Конспект интегрированного урока по географии и истории на тему «Санкт-Петербург – вторая столица России» 9 класс
план-конспект урока по истории (9 класс)

Евграфова Надежда Анатольевна

цель урока  - сформировать у учащихся представление о городе федерального значения - Санкт - Петербурге, об особенностях ЭГП, истории, населения, хозяйстве, искусстве. Рассмотреть  экономические, социальные и  экологические   проблемы города и пути их решения.К

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного  урока по географии и истории  на тему

«Санкт-Петербург – вторая столица России» 9 класс

Урок подготовили

Учитель географии

МАОУ «СОШ п.Красный Текстильщик»

МО «Город Саратов»

Погосян Н.А.

Учитель истории

МАОУ «СОШ п.Красный Текстильщик»

МО «Город Саратов»

Евграфова Н.А.

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Цели:

I.  Сформировать у учащихся образное представление о городе федерального     значения – Санкт – Петербурге, об особенностях ЭГП, истории, населения, хозяйства, культуры, искусства.  Изучить экономические, социальные, экологические проблемы города и пути их решения.            

II. Способствовать нравственному, гражданскому, экологическому воспитанию учащихся. Развивать критическое мышление, эстетический вкус, познавательный интерес к географическим и историческим объектам  и проблемам.

III. Продолжить формирование умений самостоятельно выявлять причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы; умений работать с различными источниками географической информации; умений составлять характеристику географических объектов по типовым планам.

Прогнозируемые образовательные результаты: 

Личностные УУД: воспитывать чувство патриотизма, потребность в изучении истории своего государства. воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны, своего родного города; способствовать формированию чувства красоты и гордости за великий город.

Предметные УУД: почему Санкт- Петербург называют второй столицей России и городом – музеем,  выяснить, почему Санкт-Петербург приобрел ведущее политическое, экономическое и культурное значение.

Регулятивные УУД: уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь. Познавательные УУД: подготовка сообщений (презентаций) об основных объектах культуры и истории Санкт-Петербурга.

 Коммуникативные УУД: учить сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками

Тип урока:   УОНЗ

  1. Изучение нового материала

Учитель истории: Добрый день, ребята. Наш сегодняшний урок посвящен дискуссионному вопросу  - Петербург и Москва: новая столица против старой.

Выбор темы не случаен. В 2022 году в России будет праздноваться 350-летие со дня рождения Петра1. А как можно говорить о Петре1, не упоминая его главное творение – город на Неве – Санкт – Петербург!

Указ «О праздновании 350-летия со дня рождения Петра I»

Президент РФ В.В. Путин 25 октября 2018 года подписал Указ «О праздновании 350-летия со дня рождения Петра I».

Учитывая большое значение реформ Петра I для истории России и в связи с исполняющимся в 2022 году 350-летием со дня его рождения, постановляю:

1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2022 году 350-летия со дня рождения Петра I.

2. Правительству Российской Федерации:

в месячный срок образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра I и утвердить его состав;

в 3-месячный срок обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра I.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых празднованию 350-летия со дня рождения Петра I.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен

Учитель истории: В конце апреля – начале мая 1703 года Петр 1 и его помощники выбрали место для будущей крепости у правого берега Невы. 16 мая по старому стилю (27 мая по новому) 1703 года на острове Заячий началось строительство. 29 июня в Петров день произошло важнейшее событие в жизни будущего города – крепость получила имя Петропавловская крепость. Так было положено начало Санкт – Петербургу. В бумагах петровского времени город Санкт –Петербург назывался по разному: и Петрополем, и Питерполом, и Санкт-Питербурхом, и Санкт– Питерхофом. Чьим именем назван город? Большинство историков считают, что город назван по имени святого покровителя города – Святого Петра.

Первым строителям города пришлось столкнуться с многочисленными трудностями. Северный климат, леса, болота, зыбкий грунт – все это нужно преодолеть, чтобы построить город. Особенно много было земляной работы. Копали пруды, каналы, рвы – ведь острейшей проблемой был избыток воды. Система каналов смягчала натиск наводнений. Несомненно, каналы копали и красоты ради, к тому же они связывали воедино все реки и протоки в черте города. Город сейчас расположен на 44 островах, которые образует река Нева. Стройка на Неве кроме того нуждалась и в камне. В 1714 году был введен особый налог – приезжавшие по суше должны были привезти 3 камня общим весом 2 кг, а по воде 12 кг. Петр мечтал построить Петербург в камне. Он говорил, что “город должен быть величайшим и славнейшим паче всех городов в свете”.

После ряда жестоких поражений, Пётр практически на одном энтузиазме да благодаря фанатичной преданности горстки единомышленников овладел шведской крепостью Ниеншанц. Он решил закрепить успех, построив на захваченной территории русскую крепость. Выбор пал на удобно расположенный Заячий остров. Даже не укреплённый, остров казался естественной преградой в устье Невы. На нём и была заложена крепость.

Как гласит легенда, Петр I самолично вырезал два пласта дёрна, положил их крестообразно и сказал: «Здесь быть городу» Затем он начал копать ров, в который поставил ящик, высеченный из камня. Ящик прикрыл каменной плитой с надписью «От воплощения Иисуса Христа 1703 года мая 16, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государём царём и великим князем Петром Алексеевичем, самодержавцем всероссийским». В это время в небе появился орёл и стал парить над островом. На месте закладки города Пётр установил подобие ворот с перекладиной. Орёл опустился на перекладину. Пётр взял его, посадил на руку и вошёл в ещё не существующий город. Таким образом, орёл как посланец богов и символ силы в мифологии различных народов мира должен был подтвердить божественное происхождение царя и самого города. Это было гораздо важнее того непреложного факта, что орлы вообще над Невой не появляются.

Через 9 лет, в 1712 году, новый город стал столицей России.

Учитель географии. Сегодня у нас первый урок  для будущей дискуссии. Мы знакомимся с Санкт – Петербургом. И постараемся ответить на вопрос урока:

Почему Санкт-Петербург можно считать «второй столицей» России?

Начнем с изучения географического положения города.

Задание 1. Работа с учебником.

Определить особенности ЭГП и ФГП Санкт-Петербурга. Заполнить таблицу «+» и «-» географического положения города. (Находится  на северо-западе Европейской части России, имеет центральное положение, находится в устье реки Нева на 108 островах. Через судоходную Неву и Волго-Балтийский канал имеет выход в Белое море, в Волгу).

Таблица «+» и «-» ГП города.

«+» ГП города

«-» ГП города

Практическая работа: «Сравнительная характеристика Москвы и Санкт-Петербурга»

Задание 2. Пользуясь картами атласа и текстом учебника (параграф 22), сравните ЭГП городов Москва и Санкт-Петербург. Полученные данные занесите в таблицу

Черты ЭГП

Москва

Санкт-Петербург

  1. ЭГП города:

а) положение окраинное, центральное;

б) положение приморское, сухопутное;

в) транспортное положение

г) положение на реке.

  1. Планировка города

а) радиально-кольцевая, прямоугольная; особенности планировки;

б) явный центр города;

в) год основания;

г) проблемы города.

Проанализируйте данные таблицы, сделайте выводы.

Вывод:  у Москвы более выгодное ЭГП, чем у Санкт-Петербурга.

Исходя из полученных знаний о размещении города, определите проблемы Санкт-Петербурга

- защита города от наводнений

- сохранение памятников культуры

- конверсия военного производства

-  экологические

Учитель истории: В 1990 году исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые ансамбли пригородов включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Под охраной государства находятся около 8 тысяч памятников архитектуры. В 2005 году принята Петербургская стратегия сохранения культурного наследия. Величественный облик города определяют архитектурные ансамбли, строгие прямые улицы, просторные площади, сады и парки, реки и многочисленные каналы, набережные, мосты, узорчатые ограды, монументальные и декоративные скульптуры. Архитектурные ансамбли XVIII—XX веков: Петропавловская крепость, Александро-Невская лавра, Смольный институт, Дворцовая площадь с Зимним дворцом, Адмиралтейство, Невский проспект, Стрелка Васильевского острова со зданием Биржи, Сенатская площадь с памятником Петру I, улица Зодчего России и площадь Островского, площадь Искусств, Исаакиевская площадь и, сформировавшаяся в XX веке, площадь Восстания.

Функции города в прошлом и настоящем

 Изначально город создавался Петром I во время Северной войны как военно-морская база, что обусловило появление в нем отраслей оборонно-промышленного комплекса того времени, прежде всего судостроения. Когда Санкт-Петербург стал имперской столицей, в нем получили развитие производства по изготовлению предметов роскоши, появился Монетный двор, текстильные мануфактуры. Жизнь города была подчинена жизни царского двора, российской бюрократии, военного ведомства. Активно развились наука, образование и искусство, возводились шедевры архитектуры. К началу XX-го века в городе существовала разнообразная промышленность, включавшая самые передовые по тем временам отрасли. В ней производилось около 15% промышленной продукции России и трудилось свыше 250 тыс. чел. Огромную роль всегда играл морской порт.

В советский период после переноса столицы государства в Москву, уничтожения или отъезда значительной части интеллигенции, город развивался по промышленному сценарию. Утратив столичную функцию, город, тем не менее, оставался научным и образовательным центром, сосредоточением отраслевых НИИ и КБ и предприятий оборонно-промышленного комплекса.

К настоящему времени можно обозначить следующий набор функций Санкт-Петербурга: историко-культурный центр мирового уровня; образовательный, научный и инновационный центр; столичный город; центр промышленности; деловой и туристический центр; транспортно-транзитный центр.

Просмотр видео материала о достопримечательностях Санкт – Петербурга.

Учитель истории: В конце урока предлагаю решить небольшой кроссворд по теме урока.

Кроссворд «Строительство Санкт-Петербурга»

Вопросы:

По вертикали:

1.Место постройки и ремонта судов

2.Мощная крепость, заложенная для обороны Санкт-Петербурга

3.Морской специалист, который проводил корабли из моря в порт

4. … проспект – центральная улица Санкт-Петербурга

5. Новобранец для регулярной армии

По горизонтали:

6.Море, за выход к которому Петр I воевал со шведами

7. Крепость, построенная в устье Невы после победы над шведами.

Ответы:

По вертикали:

1.Верфь   2.Кронштадт   3.Лоцман   4.Невский   5.Рекрут

По горизонтали:

6.Балтийское    7.Петропавловская

4. Закрепление изученного материала.

Учитель географии: Вернемся к нашему главному вопросу - Почему Санкт-Петербург можно считать «второй столицей» России?

Давайте назовем плюсы Санкт – Петербурга, которые позволят ему претендовать на место столицы России

Общий вывод: Санкт-Петербург по праву является «второй столицей» РФ. За свою красоту  величие город на Неве нередко называют «Северной Венецией», т.к. он лежит на 100 островах и имеет 365 мостов, а также «Северной Пальмирой». Он поражает красотой планировки и зданий, своим величием и глубиной истории.

  1. Домашнее задание.

По географии -  сравнить функции Подмосковья и пригородов Санкт-Петербурга. Параграф №22.

По истории – приготовить сообщение об одном из культурных памятников города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему: "Санкт-Петербург - новая столица России."

Цель урока:Дать возможность детям самостоятельно уяснить значимость Санкт-Петербурга, как новой столицы Российского государства.Объяснить необходимость переноса столицы, его закономерность и историчес...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

Урок- презентация на тему "Санкт-Петербург - промышленный центр России и Европы"

Урок -презентация на тему "Санкт- Петербург - промышленный центр России и Европы" разработан для одноименного параграфа 17 в учебнике Л.К. Ермолаевой Часть 2.  Урок построен несколько н...

Презентация к учебнику Алексеева А.И. серии "Полярная звезда" 9 класс 2019 г., тема "Санкт-Петербург - культурная столица России".

Презентация предназначена для использования на уроках географии в 9 классе при  изучении Европейского Северо-Запада, параграф 30 учебника из серии "Полярная звезда" 2019 года издания....

Статья на тему: Санкт -Петербург - столица Петра I.

Статья об основании города Сант-Петербурга. Освящены первые годы, клгда город стал столицей. Основные этапы развития города....