. стал генерал адмирал и фельдмаршал боярин Федор Головин, шестым – царь Петр I (1703) за взятие в плен 2-х шведских кораблей в устье Невы.

Впоследствии пожалование этим орденом делало награжденного автоматически кавалером орденов Св. Александра Невского, Белого Орла, ордена Св. Анны I степени, а также Св. Станислава. Интересно, что изготовление драгоценных орденских знаков высших орденов России члены императорской фамилии должны были оплачивать за собственный счет.

Андреевский был тронным залом дворца. В нем на возвышении стоял трон царя Николая I, с одной стороны которого был трон царицы Александры Федоровны, а с другой – вдовствующей императрицы (жены Александра I) Марии Федоровны. Больше в зале сидений не было. Единственным украшением блестящего пола был узор паркета. Здесь, в присутствии лиц царской фамилии можно было только стоять.

Сейчас Андреевский зал не существует, так как в 1934 г. его объединили с Александровским залом (по имени ордена Александра Невского) в единый зал заседаний Верховного совета.

В большом Кремлевском дворце, кроме тронного зала императора, в котором император вместе с супругой принимал участие в торжественных приемах, имелся еще один тронный зал – поменьше. В нем стоял единственный трон – для царицы. Зал назывался Екатерининским в честь женского ордена Екатерины. Награда была учреждена  в 1714 г. в память о роли, сыгранной царицей в спасении от разгрома, которым мог завершиться в 1711 г. неудачный турецкий поход Петра I. Тогда 38 – тысячную русскую армию на берегу Прута окружили 200000 турок. Потери янычар только за один день сражения составили 7000 человек. Но силы были слишком неравными, а исход неизбежен. В поисках спасения армии и мужа, рядом с которым находилась неотлучно, Екатерина послала турецкому визирю все свои драгоценности. Получив  их, визирь заключил с послами Петра мирный договор. По нему Россия возвращала Турции азов, уничтожала ряд военных крепостей. Но за счет этих потерь были спасены и русская армия от уничтожения, и царская семья от плена.

В память об этом событии каждая дама, награжденная орденом Св. Екатерины, должна была за собственные средства выкупить одного христианина из турецкого рабства. Список награжденных орденом открывался именем царицы Екатерины.

Самый известный зал Кремлевского дворца – Георгиевский. Он назван в честь ордена Георгия Победоносца, учрежденного в 1769 г. императрицей Екатериной II. Награждали им только за боевые заслуги. Беломраморный Георгиевский зал - один из самых больших и самых красивых залов дворца.

Пол зала является сам по себе произведением искусства. Красивейший паркетный ковер был выложен по рисунку академика Ф.Г. Солнцева из 20 ценных пород дерева: чинары, бука, ясеня, карельской березы, красного дерева, индийского палисандра, африканского падука и других.

Площадь пола Георгиевского зала составляет 1253,9 кв.м.

Задача      

 Площадь 0,28 кв. м паркетного пола  выложена буком. Толщина пола 0,20 м. Вычислите массу бука, которую использовали?

Георгиевский зал освещен шестью ажурными бронзовыми люстрами. При реставрации 1968-1969 гг. были созданы механизмы для их опускания и подъема.

Задача

Масса каждой люстры 1300 кг. Вычислите работу, которую выполняют механизмы при подъеме всех этих люстр, если высота зала 17,8 м. Определите объем одной люстры?

На мраморных досках, вмонтированных в стене Георгиевского зала, высечены названия воинских соединений (полков, экипажей и батарей), награжденных орденом Георгия Победоносца. На других досках – имена георгиевских кавалеров. Среди них – великие полководцы России: А.В. Суворов, М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов. Награждались этим орденом лишь лица дворянского происхождения.

Рядом с Георгиевским залом располагается восьмигранный двухцветный Владимирский зал. Орден св. Владимира  был учрежден в 1782 г. для награждения заслуг лиц гражданских. Он приносил потомственное дворянство всем награжденным, кроме купцов, которые, будучи отмечены им, получали потомственное звание почетного гражданина.

Расстояние от пола Владимирского зала до центра купола свода 0,018 км.

Для облегчения массы купола и улучшения акустических свойств зала его стены сложены из полых керамических горшков. Венчает его световой фонарь шестиметровой высоты, сквозь который в зал льется солнечный свет. В центре фонаря на металлическом тросе подвешена большая бронзовая позолоченная люстра. Точно по оси люстры под ней – центр розетки паркета, набранного из мореного дуба и орехового дерева.

Масса люстры Владимирского зала 17,40 центнера.

Задача

Вычислите вес люстры. Какую работу необходимо выполнить , чтобы снять эту люстру?

Сооружение Большого Кремлевского дворца позволило слить в единый комплекс дворец XIX в., Грановитую палату, построенную при Иване III, Царицыну палату, относящуюся к правлению Ивана IV и Теремной дворец, возведенный при первом Романове-Михаиле Федоровиче.    

   

 

          

САККОСЫ  МИТРОПОЛИТОВ  В  ОРУЖЕЙНОЙ  ПАЛАТЕ.

В 1844-1855 гг. по проекту архитектора К.А. Тона рядом с возводимым им Большим Кремлевским дворцом было сооружено двухэтажное здание Оружейной палаты. В нем разместили сокровища, собранные за несколько столетий Московскими Государями.

          В  Оружейной  палате  экспонируется  много  удивительных  вещей,  среди  которых  одной  из  старейших  является  саккос  (верхняя  одежда)  митрополита  Петра.  Сшитое  в  1329  г.  одеяние  из  византийского  светло-синего  атласа  заткано  серебряными,  золотыми  крестами,  расшито  жемчугом  и  дробницами  (кусочками  серебра).

  В  Оружейной палате  также  хранится  саккос  митрополита  (1354-1378)  Киевского  и  Всея  Руси  Алексея.  Его,  как  и  митрополита  Петра  почитали  чудотворцем  и  после  смерти  причислили  к  лику  святых.  Его  саккос  выткан  из  синей  византийской  ткани  с  вытканными  крестами.

В  истории  русской  православной  церкви  есть  фигура, оставившая  трагический  след.  Имя  патриарха  Никона  связанно  с  расколом  церкви.  

После  смерти  патриарха  Никона  осталось  около  100  его  облачений,  роскошью  не  уступавших  царским.  Среди  них  являются  саккос  из  итальянского  аксамита-ткани,  основой,  которой  служит  тонкий  шелк,  а  поперечные  нити-золотые.  

                   

Задача

Из  одного  грамма  золота  вытягивали  тонкую,  как  волосок,  нить  длинной  2,5  км,  а  из  1 г  серебра – в 2000  м.  на  сколько  золотая  нить  массой  в  1  г  длиннее  серебряной  нити  той  же  массы?  Какова  площадь  поперечного  сечения  этих  нитей?

Каков объем каждой нити?

УСПЕНСКАЯ  И  ФИЛОРЕТОВА  ЗВОННИЦЫ.  КОЛОКОЛА  КРЕМЛЕВСКИХ                                                  ЗВОННИЦ.

В 1543-1552 гг. придворный архитектор великого князя Василия III Петрок Малый построил в Кремле небольшую изящную церковь Рождества Христова, в подклетях которой хранилась казна митрополита. В это время верили, что колокольный звон защищает сокровища от лихих людей, поэтому церковь возвели вплотную к столпу Ивана Великого.  

Неизвестно, когда и каким  архитектором этот храм был полностью перестроен и превратился в массовую церковь, которую венчает звонница для больших колоколов.

  1. Успенская  колокольня  появилась  при  первых  царях  династии  Романовых.

В 1624 г. по повелению патриарха Филарета к Успенской колокольне Бажен Огурцов пристроил еще одну звонницу, которую теперь называют Филаретовой.

После того, как возвели звонницы, появился плавный переход от «Ивана Великого» к Успенской звонницы, от нее к Филаретовой, а затем – к Успенскому собору.  

  1. Успенский  колокол  самый  массивный  колокол  из  действующих  в  России.  У  него  сильный  звон  красивого  тембра.  Ударом  этого  колокола  начинался   перезвон  московских  колоколов  в  ночь  перед  Христовым  Воскресеньем.  С  1994  г  в  особо  торжественных  случаях  в  Кремле  звенят  колокола.  Чтобы  Успенский  колокол  благовестил,  его  язык  раскачивают  10  звонарей.

Задача

  1. Масса  Успенского колокола 65,32 т, изготовлен из 0,82 массы меди и 0,17 массы олова. Каков объем этих компонентов?

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ

В  начале  XVII  веке  по  приказу  Б. Годунова  отлили  очень  большой  колокол,  который  назвали  Царь-колокол.  Это  был  как  бы  прадед  Царь-колокол,  стоящий  сейчас  в  Кремле.  Для  того  чтобы  его  повесить,  срубили  рядом  с  «Иваном  Великим»  башенку  из  дубовых  брёвен,  где  и  поместили  колокол  на  высоте  4 м  от  земли.  Польский  шляхтич  Самуил  Маскевич,  который  видел,  как звонили в него, рассказывает, что к языку колокола были привязаны 2 каната, за которые брались  по 12  человек  и  тянули  язык  попеременно  то  в  одну,  то  в  другую  стороны.  Раздавался  низкий,  торжественный  гул.

В царствование Алексея Михайловича во время пожара колокол упал и разбился. В 1654 г. из его осколков решили отлить новый, еще больший колокол. Эту работу поручили Нюрнбергскому мастеру Иоганну Фальку. Фальк посчитал, что отлить такой большой колокол, да еще в короткий  срок, невозможно. Изготовить новый колокол предложили литцы  Пушечного  двора, сообщившее царю, «что их с такое  большое колокольное  дело против иноземца Ивана Фалька будет» (т.е. что они сумеют выполнить эту работу не в пример Фальку), и «слова и травы» на колоколе положат таких же, как кладет Иван Фальк.

За один год литец Пушечного двора Данила Данилов с сыном Емельяном, который за два года перед тем создал вышеупомянутый Вседневный колокол, отлили в Кремле на Ивановской площади второй гигантский колокол, как бы дедушку нынешнего царь – колокола.  

Задача

Первый  царь-колокол  имел  массу  36 т.

Какая  работа  была  выполнена  при  поднятии  колокола?

Отлитый Данилой Даниловым колокол просуществовал всего год и треснул от сильного удара языка по нему.

Летом того же 1654 г. умер от чумы и литец колокола Данила Данилов. Отлить новый колокол, взамен разбитого, поручили Александру Григорьеву.

Царь-колокол,   отлитый  в  1655 г,  имел  массу  равную  144 т.

К  этому  колоколу  выковали  огромный  железный  язык.  Павел  Алеппский  рассказывал,  что  «толщена  его  была  такова,  что  с  трудом  могли  охватить  его  руками,  длинна  же  более  полутора  роста». И к  языку были  привязаны  4  каната,  по  2  на  каждую  сторону.  Звонари,  стоящие  на  площади  по  очереди  осторожно,  чтобы  не  завалить  колокольню,  тянули  их.

Задача.

Найдите  величину  пути,  который  проходил  язык,  если  работа  по  его  перемещению  была  равна  его  перемещению  в  одну  сторону  120  кДж

Колокол, отлитый Григорьевым, много лет висел на деревянных «подмостьях» около «Ивана Великого»

Царь колокол, отлитый А.Григорьевым, благовестил с 1679 г. уже в успенской  звоннице, и его голос перекрывал голоса всех других колоколов столицы.

Однако, 19 июня 1701 г. во время пожара в Кремле, колокол упал и разбился. В 1730 г. императрица Анна повелела из сохранившихся кусков отлить новый, но еще большей массы. Изготовление его поручили Ивану Моторину с сыном Михаилом.

Задача

При отливке в 1735 г. Царь – колокола в плавильные печи загрузили 15312 пудов 24 фунта меди и олова. После отливки в печах осталось неиспользованными 2985 пудов 8 фунтов металла. Какова истинная масса колокола, если известно, что 1 пуд = 16,380 кг, а фунт = 0,4095 кг?

После того, как колокол остыл, с него сняли «кожух», и в литейную яму спустились чеканщики. Они прорабатывали рисунки на поверхности колокола, так как после литья изображения  получаются недостаточно четкими. Эта работа заняла полтора года и не была закончена в связи с пожаром в мае 1737 г. Москвичи, тушившие  пожар, поливали колокол водой, опасаясь, что он расплавится. Но от неравномерного охлаждения колокол треснул во многих местах, а одна трещина оказалась такой глубокой, что кусок колокола отвалился.    

В  1979  году  во  время  реставрации  Царь-колокола из  его  трещины  взяли кусочек  металла  и  произвели  его  химический  анализ.  Исследования  показали,  что  колокол  отлит  из  бронзы,  т.е.  сплава  меди  с  олова,  и  легирующих  элементов,  которые  добавляют  в  сплав для  придания  ему  определенных  свойств.

Задача

Приняв  для  простоты  вычислений,  что  масса  Царь-колокола  равна  200 т  и  зная,  что  масса  меди,  использованной  при  его  изготовлении,  составляет  0,82  массы  колокола,  а  масса  олова  0,17,  вычислите  массу  легирующих  элементов  и  примесей,  которые  входят  в  сплав  колокола.  Вычислите  плотность  элементов  и  примесей.

ПЕРВЫЕ  БОЛЬШИЕ  ЧАСЫ  В  МОСКВЕ.

Со  строительством  при  Иване  III   нового  Кремля  на  его  башнях  появились  куранты - башенные  часы  с  музыкой.  Первые  часы  установили   на  Спасской  башне.  Ученные    предлагают,  что  они  появились  на  башне  вскоре  после  её  завершения  её  строительства,  в  1491  г.

В  начале   XVII  в  старые  часы  старые  часы  со  Спасской башни  продали  в  Ярославль  Спасскому  монастырю,  и  по  сохранившейся  купчей   установлено,  что  они  весили  60  пудов,  т.е.  960 кг.  Следовательно,  первые  часы  были  достаточно  велики.  Новые,  ещё  большие,  поручили  изготовить  «английской  земли  часового  и  водо-взводного  дела  мастеру»  Христофору  Галовею,  которого  царь  Михаил  романов  пригласил  в  1621  г  в  Москве  на  службу.

Спасскими курантами гордились москвичи, им дивились приезжающие в «царствующий град» иностранцы. Павел Аллепский в своем «Путешествии….» писал, что это были «чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и громкому звонку своего большого колокола, который слышен не только во всем городе, но и в окрестных деревнях, более чем на 10 верст». Часы увидел в 1661-1662 гг. австрийский посол Августин Мейерберг. Они ему так понравились, что он поручил своему художнику зарисовать их. Сохранившийся рисунок помогает понять устройство курантов. Они имели  одну – неподвижную часовую стрелку в виде луча солнца и вращающийся циферблат, на котором часовые деления отмечены славянскими буквами. О минутах, наверно, стали задумываться позже. Тогда и  придумали минутную стрелку.    

Галовеевские  часы  были  большие  и  массивные.  Их  циферблат,  массой  в  400  кг,  был  собран  из  тяжелых  дубовых  досок  и  окрашен  голубой  краской,  под  цвет  неба.  На  нём  были  золотом  нарисованы  солнце  и  месяц  и  укреплены  светлые  жестяные  звёзды.

Задача

Диаметр  современных  курантов  на  Спасской  башне  6,12  м,  а  диаметр  циферблата  Галовеевских  часы  составляет  43/51  этой  величины. Вычислите  диаметр  циферблата  Галовеевских  часов.  Вычислите,  какой  путь  проходит  минутная  стрелка  за  один  оборот.

В конце XVIII в. и эти часы обветшали, и пора их заменить новыми. В 1763 г. в помещении под Грановитой палатой разбирали архивы бывших Преображенского и Семеновского приказов, и нашли «большие английские курантовые часы», который установил на Спасской башне за три года «часовых дел подмастерье» Иван Полянский.

Эти часы работали несколько десятков лет, но со временем тоже износились и стали нуждаться в ремонте. Сохранился рапорт о том, в каком плачевном состоянии они были в 1851 г. «Железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, то в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость…,  осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки…дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил».

Капитальный ремонт часов был произведен в 1851-1852 гг. на заводе братьев Бутеноп. Тогда заново изготовили многие износившиеся детали курантов и полностью переделали музыкальный узел.

        За работой Курантов наблюдают квалифицированные специалисты, вооруженные современной техникой. В подземелье Кремля смонтирован двойник Спасских часов, механизм которого связан с механизмом башенных часов. Малейшее отклонение от синхронности в работе оригинала и копии сигнализирует о необходимости ремонтных работ. Кроме того, рядом с Курантами в самой башне укреплены чувствительные микрофоны, передающие вниз звук хода часов. Если в шуме, издаваемом вращающимися механизмами, появляется хотя бы незначительное изменение, приборы фиксируют это, точно указывая, работа какого угла часов нуждается в регулировке.  

ПАМЯТНИК  К.И. МИНИНУ  И  Д. ПОЖАРСКОМУ.

В  начале  XIX  в.  вольное  общество  любителей  словесности,  науки  и  художеств,  обеспокоенное  тем,  что  в  России  нет  скульптурных  памятников,  посвященных    историческим  событиям,  обратилось  к  известному  ваятелю  Ивану  Петровичу  Мартосу  с  просьбой  создать  монумент  в  честь  К. Минина  и  Д. Пожарского,   которые  возглавили  народное  ополчение,  в  октябре  1612  г  изгнавшее  польских  оккупантов  из  Москвы.

Сначала на Литейном дворе выполнили монумент из воска, покрыли его мастикой, образовавшей огнеупорную корку. Поверх нее уложили глину и сковали образовавшийся футляр железными обручами. Когда в 16 мечах под формой зажгли огонь, воск вытек из формы, оставив полость в форме памятника. Пустую, форму залили расплавленной бронзой. За одну отливку В.П. Екимов целиком изготовил весь монумент. Только шлем, и щит пришлось отлить отдельно.

Одновременно с изготовлением статуи соорудили постамент памятника. Этот заказ выполнялся «Санкт-Петербургским II гильдии купцом Самсоном Ксенофонтьевым Сухановым» с артелью.

По рисункам И.П. Мартоса С.К. Суханов из добытого под Выборгом монолита красного гранита необыкновенно точно высек пьедестал и по зимнему пути привез его в Москву.

Бронзовый же монумент после чеканки и доделок весной 1817 г. начал двигаться из Санкт – Петербурга в Москву. Транспортировали его водным путем. За 3,5 месяца он по Неве, Ладожскому озеру, Мариинскому каналу, Шексне, Волге, Оке и Москве – реке достиг кремлевской набережной, откуда его на руках, чтобы не повредить, 100 человек перенесли на Красную площадь.

Осенью и зимой шла установка памятника, и к февралю 1818 г. он был готов к  открытию.  

20  февраля   1818  г на  Красной  площади  памятник  был  открыт.  На  память  грядущим  поколениям  надпись  на  постаменте  гласил:  «Гражданину  Минину    и  князю  Пожарскому  благодарная  Россия.  Лето  1818».

Памятник  был  открыт  при  огромном  стечении  народа.  Москвичи  с  утра  заполнили  площадь,   верх  стен  Кремля,  крыши  Торговых  рядов.  В  честь  открытия  памятника  состоялся  парад,  в  котором  принимали  участие  полки  пехоты  и  конницы,  прославившиеся  в войне   с  Наполеоном.

Монумент  запечатлел  тот  миг  русской  истории,  когда  нижегородский  староста  Козьма  Захарьевич  Минин  предложил  князю  Дмитрию  Михайловичу  Пожарскому  возглавить  всенародное  ополчение. Еще не оправившийся от ран, князь сидит, вытянув вперед раненную правую ногу.  Но  недомогание  не  мешает  ему  принять  из  рук  К.Минина  меч  полководца.  Оба  мужа  изображены  в  виде  античных  героев,  но  ряд  деталей  облика,  одежды,  форма  оружия  говорят  о  том,  что  это – русские  войны.

Пьедестал  памятника  украшен  двум  бронзовыми  барельефами  работы  И. П. Мартоса.  На  том,  что  обращен  к  собору,  изображено  изгнание  оккупантов  из  Москвы,  на  другом -  новгородцы,  собирающие  средства  для  борьбы  с  захватчиками.

Задача

Лицевая  сторона  постамента  памятника  украшена  бронзовым  барельефом  прямоугольной  формы,  ширина  которого  составляет  0,46  от  его  высоты.  Вычислите  массу  барельефа,  если  известно,  что  его  ширина  на  1,377  м  больше  высоты,  притом  что  его  толщина,  равна  5  см.

«Заложи Москву камен»

        В XIV в. Русь копила силы для свержения монголо-татарского ига. Организатором и вдохновителем этой борьбы было Московское великое княжество, в то время самое сильное из русских княжеств. Но прежде чем начать активные военные действия против ордынцев, необходимо было укрепить Москву.

        Обгоревший Кремль нуждался в восстановлении, но было не до того – в городе свирепствовал «великий мор» (чума). Только в начале зимы 1366 г., когда «черная смерть» отступила, появилась возможность заняться восстановлением крепости.

Задача         

К весне 1367 г. запасы камня были достаточны, чтобы начать строительство, и москвичи «заложи Москву камен и начаша делати бес престани». В результате это непрерывной работы к 1368 г., т.е. всего за 1,5 года был построен огромный Кремль, протяженностью стен и башен которого составила 1979 м.  

Сколько метров стены закладывали каждый день?

        

        Строителям Московского Кремля нужно было найти новый способ сооружения стен, без валунов. С этой задачей блестяще справились талантливые горододельцы – военные инженеры и «каменных дел мастера», собравшиеся со всей Русской земли, имена которых, к сожалению, неизвестны. Они применяли при строительстве Кремля веками накопленные приемы возведения храмов Владимира и Суздаля, Пскова и Новгорода. Вырытую под фундамент стен и башен траншею забили бутовым камнем, и залили ее известью. Известь с камнем, застыв, образовала монолит. На этом фундаменте таким же способом возвели стены, которые еще и облицевали с двух сторон обтесанным белым камнем.

Задача    

На облицовку стен и башен Кремля взяли 0,35 той массы камня, который пошел на забутовку. На изготовление извести израсходовали на 12 тыс. куб. м. известняка меньше, чем камня – на облицовку. Всего на забутовку и на изготовление извести пошло 42 тыс. куб. м. камня и известняка. Сколько камня и известняка использовали при строительстве белокаменного Кремля?

        

        Враги неоднократно пытались овладеть Кремлем, но безуспешно. В 1368 г. великий князь литовский Ольгерд с тверским князем  Михаилом, имея огромное войско, попробовали покорить Москву, однако мужество защитников Москвы и укрепления Кремля оказались непреодолимой  преградой для них.

        Через два года, в 1370 г., князь Ольгерд «собрав вои многы в силе тяжце» вновь подошел к Москве. На этот раз он без успеха простоял под стенами Кремля восемь дней и запросил мира. Много раз враги пытались овладеть Кремлем и не сумели. Татарский хан Едигей в 1408г. и Мазовша в 1451 г., подойдя к Москве не осмелились штурмовать Кремль «построения ради грозного и стреляния с града. Они спалили посады Москвы, и ушли восвояси, грабя и уничтожая на своем пути русские города и села.

В преддверии Куликовской битвы

В 1361 г. Золотая Орда распалась на ряд ханств, самым сильным из которых была западно-волжская Мамаева орда. Разрозненные ханства уже не имели прежней силы: «Помале, - сообщает летопись,  - оскудеваше Орда от великиа силы своея». Русские же рати, накапливая опыт битв с ордынцами и теряя страх перед ними, все успешней сражались с завоевателями.

В 1365 г. князь Олег Рязанский, соединив свои полки с полками пронского и козельского князей, разбил полчища мурзы Тугая, вторгшиеся на русскую землю. Отряд татар «едва в мале дружине убеже». В 1367 г. князь нижегородский Дмитрий вместе с суздальцами «избиша» отряд Булат – Темира.

Русь набирала силу. С 1374 г. она перестала платить дань Орде.

        Мамай в 1378 г. послал на Русь мурзу Бегуза.

К моменту выступления в поход Мамай собрал огромную армию: «всю землю половечьскую и татарскую и рати понаимовав фрясы, и черкасы (черкесы), и ясы (осетины), а также камских болгар и наемников из народов Поволжья, Крыма и Северного Кавказа. Однако Русь всегда готовилась к битвам. Разрозненные княжества, отбросив распри, признавали вождем будущего противостояния великого князя московского Дмитрия Ивановича. Он заключал с каждым из них договор –докончание: « А поидет на нас татарове или на тобе, битися нам и тобе с одиного всем противу их». По всей русской земле ковали пики и железные палицы, сабли и наконечники для стрел. Изготавливались кольчуги, шлемы и щиты.

        Кольчуги – рубашки из железных колец – известны на Руси давно. Первые кольчуги, защищавшие воинов в бою, на Руси появились у княжеских дружинников и «воев»- горожан, бравшихся за оружие, в глубокой древности.

        На нашей земле обнаружено более 100 кольчуг IX- XIII вв., которые тогда называли броня.

        

        Слово кольчуга появилось лишь в XV-XVI вв. и произведено, явно, от колец, из которых она собиралась

Задача

Кольчужные доспехи были тяжелы (масса найденной на поле Куликовом кольчуги –10,6 кг.) и в походе возили их за войском на телегах. Одевали кольчуги только перед боем.    

Определить вес этой кольчуги?

Задача

Масса вооружения русского воина на Куликовом поле составляла 16 кг. Чему равна сила тяжести воина в доспехах, если его масса в среднем была 70 кг?

Начало военных действий

О Куликовской битве, являющейся величайшим событием русской истории, мы можем прочесть в дошедших до нас произведениях XIV-XV вв.

        О том, как Мамай собрался идти на Русь, красочно написал монах Софоний в «Сказе о Куликовской  битве»

О том, ханские войска «перевезеся» (преодолев) Волгу, «стали со всеми силами» у устья реки Воронеж, - сторожа немедленно сообщили в Москву. 23 июля 1380 г. к великому князю прискакал второй гонец «сторож крепкий Андрей Попов, сын Семенов» с известием:» Идет на тебя, государь, царь Мамай со  всеми спилами ордынскими, а ныне он на реке на Воронеже».

27 августа после торжественного молебна в Успенском соборе войска через Никольские, Спасские и Константино-Еленинские ворота вышли из Кремля и тремя дорогами двинулись в Коломну, ибо воинов было так много, «яко не вместитися им единою дорогою». 29 августа рать собралась в Коломне, где ратников принялись разбивать на полки. Полков, по русскому воинскому обычаю, сформировали:

  1. сторожевой;
  2. передовой;
  3. большой;
  4. правой руки;
  5. левой руки.

Укомплектовавшись, армия двинулась навстречу полчищам Мамая.

Шестого  сентября русская армия подошла к Дону.

Задача

Вышедшая из Москвы русская армия, сделав остановку в Коломне, пришла в конечную точку 300-километрового похода – на берег Дона – через 18 суток. Считая, что армия пребывала в движении 2/3 затраченного времени, вычислите, с какой средней скоростью она двигалась?

Сооружения Москвы, возведенные в эпоху Ивана III

               

На Руси издавна строили из кирпича. Из него возведены Десятинная церковь Софийский собор в Киеве (XI в), храмы в Смоленске, Чернигове. В стародавней Руси стены построек складывали из кирпича, который назывался плинфа.  

        На строительстве сооружений на Боровицком холме использовали кирпич трех видов: маломерный «государев кирпич» размером 22-11-5 см, который шел на строительство дворцов и храмов, «государевый большой руки» кирпич размером 31х13х9 см, применяемый при возведении стен и башен Кремля, и огромный кирпич размером 56х28х15 см, которым укрепляли берег Москвы-реки у Водовзводной башни.

Задача

Суммарная масса 3-х разных кирпичей из старинных строений на Кремлевском холме, составляет 63 кг, причем масса наибольшего в 6,5 раз превышает массу среднего. Масса маленького кирпича на 49 кг, меньше массы большого. Вычислите массу и плотность каждого кирпича.

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно – обобщающий урок по теме “ Древний Египет”с применением КСО.. 5 класс

33 года работаю учителем истории в сельской школе. На протяжении последних лет на своих уроках применяю технологию КСО ( коллективный способ обучения), которая позволяет учитывать и оценивать вклад в ...

История на уроках физики «Наша древняя столица – г. Москва» Факультативный курс 7 класс

Программа рассчитана на учащихся, получивших определенные знания по предмету «Природоведение» и осваивающих учебный материал по курсу физика 7 класс.Факультативные занятия  предназначены дл...

АЛЬМАНАХ Наша Древняя Столица

Цель представленного альманаха – сформировать образное представление о возникновении, росте и усилении Москвы, которая в течение веков из маленького безвестного городка на окраине Владимиро-Суздальско...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...

Конспект интегрированного урока по географии и истории на тему «Санкт-Петербург – вторая столица России» 9 класс

цель урока  - сформировать у учащихся представление о городе федерального значения - Санкт - Петербурге, об особенностях ЭГП, истории, населения, хозяйстве, искусстве. Рассмотреть  экономиче...