САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ
методическая разработка (физика) на тему

Бокова Наталья Леонидовна

Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции личности, её творческих возмож- ностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоя- тельная работа, привлекая современных школь- ников, вызывает в тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и ум- ственного напряжения, порождает массу неожидан- ных вопросов и ошибок, сомнений и переживаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnaya_perspektiva.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА 2 / 2012 37

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ,

КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ

ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

Наталья Леонидовна БОКОВА

учитель физики и математики 1 категории

МКОУ «СОШ №2» п. Сывдарма

ПЕДАГОГИКА

Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции личности, её творческих возмож- ностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоя- тельная работа, привлекая современных школь- ников, вызывает в тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и ум- ственного напряжения, порождает массу неожидан- ных вопросов и ошибок, сомнений и переживаний. Я заметила, что особенно много затруднений воз- никает у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков, поэтому начинать эту работу надо ещё в начальных классах. В своей рабо- те я хочу осветить вопросы о правильности органи- зации самостоятельной работы, так как я считаю, что самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дис- циплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В процессе обуче- ния математике (физике) задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышле- ния учащихся. Самостоятельная работа - это такая познава- тельная учебная деятельность, когда последова- тельность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и опре- деляются самим учеником. Присутствие самостоятельной работы необхо- димо на уроках, в том числе и на уроках физики и математики, так как они тренируют волю, воспиты- вают работоспособность, внимание, дисциплиниру- ют учащихся. Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает мне для выяснения способностей

учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приёмами самостоятельной работы как ясное представление цели работы её выполнение, проверка, исправление ошибок. При правильной методике организации проведения самостоятельных работ активируется умственная деятельность детей. Если детям приви- вать навыки выполнения самостоятельной работы и использовать на уроках различные её виды, то у детей вырабатывается самостоятельность и разви- вается мышление, они стремятся выполнять более трудные задания. Самостоятельная работа - активный метод обу- чения. Основные признаки самостоятельно рабо- ты на уроках физики и математики - это наличие задания учителя, самостоятельность учащихся, руководство учителя, выполнение задания без не- посредственного участия педагога, активность и усилие учащихся, специальное время для выполне- ния задания. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятель- ность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результа- те работ всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, инди- видуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход. Педагогическая ценность самостоятельной ра- боты зависит и от того, каким образом организо- вана деятельность учащихся. Форма организации - это определенная расстановка участников учеб- ного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой.

Учащиеся при выполнении самостоятельной работы не всегда могут получить своевременную помощь от учителя, поэтому необходимо тщатель- но продумывать планы уроков, определять содер- жание и место самостоятельной работы, формы и методы её организации. Только в этом случае само- стоятельная работа будет выполняться учащимся сознательно. При этом необходимо продумывать уровень сложности и объём работы, трудности, воз- можные ошибки, которые могут возникать у детей в ходе её выполнения. В самостоятельной работе детей большое ме- сто занимает репродуктивная деятельность. Обязательным условием является индивидуализа- ция самостоятельных заданий, то есть их посиль- ность, учёт меры сложности для каждого ребёнка или группы детей, имеющих почти одинаковый уро- вень развития. Успешность выполнения задания за- висит от развития воли ребенка, навыков саморегу- ляции действий детей. Важно уметь вовремя прийти на помощь, поддержать желание выполнить работу до конца, снять напряжение и усталость. Минутный отдых, переключение внимания вызывают эмоцио- нальный подъём, активизируют мышление, позво- ляя вновь сосредоточиться на выполнении задания. Сформировать у детей необходимые навыки учебной деятельности позволяет умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной дея- тельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятель- но. Для индивидуальной самостоятельной работы, должны быть подготовлены специальные дидакти- ческие пособия. Они должны содержат задания раз- ной трудности. Я выделяю следующие виды самостоятельной работы на уроках физики и математики: 1) работы, организуемые с целью изучения ново- го материала; 2) работы, нацеленные на повторение, закрепле- ние знаний; 3) работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений; 4) обобщающие самостоятельные работы; 5) проверочные самостоятельные работы. Фронтальная форма организации самостоятель- ной деятельности наиболее целесообразна, когда учащиеся приступают к изучению темы, тогда важ- но создать определённый настрой, вызывать ин- терес к новой теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда уча- щиеся овладевают способами выполнения задания по образцу. Фронтальная работа по сравнению с индивиду- альной и групповой позволяет мне легче решать не- которые организационные вопросы, так как фрон- тальную работу можно провести в классе не имея карточек и других раздаточных материалов. Два,

три задания могут быть указаны на доске, в задач- нике или учебнике. Традиционно с/р. рассматривается как индиви- дуальная познавательная деятельность ученика. Работая самостоятельно, ученик продвигается сво- им темпом, не связан с классом. Он должен проявить при этом максимум усилий ответственности, рассчи- тывая на собственные силы. Индивидуальная рабо- та требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей. Под индивидуальной са- мостоятельной работе следует понимать такую, ко- торая предусматривает выполнение индивидуали- зированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Задания могут быть сформулированы и предложены учителем как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые уче- ник может выбрать добровольно. Этот подход - при- мечательная черта личностно-ориентированного обучения. При анализе общей структуры темы, я заранее определяю для себя: какие вопросы учащиеся мо- гут усвоить самостоятельно, какие задания будут предложены с целью формирования обще-учебных умений, задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных особенностей учащихся, формы организации коллективной самостоятель- ной деятельности на уроках физики и математики (работа в парах). В тематическом плане важно от- метить логическую последовательность работ, их разнообразие и усложнение. Второй этап планиро- вания самостоятельной работы на уроках физики и математики связан с подготовкой к конкретным урокам. Важно продумать организацию, методиче- ский инструмент в зависимости от педагогической ситуации и особенности класса. В начале урока оправданы непродолжительные работы, рассчитанные на 5-10 мин. чтобы включить весь класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление учащихся, создать рабочий настрой. Предлагая задания, аналогичные тем, которые учащиеся выполняли дома, я могу убе- диться, кто из ребят справляется с заданием само- стоятельно, кто допускает ошибки, затрудняется. Наряду с этим выясняется готовность класса к усво- ению нового материала, к выполнению более слож- ных заданий. Такого рода самостоятельные работы носят и проверочный характер, так как направлены на выявление и актуализацию опорных знаний и умений, что служит подготовкой к усвоению нового материала. Определить место самостоятельной работы на уроке означает также рассчитать время, необходи- мое для её выполнения. Несоответствие объёма ра- боты, выделяемому времени один из недостатков её организации. Завышение объёма работы вызы- вает у ребят состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством вы- полнения заданий. С другой стороны наблюдается и недооценка возможностей отдельных учащихся,

Библиографический список

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Ин-тор, 1996. – 296 с.

2. Питанова М.Е. Адресное обучение как одна из форм реализации дифференцированного подхода к обучению школь-

ников // Психолого-педагогические проблемы обучения и развития субъектов образования: Материалы конференции

«Психолого-педагогические исследования в системе образования». 16–18 мая 2002 г. Ч. II. Челябинск: М., 2002. С. 98-103


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образного мышления учащихся посредством вовлечения в творческую деятельность на уроках физики и во внеурочное время

Вашему вниманию предложено обобщение опыта (текстовый документ) + разработка урока физики в 9 классе (по Шахмаеву) по теме: "Вес тела, невесомость, перегрузки"....

Формирование ключевых компетенций учащихся методами интерактивного обучения и воспитания на уроках физики и математики.

Обобщение опыта работы учителя физики и математики по формированию ключевых компетенций учащихся методами интерактивного обучения и воспитания на уроках физики и математики....

Реферат "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления."

Реферат по теме "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления"  поможет Вам в организации самостоятельной работы на уроках математки...

Статья НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Статья содержит краткий обзор деятельности по развитию исследовательских навыков учащихся...

Использование самостоятельной работы учащихся как один из методов активизации познавательной деятельности

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознател...

«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

     В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...