Статья НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ОБРАЗОВАНИИ
статья на тему

Статья содержит краткий обзор деятельности по развитию исследовательских навыков учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smagulova_n.t.docx323.29 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

Смагулова Н.Т.

Назарбаев Интеллектуальная школа г. Семей                                                                                                           Республика Казахстан, г. Семей,  ул. Кабылбаева,32, т.531888

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Если в конце исследования не видно начала следующего - значит исследование не доведено до конца”. Д. Лихачев

    Одной из главных задач, поставленных в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, является “изменение содержания образования от знаниецентрического к компетентностному”. Юному поколению, сидящему сегодня за школьными партами, предстоит реализовывать в третьем тысячелетии долгосрочные программы развития и процветания республики. Современному обществу нужны одаренные люди и задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Индивидуальный подход в образовании занимает центральное место в новой школе. Он чрезвычайно важен для всех детей без исключения, но особенно для тех, природные задатки которых требуют особого внимания. Именно с развитием талантов и способностей, подкрепленных с раннего возраста личным трудолюбием и активной гражданской позицией, мы связываем будущее интеллектуального потенциала нашего общества.

      В связи с этим в разряд насущных потребностей образования выдвигаются задачи формирования у молодых людей готовности к осуществлению активных видов самостоятельной деятельности, в том числе и в сфере науки. Решение этой задачи требует в свою очередь создания оптимальных условий для становления ключевых характеристик готовности к научной деятельности, что позволяют сделать «Назарбаев Интеллектуальные школы».

     Сама по себе научная деятельность реализует одну из естественных потребностей человека - познавательную, и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. Поэтому так важно именно в школьном возрасте выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести учащихся на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

    Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?

По нашему мнению исследователь должен уметь: сформулировать проблему исследования в виде познавательной задачи; определить цель исследования; собрать необходимую информацию; разработать ведущий замысел; разработать гипотезу решения познавательной задачи; разработать мысленную (или реальную) модель объекта исследования; разработать методику проведения исследования; провести исследование (анализ фактов, причинно-следственных связей, наблюдения, анкетирование, эксперимент и т.д.); описать и объяснить полученные результаты; разработать предложения по применению полученных знаний; публично отстаивать результаты своего исследования.

     Темы проектов зачастую возникают в процессе общения на уроках и во внеурочное время. Так, например, возник проект «Элементы компьютерного сленга в речи учащихся НИШ г.Семей», автором которого является ученица 8 класса Смагулова Амина. В данной работе впервые предпринята попытка проанализировать речь учащихся Назарбаев интеллектуальной школы г.Семей с точки зрения использования в речи компьютерных сленгизмов.

     В ходе исследования были проведены опрос, анкетирование, наблюдение за речью учащихся во внеурочное время. На основе собранного материала были выявлены наиболее продуктивнее методы словообразования компьютерных сленгизмов, способы словообразования.

     Кроме того, в данной работе рассмотрены некоторые языковые явления, характерные для русского и других языков. Эмоционально окрашенная лексика сленга отличается от русской разговорной речи и просторечия «зацикленностью» на реалиях мира компьютеров. Явления, не относящиеся к этому миру, не побуждают учащихся давать им жаргонные названия. Были рассмотрены явления синонимии, антонимии и омонимии, фразеологические обороты, которые перешли из языка программистов в устную речь учащихся.

    В первой главе работы был рассмотрен сленг как тип речевой культуры, причины его возникновения и популярности, основные понятия.

    Во второй главе были представлены пути русификации, освоения компьютерных заимствований. Сделан вывод, что наиболее продуктивным является аффиксальное словообразование.

    В последней главе было проанализировано проникновение и использование компьютерного сленга в речи подростков. Предпринята попытка проанализировать речевую ситуацию на материале анкетирования учащихся НИШ г.Семей.

    По результатам исследования выпущен буклет, где дана собственная классификация наиболее популярных интернет-выражений.

    Данная работа была представлена на Фестивале науки, который проводится в Назарбаев Интеллектуальной школе ежегодно. Во время проведения Фестиваля учащиеся должны защитить свой проект не только перед членами жюри, но и перед всеми учащимися, заинтересовавшимися данной работой.

K:\Nala Tleubekovne\IMG_5969.JPG                                               

Защита научного проекта на «Фестивале науки» в НИШ ФМН г.Семей 2012г.

Ученица 8 класса Смагулова А.

    Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им недостаточно работы на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы. Подобные виды работ необходимо использовать в интеллектуальных школах в обязательном порядке, так как они становятся базой, отправной точкой для дальнейшего развития исследовательских навыков учащихся.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции личности, её творческих возмож- ностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоя- тельная работа...

Статья «Проектная деятельность учащихся в русском языке как способ реализации компетентностного подхода».

Статья  «Проектная деятельность учащихся в русском языке  как способ реализации компетентностного подхода».Концепция модернизации российского образования ставит перед учителем новые задачи. ...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ вечерних школ в условиях реализации компетентностного подхода в образовании

Статья расскажет о роли самостоятельной работы в вечерних школах в условиях реализации компетентностного подхода в образовании...

Статья "Научно-исследовательская деятельность учащихся: теория и практика современной школы".Авторы: Коркина И.Н. Тимофеева О.Н.

Одна из проблем школы - развитие творческих способностей учащихся. Найти решение этой проблемы помогает вовлечение школьников в исследовательскую деятельность. Главной ее целью является разв...

Исследовательская деятельность учащихся, как реализация компетентностного подхода в образовании

В статье рассматриваются этапы проведения исследовательской работы с целью осветить проблему организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....

Статья"Научно-исследовательская деятельность как способ развития творческой одаренности учащихся"

Работа с одаренными, талантливыми и способными детьми, их выявление и развитие является одним из главных направлений исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность создает условия для ...

Статья «Составление электронных презентаций учащихся как один из видов выполнения домашнего задания»

Урок химии, по моему мнению, не должен быть завязан на презентации, а вот ученические презентации могут использоваться как одна из форм подготовки домашнего задания. Это могут быть презентации, исполь...