Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"
статья по истории (7 класс) по теме

Круглова Елена Ивановна

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ченики знакомятся в высказываниями видных историков о Петре l и его преобразованиях и пытаюся ответить на проблемный вопрос: Петр l - это человек, который свернул Россию с самобытного уникального пути, либо это великий реформатор, котрый вывел Россию из тьмы и поставил ее в один ряд с европейскими державами?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе                        Учитель: Круглова Елена Ивановна

Тема: «Санкт-Петербург – город светской культуры»

Технология: урок-исследование

Цели:

Образовательная: выявить изменения, которые произошли в повседневной и культурной жизни петербуржцев в период правления Петра l; дать оценку этим преобразованиям.

Развивающая: продолжить развитие умения анализировать материал, сопоставлять данные, самостоятельно делать выводы.

Воспитательная: формировать интерес к культуре Санкт-Петербурга

Основные понятия: светские школы, пенсионеры, парсуны, плафоны, оркестры

Оборудование: учебник Ермолаевой Л. К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1 ( С древнейших времен до конца  18 века), 7 класс, рабочий лист, презентация

  1. Орг. момент: приветствие
  2. Определение темы:

- Давайте вспомним, какую тему мы рассматривали на прошлом уроке?

- «Новый для России город»

- На какое слово ставился акцент?

- Новый.

- А в чем его новизна?

- Новый, то есть непохожий на традиционные города Московской Руси, задуманный Петром как город европейский, построенный по подобию Амстердама, город регулярный…

- Скажите, а достаточно ли было просто построить город на европейский манер? А люди, которые в нем проживали, тоже автоматически станут европейцами?

- Нет, не достаточно. Необходимо было еще изменить сознание людей, их привычки, образ жизни, заставить их мыслить по-новому …

- То есть в новом городе должны были проживать «новые» люди.  Давайте порассуждаем, какой смыл мы вкладываем в это слово. Для этого я предлагаю вспомнить допетровскую эпоху.  Как она влияла на людей? Что господствовало в обществе?  Насколько были развиты образование, наука, искусство? Что определяло их развитие?

- В допетровскую эпоху мы отмечаем господство церкви и влияние ее на все сферы жизни, а так же отставание России от Европейских стран в плане образования и науки.

- То есть, мы можем сказать, что допетровское время было временем религиозным?

- Да

- Старое общество – религиозное, а новое, как мы можем предположить, будет КАКИМ, если не религиозным?

- Светским

- Теперь давайте попробуем сформулировать тему. Речь по-прежнему пойдет о Санкт- Петербурге, но теперь уже о каком городе, городе, как мы выяснили, не религиозном, а светском….

- «Санкт- Петербург – город светской культуры»

- Отметьте тему в рабочем листе.

3. Определение целей и задач:

- Теперь очертим круг того, что мы будем иметь ввиду, говоря о культуре. Для этого, предлагаю порассуждать, какой он, культурный человек?

- Образованный, начитанный, с хорошими манерами, посещающий театры, музеи…

- То есть, нам необходимо поговорить об образовании, просвещении, живописи, скульптуре, театре, музыке… Ну и поскольку все-таки общество петровской эпохи в корне отличается от общества допетровской эпохи, предлагаю нашу работу построить на контрасте то есть, наша свами ЗАДАЧА посмотреть …?

- Как было и как стало.

Отметьте себе это в рабочий лист. Но этого не достаточно. Дело в том, что Петр проводил изменения в очень сжатые сроки, поэтому нас еще интересует, как он это делал, то есть…

- Методы.

- Отметили себе в рабочий лист. Исходя из наших поставленных задач в конце урока, по мере изучения материала, мы попробуем дать оценку проведенным в стране переменам и поставить проблему….

4. Работа с учебником и заполнение рабочих листов: 

1. Итак, начнем с образования. Как вы понимаете, строящемуся городу, да и стране в целом (которая в это время еще и воюет), нужны были грамотные образованные люди. Конечно, они имели место быть в России, но их было слишком  мало. Давайте вспомним, какое образование было распространено в России в допетровскую эпоху?

- Церковное, а не профессиональное.

-  Отметим это в рабочий лист. Для новой России, для нового города это было нормально?

- Нет, нужно было другое образование, профессиональное.

- Ознакомьтесь, пож-та, с текстом учебника на странице 87 и ответьте на вопрос: где же в петровскую эпоху стали получать образование?

- светские школы, команда иностранного мастера, обучение за границей, в учебных заведениях СПб.

- Теперь о методах…  Каким образом происходили эти изменения? Добровольно - принудительно. Так, например, дворянским  детям не разрешалось жениться, не имея образования, и им приходилось его получать.  Фиксируем в рабочем листе.

Далее. Давайте обратим внимание, кто преимущественно обучал русских учеников и где?

- Иностранцы или за границей.

- Такая ситуация могла устраивать Петра?

- Нет, нужна была собственная образовательная база в России, в Петербурге в частности.

2. Следующий наш шаг, рассмотреть, какие же центры просвещения появились в Петербурге? Стр. 87 читаем 2 пункт и записываем самостоятельно информацию в рабочий лист. Что получилось?

-  В Петербурге появился очаг просвещения – типография.

- Раньше цари имели библиотеки, теперь Петр обязал заводить библиотеки дворян. Принудительная мера.

- В допетровскую эпоху музеев не было. Первый музей появился в 1714 году – Кунсткамера. Посещение, скорей, было принудительной обязанностью.

3. Итак, мы разобрались с образованием и просвещением, теперь поговорим о прекрасном, об искусстве.  Здесь мы затронем 2 аспекта: живопись и скульптуру. Скажите, эти виды искусства были представлены в допетровскую эпоху?

-Нет.

- Давайте посмотрим, как же они появились в России? Самостоятельно читаем 3 пункт и записываем информацию в рабочий лист. Что получилось?

 - В допетровскую эпоху живопись представлена исключительно парсунами, ибо всякое изображение человека считалось греховным. В петровскую эпоху появляются портреты, сюжетные полотна, особенно изображающие баталии, а так же плафоны. Все это появляется добровольно и даже становится предметом гордости. Так же в Петербурге появляется скульптура. Ее привозили из Италии, и в основном она была сконцентрирована в Летнем саду.  Людей принуждали смотреть на скульптуру, изучать параллельно античную мифологию, искусство и тд.

- Скажите, а мастера, художники были русские?

- Нет, преимущественно иностранцы. Скульптура привозилась исключительно из Италии, живописцы-иностранные мастера. Исключение составлял первый русский художник И. Никитин, который в своем творчестве превзошел иностранных мастеров.

4. А теперь поговорим о театре.

- Первый театр в России появился при Алексее Михайловиче, но он не стал массовым. Какие же изменения произошли с этим видом искусства при Петре, его сыне? И каким методом он «внедрялся» в жизнь? Ответ на этот вопрос найдите на странице 90 и запишите в рабочий лист. Проверяем.

- При Петре театр получил более широкое распространение, стал более доступным для широкой публики. Дворян насильно заставляли посещать спектакли.

А кем были первые актеры?

- Иностранцы. Спектакли шли на иностранном языке.

6. Ну и наконец музыка. Какой она была и какой стала? Отмечаем информацию в рабочий лист.

- В допетровскую эпоху музыка представлена исключительно церковными песнопениями. В петровскую переезжает в Петербург капелла, которая исполняет КАНТЫ, прославлявшие победы России в Северной войне. Появились оркестры преимущественно из пленных шведов, которые исполняли марши и танцевальные мелодии на ассамблеях. Многие охотно вельможи заводили хоры или оркестры, нанимали иностранных музыкантов на службу.

- Кем были музыканты?

- В основном иностранцы.

7. В чем особенность художественной культуры петровского Петербурга?

Ну и пришло время подвести промежуточный итог. Какая она, культура петровского времени? В чем ее уникальность, неповторимость?

- Культура петровского периода была неким синтезом европейских культур. Поскольку русских мастеров было либо очень мало, либо не было вообще, то над ее созданием трудились специалисты из разных стран.

5. Подведение итогов. Сравнительный анализ.

9. Итоги. Теперь я предлагаю проанализировать первому ряду первую графу нашего рабочего листа и дать оценку тому, что происходило в сфере культуры допетровской эпохи. Второй ряд анализирует графу изменения, которые произошли, третий ряд – методы, к которым прибегал Пётр.  

1. Культура допетровской эпохи носила преимущественно религиозный характер. Все было подчинено церкви: образование, живопись, музыка. Очень многое сферы культуры отсутствовали вовсе, поскольку считались греховными. Отставание России от Европы вполне очевидно.

2. В петровскую эпоху культура стала носить светский характер, стала более разнообразной, над ее созданием трудились лучшие мастера России и европейских стран.

3. Методы, к которым прибегал Петр, насаждая русскому человеку иной уклад, иной образ жизни, иную культуру, преимущественно носили принудительный характер (за редким исключением)

7. Проблемный вопрос:

А теперь, проанализировав полученную информацию, я предлагаю поставить следующий вопрос: Петр первый – это человек, который свернул Россию с самобытного уникального пути, либо это великий реформатор, который вывел Россию из тьмы и поставил ее в один ряд с ведущими европейскими державами??? Отметим этот вопрос в рабочем листе. Я предлагаю вам познакомиться с различными цитатами историков на этот счет.

  1.  «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Пётр! Он велик без сомнения, но ещё мог бы возвеличиться больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей».
    Н. М. Карамзин
  2. «Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он наделся грозой власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства – это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе не разрешённая».
    В. О. Ключевский
  3. «На весь XVIII век и шире – петербургский период русской истории – ложится одна гигантская тень – Петра Великого – императора-реформатора. И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы рождены самой логикой исторического развития XVII в....– всё равно нельзя отрицать, что именно Пётр стал создателем новой России»
    С. В. Бушуев

- Интересно услышать ваше мнение на этот счет. Кем же, по вашему, является Петр?

- На эту тему мы еще будем рассуждать на всех последующих уроках. Я не надеюсь, что мы дадим четкий ответ на этот вопрос, ибо историки спорят до сих пор и истина в споре так и не родилась, но процесс обсуждения и личности Петра, и его деятельности весьма интересен.

9. Домашнее задание: прочитать пар 13, письменно ответить на проблемный вопрос в рабочем листе



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Учени___ 7 класса

Тема урока: _________________________________________________________________________________

Цели урока: _________________________________________________________________________________

Задачи урока: ________________________________________________________________________________

Было

Линия сравнения

Стало

Методы

Образование

Центры просвещения

Живопись

Скульптура

Театр

Музыка

Выводы

Выводы

Выводы

Высказывания о Петре l:

  1. «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Пётр! Он велик без сомнения, но ещё мог бы возвеличиться больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей».
    Н. М. Карамзин
  2. «Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он наделся грозой власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства – это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе не разрешённая».
    В. О. Ключевский
  3. «На весь XVIII век и шире – петербургский период русской истории – ложится одна гигантская тень – Петра Великого – императора-реформатора. И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы рождены самой логикой исторического развития XVII в....– всё равно нельзя отрицать, что именно Пётр стал создателем новой России»
    С. В. Бушуев

Проблемный вопрос:

Петр l – это человек, который свернул Россию с самобытного уникального пути, либо это великий реформатор, который вывел Россию из тьмы и поставил ее в один ряд с ведущими европейскими державами?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Санкт-Петербург-город с ветской культуры

Слайд 2

Где и как обучались петербуржцы? В 17 веке россияне получали ……. образование , а не профессиональное, но з атем ситуация изменяется. Где учились петербуржцы? 2. Какие центры просвещения были в Петербурге? Типография на Троицкой площади Библиотеки Первый музей- Кунсткамера

Слайд 3

3. Какие виды европейского искусства «прижились» в Петербурге? Изображение лица или тела человека считалось греховным. …?... - единственный в ид искусства, который признавала церковь. В 17 веке появляются первые изображения л юдей – парсуны. Парсуна – это портрет ? лица, выполненный ? приемами.

Слайд 4

К середине 20 – х годов 18 века появляются … ?...и….? … Во дворцах на потолках появились живописные плафоны – изображения гирлянд и з цветов, головок ангелов, а иногда и обнаженных фигур

Слайд 5

Какие скульптуры появились в Петербурге? Античные статуи Библейские герои Петр l в римских доспехах Скульптуры носили аллегорический характер. Для того, чтобы ее понять, необхо - димо было знать и ……, и ……. , и …...

Слайд 6

4. Как петербургские дворяне приобщались к театру? 5. Какая музыка звучала в столице? ? ( переехала из Москвы) исполнялись не только церковные песнопения, но и канты, прославлявшие победы России в Северной войне ? исполняли марши, а так же танцевальные мелодии на ассамблеях

Слайд 8

Амур и Пс и хея Мир и Победа Траян ( Ништадтский мир)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга: "Наследие петровской эпохи" (7 класс)

Урок разработан в соответствии с программой по истории и культуре Санкт-Петербурга Ермолаевой Л.К.Тема"Петровский Петербург" всегда вызывает интерес у учащихся, так как связана с истоками основания го...

конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга

Цели урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию. ЗадачиРазвивать языковые и речевые уменияФормировать навыки...

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Жизнь петербуржцев с 1861 по 1917 гг."

На данном уроке используются информационно-коммуникативные и игровые технологии...

План-конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе

Тема урока: «Центр просвещения умов».Тип урока: Самостоятельное изучения детьми нового материалаЦели урока: • образовательная: формировать изучение новых знаний и умений в ходе с...

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 9 классе "Коррупционные преступления в послевоенном Ленинграде"

Интегрированный урок по истории, обществознанию, истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)....

План-конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса по теме "Вырос город на болоте..."

Материал адресован учителям, преподающим предметную область Петербурговедение. Урок посвящён первым постройкам Санкт-Петербурга эпохи Петра I....