Статья «Проектная деятельность учащихся в русском языке как способ реализации компетентностного подхода».
статья по русскому языку по теме

Балтатарова Ольга Андреевна

Статья  «Проектная деятельность учащихся в русском языке  как способ реализации компетентностного подхода».

Концепция модернизации российского образования ставит перед учителем новые задачи. Одна из задач – обновление содержания образования и внедрение новых форм освоения этого материала в практику преподавания. И большие перспективы в реализации этой задачи дает проектная деятельность...

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Проектная деятельность учащихся в русском языке  как способ реализации компетентностного подхода».

    Русский язык был и остается одним из основных предметов школьного образования. Уроки русского языка остаются обязательными при любой профилизации. Итоговой аттестации по данному предмету также невозможно избежать. Все это подтверждает исключительную роль изучения русского языка и в образовательном процессе, и полученном образовании как результате; роль, обусловленную спецификой самого языка как важнейшего инструмента развития отдельного человека и общества в целом.

   Однако представляется, что именно очевидность и аксиоматичность всего вышесказанного мешает непредвзятому осмыслению целей и содержания преподавании русского языка в современной школе. При этом огромное количество проблем, связанных с эффективностью уроков по данному предмету, ни для кого не является секретом: это и все падающий уровень грамотности (в узком смысле – как навыков правописания), и недостаточная разработанность системы обучения функциональной грамотности (вроде бы столь востребованной сегодня) – вплоть до неокончательной проясненности самого понятия, и значительная перегруженность курса теоретическим материалом, не востребованным за пределами урока и не соотносимым  большинством учащихся с их реальными жизненными потребностями, а потому не представляющимся ценным, что не сможет не сказываться на учебной мотивации и, как следствие на результатах обучения.

Понятно, что при таком многообразии проблем едва ли стоит говорить о возможности нахождения единственно верного их решения.

   Концепция модернизации российского образования ставит перед учителем новые задачи. Одна из задач – обновление содержания образования и внедрение новых форм освоения этого материала в практику преподавания. И большие перспективы в реализации этой задачи дает проектная деятельность.

   Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учениками, придать учебному процессу практическую направленность заставляет обращаться в рамках компетентностного подхода к таким технологиям обучения, как «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов».

   В меняющемся мире деятельность педагога должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде.   Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагога новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

   Одним из таких направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода средствами метода проектной деятельности учащихся.    

   С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, акцентируется внимание на способности использовать полученные знания, уметь их реализовывать в разных жизненных ситуациях. Здесь немаловажную роль играет такое понятие как «ключевые компетенции». Предполагается, что ключевые компетентности носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности.

Какие же качества необходимы в любой профессиональной деятельности?

Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе»,  так отвечает на этот вопрос:

  1. Способность работать самостоятельно без постоянного руководства;
  2. Способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;
  3. Готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
  4. Умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
  5. Способность уживаться с другими;
  6. Способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими).

    Например, целью проекта по русскому языку  может быть реконструкция образовательного процесса по русскому языку на основе компетентностного подхода с использованием проектных технологий.

 Данный метод позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:

-учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);

-коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);

-информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);

-личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать результаты своей деятельности).

  Данный проект входит в категорию перспективного проекта и планируется к реализации в 2009-2010 г.г. Сам проект делится на подпроекты, т.е. те шаги, которые будут производиться учащимися.         Учебный проект – самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Это задача, требующая интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

  Планируемая проектная деятельность может быть  направлена на учащихся 10-х классов.

Учащиеся могут выбрать следующие типы проектов:

  1. Исследовательский (имитация научного исследования, обязательно предусматривает эксперимент, данный предмет имеет четкую структуру) – реферат, доклад, научная статья.
  2.  Реферативно-описательный, ориентированный  в основном на обработку информации, выявления проблем, не предусматривает экспериментальной проверки.
  3. Творческий (описание творческой деятельности) – газета, альманах, радиопрограмма, музей.
  4. театрализовано-игровой (описание театрально-игровой деятельности), сценарий спектакля, интеллектуальной игры.

Все виды проектов будут осуществлены с использованием информационных технологий (компьютер, интернет-ресурсы).

Вклад каждого участника проекта будет оцениваться  по следующим критериям:

  1. Осознание каждым участником проекта значимости и актуальности выдвинутых проблем, понимание их адекватности изучаемой тематике;
  2. Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  4. Коллективный характер принимаемых решений;
  5. Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  6. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения и выводы;
  7. Эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  8. Умение отвечать на вопросы оппонентов и аргументированность ответов каждого члена группы.

  Этот метод позволяет развивать:

  1. Аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов, явлений.
  2. Ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций с раннее изученными фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр.
  3. Логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности деятельности действий, предпринимаемых для решения проблемы.
  4. Кроме того, у ученика формируется умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, а также устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы.  
  5. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, включая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки в первую очередь.

Темы проектов в 10 классе:

- «Использование односоставных предложений в лирических произведениях А.С. Пушкина» (научный доклад);

- создание словаря современной лексики;

- проект «Музей русского слова»;

- - подготовка компьютерных программ по русскому языку под названием «Лингвистические кроссворды»;

- разработка компьютерного материала по русскому языку. (См. приложение «Русский язык – это интересно!»);

- создание компьютерных презентаций на уроках русского языка.

Модель реализации проектов.

 

Название проекта

Деятельность   учеников

Деятельность учителя

Время

Результаты

«Синонимика – сфера бесконечных возможностей речевого творчества»

Обсуждение задания, изучение нового материала.

Объяснение цели, задач предстоящей деятельности; педагогическое наблюдение.

I четверть

Научный доклад

Создание словаря современной лексики

Определение путей нахождения источников информации.

Консультиро-

вание.

II четверть

Словарь современной лексики

Проект «Музей русского слова»

Поиск информации,

Разработка и выполнение.

Педагогичес-

кое наблюдение, участие в обсуждении и оценке результатов.

III четверть

«Музей русского слова»

Создание компьютерной  программы по русскому языку «Русский язык – это интересно!»

Отбор компьютерных программ, поиск лингвистического материала

Консультирование, участие в анализе полученных результатов и их оценке.

IV четверть

Компьютерные программы,

презентации

по русскому языку.

Работа над каждым проектом проводится поэтапно. Это позволяет организовать работу учащихся над проектом. Проводится предзащита проекта, где высказываются замечания, даются советы по окончательному оформлению результатов.

Защита проектов предусматривает коллективное обсуждение, экспертизу, оппонирование, результаты внешней оценки, выводы.

 

 Прогнозируемые результаты.

   Учащиеся, получив задание, начинают подходить к этому  более осознанно. Они учатся сами распределять свою работу, развивают коммуникативные навыки, учатся оценивать свои способности и способности своих товарищей, проводить диагностику и оценивать промежуточные результаты для получения хорошего конечного результата.

   Меняется роль учителя: он не контролирует, а больше внимания уделяет процессу мотивации обучения. Учащиеся чувствуют большую уверенность в своих возможностях. Данная проектная деятельность включает в себя основные принципы компетентностного подхода:

  1. Повышается мотивация к изучению русского языка;
  2. Воспитывается положительное отношение к учению;
  3. Имеет образовательную и воспитательную ценность;
  4. Удовлетворяется потребность школьников к самореализации;
  5. Задание становится для учащегося личнозначимым;
  6. Обучение происходит через деятельность;
  7. У школьников происходит осознание процесса обучения;
  8. Воспитывается умение интегрировать все полученные раннее знания, умения и навыки.

   В ходе реализации этого метода у учащихся должен наметиться значительный рост познавательной активности на уроках и дома, их знания и умения должны стать более глубокими и прочными, должна прослеживаться  тенденция роста обученности и качества знаний. Если при традиционном подходе уровень обученности учащихся по отдельным темам составляет в 10 классах от 65% до 70% (данные на настоящий момент времени), то при реализации компетентностного подхода показатели должны вырасти от 75 до 85 %.

   Кроме того, в активную познавательную деятельность должны включиться и слабые ученики, повыситься их интерес к предмету. В итоге, данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности, также важно формирование в школе ключевых компетенций сегодня, необходимо  развивать способности школьника реализовывать себя в новых динамичных социально-экономичных условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одним из этих путей является проектная деятельность учащихся.

Приложение.

«Русский язык – это интересно!»

   Данный проект является действенным средством вовлечения во внеклассную работу большинства учащихся, так как  работа над проектом предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путем чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками и т.д.

   В основе проекта лежит умение ориентироваться в информационном пространстве, а также умение самостоятельно моделировать практический компьютерный материал для уроков русского языка.

  На уроках информационных технологий учащиеся получают определенные практические знания, которые позволяют им самостоятельно смоделировать компьютерный материал для уроков русского языка в 5 классе.

На основании имеющихся учебных компьютерных программ по русскому языку, учащиеся могут попробовать сделать свою программу. Современные коммуникационные технологии, средства информатики позволяют:

- повысить интерес учащихся к сложному предмету;

- самостоятельно при помощи компьютера повторять практический материал;

с помощью игровых моментов учащиеся могут освоить знания не по необходимости, а по желанию, заинтересованно;

-правильно, непринужденно себя оценивать (уметь правильно себя оценить – это важная особенность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным).

   Цель проекта: разработать современные игровые задания (пособия) по русскому языку с использованием компьютерных технологий.

   Задачи:

  1. Использовать компьютерные технологии для создания игрового пособия по русскому языку для 5 класса;
  2. Повысить интерес учащихся  к предметам (русский язык и информационные технологии);
  3. Дать возможность заниматься русским языком не только в школе, но и дома;
  4. Попробовать свои силы в разнообразных творческих заданиях (кроссворд, лингвистические игры, путешествий и др.).

Ход работы.

  1. Планирование и подбор необходимых источников информации.
  2. Просмотр компьютерных программ для изучения русского языка и учебника русского языка для 5 класса.
  3. Выбор определенной темы и сбор необходимого теоретического материала по русскому языку.
  4. Обработка и систематизация собранной информации.
  5. Оформление результатов исследования.

Этапы проекта:

I.  Подготовительный этап.

Выбор учебного предмета

Обоснование необходимости проведения компьютерного урока по выбранному учебному предмету.

Выбор программных средств для разработки заданий (Microsoft Office Word, Excel, Power Point, Visual Basic).

II. Организационный этап.

Формирование проектных групп

Составление плана работы.

III. Поисковый этап.

Сбор информации

Формирование банка идей.

IV. Практический этап.

Разработка игрового материала

Подбор музыкального сопровождения.

Подбор и изготовление иллюстративного материала.

V. Проектно-оформительный этап.

Оформление практического материала

Разработка компьютерных заданий с использованием программных средств.

Оформление постера.

VI. Апробационный этап.

Проведение урока русского языка в 5 классе с использованием практического материала.

VII. Получение продукта.

Редактирование разработанных компьютерных заданий.

Занимательное практическое пособие для уроков русского языка в 5 классе.

Использование учителями школы полученного пособия на уроках русского языка и во внеклассной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся как один из способов формирования семейных ценностей. Методическая статья.

Данная методическая статья дает возможность представить, как проектная деятельность в школе может объединить учителя, учеников и их родителей. Каким образом можно повысить эффективность учебно-воспита...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ вечерних школ в условиях реализации компетентностного подхода в образовании

Статья расскажет о роли самостоятельной работы в вечерних школах в условиях реализации компетентностного подхода в образовании...

Интеллектуальные игры, как способ реализации компетентностного подхода в условиях реализации ФГОС второго поколения

Статья представляет личный опыт в проведении интеллектуальных игр в урочной и внеурочной деятельности...

Проектная деятельность учащихся 7 классов как средство реализации ФГОС по биологии

Проектная деятельность учащихся 7 классов  как средство реализации ФГОС  по биологии...

Проектная деятельность как педагогическая технология и метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку

Проектное обучение, как одна из форм педагогических технологий, направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания.Проектная  деятельность помогает обучающимся бо...

Проектная деятельность учащихся по физике как способ достижения метапредметных результатов обучения

Аннотация. Сформулированы  метапредметные результаты обучения в рамках предмета физики, показаны какие формируются УУД на этапах создания проекта. Приведен краткий пример  проектной работы....