Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 9 классе "Коррупционные преступления в послевоенном Ленинграде"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Сальников Евгений Валерьевич

Интегрированный урок по истории, обществознанию, истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 585

КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга
в 9 классе

Коррупционные преступления  в послевоенном Ленинграде

подготовила

учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

Сальников Евгений Валерьевич

Санкт-Петербург 2016

Технологическая карта урока

Предмет

Интегрированный урок по истории, обществознанию, истории и культуре Санкт-Петербурга

Класс

9 класс

Тип урока

Комбинированный, лабораторный практикум

Вид урока

Изучение нового материала

Технология урока

Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)

Использованные приемы

- работа с текстовыми источниками (фрагменты историко-правовых текстов по теме урока, социологические и юридические словари),

- таблица «Знаю – хочу знать — узнал».

Тема

«Коррупционные преступления  в послевоенном Ленинграде»

Цель

Достижение  обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Предметные: (знания, умения, представления)

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач;

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников (научный текст, словари, выдержки из законов);

- получение знаний о коррупции, её причинах и проявлениях;

- знание о коррупционных преступлениях в послевоенном Ленинграде..

Личностные: (личностные УУД)

- формирование основ социально-критического мышления;

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

- понимать значимость борьбы с коррупцией на всех уровнях, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникавшими мировоззренческими системами;

- формулировать собственное эмоционально-ценностное отношение по отношению к коррупции.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- целеполагание, включая постановку новых целей;

- планировать пути достижения целей;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- умение выделять свойства в изученных объектах и дифференцировать их;

- умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, главную идею текста;

- делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

- анализировать негативные последствия коррупции в различных сферах жизнедеятельности, эффективность мер по противодействию коррупции;

- использовать различные формы работы с информационным материалом, организовывать планирование, анализ, рефлексию собственной и групповой учебно-познавательной деятельности по данной тематике.

Оборудование:

Учебники и учебные пособия:

1. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания. М.: ИЦ Вентана-Граф, 2010. - 144 с.

2. Обществознание. 9 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2013г.

3. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 3 (XX - начало XXI века). Учебник по истории и культуре Санкт- Петербурга для учащихся 9 класса» / Ермолаева Л.К..- СМИО Пресс, 2014.

Раздаточный материал:

- таблицы «Знаю – хочу знать — узнал»;

- текстовая информация по изучаемой теме (для каждой группы несколько экземпляров):

Источник № 1. Определение коррупции. Причины коррупции. Выдержки из закона «О противодействии коррупции».

Источник № 2. Коррупционные преступления  в послевоенном Ленинграде

Компьютерная презентация, компьютер, проектор.

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вводный этап.

Вызов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- целеполагание, включая постановку новых целей;

- планировать пути достижения целей;

        Познавательные УУД:

- строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей

        Личностные УУД:

- устойчивый познавательный интерес;

  1. 1.Приветствует учащихся. Предлагает учащимся проверить  наличие школьных принадлежностей, необходимых к уроку. Раздаёт подготовленный для урока материал.
  2.  
  3. 2. Предлагает учащимся дать максимум характеристик послевоенного Ленинграда.

  1. 3. Сообщает тему урока.

«Всё правильно. Жизнь Ленинграда стала постепенно входить в мирное русло, но со снятием блокады все проблемы горожан не закончились, людям пришлось столкнуться с ещё одним врагом, скрытым, беспощадным и алчным – с коррупцией.

Итак, тема сегодняшнего урока «Коррупционные преступления в послевоенном Ленинграде».

  1. 4. Предлагает учащимся самим определить пункты плана для рассмотрения данной темы урока.

«Если бы перед Вами стояла задача самостоятельно изучить данную тему то, какие бы Вы вопросы поставили перед собой, чтобы сделать это наилучшим образом?»  

(учитель записывает на доске наиболее удачные и подходящие для этого урока формулировки плана, предложенные учащимися):

  1. Определение коррупции. Причины коррупции.
  2. Коррупционные преступления в послевоенном Ленинграде.
  3. Борьба с коррупцией.

  1. 5. Активизирует те знания, которые учащиеся получали ранее, на предыдущих уроках.
  2. «С проявлениями коррупции в отечественной и всемирной истории мы уже с Вами знакомились; недавно Вами была пройдена на уроках обществознания тема «Признаки и виды правонарушений», Вы иногда смотрите  выпуски новостей по телевидению и читаете новости в интернете, поэтому определённая информация по данной теме должна была отложиться у Вас в памяти. Поэтому запишите в своих табличках «Знаю – хочу знать — узнал», что Вы уже знаете о коррупции, а также что вы хотите узнать по этой теме (т.е. те пункты плана, которые вы предложили и которые я зафиксировал на доске).

* поскольку работа в группах допускается, что информация в таблице фиксируется одним участником группы.

1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.

2. Учащиеся перечисляют: восстановление поврежденных исторических зданий и памятников; ремонт жилых домов и строительство новых; субботники и работы по благоустройству города; восстановление промышленных предприятий, транспортной  инфраструктуры города и социальных объектов, а также строительство новых; возвращение населения из эвакуации и восполнение населения Ленинграда жителями других регионов; преодоление сложностей с обеспечением горожан продовольственными и промышленными товарами и т.д.

3. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

4.Учащиеся предлагают варианты пунктов плана необходимых для наиболее полного рассмотрения данной темы:

- Что такое коррупция?

- Какие причины её вызывают?

- Какие факты проявления коррупции в отечественной и всемирной истории?

- Коррупция – это проступок или преступление?

- Какие коррупционные преступления произошли в Ленинграде?

- Какие причины, вызвавшие коррупционные преступления в Ленинграде являются общими, а какие частными? (Сравнительный анализ).

- Как можно «победить» коррупцию?

- и др.

5. Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются  и заполняют таблицу «Знаю – хочу знать — узнал», заполняют колонку «знал».

Например:

- определение коррупции (своими словами);

- называет отдельные причины и проявления коррупции, примеры из истории и современности (например, называют Медный бунт 1648 года,  елизаветинского канцлера Бестужева-Рюмина, который помимо оплаты 7 тысяч рублей в год за службу российской империи, получал от британской короны (в качестве "агента влияния") — 12 тысяч в той же валюте; упоминают Распутина; балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны и т.д.);

- высказываются о необходимости борьбы с коррупцией и способах борьбы с нею (например, указывают, что первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III; вспоминают о введении Иваном Грозным смертной казни за чрезмерность во взятках; вспоминают о Декрете СНК "О взяточничестве" от 8 мая 1918 г., который стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок и т.д.).

Основной этап. Осмысление.

Метапредметные результаты:

         Познавательные УУД:

умение выделять свойства в изученных объектах и дифференцировать их;

- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;

- делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

- анализировать негативные последствия коррупции в различных сферах жизнедеятельности, эффективность мер по противодействию коррупции;

- использовать различные формы работы с информационным материалом, организовывать планирование, анализ, рефлексию собственной и групповой учебно-познавательной деятельности по данной тематике.

        Коммуникативные УУД:

-устанавливать и сравнивать разные точки зрения;

- работать в группе – умение планировать работу группы и работать по плану;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей

Предметные результаты:

-освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач;

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников (научный текст, выдержки из законов);

- получение знаний о коррупции, её причинах и проявлениях;

- знание о коррупционных преступлениях в послевоенном Ленинграде.

1. Объясняет, каким образом будет организована работа на уроке:

«Сегодня на уроке работа у нас будет построена следующим образом:

  1. Класс делится на две группы, каждая из которых рассматривает один пункт плана, используя те материалы, которые Вам были предоставлены мною в начале урока. После рассмотрения материала группы по порядку дают ответы вопросы, которые есть после каждого текста, тем самым раскрывая пункт плана.
  2. Кроме того, на прошлом уроке в классе было выбрано 4 эксперта, которые проработали материал урока заранее. По 2 эксперта закрепляется за каждой из групп. Эксперты внимательно контролируют ответы групп, после чего при необходимости дополняют и подводят итог».

Предлагает учащимся внимательно прочитать предложенные тексты, ответить на вопросы и занести информацию в таблицу «Знаю – хочу знать — узнал» в столбец «Узнал».

Контролирует работу групп и экспертов, при необходимости вносит коррективы.

2. Предлагает экспертам из числа учащимся представить огласить свой «рецепт» противодействия коррупции, который они подготовили дома и дополнили на уроке.

Руководит процессом обсуждения «рецепта» и его дополнением.

3. Собирает у учащихся таблицы «Знаю – хочу знать — узнал» для последующей проверки и выставления оценок. Отдельно выставляет оценки экспертам и наиболее активным учащимся, работавшим в группах.

  1. 1. Учащиеся внимательно слушают учителя, рассаживаются по группам и приступают к самостоятельной работе, используя  раздаточный материал учителя, анализируют источники, ищут необходимую информацию, параллельно заполняют таблицу «Знаю – хочу знать — узнал».

По итогам работы представители каждой из групп учащихся сообщают о том, какую информацию им удалось почерпнуть из текстов.

Эксперты при необходимости корректируют и дополняют ответы групп, после чего резюмирует всё сказанное.

  1. 2. Эксперты предлагают свой «рецепт» противодействия коррупции, который обсуждается, дополняется и принимается классом.

3. Сдают раздаточный материал и таблицы для проверки.

Заключительный этап. Рефлексия.

Регулятивные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Личностные УУД:

- основы социально-критического мышления;

- устойчивый познавательный интерес и становление смысло-образующей функции познавательного мотива;

- формулировать собственное эмоционально-ценностное отношение по отношению к коррупции.

1. Учитель предлагает учащимся подумать над тем, что полезного, не только с точки зрения фактологического материала, но прежде всего с точки зрения организации учебного труда им удалось вынести с этого урока и что и каким образом они могут использовать в дальнейшем.

А также оценить свою работу на уроке.

2. Благодарит за работу на уроке и предлагает учащимся домашнее задание по выбору:

1) написать эссе по теме коррупции и борьбе с нею;

2) сделать по этой же теме небольшую подборку из СМИ.

1.Приводят примеры того что они посчитали полезным и как планируют использовать в дальнейшем процессе обучения. Проводят самооценку.

2. Записывают домашнее задание.

Приложение №1. Таблица «Знаю – хочу знать — узнал»

Знаю

Хочу знать

Узнал, чему научился

заполняется на стадии «Вызова»

заполняется на стадии Осмысления

 

 

Приложение №2. Текстовая информация по изучаемой теме 

Источник № 1. Определение коррупции. Причины коррупции

О.Н. Журавлева. КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ (Выдержки из методического пособия «Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания», М.: ИЦ Вентана-Граф, 2010. - 144 с.)

Данное понятие в научном мире и в практической сфере до сих пор не имеет однозначной трактовки, общепринятой характеристики. Разночтения определяются различием позиций, с которых рассматривается это явление:  политических, экономических, правовых, моральных, бытовых и т. д. Одним из наиболее кратких и емких определений нам представляется следующее: коррупция - преступная деятельность, заключающаяся в умышленном использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для личного обогащения, получения выгод.

В Римском праве существовал термин corrumpire, который являлся синонимом слов «разламывать», «портить», «разрушать», «повреждать», «подкупать» и одновременно обозначал любое должностное противоправное действие. Это понятие произошло от сочетания латинских слов «correi» – несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» – ломать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

Никколо Макиавелли (1469–1527) считал, что коррупция – это использование публичных возможностей в частных интересах. Макиавелли принадлежит образное сравнение коррупции с чахоткой, которую вначале трудно распознать, но легче лечить, а если она запущена, то «хотя ее легко распознать, но излечить трудно».

Михаил Бакунин (1814-1876) под словом «коррупция» понимал «полное безразличие индивида к общественной пользе и солидарности исключительно во имя личной выгоды». Все эти выводы вполне современны для оценки ситуации начала XXI века.

Большая советская энциклопедия дает следующее определение: «Коррупция — преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность».

В Федеральном законе № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» дано следующее определение коррупции: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

В зависимости от уровня власти выделяют коррупцию низовую (индивидуальную, мелкую, повседневную) и вершинную (элитарную, политическую, крупную). Между ними, несмотря на существенную разницу в уровнях, существует органическая взаимосвязь.

Причины коррупции сложны и многообразны, они носят как моральный, так и институциональный характер.

Основными причинами высокой коррупции в странах с экономикой переходного периода называют

  • экономический упадок,
  • политическая нестабильность,
  • неразвитость и несовершенство законодательства,
  • неэффективность институтов власти,
  • слабость институтов гражданского общества,
  • отсутствие прочных демократических традиций,
  • субъектный тип политической культуры у подавляющего большинства населения России (граждане надеются не на себя, а на «доброго», «мудрого» правителя, боятся брать инициативу, не готовы отвечать за последствия своих решений),
  • слабость судебной системы,
  • неразвитость правового сознания населения,
  • подчиненность чиновников не закону, а начальству и инструкциям,
  • избирательность и непоследовательность в применении законодательства.

Коррупции также способствуют сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным принципом; незнание гражданами своих прав и обязанностей чиновников предоставлению услуг населению или сокрытие чиновниками информации о своих обязанностях и правах граждан; усложненность бюрократических процедур; монополия ведомств на предоставление услуг; структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство может принимать властные решения и оказывать услуги, непрофессионализм отдельных бюрократов.

Выдержки из закона «О противодействии коррупции»

Из Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ

«О противодействии коррупции»

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Вопросы:

1. Какое из определений «коррупция» как Вам кажется больше соответствует действительности? (Зачитайте определение и дайте своё обоснование).

2. Как Вы считаете, с чем связано такое многообразие определений «коррупции»?

3. Назовите причины возникновения коррупции?

Источник № 2. Коррупционные преступления  в послевоенном Ленинграде

Д.В. Иванов. Влияние низовой коррупции на стабильность правопорядка в советской России в послевоенный период//МИР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ № 2 февраль 2012, стр. 37-44

Обращая внимание, например, на криминогенные черты послеблокадных отношений в Ленинграде, некоторые из исследователей пришли к выводу, что на их содержание и динамику влияли, главным образом, два фактора. Во-первых, колоссальный дефицит потребительской составляющей самой среды обитания горожан, который заметно «подогревал» нелегальный, «черный» рынок и поддерживал неофициальный рыночный «ценник» (на) и (за) разного рода услуги, решения и т.п. Во-вторых, апробированный и закрепленный в общественной практике «позитивный опыт» решения ключевых житейских проблем  благодаря личным полезным связям, протекциям, блату, взяткам и т.п.

Гражданин М.В. Иванов (В.О. 7-я линия, д.16/18, кв. 9) говорил в 1946 г. «В какую сторону не посмотри, кругом обман, ложь, продажничество; все стали злые, готовы за свою шкуру пожертвовать десятками других». Н.Д. Богданов, приговоренный к высшей мере наказания в 1947 г. утверждал «Без блата и взяток в Питере нельзя было решить ни одного вопроса. Кто имел деньги и связи, те быстро устроили себе теплые гнезда и хлебную работу…». О фактах взяточничества в послевоенном Ленинграде периодически сообщалось и в местных газетах.

Низовая коррупция в Ленинграде в 1944-1949 гг. получила наибольшее распространение в жилищной сфере, жилищный кризис в этот период «буквально душил горожан». Во-первых, ощутимыми были потери почти 5 млн. кв. метров жилой площади в городе, а многие квартиры нуждались в ремонте и т.п. Во-вторых, за период блокады местные власти под руководством А.А. Жданова, А.А. Кузнецова, П.С. Попкова и других практически полностью сломали прежнюю систему жилищного обеспечения горожан. Это приводило к повсеместной «народной» коррупции, которая в свою очередь буквально «окрыляла» и верхушечную (аппаратную) коррупцию (что показали материалы т.н. «Ленинградского дела»). Коррупционные истории начинались с попыток многих ленинградцев и жителей других регионов советской России вполне законно вернуться в свой город или обосноваться в нем. Однако для некоторых из них сделать это оказалось сложнее, чем в свое время эвакуироваться из него. Беря на себя монополию по регулированию процесса возвращения в город жителей из тыловых районов страны, в частности, ленинградский горисполком многократно усложнил бюрократические процедуры постоянной прописки возвращающихся горожан.

С момента прорыва блокады и открытия железнодорожного сообщения было отмечено множество случаев, когда эвакуированные из Ленинграда пытались вернуться обратно не имея соответствующего разрешения Ленгорисполкома. Только за декабрь 1944 г. заслонами и опергруппами УНКВД ЛО было задержано 12 701 чел., пытавшихся незаконно въехать в Ленинград, из которых более 6 тыс. чел. были возвращены обратно. В январе 1945 г. задержали еще 10 163 чел., из которых свыше 4,5 тыс. чел. вернули обратно в тыловые районы страны. Работа заградительной службы и фильтрация возвращенцев продолжалась практически весь 1945 г. и всю первую половину 1946 г.

В то же время, несмотря на видимую строгость оформления прописки, в городе в 1944- 1945 гг. оказалось значительное число лиц, проживающих в нем без законных оснований. Более того, в Ленинграде вполне успешно прописались, получили жилье и работу граждане, ранее никогда здесь не проживавшие и т.п.

Все чаще стали возникать конфликты между прибывающими законным путем ленинградцами и «новыми» жильцами в их квартирах, переехавших в Ленинград из Калининской, Новгородской, Псковской и других областей. Так, по сведениям Ленинградского Горсуда, в июле 1944 г. жилищные споры по всем гражданским делам составляли 30 % от общего числа дел, в августе они возросли до 45 %, а в ноябре 1944 г. аналогичные дела уже составляли 71 %. Немало обращений по этим проблемам адресовалось в ГК и ОК ВКП (б). Например, инвалид войны, офицер запаса М.И. Касаткевич обращался летом 1947 г. к П.С. Попкову с просьбой предоставить ему камеру «в одной из многих советских тюрем…», так как там, наконец, разрешаться его мытарства по городским подвалам и чердакам.

Совсем по-другому чувствовали себя те, кто путем взяток и разного рода подношений или взаимных услуг (за счет государств) получали не только необходимые разрешительные документы на прописку в г. Ленинграде, но и имели вполне комфортное жилье в центре города, хорошо оплачиваемую работу, спецснабжение и т.п. Организацией такого рода услуг с 1944 г. по январь 1946 г. занимался крупный мошенник, рецидивист, по некоторым данным бывший осведомитель органов милиции, Н.Карнаков, на момент ареста проживавший на Невском проспекте, д. 150, кв. 2. Выдавая себя за ответственного советского работника и превратив свою (незаконную) квартиру в своеобразную приемную, через которую ежедневно проходило до 20 просителей, отчаявшихся законным путем решить нужные вопросы, Карнаков сумел довольно быстро сконструировать такой формат коррупционных взаимодействий, который вполне устраивал пожелания большинства клиентов. Этот делец, втянувший в свои преступные связи свыше 700 чел., из которых 316 чел. впоследствии были привлечены к судебной ответственности, в том числе 59 сотрудников милиции, 47 чел. из органов прокуратуры, суда и адвокатуры, 10 работников горздравотдела, 7 сотрудников жилкомсистемы, 9 военнослужащих из райвоенкоматов и 185 взяткодателей из числа работников торговли, общепита, баз, контор и т.д.

Начальник 33 отделения ЛГМ Шишкин за взятку в 3 тыс. руб. незаконно прописал гражданина Гаврилова, проходившего по учетам УГБ УНКВД СССР по Ленобласти как немецкого шпиона. Ликвидация этого коррупционного синдиката (Н. Карнаков и др.) проходила в рамках совершенно секретной операции УГБ УНКВД ЛО, без привлечения работников местной милиции и прокуратуры, так как были подозрения о связи некоторых из них с преступным подпольем. Об итогах операции «Скорпионы» в марте 1946 г. Позже, в ходе «Ленинградского дела» некоторые из эпизодов этой операции нашли свое место в обвинении городского руководства в попустительстве масштабным сделкам, в которые были вовлечены и некоторые сотрудники городских управленческих структур. Карнаков стал своеобразным символом низовой коррупции. Путем взяток и дорогих подношений, он добивался освобождения из-под стражи уголовных преступников и прекращения ведения на них уголовных дел; «под ключ» решал вопросы о прописке в Ленинграде, получении ордера на жилплощадь, устройстве на работу лиц, въезд которым в город был запрещен; выдавал пропуска на право въезда в Ленинград лицам, занимающимся спекуляцией; освобождал военнослужащих от дальнейшей службы в РККА; незаконно оформлял пенсии по нетрудоспособности и освобождал от работ, мобилизаций и т.п.

И.В.Горовов.Разгул преступности в послевоенном Ленинграде и области//Вопросы истории. 2003. № 4

В 1949 г. Министерство финансов установило многочисленные факты незаконного расходования городскими и областными властями государственных средств и использования служебного положения в личных целях.

Руководство обкома, горкома, обл- и горисполкомов расходовало государственные деньги на организацию грандиозных банкетов, содержание охотничьего хозяйства, где отдыхали представители номенклатуры, приобретение дорогостоящих подарков "патронам" из Москвы. Руководителей города и области обвиняли также в присвоении обстановки Мариинского дворца, выдаче пособий штатным работникам исполкома из средств, предназначенных для оказания помощи нуждающимся горожанам, и т.д.

Вопросы:

1. Перечислите основные причины для коррупционных преступлений в послевоенном Ленинграде?

2. Как Вы считаете какое содержание вкладывает автор в понятие «низовая коррупция»? Своё мнение обоснуйте.

3. Приведите примеры описанных в тексте коррупционных преступлений?

Список использованной литературы

1. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания. М.: ИЦ Вентана-Граф, 2010. - 144 с.

2. Обществознание. 9 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2013г.

3. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 3 (XX - начало XXI века). Учебник по истории и культуре Санкт- Петербурга для учащихся 9 класса» / Ермолаева Л.К..- СМИО Пресс, 2014.

4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273 «О противодействии коррупции».

5. Д.В. Иванов. Влияние низовой коррупции на стабильность правопорядка в советской России в послевоенный период//МИР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ № 2 февраль 2012, стр. 37-44

6. И.В.Горовов.Разгул преступности в послевоенном Ленинграде и области//Вопросы истории. 2003. № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга: "Наследие петровской эпохи" (7 класс)

Урок разработан в соответствии с программой по истории и культуре Санкт-Петербурга Ермолаевой Л.К.Тема"Петровский Петербург" всегда вызывает интерес у учащихся, так как связана с истоками основания го...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга

Цели урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию. ЗадачиРазвивать языковые и речевые уменияФормировать навыки...

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Жизнь петербуржцев с 1861 по 1917 гг."

На данном уроке используются информационно-коммуникативные и игровые технологии...

План-конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе

Тема урока: «Центр просвещения умов».Тип урока: Самостоятельное изучения детьми нового материалаЦели урока: • образовательная: формировать изучение новых знаний и умений в ходе с...

План-конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса по теме "Вырос город на болоте..."

Материал адресован учителям, преподающим предметную область Петербурговедение. Урок посвящён первым постройкам Санкт-Петербурга эпохи Петра I....